Постановка проблемы и цель исследования
Анализ мирового и отечественного опыта по исследованию территориальной организации третичного сектора свидетельствует о недостаточно полном раскрытии сущности, структуры и механизма действия целостных территориальных систем обслуживания населения, неполном определении роли и функций субъектов системы, недостаточном рассмотрении места третичного сектора в системе общегосударственной политики и др. Многие авторы высказывают озабоченность терминологической нестрогостью, концептуальной размытостью современных положений территориальной организации третичного сектора. Поэтому целью исследования явилось изучение передового зарубежного опыта в организации городского общественного пространства и развития сферы услуг, его переосмысление и интерпретация к условиям современного российского города на примере г. Саранска.
Материалы и методы исследования
Теоретические подходы и методологические принципы изложены в общих и проблемных работах по географии сферы обслуживания (С.А. Ковалев, И.В. Никольский, А.И. Алексеев, Н.В. Зубаревич, А.И. Трейвиш, А.А. Ткаченко [1, 2]) и др.
Исследованием стратегических направлений и перспектив развития сферы услуг занимается широкий круг ученых, к числу которых следует отнести Г.Л. Багиева, Г.Д. Дроздова, Г.А. Исаева, Д.Г. Родионова, Л.Б. Сульповара, С.А. Уварова, В.А. Черненко и др. Среди зарубежных авторов выделим следующих: Р.Д. Блэкуэлл, Р.К. Мертон, Дж.Т. Линд, П.У. Миниард, Т.Ф. Монгуш и др.
Региональные аспекты функционирования отраслей третичного сектора экономики и формирования городского пространства представлены в работах В.Н. Андреева, Е.Л. Аношкиной, В.Л. Бабурина, Б.С. Жихаревича, О.В. Заборовской, Р.А. Исляева, А.П. Обедкова, В.Е. Рохчина и др.
Осмысление пространственного развития города в направлении гуманизации возможно на основе работ по внутригородской географии, урбанистике и теории градостроительства (В.В. Покшишевский, Г.М. Лаппо, Ф.М. Листенгурт, Е.Н. Перцик, О.К. Кудрявцев и др.) [1, 3–5]. Работы по геоинформационным и картографическим методам изучения внутригородских процессов (А.М. Берлянт, И.П. Герасимов, Е.Г. Капралов и др.) [6] являются необходимой теоретической основой для применения современных методов исследования с использованием географических информационных систем.
Новейшие географические исследования трансформационных процессов в крупных городах России отражены в трудах О.И. Вендиной, К.Э. Аксенова, Э.А. Бондарчука и др. Существуют современные зарубежные исследования географии трансформационных процессов и третичного сектора в крупных городах (П. Холл, С. Сассен, Е. Лихтенбергер и др.) [7, 8]. В нашем понимании территориальная система обслуживания рассматривается как объект исследования третичного сектора и подсистема городской территориальной системы.
Выявление основных направлений трансформации городского пространства требует применения пространственно-временного анализа [1, 3, 5, 9]. Определение роли обслуживающих отраслей, расселенческо-планировочных факторов в повышении социального благополучия населения невозможно без применения методов социологического опроса населения [10–12]. Сложность в том, что у разных социальных групп часто взаимоисключающие интересы, которые должны быть учтены при планировании и обустройстве общественного пространства. Общественное пространство нужно не только для того, чтобы удовлетворять существующий спрос населения, но и для того, чтобы «формировать общественность». Хороший пример того, как должно быть устроено общественное пространство, – детские площадки в Скандинавии.
Решение исследовательских задач требует изучения зарубежного и передового отечественного опыта. Многие исследователи городского развития базировались на социально-экологическом подходе (J. Friedrichs, L. Massotti, J. Hadden [7] и др.). На современном этапе востребованной парадигмой в изучении развития городских пространств явилась теория регуляции (S. Kratke, H. Hitz, C. Schmid, R. Wolff [7]). При исследовании развития городских пространств анализируются черты концепции города как расширяющейся системы с усиливающимся «зонированием» городской территории, разделением функций (работы, жилья и снабжения товарами и услугами) и принятием модели массового потребления [13]. С усилением роли третичного и четвертичного секторов в экономике, согласно D. Leborgne и A. Lipietz [7], происходит перемещение акцента с массового производства к производству товаров и услуг с ориентацией на конкретного потребителя.
Используя опыт северных стран (проект SAGA / «Сага о городе. Трансформация общественных пространств»), можно моделировать новые, креативные, современные пространства, удобные для людей. Концепция данного проекта основывается на организации городских общественных пространств, отвечающих качественным характеристикам – «разумно организованные и высокотехнологичные», «привлекательные», «зеленые», «экологичные», «доступные».
Известно, что северные страны обладают богатым опытом трансформации пространств в городе и создания «дружественной жителям» окружающей среды. Основным принципом методологии в данном случае является принцип «города для людей», суть которого в том, что городская среда формируется в соответствии с потребностями горожан, при этом эффективность работы пространства повышается. Зарубежные методики требуют их переосмысления в зависимости от цели исследования и специфики города [5, 11, 13].
Особый интерес представляет методика Gehl Architects и адаптация ее к условиям российского города. Существует типология общественных пространств: площади для политических выступлений, пьяццо (площади средиземноморского типа), рекреационные – парки, скверы; транзитные общественные пространства (вокзалы и площади у них), квазипубличные пространства – дворы. У каждой территории свои функции.
Анализ работ зарубежных теоретиков W.G. Reilly, G.P. Clarke, G. Cliquet, D.L. Huff, А.S. Fotheringham [7], изучающих влияние и размещение рыночных услуг с использованием различных математических и геоинформационных подходов, позволил подойти к пониманию «местоположения». В условиях новой концепции «маркетинга мест и территории» (Ф. Котлер) осознана необходимость создания образа города максимально привлекательного для инвестиций. Использование трансформационных процессов для перепрофилирования и реорганизации территорий будет способствовать созданию конкурентоспособной городской экономики.
Понимание основных закономерностей позволило применить данный опыт в исследовании третичного сектора экономики г. Саранска (рисунок). Рисунок отражает систему взаимосвязей качества городской среды, её пространственной организации и развития третичного сектора экономики. Авторский подход основан на улучшении городского общественного пространства как фактора развития территорий, повышения качества жизни населения и городской среды.
Саранск, столица Республики Мордовия, может стать инвестиционно привлекательным городом за счет использования конкурентных преимуществ – выгодного экономико- и транспортно-географического положения, наличия трудовых квалифицированных ресурсов и инфраструктурного потенциала [5, 9, 14]. В настоящий момент развитие г. Саранска происходит с усилением функций Центра города и его привлекательности, что выбивается из пространственной модели С. Кратке, в то же время в перспективе прослеживается некоторое усиление социально-экономической поляризации внутри города, в крупных жилых микрорайонах. При исследовании трансформационных процессов в г. Саранске были применены социально-экологический и регуляционный подходы. В первом случае городское развитие рассматривается как процесс, который сам определяет свое направление. Во втором – как последовательность определенных исторических фаз, внутри которых вырабатываются соответствующие политические и институциональные механизмы регуляции. В трансформации городского пространства (Дж. Бурдак, Г. Херфент [5, 7, 9, 13]) выявляется то, что пригородная зона и спальные районы города становятся «специализированными фрагментарными местоположениями». Основным принципом методологии в нашем случае, что соответствует общемировым тенденциям, является принцип «города для людей», когда городская среда формируется в соответствии с потребностями горожан, при этом эффективность работы пространства повышается. Саранск – культурный, деловой, спортивный центр с перспективной ориентацией на инновационное развитие отраслей и сфер городской экономики. Современная территориальная организация третичного сектора экономики – своеобразный индикатор городских пространственных трансформационных процессов [11, 15]. Новизна и оригинальность подходов в данном исследовании заключается в разработке новых методов сбора информации и анализа размещения рыночных услуг в городе с помощью ГИС-технологий [5, 12], что позволяет преодолеть ограничения российской информационной инфраструктуры. Проведение географического анализа факторов и тенденций размещения разных видов рыночных и нерыночных услуг в г. Саранске необходимо с целью дальнейшей оптимизации инвестиционных и планировочных решений власти и бизнеса.
Выводы
Таким образом, теоретические разработки, накопленные в данной области, являются основой для продолжения исследований. Вместе с тем не доведена до методологически-концептуальной четкости разработка механизма функционирования отраслей третичного сектора экономики в транзитивных условиях, оптимизации пространственной структуры города в направлении гуманизации, повышения качества жизни и социального благополучия населения. Важной задачей является разработка концептуальных основ и методологических подходов к оценке качества городской среды в контексте социального благополучия населения с учетом инфраструктурно-функциональных факторов, определение экономически обоснованных вариантов ее обустройства на локальном уровне.
Качество городской среды и развитие третичного сектора экономики в контексте социального благополучия населения в зависимости от территориальных факторов
Изучение пространственных систем всегда являлось приоритетным направлением экономико-географических исследований. Однако в большинстве работ главное внимание уделялось аналитическим аспектам изучения городских территориальных систем при недостаточной проработке концептуальных основ исследуемой проблемы. Для того чтобы избежать этих недостатков, необходимо применять методы моделирования, которые позволяют отобразить основные структурные и функциональные элементы систем, а также их взаимосвязи. В наибольшей степени проработаны вопросы моделирования отдельных элементов систем. В то же время фактически отсутствуют модели, отражающие трансформационные процессы развития и функционирования городских общественных систем, анализ которых играет важную роль в прогнозировании устойчивого развития городской среды.
Выделим ряд общих закономерностей, характерных для городов, независимо от их географических, климатических, социально-экономических, морфологических и культурных особенностей.
1. Концепция «города для жизни» должна быть основана на интересах его жителей с упором на развитие общественных зон на основе развитого транспорта, эффективно функционирующей социальной инфраструктуры, разумно организованных, доступных, экологичных общественных пространств. Опыт северных стран (проект SAGA) нацеливает на моделирование новых, креативных, современных пространств, удобных для жителей. Чикагский совет по городскому планированию определяет развитие общественных пространств как прикладной инструмент для улучшения качества городской среды квартала, города. Потенциал этого явления относится к числу наиболее действенных глобальных идей, способных кардинально изменить жизнь людей в настоящем столетии.
2. Улучшение качества городской среды носит комплексный характер, требующий разностороннего развития социально-территориальных коммуникационных возможностей для человека в городской среде и создание среды комфортной для жизнедеятельности и проживания населения. Идеи Gehl Architects – результат практических разработок и изучения ситуации в конкретных городах Европы, Америки и Австралии. Методика Gehl Architects может быть адаптирована к условиям российского города, что и было сделано на примере г. Саранска – выявлены основные функциональные особенности и основные качественные характеристики общественных пространств – доступность, безопасность, оборудованность, мультифункциональность [5].
3. Улучшению качества городской среды способствует повышение социального благополучия населения, приоритет социальных задач над экономическими в территориальном развитии.
4. Экономико-географический анализ экологической составляющей оценки качества городской среды позволяет подойти к пониманию необходимости эколого-экономической оптимизации территориально-планировочной структуры крупного города, что находит широкое подтверждение в мировой практике.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-05-02526 А.