Преобладающая часть территории Российской Федерации – это сельская местность, которую населяет треть российских граждан [1]. По определению, данному в статье 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: сельское поселение – тип муниципального образования (МО) в России, которое представляет собой один или несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией [2]. Их отличительной чертой является преобладание ведущего способа хозяйственной деятельности, связанного с производством, переработкой сельскохозяйственной продукции. Помимо природной, экономической, социальной, экологической составляющих, демографические показатели, такие как численность, половозрастная структура, размещение, миграция населения, являются важнейшими индикационными показателями градостроительного развития сельских населенных пунктов. Население в административных районах Оренбургской области размещено крайне неравномерно: от 30 до 70 % – проживает в крупных населенных пунктах (областной и районные центры). Сельских населенных пунктов в области насчитывается 1708. Численность постоянно проживающего населения на 1 января 2014 г. составляла 2008,5 тыс. чел, в том числе: сельское – 806,5 тыс. чел (40,2 %), городское – 1202,0 тыс. чел (59,7 %), трудоспособное население – 1198,4 тыс. чел. Средняя плотность – 16,2 чел/км2 [3]. В областных и районных центрах сосредоточен основной промышленный потенциал, расположены крупные социальные и культурные объекты и учреждения. На долю сельских поселений, не имеющих административного статуса, приходится менее 25 % населения [3]. Отмечается значительный миграционный отток трудового населения из сел в города, что приводит к социально-экономическому упадку отдельных районов и снижает перспективность развития преимущественно малых и лишенных административного статуса населенных пунктов.
Материалы и методы исследования
Информационной основой и базой для решения проблем устойчивого развития территории, в том числе в сфере демографии, являются документы территориального планирования [4]. Согласно Градостроительному кодексу РФ, под территориальным планированием понимается прогнозирование развития территорий для рационального размещения производительных сил и трудовых ресурсов, определения размещения объектов федерального, регионального и местного значения [5].
Одна из целей территориального планирования состоит в оптимизации использования природных и трудовых ресурсов для устойчивого развития муниципального образования [6]. Динамика численности населения административных районов в разрезе муниципальных образований является ведущим критерием оценки градостроительного ранга населенных пунктов и определения перспектив и приоритетов их развития. Для характеристики сложившейся системы расселения проведен анализ плотности проживающего в них населения в сельских населенных пунктах Оренбургской области [7]. Выделены следующие группы рассматриваемых сельских поселений в Оренбургской области по плотности населения: до 3 чел/га; от 3 до 5 чел/га; от 5 до 10 чел/га; свыше 10 чел/га. На основании уровня градостроительного развития территории все сельское населенные пункты делятся:
- на сельские населенные пункты (СНП), в которых отсутствуют официально зарегистрированные жители;
- СНП слабого градостроительного развития с низким уровнем социального развития (численность населения менее 1000 человек);
- СНП среднего градостроительного развития, характеризующиеся невысоким социально-экономическим развитием (численность населения 1000 – 3000 человек);
- СНП высокого градостроительного развития с наличием относительно развитой социально-производственной сферы (численность населения 3000 – 9000 человек);
- СНП с наибольшим потенциалом градостроительного развития, с высоким уровнем развития производственной и непроизводственной сфер, инвестиционной привлекательности (численность населения более 9000 человек).
Результаты исследования и их обсуждение
Разработка проектов территориального планирования на всех уровнях, начиная от федерального, заканчивая местным, связана с многочисленными проблемами: слабая координация между проектировщиками и администрациями-заказчиками при формировании проектной документации; игнорирование современных методов научного анализа и прогнозирования; отсутствие опыта разработки подобных документов у большинства подрядчиков, пренебрегающих качеством в угоду снижения предлагаемой цены контракта; отсутствие научно обоснованной концепции развития муниципальных образований и их слабая связь между собой. Это заключение основано на данных оценки экспертов и анализа СТП муниципальных районов Оренбургской области [8].
Согласно ст. 19 Градостроительного кодекса РФ «документы территориального планирования содержат: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях (территория в составе муниципального района, не включённая в состав территорий городских и сельских поселений); карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, если на них планируется размещение объектов федерального, регионального и местного значения (за исключением линейных объектов)» [5]. В Градостроительном кодексе предусматриваются требования к их содержанию. В материалах по обоснованию обязателен раздел, посвященный демографической ситуации в МО с прогнозом её дальнейшего развития на основе имеющихся данных, в том числе в разрезе сельских поселений. Кроме того, в составе практически всех СТП присутствует картографический материал, отражающий структуру и динамику расселения, выполненный с применением геоинформационных технологий. Согласно рисунку на территории Оренбургской области можно выделить СНП шести градостроительных рангов. Перспективные поселки приурочены к районным центрам (Пономаревка, Первомайский, Адамовка, Новосергиевка и др.), а также ряду районов области (Ташлинский, Соль-Илецкий, Оренбургский районы), в которых развиты отдельные отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции. Основная часть СНП перспективного развития сосредоточена в центральной и восточной частях области (Оренбургский, Беляевский, Адамовский). Это обусловлено географическим положением территориальных единиц (периферийная урбанизированная зона Оренбурга), хорошей транспортной доступностью центра и спецификой заселения восточной части области в период освоения целины и образования так называемых колхозов-гигантов. На северо-западе Оренбуржья на границе с Самарской областью, Республикой Башкортостан, Республикой Татарстан преобладают малоперспективные поселения, что обусловлено высоким уровнем межрегиональной и внутрирегиональной миграции в районные центры и города.
В современном экономическом пространстве с развитием рыночных отношений сложилась низкая рентабельность сельскохозяйственного производства на значительной территории целинного Оренбуржья. По результатам статистического анализа восток области характеризуется низким уровнем социально-экономического развития и недостаточной организацией инженерно-транспортной инфраструктуры. В 1990-е гг. в целинных районах наблюдалась массовая внешняя эмиграция представителей некоторых национальностей (немцев и др.). Причина данного миграционного бума – нестабильная экономико-политическая ситуация в стране в целом и в регионе в частности. Относительно благоприятная демографическая обстановка наблюдается в СНП с высокой долей мусульманского населения за счет традиционно высокой рождаемости, например в «национальных» селах районов Оренбургской области, граничащих с Казахстаном, Татарстаном и Башкортостаном. Таким образом, систематизируя количественные показатели демографической ситуации в регионе, авторы выделяют 3 группы районов: с высокой, средней и низкой долей неперспективных и малоперспективных СНП. Каждому из сельских населенных пунктов присвоен градостроительный ранг (от 0 до 6), определена доля в составе муниципальных районов наименее перспективным сёл с рангом 5 и 6. Согласно этому показателю была проведена кластеризация.
Заключение
В результате статистической обработки количественных параметров (демографические показатели, социально-экономические индексы) СНП Оренбургской области делятся на перспективные – с высоким агроресурсным потенциалом, имеющие значительные показатели качества сельскохозяйственных земель, сферы обслуживания населения, трудоресурсной ситуации, высоким процентом развития инженерно-транспортной инфраструктуры и неперспективные – с низким уровнем развития производственно-хозяйственного потенциала, отсутствием структуроформирующего планировочного каркаса (авто- и железнодорожные сети). На основании данных по численности их населения и запланированным комплексным мероприятиям в отношении производственной и непроизводственной сфер, а также по улучшению уровня их градостроительного развития, при разработке СТП необходимо ввести следующие градостроительные ранги:
– СНП, исключаемые из состава населенных пунктов, в связи с отсутствием официально зарегистрированных жителей. Предлагается внести изменения в законодательные акты Оренбургской области «О муниципальных образованиях в составе муниципального образования…» и в правовые и нормативно-технические документы;
– СНП без градостроительного развития (численность населения предположительно сократится или останется неизменной);
– СНП малого градостроительного развития (численность населения вырастет незначительно – на 3–5 % или останется неизменной; предусмотрено развитие преимущественно социальной инфраструктуры;
– СНП умеренного градостроительного развития (перспективные) – темпы роста численности населения составляют от 7 до 10 % (повышение уровня развития социально-экономической сферы);
– СНП относительно активного развития (высокоперспективные) (рост численности населения составит 10–13 %; предусмотрено развитие мелких и средних форм производства и рост уровня социально-экономической структуры);
– СНП опережающего градостроительного развития (наиболее перспективные) – прогнозируемый прирост численности населения свыше 13 % (высокая доля развития в производственной и сельскохозяйственной отраслях, непрерывное технологическое усовершенствование процесса производства и обработки продукции, современная инженерно-техническая база поселений, получение социально гарантированных видов услуг для населения), развитие альтернативных форм природопользования (рекреационно-туристическая, охрана природы).
Градостроительные ранги СНП Оренбургской области. Условные обозначения: I – неперспективные; II – наименее перспективные; III – малоперспективные СНП; IV – перспективные СНП; V – высокоперспективные СНП; VI – наиболее перспективные СНП; VII – СНП без официально зарегистрированных жителей
Внедрение в состав СТП обязательного градостроительного ранжирования, как и других форм научного анализа, позволит обосновать проектные решения и подойти к разработке территориального планирования не просто как к изложению формализованного материала, а как к формированию информационно-аналитического комплекса, основанного на современных достижениях в области анализа ландшафтного планирования систем регионального уровня, организации территориально-экономических комплексов (кластеров), развития альтернативных форм природопользования.
Работа выполнена по теме фундаментальных научных исследований, финансируемых из федерального бюджета РАН «Степи России: ландшафтно-экологические основы устойчивого развития, обоснование природоподобных технологий в условиях природных и антропогенных изменений окружающей среды».