В конце 1960 гг. человечество переосмыслило роль урбанизации в преобразовании пространства и ухудшении состояния здоровья людей. Это стало ядром, зародившим экологические направления в концептуальном виденье пространства городов. Их популяризация способствовала изменению облика европейских городов – около 50 % территории были преобразованы в зеленые зоны. В настоящее время европейские сообщества, по мнению Т. Битли, предпочитают жить в городских районах «фундаментально встроенных в природную среду» [1, 2].
Одним из таких подходов в современном мире является ландшафтный урбанизм, направленный на создание экологически безопасной территории, включенной в природную среду, в которой сбалансированы и взаимосвязаны социальная, экономическая и экологическая сферы. В нем в качестве связующего звена всех сфер выступает система озеленения, создающая сложные функциональные связи между системами озелененных транспортных пространств, городскими рекреационными зонами и озелененным пространством жилых комплексов и архитектурных объектов. Ранее, согласно теории Ф.Л. Олмстеда, в качестве озелененного пространства, обеспечивающего комфортность среды, был парк, теперь – это крупные природные элементы, как правило, реки – способные обеспечить дальнейшее спонтанное развитие пространства и включенные в природную среду.
Цель исследования – изучение современного уровня формирования и развития городских набережных в условиях ландшафтного урбанизма (на примере г. Белгорода). Основные задачи исследования: изучение отечественного и зарубежного опыта реорганизации и реконструкции береговых рекреационных пространств с позиции ландшафтного урбанизма, оценка современного состояния развития рекреационных пространств Белгородской агломерации и функционально-планировочной структуры г. Белгорода с определением перспектив ее изменения и создания, реконструкции городских набережных в г. Белгороде с применением принципов ландшафтного урбанизма.
Методы исследования: ландшафтный урбанизм и ландшафтно-рекреационное проектирование, способствующие единению человека с природой посредством формирования рекреационно-комфортного ландшафта.
Родоначальником ландшафтного урбанизма считают Ф. Олмстеда. Его идеи и концепции до сих пор являются основополагающими в рекреационном проектировании и ландшафтном дизайне. К принципам ландшафтного урбанизма относят: единство ландшафта и архитектуры, функциональную двойственность, подземную интеграцию, толерантность к окружающей среде, изменчивость во времени. Наиболее широкое распространение ландшафтный урбанизм получил в начале XXI века в европейских городах. В этот период его развитием занимались C. Waldheim, J. Corner и M. Mostafavi [3], Б. Чуми, Р. Коолхааса. В 90-х годах ХХ века в Париже, Барселоне и Канберре появляются первые общественно-рекреационные пространства, спроектированные по принципам ландшафтного урбанизма.
Начиная с 1980 гг. вектор развития ландшафтного урбанизма, в Европе, был устремлен в сторону формирования береговых пространств, поскольку единственной возможностью горожан на пребывание в комфортной среде с природными приоритетами являются городские набережные. В настоящее время продвижением такого направления в Европе занимается М. Девиня. Исследованиями в области ландшафтного урбанизма в России занимаются Э.Э. Красильникова, В.А. Нефедов и другие [4].
Учитывая зарубежный и отечественный опыт формирования береговых пространств, основанный на концепции ландшафтного урбанизма, можно выделить следующие направления повышения качества среды: озеленение прибрежных территорий с целью эстетической гармонизации пространства и регулирования климата, экореконструкция городских набережных и регенерация прибрежных постпромышленных территорий с применением натуральных материалов, расширение береговой и аквальной инфраструктур (мест досуга, публичных пространств, стоянок для водного транспорта), создание среды с «контактной» водой и мобильных компонентов в водной среде с привлечением инвестиций, энергоэффективность зданий и создание условий для использования набережных в темное время суток, сбалансированное развитие пешеходной, велосипедной и транспортных инфраструктур, восстановление аквальных и береговых комплексов с целью поддержания экологического равновесия. Данные принципы позволяют провести функциональную и ландшафтную оптимизацию структур береговых территорий, сформировать единый водно-зеленый каркаса города и достичь идентичности набережных [5].
Д. Парамонова отмечает, что в настоящее время принципы ландшафтного урбанизма применяются в 40 городах Российской Федерации. Одним из таких городов является г. Белгород.
Результаты исследования и их обсуждение
Поскольку процесс формирования городской среды, основанной на принципах ландшафтного урбанизма, должен начинаться с создания взаимосвязанной системы озелененных транспортных пространств, городских общественных парков, скверов, площадей, пешеходных улиц, набережных и заканчиваться формированием внутренних пространств жилых комплексов, то необходимо проанализировать существующую систему озеленения городского пространства. Функционально-планировочная структура г. Белгорода складывалась исторически и несёт в себе следы всех прошедших эпох, объединяя достоинства и недостатки методов формообразования городских систем каждой исторической эпохи. В результате всех этих преобразований удельный вес озелененной территории г. Белгорода составляет 31,5 %, что на 8,5 % ниже принятой нормы. В то же время отмечается диспропорция в структуре функциональных зон г. Белгорода. Соотношение между производственной, селитебной и рекреационной территориями составляет, соответственно 11,2 % – 18,9 % – 11,4 % (1:1,7:1) вместо 1:2:3 [6]. Согласно Генеральному плану развития городского округа «Город Белгород» до 2025 г. доля рекреационных территорий достигнет 14,7 %, а соотношение между функциональными зонами города будет составлять 1:2,3:1,2. Таким образом, и в 2025 г. останется актуальной проблема увеличения доли рекреационных зон в 3 раза. Достичь увеличения доли рекреационных зон планируют за счет формирования рекреационных зон в пригородной лесопарковой зоне, рекреационного обустройства промышленных районов города. В связи с этим целесообразно рассматривать рекреационные зоны не только г. Белгорода, но и всей агломерации.
Современная система озеленения Белгородской агломерации представлена зелеными насаждениями: общего, ограниченного пользования и специального назначения. Согласно плану развития Белгородской агломерации рекреационные зоны будут формироваться преимущественно в Шебекинском и Борисовском районах, а Белгородский и Корочанский районы станут поставщиками экологически чистых продуктов питания. В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области «О территориях рекреационного назначения» от 2.06.2008 г. № 133-пп (с изменениями на: 22.09.2014) к территориям рекреационного назначения относятся особо охраняемые природные территории. В границах Белгородской агломерации, в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Белгородской области» от 15.08.2016 г. № 299-пп в границах 1,5-часовой транспортной доступности, находится 14932,2 га природных парков включенных в состав особо охраняемых природных территорий. На землях рекреационного назначения в 2016–2017 гг. были созданы такие аттракторы, как сельский парк «Русская деревня» (с. Шагаровка), манеж для тренинга лошадей (с. Нижний Ольшанец), Белгородский зоопарк, экзотариум, аквапарк и динопарк в «Мультипарке «Белгородский» (урочище Сосновка). Данный рекреационный аттрактор размещается на левом берегу реки Северский Донец, в наиболее рекреационно привлекательной зоне. В настоящее время площадь территории формирующегося мультипарка составляет 1230,5 га. В то же время осуществляется обустройство Центрального парка культуры и отдыха, парка «Победы», планируется создание «Гребного канала», парковой зоны отдыха в вдоль трассы М2 «Крым», туристической рекреационной зоны «Хрустальная долина» и других. Таким образом, существующие и создаваемые рекреационные зоны Белгородской агломерации тяготеют к таким природным образованиям, как реки Ворскла, Северский Донец и ее притоки. Правый приток реки Северский Донец является ключевым элементом водного эколого-рекреационного каркаса г. Белгорода, разделяющим город на две части. Река Везелка имеет на всем своем протяжении контрастные эстетико-рекреационные пейзажи – от берегов, поросших травой до каменных. Рекреационно освоенными территориями до 2017 г. были участки от ул. Победы до ул. Попова – парки «Победа» и «Котофей», площадь трех музеев.
Первые попытки преобразования реки Везелка были начаты в 2007 г. Ее целью было создание открытой прогулочной зоны с искусственным освещением и чугунными перилами (рис. 1, а). При проектировании набережной реки Везелка (площадка спортивного комплекса Светланы Хоркиной) не были учтены природные факторы (зной и ветер), а дискомфортные условия не позволили этой эстетически привлекательной территории стать популярным местом отдыха белгородцев. Недостатком открытых пространств долин является отсутствие естественных укрытий от природных факторов. Вторая каменная набережная была построена в 2016 г. напротив площади трех музеев, что привело к эстетическо-рекреационной дисгармонии пространства (рис. 1, б).
а б
Рис. 1. Бетонные набережные реки Везелка: а – у спортивного комплекса С. Хоркиной, б – у жилого комплекса «Париж»
а б
Рис. 2. Реконструкция Белгородской набережной: а – деревянное мощение в парке «Победа», б – ошибки в планировочной организации рекреационного пространства набережной р. Везелка
Необходимость обустройства и реконструкции побережья реки Везелка появилась уже давно. Во-первых, это обусловлено тем, что с 1990 гг. на правом берегу реки Везелка рядом с зоопарком находилась заброшенная рекреационная зона (2 га), с 2013 г. – парк «Котофей». Во-вторых, береговые и аквальные комплексы парка «Победа» испытывают значительные рекреационные нагрузки, приведшие к изменению почво-растительных комплексов, появлению участков с абразионно-береговыми склонами и деградации ландшафта [7].
В 2017 г. управление архитектуры и градостроительства Белгородской области совместно с конструкторским бюро «Стрелка» проведена реконструкция 3 участков набережной реки Везелки. Д. Парамонова отмечает, что перед проведением проектных работ был проведен комплексный анализ территории, позволивший выявить зоны необходимые для жителей – прогулочная, спортивная и развлекательная. В результате проведенной реконструкции Белгородская набережная приобрела свою идентичность:
- появились среда с «контактной» водой (рыбацкие мостики, террасы и прогулочные площадки), условия для использования набережной в темное время суток, сбалансированность между пешеходной и велосипедной инфраструктурой;
- была проведена регенерация прибрежной промышленной зоны «Конпрок» с применением вертикального озеленения и парковой зоны с использованием натуральных материалов (деревянное мощение) (рис. 2, а). Данный прием позволяет укреплять откосы и создавать эстетически привлекательный внешний вид;
- созданы береговая и аквальная инфраструктуры.
Анализ теоретического и практического опыта отечественных и зарубежных исследований по реконструкции набережных рек, программы реконструкции р. Везелка, обнародованной на пресс-конференции, и материалов ее обследования позволил выявить недостатки проведенной реконструкции: К ним можно отнести: отсутствие на всем протяжении береговой зоны регенеративных, мелиоративных и сукцессионных работ, направленных на озеленение прибрежных территорий, вырубку деревьев вдоль береговой линии, ошибки в планировочной организации рекреационного пространства (без учета видовых точек) (рис. 2, б).
Поскольку город это динамичная изменяемая система под запросы потребителей, то и набережные должны изменяться, сохраняя свою целостность. В связи с этим для реализации принципов ландшафтного урбанизма и устранения допущенных ошибок необходимо провести мероприятия направленные на оздоровление и повышение аттрактивности береговых и аквальных комплексов:
1) ликвидировать несанкционированные сбросы в реку Везелка,
2) провести лесо- и лугомелиоративные работы путем последовательного замещения старой растительности многолетними устойчивыми к выкатыванию травами и высадкой древесно-кустарниковых пород, направленные на берегоукрепление, создание визуальных разделительных барьеров, реструктуризации и озеленение пространства у спортивного комплекса С. Хоркиной, в промышленной зоне и прилегающих территориях,
3) использовать фиторемедитацию и другие экологические способы очистки воды для восстановления водной флоры и фауны,
4) закрыть в районе парка улицу Попова для движения транспорта и сократить площадь наземных парковок,
5) обеспечить энергоэффективность зданий.
Выводы
1. Тенденции развития городов, последних лет направлены на создание благоприятных условий для жизни в урбанизированном ландшафте и очистку окружающей природной среды в городских пространствах. Реализация данных тенденций осуществляется через разработку новой пространственной структуры «городов-ландшафтов», или реорганизацию существующей структуры, в которых экологическая и ландшафтная составляющая является главенствующей.
2. Рекреационные территории в функционально-планировочной структуре городской среды являются частью ландшафтной инфраструктуры города, обеспечивающей устойчивость всего городского пространства. А современные городские пространства, организованные с учетом принципов ландшафтного урбанизма в структуре крупных городов имеют ярко выраженное общественно-рекреационное значение, что соответствует современным градостроительным регламентам – SCOT и SRU.
3. В соответствии с отечественным и зарубежным опытом, набережные являются основными осями роста городов, выступающими в качестве эффективных барьеров и обеспечивающими целостность природной и урбанизированной систем, условия для качественной и полноценной жизни, то при их реконструкции необходимо стремиться к сохранению и восстановлению природной среды.
4. Поскольку ландшафтный подход позволяет обеспечить необходимую географическую связанность территории, защитить городские системы от стихийных бедствий (штормов, наводнений и других), то восстановление и реконструирование береговых и аквальных комплексов рек Везелка и Северский Донец позволит не только сформировать единые рекреационное пространство и водно-рекреационный каркас с целью устойчивого развития территории, но и защитить территории от подтоплений и будет способствовать оздоровлению населения.