Возникновение и функционирование любой территориально-хозяйственной структуры базируется на природопользовании, которое можно свести к трем интегральным составляющим: использование (или потребление) природных ресурсов, воздействие на компоненты природной среды и комплекс природоохранных мероприятий. Парадигма устойчивого развития предполагает такое развитие, которое обеспечивает сбалансированность социально-экономического развития и сохранение благоприятного состояния окружающей среды, природно-ресурсного потенциала. Экологическое состояние территории формирует хозяйственная деятельность территориально-хозяйственных структур, то есть существующие на ней производственно-природные отношения.
К регионам Российского Дальнего Востока проявляется большой интерес, как со стороны федеральных структур, так и со стороны иностранных инвесторов. А поскольку рассматриваемый регион, как и прежде, представляет интерес прежде всего как источник ресурсов, дальнейшее развитие производственно-природных отношений (которые являются сутью природопользования) будет усиливать техногенный прессинг и, как следствие, ухудшать экологическое состояние регионов Дальнего Востока. В связи с этим важным и актуальным является рассмотрение экономической составляющей природоохранной деятельности, что и явилось целью данного исследования.
Материалы и методы исследования
Для рассматриваемых регионов в настоящее время выявлены: несбалансированность природопользования практически во всех субъектах, отсутствие соответствия развития и размещения материального производства, расселения населения и экологической емкости территорий. В силу обширности территории и, как следствие, наличия в регионе разнообразных природно-климатических условий, сезонной и многолетней мерзлоты и т.д. природные экосистемы Дальнего Востока значительно меньше устойчивы к антропогенным воздействиям, по сравнению с европейской частью России. Проведенный ранее анализ инвестиционных проектов показал, что по-прежнему охране окружающей среды (ООС) и рациональному природопользованию уделяется непозволительно мало внимания. Это дает основание утверждать, что существующий эколого-экономический дисбаланс будет усиливаться.
Одним из основных факторов, обеспечивающих природоохранную деятельность, является экономическая составляющая, которая помимо целевых программ экологической направленности формируется текущими затратами и инвестициями на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, призванными обеспечивать эколого-экономическую сбалансированность производственно-природных отношений. Экономическая составляющая (текущие затраты, инвестиции на ООС, их структура) рассматриваемых регионов в течение длительного времени не соответствует необходимой.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ динамики инвестиций в ООС и рационального природопользования показал, что в большинстве регионов в последние годы увеличения не наблюдается, за исключением Магаданской области и незначительного в Приморском крае (рис. 1, а, б). Пробелы в графиках объясняются отсутствием официальной статистической информации.
а)
б)
Рис. 1. Динамика инвестиций в ООС и рациональное природопользование в регионах РДВ
Предложенный ранее и рассчитанный индекс экономической достаточности природоохранной деятельности (ИЭД) [1] за три года по регионам РДВ варьирует в пределах от 0,01 до 0,2 при оптимальном значении – 1, за исключением Магаданской области и ЕАО, где в последнее время эти показатели значительно увеличились (таблица). Несмотря на рост ВРП, отсутствие снижения объемов загрязненных сбросов и выбросов, инвестиции на ООС и рациональное природопользование а также текущие затраты остаются на недопустимо низком уровне (например, рис. 2, а, б). Инвестиционная привлекательность дальневосточных регионов заметно возросла: Сахалинская, Магаданская, Амурская области, а также Хабаровский край и Саха (Якутия) вошли в группу «высокой инвестиционной привлекательности»; Приморский, Камчатский края и Чукотский АО – в группу «средней инвестиционной привлекательности»; ЕАО – в группу «умеренной инвестиционной привлекательности [3]. Инвестиционные проекты ближайших 5–10 лет в дальневосточных регионах направлены в основном на развитие горнодобывающих и обрабатывающих отраслей, а проектов в области ООС и рационального природопользования крайне мало: только в Камчатском крае предусмотрены два проекта в этом направлении и один проект развития традиционных промыслов [4]. Это говорит о том, что техногенный прессинг в дальневосточных регионах будет усиливаться, а финансирование природоохранной деятельности, как на уровне предприятий, так и на региональном уровне, как и прежде, идет по остаточному принципу. А это значит, что рациональное, эффективное природопользование, без которого устойчивое развитие невозможно, для дальневосточных регионов в настоящее и ближайшее будущее время невозможно.
Эффективность природоохранной деятельности в регионах РДВ
Субъекты |
Σ тек. затрат +, инвест. в основн. капитал на ООС и рац. прир-ие, млн руб. 2013/2014/2015 |
Экономич. оптимум, млн руб. (8 % от ВРП) 2013/2014/2015 |
ВРП, млн руб. 2013/ 2014/2015 [2] |
Индекс экономической достаточности (ИЭД) природоохранной деятельности (факт./оптимум) 2013/2014/2015 |
Республика Саха (Якутия) |
4889,7/ 10772,3/ 10314,8 |
45530,5/ 52812,0/ 59999,0 |
569131,6/ 660150,0/ 749987,5 |
0,1/0,2/0,2 |
Приморский край |
715,4/ 3069,2/ 3444,4 |
46049,2/ 51477,2/ 57332,0 |
575615,4/ 643464,9/ 716650,0 |
0,02/0,1/0,1 |
Хабаровский край |
4290,4/ 3425,2/ 7245,6 |
37895,6/ 43943,1/ 45722,0 |
473695,2/ 549289,3/ 571524,8 |
0,1/0,1/0,2 |
Амурская область |
1030,3/ 1042,3/ н/д |
16898,0/ 18831,1/ 22150,2 |
211224,4/ 235388,8/ 276877,1 |
0,1/0,1/н/р |
Камчатский край |
355,5/ 690,0/ 393,8 |
10524,9/ 11633,6/ 13752,0 |
131560,6/ 145419,9/ 171900,1 |
0,03/0,1/0,03 |
Магаданская область |
487,5/ 1082,8/ 7848,4 |
7079,2/ 7761,3/ 9967,8 |
88490,1/ 97015,6/ 124596,9 |
0,1/0,1/0,8 |
Сахалинская область |
885,9/ 2644,9/ 5621,6 |
53902,0/ 63478,5/ 66343,9 |
673775,4/ 793481,6/ 829298,6 |
0,02/0,04/0,1 |
ЕАО |
34,6/ 156,1/ 1884,8 |
3030,8/ 3339,3/ 3589,9 |
37885,4/ 41741,8/ 44873,3 |
0,01/0,1/0,5 |
Чукотский АО |
196,3/ 452,3/ 264,0 |
3759,2/ 4524,5/ 5112,8 |
46989,7/ 56556,2/ 63910,2 |
0,1/0,1/0,1 |
а)
б)
Рис. 2. Эколого-экономические составляющие производственно-природных отношений в Саха (Якутия) и Чукотском АО
Помимо целевых программ, инвестиций и текущих затрат на ООС и рациональное природопользование определенной «помощью» в решении проблем в данной области могли бы быть и штрафы за нарушение экологического законодательства. В 2015 г. они составили (млн руб.): Приморский край – 6,4, Саха (Якутия) – 35,2, Хабаровский край – 0,3, Амурская область – 0,09, Камчатский край – 4,98, Магаданская область – 0,09, Сахалинская область – 3,8. Несмотря на то, что 90 % от этих сумм остаются в бюджетах регионов (60 % местный, 30 % региональный), они зачисляются на счета экологических фондов, а отчетность по использованию средств не доступна или приводится в общем виде. Часто выплаченные штрафы не соответствуют предъявленным (например, в 2015 г. в Камчатском крае было предъявлено штрафов на сумму 205,7 млн руб., а выплачено – 4,98 млн руб.; в Магаданской области выставлено 0,17 млн руб., выплачено – 0,09 млн руб.). Невнесение в установленные сроки платежей также должно налагаться штрафом (статья 8.41, глава 8 КоАП РФ) [5], но ситуация остается на прежнем уровне.
Заключение
Экономика регионов РДВ имеет ресурсно-сырьевой характер. В районах Российского Дальнего Востока (РДВ), включая морской шельф, сосредоточено около 30 % природно-ресурсного потенциала России, который наряду с географическим положением являются благоприятными предпосылками развития внешнеэкономических связей региона. Все эти факторы говорят о наличии больших возможностей и перспектив для успешного развития дальневосточных регионов, что, безусловно, повлечет усиление техногенного воздействия на природную среду и приведет к обострению существующих и возникновению новых экологических проблем. Поэтому необходимо достаточное экономическое обеспечение экологичности природопользования как на региональном уровне, так и на уровне отдельных видов производств, оно является одним из основных факторов предотвращения и ликвидации риска возникновения и развития экологического неблагополучия, обеспечения устойчиво-рационального развития производственно-природных отношений. Для этого должно быть:
1) целевое инвестирование в этот сектор с учетом существующих региональных и производственных проблем;
2) структура инвестиций на ООС и рациональное природопользование должны определяться существующими ситуациями;
3) использование средств (из всех источников) на ООС должно контролироваться соответствующими органами и отчетность должна быть доступной как для заинтересованных лиц, так и для населения;
4) необходимо внести изменения и дополнения в экологическое законодательство (значительно увеличить размеры штрафов за нарушение или невыполнение природоохранного законодательства, несвоевременную выплату штрафов; ужесточить меру наказания за экологические правонарушения, недостоверную экологическую информацию и др.);
5) при формировании пакета документов на создание какого-либо производства проведение экологической экспертизы должно быть обязательным для любого вида деятельности, а для производств I и II классов вредности сделать обязательной и общественную экологическую экспертизу.
Территория РДВ с сохранившимися природными ресурсами и естественными экосистемами, с ее человеческим, производственно-экономическим и научным потенциалом может стать хорошим «полигоном» реализации «зеленой экономики», а ее реализация зависит от активной позиции государственных и региональных органов, разработки налоговых льгот и других преференций для «зеленого» бизнеса, а главное – от строгого контроля за его выполнением и принятия предусмотренных законодательством результативных санкций.