Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ANALYSIS OF ECONOMIC ENSURING OF ENVIRONMENTAL ACTIVITY IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FAR EAST

Stepanko N.G. 1
1 North-East Science Station Pacific Geographical Institute of FEB RAS
The basis for the formation of the direction, nature and regime of nature management is economic activity, the existing production and natural relations. In addition to economic activities, the environmental management efficiency is also formed by nature protection activities. And on how objectively rational it will be organized, how economically it will be ensured, further ecological and socio-economic development of the region depends. The Russian Far East (WFD) is attractive in terms of the availability and diversity of natural resources, the geographical location allows developing and strengthening links with the countries of the Asia-Pacific region. The above factors determine territorial-economic structure of the RFE and the ecological situation in the regions, which at the moment is difficult to call favorable. And since the regions of the Far East both now and in the future remain, mainly, resource-oriented regions, anthropogenic pressure will only increase. One of the main factors contributing to environmental protection is the economic component, which, in addition to targeted environmental programs, is formed by current costs and investments in environmental protection and environmental management (EOS), designed to ensure the ecological and economic balance of production and natural relations. In the presented work, using the calculated environmental indicators, as well as the results of the analysis of the ecological state of the subjects of the Russian Far East (RDV), an analysis of the economic component of production and natural relations was carried out.
Russian Far East (RFE)
production and natural relations
nature management
ecology
economic sufficiency index
1. Stepan`ko N.G. Proizvodstvenno-prirodny`e otnosheniya v regionax Dal`nevostochnogo Severa / N.G. Stepan`ko // Uspexi sovremennogo estestvoznaniya. – 2017. – № 4. – рр. 120–125.
2. Valovoj regional`ny`j produkt po sub``ektam Rossijskoj Federacii v 1998–2015 gg. – oficial`ny`j sajt Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (data obrashheniya: 07.05.2018).
3. Itogi V ezhegodnogo rejtinga investicionnoj privlekatel`nosti regionov Rossii. URL: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/ % D0 %98 %D0 %BD %D0 %B2 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 % B3 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %BD %D1 %8B %202017.pdf (data obrashheniya: 07.05.2018).
4. Investicionny`j portal Kamchatskogo kraya. URL: http://investkamchatka.ru/ (data obrashheniya: 07.05.2018).
5. Administrativny`e pravonarusheniya v oblasti oxrany` okruzhayushhej prirodnoj sredy` i prirodopol`zovaniya. KoAP RF Glava 8. URL: Rezhim dostupa: https://xn----stbmju3c.xn--p1ai/a139277-shtrafy-ekologii-koap.html (data obrashheniya: 07.05.2018).

Возникновение и функционирование любой территориально-хозяйственной структуры базируется на природопользовании, которое можно свести к трем интегральным составляющим: использование (или потребление) природных ресурсов, воздействие на компоненты природной среды и комплекс природоохранных мероприятий. Парадигма устойчивого развития предполагает такое развитие, которое обеспечивает сбалансированность социально-экономического развития и сохранение благоприятного состояния окружающей среды, природно-ресурсного потенциала. Экологическое состояние территории формирует хозяйственная деятельность территориально-хозяйственных структур, то есть существующие на ней производственно-природные отношения.

К регионам Российского Дальнего Востока проявляется большой интерес, как со стороны федеральных структур, так и со стороны иностранных инвесторов. А поскольку рассматриваемый регион, как и прежде, представляет интерес прежде всего как источник ресурсов, дальнейшее развитие производственно-природных отношений (которые являются сутью природопользования) будет усиливать техногенный прессинг и, как следствие, ухудшать экологическое состояние регионов Дальнего Востока. В связи с этим важным и актуальным является рассмотрение экономической составляющей природоохранной деятельности, что и явилось целью данного исследования.

Материалы и методы исследования

Для рассматриваемых регионов в настоящее время выявлены: несбалансированность природопользования практически во всех субъектах, отсутствие соответствия развития и размещения материального производства, расселения населения и экологической емкости территорий. В силу обширности территории и, как следствие, наличия в регионе разнообразных природно-климатических условий, сезонной и многолетней мерзлоты и т.д. природные экосистемы Дальнего Востока значительно меньше устойчивы к антропогенным воздействиям, по сравнению с европейской частью России. Проведенный ранее анализ инвестиционных проектов показал, что по-прежнему охране окружающей среды (ООС) и рациональному природопользованию уделяется непозволительно мало внимания. Это дает основание утверждать, что существующий эколого-экономический дисбаланс будет усиливаться.

Одним из основных факторов, обеспечивающих природоохранную деятельность, является экономическая составляющая, которая помимо целевых программ экологической направленности формируется текущими затратами и инвестициями на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, призванными обеспечивать эколого-экономическую сбалансированность производственно-природных отношений. Экономическая составляющая (текущие затраты, инвестиции на ООС, их структура) рассматриваемых регионов в течение длительного времени не соответствует необходимой.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ динамики инвестиций в ООС и рационального природопользования показал, что в большинстве регионов в последние годы увеличения не наблюдается, за исключением Магаданской области и незначительного в Приморском крае (рис. 1, а, б). Пробелы в графиках объясняются отсутствием официальной статистической информации.

step1a.wmf

а)

step1b.wmf

б)

Рис. 1. Динамика инвестиций в ООС и рациональное природопользование в регионах РДВ

Предложенный ранее и рассчитанный индекс экономической достаточности природоохранной деятельности (ИЭД) [1] за три года по регионам РДВ варьирует в пределах от 0,01 до 0,2 при оптимальном значении – 1, за исключением Магаданской области и ЕАО, где в последнее время эти показатели значительно увеличились (таблица). Несмотря на рост ВРП, отсутствие снижения объемов загрязненных сбросов и выбросов, инвестиции на ООС и рациональное природопользование а также текущие затраты остаются на недопустимо низком уровне (например, рис. 2, а, б). Инвестиционная привлекательность дальневосточных регионов заметно возросла: Сахалинская, Магаданская, Амурская области, а также Хабаровский край и Саха (Якутия) вошли в группу «высокой инвестиционной привлекательности»; Приморский, Камчатский края и Чукотский АО – в группу «средней инвестиционной привлекательности»; ЕАО – в группу «умеренной инвестиционной привлекательности [3]. Инвестиционные проекты ближайших 5–10 лет в дальневосточных регионах направлены в основном на развитие горнодобывающих и обрабатывающих отраслей, а проектов в области ООС и рационального природопользования крайне мало: только в Камчатском крае предусмотрены два проекта в этом направлении и один проект развития традиционных промыслов [4]. Это говорит о том, что техногенный прессинг в дальневосточных регионах будет усиливаться, а финансирование природоохранной деятельности, как на уровне предприятий, так и на региональном уровне, как и прежде, идет по остаточному принципу. А это значит, что рациональное, эффективное природопользование, без которого устойчивое развитие невозможно, для дальневосточных регионов в настоящее и ближайшее будущее время невозможно.

Эффективность природоохранной деятельности в регионах РДВ

Субъекты

Σ тек. затрат +, инвест. в основн. капитал на ООС и рац. прир-ие, млн руб.

2013/2014/2015

Экономич.

оптимум,

млн руб.

(8 % от ВРП)

2013/2014/2015

ВРП,

млн руб.

2013/ 2014/2015 [2]

Индекс экономической достаточности (ИЭД) природоохранной деятельности

(факт./оптимум) 2013/2014/2015

Республика Саха (Якутия)

4889,7/

10772,3/

10314,8

45530,5/

52812,0/

59999,0

569131,6/

660150,0/

749987,5

0,1/0,2/0,2

Приморский край

715,4/

3069,2/

3444,4

46049,2/

51477,2/

57332,0

575615,4/

643464,9/

716650,0

0,02/0,1/0,1

Хабаровский край

4290,4/

3425,2/

7245,6

37895,6/

43943,1/

45722,0

473695,2/

549289,3/

571524,8

0,1/0,1/0,2

Амурская область

1030,3/

1042,3/

н/д

16898,0/

18831,1/

22150,2

211224,4/

235388,8/

276877,1

0,1/0,1/н/р

Камчатский край

355,5/

690,0/

393,8

10524,9/

11633,6/

13752,0

131560,6/

145419,9/

171900,1

0,03/0,1/0,03

Магаданская область

487,5/

1082,8/

7848,4

7079,2/

7761,3/

9967,8

88490,1/

97015,6/

124596,9

0,1/0,1/0,8

Сахалинская область

885,9/

2644,9/

5621,6

53902,0/

63478,5/

66343,9

673775,4/

793481,6/

829298,6

0,02/0,04/0,1

ЕАО

34,6/

156,1/

1884,8

3030,8/

3339,3/

3589,9

37885,4/

41741,8/

44873,3

0,01/0,1/0,5

Чукотский АО

196,3/

452,3/

264,0

3759,2/

4524,5/

5112,8

46989,7/

56556,2/

63910,2

0,1/0,1/0,1

step2a.wmf

а)

step2b.wmf

б)

Рис. 2. Эколого-экономические составляющие производственно-природных отношений в Саха (Якутия) и Чукотском АО

Помимо целевых программ, инвестиций и текущих затрат на ООС и рациональное природопользование определенной «помощью» в решении проблем в данной области могли бы быть и штрафы за нарушение экологического законодательства. В 2015 г. они составили (млн руб.): Приморский край – 6,4, Саха (Якутия) – 35,2, Хабаровский край – 0,3, Амурская область – 0,09, Камчатский край – 4,98, Магаданская область – 0,09, Сахалинская область – 3,8. Несмотря на то, что 90 % от этих сумм остаются в бюджетах регионов (60 % местный, 30 % региональный), они зачисляются на счета экологических фондов, а отчетность по использованию средств не доступна или приводится в общем виде. Часто выплаченные штрафы не соответствуют предъявленным (например, в 2015 г. в Камчатском крае было предъявлено штрафов на сумму 205,7 млн руб., а выплачено – 4,98 млн руб.; в Магаданской области выставлено 0,17 млн руб., выплачено – 0,09 млн руб.). Невнесение в установленные сроки платежей также должно налагаться штрафом (статья 8.41, глава 8 КоАП РФ) [5], но ситуация остается на прежнем уровне.

Заключение

Экономика регионов РДВ имеет ресурсно-сырьевой характер. В районах Российского Дальнего Востока (РДВ), включая морской шельф, сосредоточено около 30 % природно-ресурсного потенциала России, который наряду с географическим положением являются благоприятными предпосылками развития внешнеэкономических связей региона. Все эти факторы говорят о наличии больших возможностей и перспектив для успешного развития дальневосточных регионов, что, безусловно, повлечет усиление техногенного воздействия на природную среду и приведет к обострению существующих и возникновению новых экологических проблем. Поэтому необходимо достаточное экономическое обеспечение экологичности природопользования как на региональном уровне, так и на уровне отдельных видов производств, оно является одним из основных факторов предотвращения и ликвидации риска возникновения и развития экологического неблагополучия, обеспечения устойчиво-рационального развития производственно-природных отношений. Для этого должно быть:

1) целевое инвестирование в этот сектор с учетом существующих региональных и производственных проблем;

2) структура инвестиций на ООС и рациональное природопользование должны определяться существующими ситуациями;

3) использование средств (из всех источников) на ООС должно контролироваться соответствующими органами и отчетность должна быть доступной как для заинтересованных лиц, так и для населения;

4) необходимо внести изменения и дополнения в экологическое законодательство (значительно увеличить размеры штрафов за нарушение или невыполнение природоохранного законодательства, несвоевременную выплату штрафов; ужесточить меру наказания за экологические правонарушения, недостоверную экологическую информацию и др.);

5) при формировании пакета документов на создание какого-либо производства проведение экологической экспертизы должно быть обязательным для любого вида деятельности, а для производств I и II классов вредности сделать обязательной и общественную экологическую экспертизу.

Территория РДВ с сохранившимися природными ресурсами и естественными экосистемами, с ее человеческим, производственно-экономическим и научным потенциалом может стать хорошим «полигоном» реализации «зеленой экономики», а ее реализация зависит от активной позиции государственных и региональных органов, разработки налоговых льгот и других преференций для «зеленого» бизнеса, а главное – от строгого контроля за его выполнением и принятия предусмотренных законодательством результативных санкций.