Франция является самой посещаемой туристами страной мира, туризм является одной из наиболее стремительно развивающихся и значимых отраслей её экономики, а туристские ресурсы – важнейшей частью национального достояния [1]. Туризм выступает катализатором социально-экономического развития страны. В свою очередь, на развитие туризма и рекреационной деятельности влияют климат, водные ресурсы, экологическая обстановка, исторические, религиозные и политико-правовые условия.
Согласно статистическим данным, в 2017 г. Франция сохранила своё безоговорочное лидерство по количеству посещений с туристскими целями с отметкой в 86,9 млн чел., на долю туризма пришлось 7,2 % ВВП Французской Республики. Из каждых 10 поездок во Франции, 9 приходится на её континентальную часть (метрополию), 1 – на заморские территории. Таким образом, визиты на зависимые территории Франции (её островные департаменты за исключением о. Корсика, который имеет принадлежность к материку), составляют примерно 10 % от общего числа туристских посещений страны [2].
По данным Федерального агентства по туризму в России, за 2017 г. с целью туризма Францию посетила 471 тысяча российских граждан, что на 19,74 % больше по сравнению с аналогичным периодом (январь – декабрь) за 2016 г. Данный показатель занимает 23 место в рейтинге наиболее популярных туристских направлений у россиян [3].
В статистике посещений туризма во Франции существенное значение имеют её зависимые территории. Обладая благоприятными для развития туризма условиями, эти районы ориентированы на туристов, предпочитающих отдых на пляжах морских и океанических побережий. В качестве территории для оценки уровня развития туризма и рекреации нами была выбрана Гваделупа, как типичный островной заморский департамент Франции.
Цель исследования: проведение инвентаризации и оценки туристских ресурсов Заморских территорий Франции (на примере Гваделупы) с помощью геоинформационных систем.
Методы исследования: анализ литературы; картографический; описательный; геоинформационный; статистический; географического районирования.
ГИС применяют практически во всех сферах деятельности – будь то анализ глобальных проблем – перенаселение, стихийные бедствия, экологические катастрофы, либо решение частных задач, таких как поиск наилучшего или наикратчайшего маршрута между пунктами, проектирование и строительство коммуникаций, реализация управленческих решений на местах. Социальный заказ современного общества требует подготовки специалистов, обладающих информационно-коммуникационной компетентностью, способных повлиять на ход принятия управленческих решений, придать профессиональной деятельности инновационный характер [4].
Инвентаризация туристско-рекреационных ресурсов предполагает установление наличия, а также выявление и определение количественных и качественных характеристик объектов туристского интереса определённой территории с точки зрения возможности их вовлечения в туристскую деятельность.
ГИС видятся эффективным инструментом проведения пространственного туристско-рекреационного анализа, обладающим возможностями пространственного отображения и визуализации материальных объектов, процессов, их характеристик, а также синтеза новых данных (плотность точечных объектов, густота сети линейных объектов, анализ близости, расчёт статистических пространственных данных и пр.). Эти возможности ГИС позволяют получить инструментально-информационную базу для достоверного проектирования нового туристского продукта и повысить эффективность функционирования туристской сферы с учётом экологических, социальных, экономических и других ограничений и возможностей территории – то есть обеспечить устойчивое развитие отрасли в регионе.
Результаты исследования и их обсуждение
Традиционно при анализе туристско-рекреационных возможностей региона сбор и анализ информации проводится по трём блокам: природные условия и объекты, социально-экономические условия и объекты историко-культурного наследия и объекты туристской инфраструктуры. Рассматривая территорию Гваделупы, мы придерживаемся этой же логики.
Природные условия и объекты. Гваделупа расположена в тропической климатической зоне, характеризующейся мягкой тёплой погодой в течение всего года со средней температурой летом +26 °; +28 °, а в зимний период (декабрь – февраль) +23 °; +26 ° [5]. Объекты природного наследия представлены сетью ООПТ: национальный парк Бас-Терр (в центральной части острова), дендропарк и ботанический сад [6]. Важнейшим фактором развития туризма является выход к Атлантическому океану и Карибскому морю и наличие широкой пляжной полосы.
Социально-экономические условия и объекты историко-культурного наследия. Объекты историко-культурного наследия представлены археологическими объектами, объектами архитектуры (башни, мемориалы, городские ратуши, замок). В целом объекты историко-культурного наследия приурочены к населённым пунктам, тяготеющим, в свою очередь, к морским побережьям. Наибольшая концентрация объектов историко-культурного наследия отмечена в районе города Пуэнт-а-Питр, стоящего на перешейке, и в окрестностях города Бас-Терр, что объясняется благоприятным для заселения территории рельефом, предопределившим структуру расселения населения, а также наличием выхода к морю (рис. 1).
Рис. 1. Теплокарта объектов культурно-исторического наследия Гваделупы
Рис. 2. Теплокарта средств размещения Гваделупы
В составе средств размещения представлены отели, хостелы, гостевые дома, мини-отели и места для кемпинга, особенности пространственной организации также определяются тяготением к городам (рис. 2).
Транспортная инфраструктура представлена аэропортами, автомобильными дорогами главного и второстепенного типов. Объекты индустрии питания представлены сетью ресторанов, в том числе ресторанов быстрого питания, барами и пабами.
Объекты индустрии развлечений представлены театрами, кинотеатрами, музеями, парками, ночными клубами и художественными центрами, а также смотровыми площадками.
В ходе инвентаризации туристских ресурсов и туристской инфраструктуры островного заморского департамента Гваделупа были собраны количественные показатели обеспеченности территории Гваделупы объектами инфраструктуры и туристскими ресурсами (таблица), построены тематические и интегральные картосхемы и теплокарты, отражающие расположение и плотность концентрации объектов туристского интереса и инфраструктуры туризма. Итогом геоинформационного пространственного анализа туристских ресурсов и туристской инфраструктуры Гваделупы стала интегральная карта плотности концентрации объектов туристского интереса и инфраструктуры туризма (рис. 3).
Количественные показатели обеспеченности территории Гваделупы объектами инфраструктуры и туристскими ресурсами
Природные объекты |
||
Тип |
Характеристика |
|
Особо охраняемая природная зона |
Количество |
Площадь |
2 |
Общая ООПТ 672,5 га |
|
Национальный парк |
1 |
|
Культурно-исторические объекты (кол-во шт.) |
||
Археологические объекты |
10 |
|
Замок |
1 |
|
Руины |
10 |
|
Башни |
20 |
|
Памятники |
40 |
|
Городские ратуши |
14 |
|
Произведения искусства |
25 |
|
Итого: 120 |
||
Инфраструктура средств размещения (кол-во шт.) |
||
Отели |
36 |
|
Хостелы |
17 |
|
Гостевые дома |
34 |
|
Мини-отели |
67 |
|
Места для кемпинга |
46 |
|
Итого: 200 |
||
Инфраструктура индустрии питания (кол-во шт.) |
||
Рестораны |
215 |
|
Бары |
24 |
|
Рыбные рестораны |
4 |
|
Рестораны быстрого питания |
62 |
|
Пабы |
14 |
|
Итого: 319 |
||
Инфраструктура развлечений (кол-во шт.) |
||
Театры |
8 |
|
Кинотеатры |
9 |
|
Музеи |
33 |
|
Парки |
16 |
|
Смотровые площадки |
103 |
|
Художественные центры |
21 |
|
Ночные клубы |
8 |
|
Итого: 198 |
Основным центром концентрации туристских ресурсов и объектов туристской инфраструктуры является перешеек между двумя главными островами департамента Бас-Терр и Гранд-Терр в районе города Пуэнт-а-Питр. Данный городской округ лидирует по показателю развития туристской инфраструктуры.
Рис. 3. Интегральная карта концентрации объектов туристского интереса и инфраструктуры туризма Гваделупы [7–9]
Несколько уступают по концентрации туристских ресурсов и объектов туристской инфраструктуры города Муль и Дезэ, расположенные на восточном и западном побережьях соответственно. Это сравнительно крупные населённые пункты, чем объясняется развитая транспортная инфраструктура, а также большее количество объектов общественного питания и индустрии развлечений [10].
Интегральная теплокарта туристских ресурсов и инфраструктуры туризма Гваделупы отражает тяготение основной полосы расселения и элементов индустрии туризма к прибрежным зонам и демонстрирует их отсутствие в центральных частях островов (рис. 3).
Островной территории доступны не все виды транспорта (отсутствует железнодорожный). Объекты индустрии средств размещения, питания и развлечений развиты сравнительно хорошо. Отчётливо выражено явное пространственное тяготение элементов инфраструктуры и объектов историко-культурного наследия к приморским районам; центральная часть острова Бас-Терр по причине горного рельефа исторически осваивалась слабее и имеет сравнительно скромный перечень объектов историко-культурного наследия. Индустрия общественного питания и размещения, ввиду удалённости от пляжей и сравнительно низкой плотности населения, также слабо развита в центральной части острова.
В числе многочисленных государственных программ по развитию региона к туриндустрии имеют отношение: экологическая политика, направленная на защиту, поддержание и устойчивое развитие памятников природы и национального парка. На эти цели выделено 3,5 миллиона евро. На развитие и благоустройство береговой линии, в том числе пляжей, выделено 1,06 миллиона евро. Отмечается стабильное финансирование транспортной системы и дорожной сети: 38,6 миллионов евро, в том числе 1 миллион на создание и развитие так называемого «морского автобуса», курсирующего между крупными населёнными пунктами островов департамента Гваделупа.
С целью улучшения благосостояния населения, а также повышения уровня сервиса и качества обслуживания, в 2019 г. французские власти инвестировали в сферу образования островного региона Гваделупа 39 миллионов, в числе которых финансы на профессиональное обучение кадров, задействованных в сфере туризма. На развитие туризма в регионе в 2019 г. планируется потратить 9 миллионов евро. Таким образом, только на программы по развитию туристской сферы в регионе выделено более чем 1,56 % от его общего бюджета, без учёта финансирования смежных и связанных с туризмом отраслей [11]. Несмотря на географическую удалённость от столицы и экономического центра страны – Парижа, регион активно финансируется и реализует стоящие задачи по развитию туризма.
Власти Франции способствуют экономическому и социальному развитию региона, в том числе развитию туризма как напрямую (увеличение числа рабочих мест, профессиональное образование, стимулирование инвестирования и т.д.), так и косвенно, обеспечивая благоприятные условия и безопасность для туристов и местных жителей.
Помимо государственного финансирования, в качестве рычага стимулирования к развитию, во Франции была создана торговая марка «QualitéTourisme» – это единственный в стране бренд, направленный на улучшение качества туристских услуг и присуждаемый элементам рекреационной сферы, таким как средства размещения, объекты питания, развлечения и спорта, элементы инфраструктуры, места для туристских посещений, экскурсионные бюро, турагентства и др. [12]. На территории острова Гваделупа располагаются 2 объекта, удостоенных торговой марки «QualitéTourisme».
Выводы
Инвентаризация и пространственный анализ туристских ресурсов и инфраструктуры туризма Гваделупы показали высокий уровень её развития, несмотря на обозначенные выше недостатки, которые объясняются тем, что это островной департамент с большим удалением от главной столицы – Парижа. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе обучения, в том числе и «электронного образования, ориентированного на когнитивную сферу личности, на формирование абстрактного интеллекта» [13] и самостоятельной научно-исследовательской деятельности обучающихся.