Сакральный ландшафт – это ландшафт, объединяющий природную и культурную составляющие, которые взаимодействуют и влияют друг на друга в процессе исторического развития. Сакральные места – это места, прежде всего, призванные выполнять духовную функцию, связанную с религиозными запросами верующих [1]. Подобные объекты схожи с памятными местами. Сакральные объекты существуют до тех пор, когда есть народ, сохранивший свои традиции и память о них [2]. Сакральное значение зависит от восприятия, от того, какое впечатление производил тот или иной объект на человека. Конечно, объекты природы не сами по себе являются сакральными, а сакральным является то, что они выражают. Бывает так, что камень – это просто камень, не более чем компонент определенного ландшафта. Но именно человек наполняет сакральным значением объекты, это способ осмысления и познания мира вокруг себя.
Цель исследования: районирование пространственного размещения сакральных ландшафтов на территории Якутии и их включения в туристскую сферу.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Систематизировать, сгруппировать исследованные сакральные объекты по видам происхождения и сакрального значения.
2. Районировать сакральные ландшафты по регионам Якутии.
3. Составить карту сакральных ландшафтов Якутии.
Методы: анализ и синтез, социологический, картографический методы и методы районирования.
Методология исследования сакральных ландшафтов Якутии обоснована на научных работах: А.Н. Окладникова, Н.Н. Кочмар, В.В. Попова. Культурологическое составляющее сакральных объектов и ландшафтов раскрыто в научных работах А.А. Борисова, Л.П. Дамбаевой, В.Н. Калуцкова А.Н. Прокопьева, других.
Методика районирования сакральных ландшафтов Якутии. Методика районирования, как правило, строится на выявлении формальных признаков и усреднённых показателей, характеризующих полученные районы. Необходимо отметить, что этот анализ обладает элементами субъективизма, так как требует необходимости применения экспертной оценки, которая во многом зависит от личности исследователя [3].
Для выделения сакрального ландшафта используются следующие критерии:
– их количественный показатель;
– типы и виды объектов на определенной территории;
– критерий явности и хорошей сохранности (для туризма);
Районирование можно проводить по многим показателям: разграничение по природным особенностям, районирование по типам культурных ландшафтов, по туристскому использованию и антропогенной нагрузке. При районировании сакральных ландшафтов нами использованы географический, природоцентричный и культуроцентричный подходы, которые являются основными критериями их выделения в районы и раскрывают взгляд авторов на предмет исследования.
Критерии районирования сакральных ландшафтов:
а) культуроцентричный подход – традиционные верования народов, населяющих данный ландшафт и их ритуалы, являются посредниками между природой и человеком, при этом сакральный объект зависит от особенностей обычаев и быта населения.
б) географический подход или территориальный подход является основой районирования ландшафтов по регионам Якутии, учитывая географическое разнообразие ландшафтов Якутии.
Также следует отметить роль метода культурно-ландшафтного районирования, широко применяемого в работах А.А. Андреева, В.Н. Калуцкова, И.П. Чалой, Ю.А. Веденина [4] и др. Систематизация культурных ландшафтов позволяет применить для их районирования как наиболее эффективный и информативный метод. Данный метод позволяет рассмотреть природный объект и его сакральный смысл как единое целое.
В принципиальном плане все культурно-географические (культурные) районы могут быть отнесены к двум основным типам – реальные и ментальные [5].
В нашем исследовании сакральные ландшафты Якутии рассмотрены как реальные типы районов, как этнические территории. Под этнической территорией понимается такой ареал, в пределах которого произошло формирование данного этноса, т.е. складывание его культуры, языка и, главное, самосознания. Во многих случаях этническая территория совпадает с центральной частью ареала расселения этноса. Этническая территория всегда сакрализована; сакральный смысл этнической территории рождается исторически, в процессе её освоения («делания своей») и защиты [5].
По критерию однородности культурного пространства, реальные культурные районы Якутии могут быть как однородными, так и неоднородными. С одной стороны, однородные, по причине образования на этнической территории, под одной культурной основой. Впоследствии исторического освоения территории Якутии начинают преобладать неоднородные реальные культурно-географические районы, а именно узловые. Узловые районы функционируют на разности потенциалов «центр – периферия». Центр выступает источником культурных инноваций, а периферия – их транслятором и восприемником. К узловым относятся районы типа «городской культурный центр с сельской округой» [5].
Результаты исследования и их обсуждение
Республика Саха (Якутия) обладает уникальными природными и культурными ландшафтами, на которых сформировались сакральные объекты и ландшафты в течение долгого времени, связанные с верованием народов. На данный момент недостаточно исследованы сакральные ландшафты Якутии с точки зрения сакрализации ее территории, имеется существенная проблема сбора, интерпретации и сохранения информации о сакральных объектах Якутии. Проведенное полевое исследование и анализ показали, что на территории Якутии достаточно объектов, имеющих характеристики сакрального объекта на различных ландшафтах.
Районирование было проведено на основе концентрации сакральных объектов природного и антропогенного происхождения на определенной территории района Якутии. При этом определились следующие концентрации: а) высокая концентрация сакральных объектов, мест и ландшафтов наблюдается в Центрально-Якутской равнине (Лено-Алданское междуречье); б) ниже высокой – Вилюйский бассейн (северная часть Центрально-Якутской равнины); б) средняя концентрация сакральных ландшафтов выявлена на Северо-Востоке Якутии: это Верхоянские горы, система гор хребта Черского, в основном связанные с проживанием и расселением северных народов – якутов, эвенков, эвенов, юкагиров и чукчей; б) ниже средней – Приленское плато и Алданское нагорье; в) рассеянная – тундровые территории.
Выявление концентрации сакральных территорий позволило выделить распространение сакральных объектов и ландшафтов по территории Якутии:
Центральный сакральный район Якутии характеризуется многочисленностью сакральных объектов – местностей исторического значения, а также древними обрядовыми местами, что связано с заселением и освоением территории Средней Лены и Лено-Алданского междуречья – колыбели якутского народа. В Олекминском и Ленском районах большой след оставлен ямщицким наследием. Северо-Восточный район располагает известными горными сакральными ландшафтами – именно здесь расположены знаменитые Кисиляхи – Верхоянья и Оймяконья и Улахан Сис, которые всегда имели сакральное значение у якутов, эвенов и юкагиров. Достаточно большое разнообразие культурного и природного сакрального ландшафта, что явилось следствием особенности исторического развития данного региона республики. Для Южного района характерен сохранившийся горный сакральный ландшафт на Олекмо-Чарском нагорье, коренных народов – южных эвенков с местами археологического значения (горы, перевалы, обрядовые места).
В результате районирования на обширной территории республики нами выделены следующие ландшафтные районы и ареалы сакрального пространства Якутии:
1) Центральный район – Среднеленский приречной и Заречный ареал;
2) Вилюйский (западный) район – Вилюйский ареал;
3) Южный район – Нерюнгринский, Алданский и горный Олекминский ареал;
4) Северо-Восточный район – Верхоянский, Индигирский, Колымский ареалы;
5) Северный район – Северный горный ареал и Северный тундровый ареал.
Систематизация позволила разработать размещение районов и ареалов сакральных ландшафтов по территории Якутии, что отразилось в авторской разработке (таблица).
Районы и ареалы сакральных ландшафтов Якутии (авторская разработка)
№ п/п |
Сакральный район |
Сакральный ареал |
Сакральные ландшафты |
1 |
Центральный |
Среднеленский приречной ареал (Ленский, Олекминский, Великие долины (Эркээни, Туймаада, Энсиэли) |
Территория преобразованного сакрального ландшафта, места археологического значения |
Заречный ареал (Мегино-Кангаласский, Усть-Алданский, Чурапчинский, Амгинский и Таттинский ) |
Территория преобразованного сакрального ландшафта, места археологического значения |
||
2 |
Вилюйский |
Вилюйский ареал (Вилюйский, Верхневилюйский Кобяйский, Нюрбинский, Сунтарский и Мирнинский) |
Места археологического значения |
3 |
Южный |
Нерюнгринский, Алданский и горный Олекминский ареал |
Горный, перевалы и места археологического значения эвенков |
4 |
Северо-Восточный |
Верхоянский, Индигирский, Колымский ареалы |
Горный, уникальные природные места, памятные места эвенов и эвенков |
5 |
Северный |
Северный горный ареал и Северный тундровый ареал (Оленёкский, Анабарский, Булунский, Усть-Янский, Аллаиховский, Абыйский, Нижне-Колымский |
Сакральные ландшафты народов Севера – эвенков, долган, юкагиров и чукчей |
Пространственное размещение сакральных ландшафтов отражает составленная карта «Районы и ареалы сакральных ландшафтов Якутии» (рис. 1), а также интерактивная карта. Районирование способствовало более подробному изучению и описанию известных сакральных и памятных мест и объектов на ландшафтах сакральных районов Якутии. Объекты отмечены на интерактивной карте на сайте ZeeMaps, на карте «Районы и ареалы сакральных ландшафтов Якутии» [6].
Районы и ареалы сакральных ландшафтов Якутии
Надо отметить, что это далеко не полный перечень сакральных объектов, распространенных на просторах разнообразных ландшафтов Якутии. В перспективе сакральные ландшафты имеют широкие возможности для детального исследования по природным регионам и по улусам (районам) Якутии.
Сакральные ландшафты и туризм. Большинство сакральных объектов, которые занимают определенное место на ландшафтах Якутии, имеют туристскую привлекательность. Особенно известны сакральные ландшафты и объекты (например, Кисиляхи Верхоянские), которые обладают относительной транспортной доступностью, сохранностью и наличием дополнительных культурных объектов, что повышает аттрактивность данного района.
Одним из критериев по выделению пригодности сакрального ландшафта к туристским целям целесообразно считать критерий явности и хорошей сохранности. Наличие хорошо сохраненных артефактов, наскальных рисунков, мест реальных ритуальных практик повышает ценность сакрального ландшафта в туристских целях.
Религиозно-мировоззренческие установки народа, населяющего различные территории, играют ключевую роль в определении сакральных объектов. Именно верование и традиции становятся источником преобразования окружающей действительности. Существуют геопространственные «фокусы» («ядра») религиозной жизни и деятельности, которые притягивают к себе миграционные потоки верующих паломников и рекреантов. Для подтверждения сакрализации пространства, создания его материальной составляющей, необходимо развитие территориальной сакральной инфраструктуры, которая обеспечивает духовную сферу услугами (производство предметов культового назначения, одежды, издание религиозной литературы, религиозных предметов искусства, подготовка служителей культа, создание, развитие и распространение специальных средств массовой информации и пр.) [7].
Для оценивания культурных и природных ландшафтов, частью которых считается и сакральный ландшафт, применяются различные общепризнанные и авторские разработки и расчеты.
Если рассматривать туристические объекты с уровневой позиции, которые на разных уровнях привлекают туристический поток и составляют географический образ территории, применим авторский метод позиционно-ранговой оценки туристической привлекательности территорий, разработанный Т.А. Танкиевой, И.Ю. Пономаревой, М.В. Пономаревой [8].
Заключение
Включение посещения сакральных объектов в турмаршрутах имеет важное познавательное и воспитательное значение: нравственно-культурное и экологическое значение для сохранения природного и культурно-исторического наследия Якутии, сохранения памяти о жизни предков, традиций, обычаев и культуры своего народа и бережного отношения к ним в природной среде. В этом аспекте, сакральные объекты (обрядовые, почитаемые, памятные) на сакральных ландшафтах Якутии становятся местами, соединяющими прошлое, настоящее и будущее, нить поколений, которая объединяется в единое целое.
Для успешной интеграции сакральных объектов в туристическую деятельность разработаны практические рекомендации по разработке турмаршрутов:
1. Учитывать региональную специфику сакральных объектов: их местонахождение на различных ландшафтах с уникальными природными условиями: экстремальные климатические условия; транспортную доступность по территории республики; этнонациональные особенности народов, населяющих район, нахождения сакральных объектов и отношение к ним.
2. Включение сакральных объектов в туристические кластеры в качестве дополнительных объектов.
3. Сочетание сакральных объектов с экологическим туризмом и включение их в экологические тропы позволит расширить туристскую привлекательность.