Современная Россия стремится стать глобальной туристической дестинацией. «Создание в России развитой туристской индустрии и, как следствие, организация мощных туристических потоков как внутренних, так и внешних поможет решить многие социальные проблемы государства. Доходы от иностранного туризма могут стать бюджетообразующим фактором. Недостаточное количество недорогих гостиниц, слабо развитая инфраструктура индустрии гостеприимства останавливает иностранных туристов от посещения России» [1]. Наиболее популярными для иностранцев сегодня являются Москва и Санкт-Петербург, хотя въездной туризм не ограничивается этими городами. Город Тюмень, как крупный город и областной центр, имеет большой потенциал к развитию въездного туризма. Однако инфраструктура города недостаточно адаптирована для иностранных туристов, что снижает их поток. Улучшение качества системы навигации и ориентирующей информации сделает пребывание иностранных гостей в нашем городе более понятным и комфортным, что поможет увеличить поток туристов в город.
Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» определяет «систему навигации и ориентирования» как: «совокупность необходимой для ориентирования туристов информации о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии и средств размещения такой информации (информационных знаков, конструкций, сооружений, технических приспособлений и других носителей, предназначенных для распространения информации, за исключением рекламных конструкций)» [2].
Цель исследования: анализ соответствия уровня развития информационного отображения социокультурного пространства Тюмени стандартам въездного туризма.
Материалы и методы исследования
«Методологической основой работы в определенной степени является концепция социального пространства П. Сорокина, так как в его понимании социальное пространство объективно, оно имеет свою «телесность», структурированное народонаселение» [3]. Сравнивая социальное пространство со сложной сетью, образованной связями взаимодействия, он высказал ряд принципиальных положений, ставших своеобразными аксиомами: идея о его многомерности, которая задается различиями позиций индивидов и групп; о социальных дистанциях как особой шкале «мерности» социального пространства и их объективных основаниях. В его работах наметился подход к выделению разных сфер социального пространства в зависимости от стратификационных индикаторов.
Одно из направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития отражено в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 г.). Данный документ направлен на развитие человеческого потенциала России, через такие цели, как обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма; создание основ современной индустрии туризма и рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке; содействие культурно-познавательному и экологическому туризму; формирование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем обслуживания в районах с уникальными природно-климатическими условиями [4].
Ростуризм работает в данном направлении. Так в феврале 2015 г. была организована работа по согласованию установки знаков ориентирующей информации для туристов на федеральных и региональных маршрутах. В ходе рабочей встречи было решено увеличить количество информирующих знаков и внести соответствующие изменения в нормативные документы [5].
Администрацией Тюменской области в рамках реализации программы «Основные направления развития внутреннего и въездного туризма», были разработаны меры, направленные на решение проблем информированности о туристских ресурсах Тюменской области [6].
В г. Тюмени систематически проводятся работы по установке дорожных знаков информирующих туристов об объектах культурно-исторического наследия, а также указателей по направлению к основным объектам туристской индустрии [7]. Установка знаков туристской навигации является одним из этапов развития туристской инфраструктуры региона, целью которого является увеличение туристских потоков, посещаемости памятников культурного наследия, повышения доступности туристско-рекреационной инфраструктуры. Согласно Манильской декларации о мировом туризме, принятой 17 сентября 1980 г., туристские символы следует рассматривать как международный универсальный язык туризма.
Информационные указатели, содержащие информацию о туристской индустрии, позволяют туристам лучше ориентироваться в расположении достопримечательностей и планировать маршрут экскурсий. Установка знаков туристской навигации является одним из этапов в развитии туристской инфраструктуры региона.
На основе исследования международного опыта и рекомендаций Всемирной туристской организации в стране разработана общероссийская Система навигации и ориентирующей информации для туристов.
В Тюменском регионе проведена работа по установке туристских знаков, в изготовлении и монтаже участвовали организации ООО «Росдорзнак», ООО «Газпром-нефть», Администрация города Тюмени. Средняя стоимость одного знака составила 20 тыс. руб. (2014). Тем не менее этих мер недостаточно, следует подготовить проект оформления города Тюмени по мировой системе навигации и ориентирующей информации.
Результаты исследования и их обсуждение
Во время исследования была изучена историческая часть города от Тюменского индустриального университета (ул. Луначарского, 2) до Площади памяти – участок, содержащий наиболее привлекательные для иностранных туристов объекты, на предмет наличия туристских информационных знаков и инфоцентров.
В результате были обнаружены уличные знаки, указывающие названия улиц на английском языках: улицы Республики и Ленина (рис. 1). Далее таких знаков обнаружено не было.
Рис. 1. Уличный знак, указывающий название улицы на русском и английском языках
В пределах изученного участка был найден один туристский знак по образцу brown signs на пересечении улиц Перекопская и Ленина (рис. 2). Знак указывает направление к дому Машарова, но данный знак только на русском языке.
Рис. 2. Уличный знак и туристский знак, указывающий направление к туристскому объекту
Также на основных туристских объектах – на площадях, строениях, в парках присутствуют QR-коды. Все они на русском языке, из чего можно сделать вывод, что для иностранных туристов QR-коды бесполезны (рис. 3).
Рис. 3. QR-коды на основных объектах туристского интереса г. Тюмени
На Цветном бульваре присутствовал (2015 г.) туристско-информационный центр (рис. 4). Согласно описанию, центр предоставлял справочную информацию о городе и области, включая достопримечательности и туристские маршруты, средства размещения, туристические компании, транспортные предприятия, пункты питания, а также предстоящие деловые и культурные мероприятия. Также в центре продавались буклеты, путеводители, карты, схемы и сувениры. Дополнительная информация предоставлялась по телефону. Центр работал без выходных. На деле же о существовании данного центра население не знало, а сам центр не работал, вход был перекрыт лавочкой, стены исписаны граффити. В настоящее время данный объект ликвидирован.
Рис. 4. Туристско-информационный центр на Цветном бульваре
В 2016 г. на базе музейного комплекса им. И.Я. Словцова создан новый туристско-информационный центр. Центр в рабочем состоянии, однако, будучи подведомственным Департаменту культуры Тюменской области, ТИЦ не сотрудничает с ним, что существенно ухудшает качество работы центра.
В 2016 г. разработаны и опубликованы путеводители по Тюменской области на четырех языках: русском, английском, немецком и китайском. Но, как показала практика, в данных путеводителях очень много опечаток, не во всех случаях информация достоверна.
В ходе исследования был проведен опрос среди иностранных гостей города с целью узнать, как они оценивают отображение инфраструктуры города, с какими проблемами они сталкиваются во время своего пребывания в нем, что они хотели бы изменить в городе в отношении информационного отображения инфраструктуры города.
Респондентам были заданы 5 вопросов:
1. Как вы ориентируетесь в городе, что используете для ориентации?
2. Откуда, помимо поисковых систем (Google и т.д.) вы берете информацию о городе Тюмени?
3. Каким образом вы устанавливаете контакт с работниками сферы обслуживания (в кафе, автобусах, гостиницах, торговых центрах)?
4. Если бы в Тюмени были созданы специализированные знаки, Qr-коды, путеводители, содержащие информацию об инфраструктуре города, сделало бы это ваше пребывание в нем более комфортным?
5. Что бы вы могли порекомендовать, что можно создать или улучшить в городе Тюмени, чтобы сделать ваше пребывание в нем более комфортным?
В результате опроса были получены следующие ответы:
Для ориентации в пространстве города все респонденты используют электронные карты, такие как Google maps, 2GIS. Информацию о городе Тюмени они находят в Google, 2GIS, только один респондент указал тюменский сайт GoToTyumen. С работниками сферы обслуживания гости города общаются только на русском языке, на каком бы уровне они им ни владели. Все опрошенные считают, что наличие специализированных туристских знаков, путеводителей, QR-кодов значительно упростило бы их передвижение по городу, ориентирование в нем.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что г. Тюмень совершенно не адаптирован для иностранных туристов и въездного туризма. Иностранные туристы просто не в состоянии будут передвигаться по городу без услуг гида-переводчика.
Заключение
В процессе работы дана характеристика явлений и объектов материальной и духовной жизни города. Рассмотрены объекты социокультурного пространства города, дана оценка их информационного отображения.
Анализ текущего состояния системы навигации для туристов показал, что объектов навигации в городе мало и они не соответствуют стандартам, принятым в России и за рубежом. Основной проблемой является то, что вся информация, имеющаяся на туристских знаках, представлена только на русском языке, что делает их бесполезными для иностранных туристов. Для дальнейшего развития въездного туризма требуется доступ к навигационной информации для туристов в виде туристских знаков, карт, брошюр на иностранных языках.
Город Тюмень обладает достаточным потенциалом, однако недостаточность условий восприятия туристских ресурсов и возможностей, в том числе наличие туристских объектов, которые остаются невостребованными из-за неразвитой инфраструктуры, создают препятствия для развития въездного туризма.