Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

CHARACTERISTIC OF TERRITORIAL PERCEPTION OF TOURIST RESOURCES IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE OF TYUMEN

Tretyakova O.V. 1 Sozonova E.Yu. 2
1 Industrial University of Tyumen
2 Tyumen State University
The world economy defines modern tourism as a dynamically developing and highly profitable industry. Russia strives to get into the top ten countries in inbound tourism, adequately developing the tourism industry. Through this approach, tourism can bring significant economic benefits to the region concerned, without any environmental or social problems. In such circumstances, tourist resources will be replicated for further use in the future. Coordinated work of the entire complex of enterprises of the hospitality industry, the introduction of modern methods and approaches to service can fully meet the needs of travelers. Tourists preparing for the trip, as well as during it, need reliable information about the place of stay, the rules and customs of the area, the scheme of roads. To this end, the tourism industry has a variety of information and advertising services that allow you to get full information about the trip. Currently, there is a significant shortage of high-quality tourist information, especially in relation to the domestic tourism product, which negatively affects the satisfaction of growing demand, hinders its development. The city of Tyumen has a great potential for the development of inbound tourism. However, the infrastructure of the city is not adapted enough for foreign tourists, which reduces their flow. Improving the quality of the navigation system and orienting information will make the stay of foreign guests more pleasant and comfortable, which can increase the flow of tourists to the city. Purpose: to find out whether the level of development of information display of socio-cultural space of Tyumen standards for inbound and domestic tourism. Practical significance is the ability to use the results of the work in the formation of an adequate information environment of the city and improve the quality of information display of socio-cultural space.
socio-cultural space
tourism
information environment of the city
tourist destination
tourist industry

Современная Россия стремится стать глобальной туристической дестинацией. «Создание в России развитой туристской индустрии и, как следствие, организация мощных туристических потоков как внутренних, так и внешних поможет решить многие социальные проблемы государства. Доходы от иностранного туризма могут стать бюджетообразующим фактором. Недостаточное количество недорогих гостиниц, слабо развитая инфраструктура индустрии гостеприимства останавливает иностранных туристов от посещения России» [1]. Наиболее популярными для иностранцев сегодня являются Москва и Санкт-Петербург, хотя въездной туризм не ограничивается этими городами. Город Тюмень, как крупный город и областной центр, имеет большой потенциал к развитию въездного туризма. Однако инфраструктура города недостаточно адаптирована для иностранных туристов, что снижает их поток. Улучшение качества системы навигации и ориентирующей информации сделает пребывание иностранных гостей в нашем городе более понятным и комфортным, что поможет увеличить поток туристов в город.

Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» определяет «систему навигации и ориентирования» как: «совокупность необходимой для ориентирования туристов информации о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии и средств размещения такой информации (информационных знаков, конструкций, сооружений, технических приспособлений и других носителей, предназначенных для распространения информации, за исключением рекламных конструкций)» [2].

Цель исследования: анализ соответствия уровня развития информационного отображения социокультурного пространства Тюмени стандартам въездного туризма.

Материалы и методы исследования

«Методологической основой работы в определенной степени является концепция социального пространства П. Сорокина, так как в его понимании социальное пространство объективно, оно имеет свою «телесность», структурированное народонаселение» [3]. Сравнивая социальное пространство со сложной сетью, образованной связями взаимодействия, он высказал ряд принципиальных положений, ставших своеобразными аксиомами: идея о его многомерности, которая задается различиями позиций индивидов и групп; о социальных дистанциях как особой шкале «мерности» социального пространства и их объективных основаниях. В его работах наметился подход к выделению разных сфер социального пространства в зависимости от стратификационных индикаторов.

Одно из направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития отражено в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 г.). Данный документ направлен на развитие человеческого потенциала России, через такие цели, как обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма; создание основ современной индустрии туризма и рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке; содействие культурно-познавательному и экологическому туризму; формирование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем обслуживания в районах с уникальными природно-климатическими условиями [4].

Ростуризм работает в данном направлении. Так в феврале 2015 г. была организована работа по согласованию установки знаков ориентирующей информации для туристов на федеральных и региональных маршрутах. В ходе рабочей встречи было решено увеличить количество информирующих знаков и внести соответствующие изменения в нормативные документы [5].

Администрацией Тюменской области в рамках реализации программы «Основные направления развития внутреннего и въездного туризма», были разработаны меры, направленные на решение проблем информированности о туристских ресурсах Тюменской области [6].

В г. Тюмени систематически проводятся работы по установке дорожных знаков информирующих туристов об объектах культурно-исторического наследия, а также указателей по направлению к основным объектам туристской индустрии [7]. Установка знаков туристской навигации является одним из этапов развития туристской инфраструктуры региона, целью которого является увеличение туристских потоков, посещаемости памятников культурного наследия, повышения доступности туристско-рекреационной инфраструктуры. Согласно Манильской декларации о мировом туризме, принятой 17 сентября 1980 г., туристские символы следует рассматривать как международный универсальный язык туризма.

Информационные указатели, содержащие информацию о туристской индустрии, позволяют туристам лучше ориентироваться в расположении достопримечательностей и планировать маршрут экскурсий. Установка знаков туристской навигации является одним из этапов в развитии туристской инфраструктуры региона.

На основе исследования международного опыта и рекомендаций Всемирной туристской организации в стране разработана общероссийская Система навигации и ориентирующей информации для туристов.

В Тюменском регионе проведена работа по установке туристских знаков, в изготовлении и монтаже участвовали организации ООО «Росдорзнак», ООО «Газпром-нефть», Администрация города Тюмени. Средняя стоимость одного знака составила 20 тыс. руб. (2014). Тем не менее этих мер недостаточно, следует подготовить проект оформления города Тюмени по мировой системе навигации и ориентирующей информации.

Результаты исследования и их обсуждение

Во время исследования была изучена историческая часть города от Тюменского индустриального университета (ул. Луначарского, 2) до Площади памяти – участок, содержащий наиболее привлекательные для иностранных туристов объекты, на предмет наличия туристских информационных знаков и инфоцентров.

В результате были обнаружены уличные знаки, указывающие названия улиц на английском языках: улицы Республики и Ленина (рис. 1). Далее таких знаков обнаружено не было.

tret1.tif

Рис. 1. Уличный знак, указывающий название улицы на русском и английском языках

В пределах изученного участка был найден один туристский знак по образцу brown signs на пересечении улиц Перекопская и Ленина (рис. 2). Знак указывает направление к дому Машарова, но данный знак только на русском языке.

tret2.tif

Рис. 2. Уличный знак и туристский знак, указывающий направление к туристскому объекту

Также на основных туристских объектах – на площадях, строениях, в парках присутствуют QR-коды. Все они на русском языке, из чего можно сделать вывод, что для иностранных туристов QR-коды бесполезны (рис. 3).

tret3.tif

Рис. 3. QR-коды на основных объектах туристского интереса г. Тюмени

На Цветном бульваре присутствовал (2015 г.) туристско-информационный центр (рис. 4). Согласно описанию, центр предоставлял справочную информацию о городе и области, включая достопримечательности и туристские маршруты, средства размещения, туристические компании, транспортные предприятия, пункты питания, а также предстоящие деловые и культурные мероприятия. Также в центре продавались буклеты, путеводители, карты, схемы и сувениры. Дополнительная информация предоставлялась по телефону. Центр работал без выходных. На деле же о существовании данного центра население не знало, а сам центр не работал, вход был перекрыт лавочкой, стены исписаны граффити. В настоящее время данный объект ликвидирован.

tret4.tif

Рис. 4. Туристско-информационный центр на Цветном бульваре

В 2016 г. на базе музейного комплекса им. И.Я. Словцова создан новый туристско-информационный центр. Центр в рабочем состоянии, однако, будучи подведомственным Департаменту культуры Тюменской области, ТИЦ не сотрудничает с ним, что существенно ухудшает качество работы центра.

В 2016 г. разработаны и опубликованы путеводители по Тюменской области на четырех языках: русском, английском, немецком и китайском. Но, как показала практика, в данных путеводителях очень много опечаток, не во всех случаях информация достоверна.

В ходе исследования был проведен опрос среди иностранных гостей города с целью узнать, как они оценивают отображение инфраструктуры города, с какими проблемами они сталкиваются во время своего пребывания в нем, что они хотели бы изменить в городе в отношении информационного отображения инфраструктуры города.

Респондентам были заданы 5 вопросов:

1. Как вы ориентируетесь в городе, что используете для ориентации?

2. Откуда, помимо поисковых систем (Google и т.д.) вы берете информацию о городе Тюмени?

3. Каким образом вы устанавливаете контакт с работниками сферы обслуживания (в кафе, автобусах, гостиницах, торговых центрах)?

4. Если бы в Тюмени были созданы специализированные знаки, Qr-коды, путеводители, содержащие информацию об инфраструктуре города, сделало бы это ваше пребывание в нем более комфортным?

5. Что бы вы могли порекомендовать, что можно создать или улучшить в городе Тюмени, чтобы сделать ваше пребывание в нем более комфортным?

В результате опроса были получены следующие ответы:

Для ориентации в пространстве города все респонденты используют электронные карты, такие как Google maps, 2GIS. Информацию о городе Тюмени они находят в Google, 2GIS, только один респондент указал тюменский сайт GoToTyumen. С работниками сферы обслуживания гости города общаются только на русском языке, на каком бы уровне они им ни владели. Все опрошенные считают, что наличие специализированных туристских знаков, путеводителей, QR-кодов значительно упростило бы их передвижение по городу, ориентирование в нем.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что г. Тюмень совершенно не адаптирован для иностранных туристов и въездного туризма. Иностранные туристы просто не в состоянии будут передвигаться по городу без услуг гида-переводчика.

Заключение

В процессе работы дана характеристика явлений и объектов материальной и духовной жизни города. Рассмотрены объекты социокультурного пространства города, дана оценка их информационного отображения.

Анализ текущего состояния системы навигации для туристов показал, что объектов навигации в городе мало и они не соответствуют стандартам, принятым в России и за рубежом. Основной проблемой является то, что вся информация, имеющаяся на туристских знаках, представлена только на русском языке, что делает их бесполезными для иностранных туристов. Для дальнейшего развития въездного туризма требуется доступ к навигационной информации для туристов в виде туристских знаков, карт, брошюр на иностранных языках.

Город Тюмень обладает достаточным потенциалом, однако недостаточность условий восприятия туристских ресурсов и возможностей, в том числе наличие туристских объектов, которые остаются невостребованными из-за неразвитой инфраструктуры, создают препятствия для развития въездного туризма.