Закономерное ограничение роста крупнейших городских агломераций вызывает привлечение трудовых ресурсов из пригородной зоны через маятниковые миграции, или поездки. В этих поездках участвуют не только жители городов и поселков городского типа, но и жители сельских поселений, расположенных близ транспортных магистралей, надежно связывающих ядро агломерации с периферийными участками. Как правило, удельный вес маятниковых мигрантов в пригородных сельских поселениях ниже, чем в городских поселениях, поскольку часть трудоспособного населения сел продолжает заниматься сельским хозяйством. Тем не менее трудовые поездки достаточно значительны, чтобы заниматься изучением их структуры, взаимодействия с демографической ситуацией и условиями их развития [1].
Цель исследования: выявление особенности демографических аспектов маятниковой миграции населения Нижегородской области. Постоянный приток социально активного населения в пригородную зону Нижнего Новгорода, а также развитие транспортной и инженерной инфраструктур областного центра приводили к тому, что не всегда новые специализированные участки и филиалы промышленного комплекса Нижнего Новгорода строились в тех городах, где это считалось целесообразным. Многие хозяйственные объекты размещаются вблизи городской черты, стимулируя здесь ускоренный рост и агломерацию поселений. Развитие такого процесса стимулирует маятниковую миграцию сельского населения и дополняет ее все возрастающими потоками межгородских маятниковых передвижений. Благодаря развитию маятниковой миграции часть необходимой городам рабочей силы привлекается из окружающих городских и сельских поселений. Особенно велико ее значение для социально-экономического развития такого города, как Нижний Новгород. здесь маятниковая миграция выполняет двойную роль: с одной стороны, она регулирует рост численности населения этого города; с другой – пополняет недостающие трудовые ресурсы.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования нами были рассмотрены миграционные процессы Нижегородской области. Методы исследования: анализ литературы; картографический; описательный; геоинформационный; статистический; географического районирования. Наибольшее влияние на интенсивность трудовой маятниковой миграции оказывает величина городских поселений, уровень индустриального развития, их транспортная и временная доступность. Каков же социальный портрет маятникового мигранта? В числе работающих в городах, как отмечено ранее, основную массу представляют женщины (57 %). Это объясняется особыми условиями женского труда в сельском хозяйстве, строительстве и промышленности на селе [2]. Социология установили четкую закономерность, что именно неудовлетворительные условия труда на местах проживания вынуждают женщин работать в городах. По мере роста на селе рабочих мест с удовлетворительными условиями труда удельный вес женщин в числе работающих в городах должен сокращаться. Так оно и происходит фактически. Об этом свидетельствует сокращение удельного веса женщин-мигрантов с 65 % до 57 %. За последние годы произошли прогрессивные изменения в квалифицированно-должностной и профессионально-отраслевой структурах сельских работников, главным образом женщин [3].
Для маятниковых мигрантов, как мужчин, так и женщин, характерно преобладание молодежи по сравнению с другими работниками (17–30 лет). Следовательно, город притягивает к себе дефицитную на селе квалифицированную рабочую силу, поскольку уровень образования молодежи выше. В самом деле, среди сельских жителей, работающих в городах, каждый десятый имеет высшее или среднее специальное образование, каждый третий окончил курсы повышения квалификации или был подготовлен по новой профессии, каждый пятый закончил техникум или колледж. В числе маятниковых мигрантов лиц с полным средним общим образованием в 2 раза больше, чем среди работающих на селе. Поскольку в городах работают и люди старших возрастов, среди них есть работники с неполным общим средним образованием (почти половина всех мужчин) и даже с начальным (7 % всех работающих в городах). Среди работающих в городах выделяется группа мужчин 40–47 лет и женщин первого пятилетия после пенсионного возраста. Уровень образования маятниковых мигрантов позволяет им работать по самым разнообразным специальностям [4].
Результаты исследования и их обсуждение
В результате выборочного обследования маятниковых мигрантов Нижегородской области были получены следующие результаты. Во-первых, бросается в глаза, что маятниковые мигранты занимают рабочие места всех рангов. Однако в их числе в 2 раза меньше руководителей и специалистов и в 3 раза больше служащих-неспециалистов, чем у работающих на селе. Во-вторых, за пять лет в их социальном статусе, как и в составе всех работающих на селе, произошли существенные сдвиги в сторону сокращения занятых неквалифицированным трудом и увеличения удельного веса служащих-неспециалистов. Небольшой удельный вес высококвалифицированных работников среди мигрантов – результат проводимой работы на селе по дополнительному стимулированию дефицитного труда специалистов непосредственно в сельском хозяйстве (введение ряда льгот и привилегий).
Исследование маятниковых мигрантов по отраслям народного хозяйства Нижнего Новгорода в последние годы показало, что среди приезжающих преобладают мигранты, занятые в отраслях материального производства (79 %). При этом почти половина маятниковых мигрантов (45 %) занята в промышленности. В числе трудовых маятниковых мигрантов преобладают рабочие промышленности, строительства, работники просвещения, здравоохранения, а также работники учетно-плановых профессий. Спектр промышленных и строительных профессий весьма широк. Маятниковые мигранты работают электриками, электромонтерами, станочниками, штамповщиками, кузнецами, слесарями, малярами, штукатурами, столярами, плотниками, т.е. по тем профессиям, которые в перспективе должны занимать прочное место на селе по мере индустриализации сельского хозяйства и развертывания строительства предприятий и учреждений по обслуживанию населения [5]. Особенно велика доля мигрантов в промышленности деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, строительных материалов, химической, машиностроения и металлообработке.
Сельские мигранты имеют и другие социальные характеристики. Поскольку это прежде всего молодежь, то среди них больше одиночек, чем у работающих на селе (18 против 11 %). В семьях, работающих в городах, меньше число детей. Малодетность семей, работающих в городах, может быть фактором, позволяющим мигрантам работать в городах, поскольку у них больше свободного времени, чем у многодетных семей. Частично «погружение» в городской образ жизни, расширение круга потребностей и возможностей их удовлетворения, в том числе и повышенный уровень образования, отодвигают удовлетворение потребности в детях на второй план.
Социологами отмечено, что тесно связаны между собой такие черты индивида, как уровень образования и стремление повышать его: чем выше уровень образования, тем больше желание учиться дальше. Более высокая образовательная подготовка работающих в городах и в этом случае сочетается с большим удельным весом среди мигрантов, совмещающих работу с учебой (удельный вес этой категории работающих в городах выше в 2 раза и более по сравнению с работающими на селе). То обстоятельство, что одна треть учащихся из числа работающих в городах – это студенты заочных и вечерних высших и средних специальных учебных заведений, а еще одна треть из числа учащихся в городах намерена повысить свое образование в этих учебных заведениях, – еще одно свидетельство предпочтения маятниковыми мигрантами того социального блага, которого почти нет на селе. Отсюда социальная обусловленность маятниковой миграции в городах. Удовлетворить запросы сельской молодежи в среднем специальном и высшем образовании можно путем дальнейшего расширения заочного образования в вузах, техникумах и колледжах, организации консультативных и подготовительных курсов на селе, проведения выездных сессий в сельских районных центрах. Необходимо также расширить номенклатуру специальностей в колледжах и техникумах [6]. Дело в том, что в перспективе потребностей сельских предприятий в специалистах несельскохозяйственного профиля, особенно в сфере обслуживания населения, резко возрастут. Частичная подготовка их на селе может способствовать закреплению кадров.
Семьи маятниковых мигрантов, работающих в городах, характеризуются большим удельным весом не имеющих личного подсобного хозяйства: он в 3 раза больше, чем у работающих на селе. Правда, эта черта хозяйства вообще свойственна жителям пригородных поселений, поскольку среди них не так уж много работников, связанных с сельским хозяйством. Семьи маятниковых мигрантов в подавляющей части несельскохозяйственные. По данным выборочного обследования доля занятых в сельском хозяйстве во всем общественном хозяйстве пригородных поселений в области составила немного более одной пятой. Таким образом, для работающих в городах жителей пригородных поселений в целом характерно отсутствие личного подсобного хозяйства. Как оценить это явление? В условиях недостаточного снабжения населения сел продуктами через торговую сеть всем жителям села целесообразно иметь подсобное хозяйство. К сожалению, многие сельские жители, особенно те, кто имеет высокий уровень образования и более широкий набор потребностей, предпочитают его не иметь. Более того, в отдельных случаях необходимость ведения подсобного хозяйства может послужить мотивом маятниковой миграции из села в город, что видно из таблицы, в которой приведена структура мотивов потенциальной маятниковой миграции.
Структура мотивов потенциальной маятниковой миграции сельских жителей ( % к совокупности всех ответов)
Мотивы |
2008 |
2018 |
Неудовлетворенность сельским образом жизни или населенным пунктам в целом |
13,0 |
6,0 |
Тяжелая и неинтересная работа |
16,4 |
18,4 |
Низкая оплата труда |
6,8 |
2,3 |
Отсутствие детских учреждений, школ, специальных учебных заведений |
13,9 |
11,0 |
Желание жить с родственниками |
5,5 |
10,2 |
Не удовлетворяют природно-климатические условия, по состоянию здоровья |
5,1 |
8,1 |
Трудности с жильем и его благоустройством |
5,6 |
7,8 |
Трудности ведения личного подсобного хозяйства |
1,5 |
9,4 |
Плохая работа транспорта |
0,4 |
3,0 |
Плохое снабжение |
0,9 |
3,1 |
Неблагоприятный психологический климат: отсутствие анонимности, пьянство и другие |
4,2 |
9,5 |
Недостатки в бытовом обслуживании |
2,1 |
2,4 |
Плохое культурное обслуживание |
2,5 |
2,7 |
Не дали определенного ответа |
22,1 |
6,1 |
По-видимому, для жителей сельских поселений ведение личного подсобного хозяйства за последние 10 лет стало нежелательным явлением, несмотря на снижение его трудоемкости, за счет помощи, оказываемой совхозами и колхозами. Особенно велика негативная оценка ведения подсобного сельского хозяйства у молодежи. Об этом свидетельствуют и данные бюджетов времени маятниковых мигрантов.
По структуре годового бюджета времени образ жизни маятникового мигранта – переходный от сельского к городскому. По сравнению с сельскими все работающие в городе маятниковые мигранты тратят на ведение личного подсобного хозяйства времени в 2 раза меньше. У маятникового мигранта на одну треть больше свободного времени, чем у сельского работника. Причем структура его прогрессивнее: они больше времени тратят на образование. Из-за того, что у них меньше детей и соответственно меньше затрат времени на уход за ними и воспитание, у работающих в городах сельских жителей остается больше времени на отдых и развлечения. Тем не менее их общая трудовая нагрузка несколько превышает нагрузку работающих горожан. Режим рабочего дня сельских жителей, работающих в городах, устойчив: каждые 8 из 10 мигрантов работают 7–8 ч в день, в то время как треть сельских работников имеет неустойчивый режим рабочего дня [7].
Дальше мы сделаем попытку детального анализа трудовых связей одного из сел Нижегородской агломерации – Линды. Особенностью географического положения села является его расположение на пересечении железной дороги с автомобильными магистралями, ведущими в города Нижний Новгород, Бор, Семенов, Городец, северную часть Борского района и ближайшие селения. При изучении маятниковых мигрантов было охвачено обследованием около 90 % всех выезжающих на работу в другие населенные пункты. В прошлом году маятниковые мигранты составляли около 50 % всего трудоспособного населения. Преобладающее число маятниковых мигрантов направляется в города Нижегородской агломерации (90,1 %), особенно в ее ядро. Это обусловлено обширностью и разнообразием сфер приложения труда, и удобством транспортного сообщения. После Нижнего Новгорода стоит Бор, но его относительная доля невелика. Совсем небольшой процент выезжающих приходится на Городец. Анализ стажа работы показал, что поездки городецкого направления сохранились с тех пор, когда Линда входила в Городецкий район и связи с ним были более активными. За вычетом дистанционных рабочих доля выезжающих в Семенов составляет 2 %, что объясняется ограниченностью спроса на рабочие руки и в какой-то мере положением на «полюсе», противоположном основному направлению выезда. Заметна доля выезжающих в сельскую местность. Но пункты выезда рассредоточены, в каждом из них работает, как правило, 1–2 человека. Анализ половой структуры маятниковых мигрантов показал, что в выезде преобладают мужчины, их на 13,2 % больше, чем женщин. Это связано с развитием в селе сферы обслуживания, которая в основном использует женскую рабочую силу, и большей привязанностью женщин к домашнему и подсобному хозяйству. Среди выезжающих в Нижний Новгород, Семенов и Городец превышение доли мужчин близко к средним показателям. Для выезжающих в сельскую местность и Городецкий леспромхоз характерно резке преобладание мужчин (70 % и 90 % соответственно), поскольку в леспромхоз выезжают в основном лесорубы и шоферы, а в колхозы – механизаторы. Среди выезжающих в Борском направлении преобладают женщины, так как здесь загородники больше всего привлечены в сферу обслуживания. Превышение доли мужчин характерно не для всех возрастных групп. Оно наблюдается в возрастах старше 24 лет, за исключением 40–51 год, где преобладают женщины, и 51–53, где их доля одинакова. Снижение доли мужчин в младших возрастах, выезжающих обусловлено привлечением юношей для службы в армии и, вероятно, более длительной профессиональной подготовки, так как среди мужчин квалифицированных рабочих больше, чем среди женщин. В возрастах от 45 до 53 лет в селе наблюдается наиболее неблагоприятная половая структура, что отражается на структуре маятниковых мигрантов. Наиболее ярко выражен мужчин в возрасте 30–45 лет, поскольку многие женщины возрастной группы по семейным обстоятельствам вынуждены искать работу по месту жительства или не работать совсем. Оценка возрастного состава показывает, что самый незначительный объем выезжающих в возрасте 16–18 лет (0,6 %) и старше 60 лет (1,5 %). Представители младшей возрастной группы выезжают только в Нижний Новгород, старшей – в Нижний Новгород и на Бор. Почти половину выезжающих составляют люди средних возрастов, это в значительной мере определяет их образовательный и квалификационный состав. Вторая по величине группа – младшая, но значительна доля и старших возрастов. Следовательно, в трудовые связи вовлечены все возрастные слои населения, и маятниковые миграции являются неотъемлемой частью социально-экономического облика Линды. В браке состоят 83 % выезжающих. Процент брачности зависит от пола и возраста. До 30 лет этот показатель у мужчин ниже, чем у женщин (соответственно 29 % и 59 % в возрасте до 25 лет и 85 % и 90 % в группе от 26 до 30 лет). От 30 до 36 лет доля состоящих в браке одинакова – около 98 %, от 36 до 50 лет разница наиболее значительна: семейные мужчины составляют 98 %, а женщины – 69 %.
Высокий процент брачности в возрастах с благоприятной половой структурой показывает, что маятниковые миграции не оказывают отрицательного влияния на эту сторону демографической ситуации.
Выводы
Таким образом, маятниковая миграция охватывает все более значительные слои населения, возрастает ее роль в жизни общества. Сделана попытка изучения маятниковой миграции как современной черты сельского образа жизни. Нашли свое дальнейшее развитие социальные аспекты в изучении маятниковой миграции населения. Процессы формирования новых центров социально-экономического развития области и становления агломерации в окружении Нижнего Новгорода развиваются одновременно. Дальнейшее развитие маятниковой миграции во многом зависит от того, какому из этих процессов будет отдано предпочтение в перспективной организации территориально-хозяйственного комплекса города.