Современные города являют собой центр сосредоточения человеческих, промышленных, экономических и культурных ресурсов. Процессы, сопровождающие развитие городов, имеют различную направленность и степень воздействия, но при этом характеризуются сходными тенденциями, которые проявляются в ухудшении состояния атмосферного воздуха, деградации водных ресурсов, сокращении площади территорий, используемых в рекреационных целях, неблагоприятном изменении микроклимата, негативном воздействии на организм человека электромагнитных полей и иных излучений. Возросшие объемы жилищного строительства, и в частности уплотнительная городская застройка местности, приводят к ухудшению социальной и инженерной инфраструктуры, городских условий и возрастанию рекреационной нагрузки на имеющиеся озелененные территории общего пользования [1].
Центрами стабилизации в условиях городской среды преимущественно являются озелененные территории общего пользования: парки, сады, скверы, набережные и иные рекреационно-природные территории, которые представляют собой функциональный и структурный элемент экологического каркаса города [2–4]. В научной литературе достаточно широко используется термин «экологический каркас», однако на законодательном уровне Российской Федерации такой категории не существует, ввиду чего при градостроительном проектировании и благоустройстве городских территорий основной акцент сосредоточен на понятии «зеленые насаждения», которое не учитывает эмерджентные свойства городского экологического каркаса, заключающееся в целостности, связности и иерархичности компонентов окружающей природной среды, которые обеспечивают стабилизацию городской среды [5; 6]. Создание сбалансированной системы экологического каркаса способно обеспечить устойчивость урбанизированных территорий и создать благоприятные условия жизни городского населения [7].
Целью исследования явилась оценка современного состояния и разработка проекта благоустройства прилегающей территории у озера Парковое первой очереди Автозаводского района г. Нижнего Новгорода на основе принципов ландшафтно-экологического проектирования, анализа структуры и функциональных особенностей экологического каркаса городских территорий, оценки экологического состояния основных природных компонентов экосистемы в условиях урбанизированной среды.
Материалы и методы исследования
В соответствии с научно-теоретическими основами экологического проектирования при планировании и организации городских территорий необходимо руководствоваться принципами геоэкологического и ландшафтного планирования, которые обеспечивают оптимизацию и гармонизацию отношений между человеком и природой в условиях городской среды. Основная цель ландшафтно-экологического проектирования состоит в формировании благоприятной среды жизни для человека с сохранением основных функций природных ландшафтов. Учет природных и социально-экономических функций ландшафта обеспечивает создание максимально комфортной и благоприятной среды в условиях города [8]. Путем реализации природных функций формируются среда обитания живых организмов, стабильность гидрологического режима и оптимальные показатели климатических условий. Социально-экономические функции проявляются посредством организации рекреационных и санитарно-защитных зон, создания эстетичного архитектурного облика городской территории.
Объектом исследования явилась территория парка Автозаводский в черте озера Парковое первой очереди. Автозаводский парк культуры и отдыха представляет собой ключевой узел общественно доступной территории исторического городского ландшафта Автозаводского района г. Нижнего Новгорода и является крупным функциональным элементом экологического каркаса города. Озеро Парковое находится в южной части Автозаводского парка и имеет искусственное происхождение. Расположение водоема представлено на рисунке.
Озеро Парковое первой очереди в структуре Автозаводского парка (Google-карты: вид со спутника)
Водная гладь озера занимает 8,9 га, что составляет более 41 % площади южной части территории парка. Берег озера достаточно сильно изрезан и обрывист. Дно водоема преимущественно песчаное, местами – глинистое, максимальная глубина водного объекта составляет 9 м. В летний период озеро практически не подвержено процессу эвтрофикации и является функционирующей территорией рекреации с зоной купания без элементов благоустройства. Травянистый покров территории у акватории достаточно сильно угнетен, а по всему периметру озера имеются многочисленные стихийные извилистые грунтовые дорожки, что отражает высокий уровень антропогенной нагрузки на данную территорию парка.
С северной стороны водоем граничит с проезжей частью, за которой располагается жилой комплекс. С южной стороны парка проходит железнодорожное полотно, отделяющее зеленые насаждения от жилых домов. Вдоль западной границы парка проходит дренажный канал, русло которого замусорено твердыми бытовыми отходами. Между каналом и озером имеются частично сохранившиеся посадки березы бородавчатой (Betula pendula Roth.) и липы мелколистной (Tilia cordata Mill.). За территорией парка в этом направлении располагается многоэтажный жилой массив. С восточной стороны водного объекта озелененная территория представлена крупными древесными культурами: липой мелколистной (Tilia cordata Mill.), кленом остролистным (Acer platanoides L.), дубом черешчатым (Quercus robur L.) и сосной обыкновенной (Pinus sylvestris L.). Основные зеленые насаждения парка заложены с 1945 по 1950 г., однако с течением времени планировочная структура парка регулярно изменялась, и состав зеленых насаждений расширялся [9]. Несмотря на то что для территории Нижнего Новгорода сформирована Программа развития парков и скверов на территории города [10], а также активно реализуется Программа по формированию комфортной городской среды, благоустройство территории Автозаводского парка в районе Паркового озера первой очереди не входит в перечень объектов данных концептуальных проектов и программ.
Отнесение зеленых насаждений на территории парка к той или иной категории жизненного состояния осуществлялось нами по модифицированной шкале В.А. Алексеева. Ослабление состояния каждой древесной культуры на территории парка характеризовали на основании средневзвешенной величины оценок распределения запаса деревьев разных категорий состояния по формуле:
Кср =
где Кср. – средневзвешенная величина состояния породы; Рi – доля каждой категории состояния, %; Кi – индекс категории состояния дерева (1 – здоровое, 2 – ослабленное, 3 – сильно ослабленное, 4 – усыхающее, 5 – свежий сухостой).
Результаты исследования и их обсуждение
Экологический каркас территории представляет собой совокупность природных комплексов, имеющих индивидуальный режим природопользования и образующих пространственно организованную инфраструктуру, которая обеспечивает экологическую устойчивость территории, предотвращая при этом деградационные процессы ландшафта. Экологический каркас города имеет свою структурную организацию, элементы которой выполняют определенную функциональную роль, заключающуюся в установлении взаимосвязи между естественными (природными) и антропогенными процессами. Крупные парки и лесопарки формируют ядро экологического каркаса, определяющее устойчивость всей урбоэкосистемы. Экологический каркас города выполняет широкий спектр функций, от которых зависит формирование благоприятной городской среды. Наиболее важной является средообразующая функция, смысл которой сводится к организации среды обитания для существования всех живых организмов. Природоохранная функция реализуется посредством охраны биоразнообразия, что в свою очередь определяет степень устойчивость природных компонентов к антропогенному воздействию. Выполнение функции рекреации связано с возможностью использования отдельных элементов экологического каркаса для отдыха городского населения.
В настоящее время парк Автозаводского района является историческим центром притяжения граждан, имеет культурно-рекреационное назначение и представляет собой памятник ландшафтной архитектуры. За время существования парка управление, обеспечивающее материально-техническое и культурное развитие территории, многократно изменялось, результатом чего явилось сокращение площади озелененных территорий, утрата малых архитектурных форм, нарушение дорожно-тропиночной сети. Уплотнительная застройка жилого сектора вокруг парка и отсутствие должного контроля за содержанием парковой территории привели к утрате исходной концепции Парка Автозаводского района и спровоцировали высокий уровень антропогенной нагрузки на природные компоненты всего парка. Среди рядовых и аллейных посадок лиственных и хвойных, заложенных в 40–50-х гг., сохранилась значительная часть древесных культур. Актуальная информация о видовом составе и численности деревьев, а также распределении жизненного состояния каждой древесной культуры на территории, прилегающей к озеру, представлена в таблице.
Породный состав и категории жизненного состояния древесных культур на прилегающей территории у озера Парковое первой очереди Автозаводского парка г. Н. Новгорода
Порода (наименование древесной культуры) |
Кол-во, шт. |
Доля, % |
Категория |
К ср. |
||
1 |
2 |
3 |
||||
Клен ясенелистный (Acer negundo L.) |
249 |
12,4 |
– |
249 |
– |
2,0 |
Береза бородавчатая (Betula pendula Roth.) |
957 |
47,5 |
133 |
824 |
– |
1,8 |
Дуб черешчатый (Quercus robur L.) |
4 |
0,2 |
– |
4 |
– |
2,0 |
Тополь серебристый (Populus alba L.) |
89 |
4,4 |
– |
89 |
– |
2,0 |
Тополь бальзамический (Populus balsamifera L.) |
76 |
3,8 |
– |
76 |
– |
2,0 |
Клен остролистный (Acer platanoides L.) |
209 |
10,4 |
– |
209 |
– |
2,0 |
Вяз гладкий (Ulmus laevis Pall.) |
350 |
17,3 |
– |
350 |
– |
2,0 |
Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.) |
19 |
0,9 |
– |
19 |
– |
2,0 |
Липа мелколистная (Tilia cordata Mill.) |
10 |
0,5 |
– |
10 |
– |
2,0 |
Ива серебристая (Salix alba L.) |
52 |
2,6 |
– |
– |
52 |
3,0 |
Итого |
2015 |
100 |
133 |
1830 |
52 |
1,9 |
Примечание: 1 – без признаков ослабления; 2 – ослабленные; 3 – сильно ослабленные.
Чуть менее половины всех исследуемых деревьев составляет береза бородавчатая (Betula pendula Roth.) – 47,5 %. Субдоминантами можно назвать вяз гладкий (Ulmus laevis Pall.), клен ясенелистный (Acer negundo L.) и клен остролистный (Acer platanoides L.), все остальные древесные культуры представлены небольшим числом. Наименьшую долю составляет дуб черешчатый (Quercus robur L.) и липа мелколистная (Tilia cordata Mill.). Несмотря на значительное число древесных культур, их жизненное состояние в настоящее время относится к категории «ослабленные».
Значительное преобладание в составе древостоя ослабленных форм деревьев обусловлено возрастом древесных пород, доля их в общем составе древесных культур составляет 90,8 %, или 1830 шт. Зеленые насаждения березы бородавчатой (Betula pendula Roth.), возраст которых составляет 15 лет, имеют хороший внешний вид без признаков ослабления, таких экземпляров на исследуемой территории насчитывается 133 шт., или 6,6 % от общего числа древесных культур. К категории сильно ослабленных принадлежит только ива серебристая (Salix alba L.), доля которой составляет 2,6 %. Естественная растительность и почвенный покров прилегающей к озеру территории сильно изменены в результате воздействия антропогенного фактора. Таким образом, современное состояние парковой территории остро нуждается в благоустройстве.
С целью сохранения и усиления функционального назначения и полезных свойств насаждений, а также формирования комфортных условий среды необходимо в первую очередь осуществить реконструкцию объектов ландшафтной архитектуры. Проектом благоустройства предполагается дополнительное озеленение территории. Так, по границе с проезжей частью (ул. Колхозная) будет сформирована рядовая посадка липы крупнолистной (Tilia platyphyllos Scop.), поскольку она обладает достаточным ежегодным приростом и устойчивостью к агрессивным факторам среды. Для усиления поглотительного эффекта посадка липы будет дополнена живой изгородью из сирени венгерской (Syringa josikaea Jacq.). По западной границе территории парка будут высажены древесные культуры сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.), способные обеспечить создание прекрасного зеленого массива с фитонцидными свойствами. Дренажный канал в парке следует отделить от зоны отдыха зелеными насаждениями туи западной (Thuja occidentalis Smaragd), которая, кроме эстетических функций, отличается рядом функциональных и защитных свойств – способна защищать воздух от сажи и пылевых частиц, поглощать шум, сдерживать порывы ветра. С южной стороны озера, за территорией пляжа, вдоль существующей аллеи в соответствии с проектом благоустройства предусмотрено создание живой изгороди из можжевельника обыкновенного (Juniperus communis L.), что позволит изолировать пляжную зону от автомобильной парковки.
Сохранение, реабилитация и интенсификация использования существующей территории парка в черте озера Парковое первой очереди по функциональному назначению входят в основные задачи проекта благоустройства территории Автозаводского парка. Проектом предусмотрено функциональное зонирование парка на несколько основных компонентов с учетом рекреационного назначения территории, являющейся ядром экологического каркаса в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода. Основную рекреационную функцию выполняет озеро Парковое первой очереди, на южном берегу которого в настоящее время имеется необустроенный песчаный пляж. Выравнивание дна, очистка ложа водоема от иловых масс, берегоукрепление, создание пологого берега и небольшая его крутизна позволят создать необходимые условия для организации купания и принятия солнечных ванн. На пляже предусмотрена установка кабинок для переодевания, спасательной вышки и лежаков для принятия солнечных ванн. Кроме организации благоустроенной пляжной зоны, будут созданы детская площадка, спортивной площадка и остров в северной части озера. У пляжа, детской и спортивной площадки будут расположены парковочные зоны для велосипедов. По всему периметру дорожно-тропиночной сети парка предполагается разместить лавочки и освещение, а с целью соблюдения санитарно-гигиенических норм необходимо организовать установку урн и нескольких биотуалетов как на территории парковой зоны, так и на пляже. Кроме того, в пляжной зоне проектом благоустройства предусмотрена установка спасательной вышки и кабинок для переодевания. Береговая линия озера с западной и восточной стороны будет соединена мостами через остров, на территории которого возможна установка арт-объекта и организация цветников. Детскую и спортивную площадки предполагается разместить в юго-восточной части береговой линии акватории на удалении друг от друга. Проектируемые площадки в соответствии с функциональным назначением будут оснащены необходимыми спортивными снарядами и тренажерами, а также игровыми комплексами для детей разных возрастов. Покрытие площадок следует выполнить из резиновой крошки, которая обеспечит отвод влаги в подстилающие слои, что обеспечит посещение данных площадок в любую погоду в период с весны и до глубокой осени. Каждая проектируемая площадка по периметру с целью защиты от ультрафиолетовых лучей и создания комфортного микроклимата будет озеленена: спортивная – кленом остролистным (Acer platanoides L.), а детская – пузыреплодником калинолистным (Physocarpus opulifolius Luteus).
Все проектируемые зоны территории у озера Парковое первой очереди будут соединены между собой дорожно-тропиночной сетью. Новые тротуарные и велодорожки позволят горожанам оптимально перемещаться по территории парка. Мощение тротуарной дорожки предполагается выполнить из натурального материала – шпунтовой деревянной доски, а для велосипедной дорожки в качестве твердого покрытия выбрана газонная перфорированная плитка, которая обеспечит увеличение площади зеленой почвопокровной фитомассы.
Проектом предусмотрено, что прилегающая к озеру Парковое территория в результате благоустройства будут представлять собой элемент искусственного фонда экологического каркаса г. Нижнего Новгорода. Учитывая тот факт, что в настоящее время территория Автозаводского парка остро нуждается в реконструкции и благоустройстве, а кроме того, отделена от других крупных озелененных территорий общего пользования города, следует предусмотреть создание линейных элементов, которые обеспечат включение парковой территории в экологический каркас города. Зеленые насаждения предполагается разместить вдоль основных магистралей, позволяющих соединить все крупные парки Автозаводского и Ленинского районов, а также выйти за черты города в лесопарковые зоны, где формируется зеленое кольцо пригородных лесов.
Выводы
Озеро Парковое первой очереди и прилегающая к нему озелененная территория, входящие в состав Автозаводского парка, представляют собой структурно-функциональный элемент экологического каркаса г. Нижнего Новгорода. Территория у озера и само озеро является востребованным рекреационным объектом, однако антропогенная нагрузка на данную территорию в настоящее время чрезвычайно велика, о чем свидетельствует вытоптанность растительного покрова, значительное число грунтовых дорожек вокруг озера и общая захламленность территории бытовыми и прочими отходами. Все сохранившиеся на сегодняшний день зеленые насаждения более чем на 90 % представлены древостоем, находящимся в «ослабленном» жизненном состоянии. Основную долю древесных культур на территории озера составляет береза бородавчатая (Betula pendula Roth.), пыльца которой является сильным аллергеном, что с неблагоприятной стороны характеризует рекреационный потенциал территории парка. Проект реконструкции прилегающей территории к озеру предполагает создание благоустроенных озелененных зон и площадок, обеспечивающих комфортную среду для отдыха горожан, а также формирование современной пляжной зоны, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям. Благоустройство территории у озера Парковое первой очереди не только позволит создать зону ежедневной рекреации жителей автозавода, сохранив при этом основные аутентичные черты городской территории, исторические аспекты и особенности, но и оптимизирует состояние озера Парковое и прилегающей территории как структурного элемента экологического каркаса города Нижнего Новгорода.