Неотъемлемым элементом рыночной экономики, безусловно, является малое и среднее предпринимательство (МСП), без которого не могут существовать и развиваться экономика страны и общество в целом. В силу своей массовости представители малого и среднего предпринимательства образуют наиболее значимый слой частных собственников и играют немаловажную роль в политической и социально-экономической жизни государства.
Внедряя инновационные, нестандартные решения и подходы в различные сферы деятельности человека, в экономические отношения, предпринимательство занимает особое место. Оно позволяет увеличить численность среднего класса, который в России не столь многочисленный, как слой бедных. Это подтверждает важность развития предпринимательства в нашей стране. Определенно, взаимодействия властных структур и предпринимательства должны быть как можно более простыми и действенными, и на данный момент необходима разработка эффективных способов и направлений в реализации наиболее продуктивных способов развития общих интересов. Поэтому исследования в данной области актуальны на современном этапе.
Цель исследования: изучение и разработка предложений по совершенствованию системы поддержки малого и среднего предпринимательства в городах Республики Башкортостан и других городах Российской Федерации.
Материалы и методы исследования
Материалами для исследования послужили основные нормативно-правовые акты, книги, постановления и статистические данные. Методами, применяемыми в ходе исследований, явились методы анализа, наблюдения и синтеза, сбора, обобщения, а также систематизация имеющихся данных. Для оценки предпринимательской инициативы населения в городах Республики Башкортостан был выбран метод анкетирования, который активно применяется при экономико-географических, социально-экономических, социологических исследованиях.
Результаты исследования и их обсуждение
Малый и средний бизнес (МСБ) играет одну из ключевых ролей в развитии экономики страны. С принятия в 1987 г. Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» в России началось возрождение частного предпринимательства, данный Закон сформулировал основы формирования предпринимательства и определил новые задачи для частного бизнеса.
С исторической точки зрения Россия находится на начальном этапе развития рыночных отношений, создание и развитие сектора МСП обеспечат стране стабильный рост и станут отправной точной в конкурентоспособности государства. Для создания эффективной системы МСБ требуются научные изыскания с целью выявления закономерностей развития малых и средних предприятий. Имеется ряд публикаций, посвященных экономике малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан [1, 2], а также на других региональных уровнях [3–5].
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации «Предпринимательская деятельность – независимая осуществляемая на свой риск работа, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [6]. Характеристика критериев отнесения бизнеса к определенному типу приведена в табл.1.
Таблица 1
Критерии отнесения бизнеса к определенному виду предприятия [7]
Субъект малого и среднего предпринимательства |
Средняя численность работников за предшествующий календарный год |
Выручка от реализации без учета НДС за предшествующий календарный год |
Доля сторонних организаций в уставном капитале компании |
Микропредприятие |
Не более 15 человек |
120 млн руб. |
Не более 25 % |
Малое предприятие |
Не более 100 человек |
800 млн руб. |
Не более 25 % |
Среднее предприятие |
От 101 до 250 человек включительно |
2 млрд руб. |
Не более 25 % |
В соответствии с Законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам МСП в Российской Федерации относятся хозяйствующие субъекты – юридические лица и индивидуальные предприниматели, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие вышеперечисленным условиям [7].
В Республике Башкортостан (РБ) относительно высок уровень развития малого и среднего предпринимательства. По количественным показателям деятельности МСП РБ занимает одно из ведущих мест среди субъектов Российской Федерации. Однако имеется необходимость повышения эффективности функционирования системы МСП. Например, при доле Республики от общероссийских показателей в численности населения 2,8 % удельный вес РБ в средней численности работников МСП составляет 2,7 %, в количестве малых предприятий – 1,9 %, в обороте малых предприятий России – 1,5 % (табл.2).
Таблица 2
Показатели деятельности малых предприятий Республики Башкортостан в 2018 г.[8, с. 372]
Показатель |
Значение показателя |
Доля в России, % |
Место РБ среди субъектов РФ |
Количество предприятий, тыс. |
50,9 |
1,9 |
12 |
Оборот, млрд руб. |
804,9 |
1,5 |
15 |
Средняя численность работников, тыс. человек |
318,6 |
2,7 |
9 |
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в городах Республики Башкортостан ведется на разных иерархических уровнях:
–на федеральном уровне: государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, самостоятельным направлением которой является создание специальных льготных режимов осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе упрощенный порядок государственной регистрации, учета и отчетности субъектов предпринимательства, налогообложения, механизм ускоренной амортизации, лицензирования и сертификации их деятельности;
–на региональном уровне: в Республике Башкортостан на данный момент реализуется государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан». Цель: обеспечить формирование благоприятных условий, способствующих эффективной предпринимательской деятельности. Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2019–2024 гг. составит 4 078 668,2 тыс. руб.[9];
–на муниципальном уровне: в каждом муниципальном районе (городе) действует своя определенная программа.
Все эти шаги направлены на совершенствование уже существующих программ, в любом случае подобные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства способствуют его развитию в Республике Башкортостан.
Конечно, следует сказать, что уровень развития МСП сильно зависит от географического положения и выполняемой функции городов. Так, обычно в крупных городах регионов показатели, характеризующие предпринимательскую деятельность, превышают аналогичные показатели менее крупных и экономически развитых городов.
Для анкетирования в целях оценки предпринимательской инициативы населения в городах Республики Башкортостан были выбраны города Уфа, Нефтекамск и Стерлитамак, в которых сравнительно высок уровень развития МСП в Республике. Например, эти города занимают первые три места по количеству индивидуальных предпринимателей (табл.3).
Таблица 3
Количество индивидуальных предпринимателей и численность населения городских округов и городов Республики Башкортостан в 2018 г.[10, с.24–25, 96–97]
Городской округ, город |
Численность населения, человек |
Количество индивидуальных предпринимателей, единиц |
1.Уфа |
1 131 429 |
28 894 |
2.Стерлитамак |
279 626 |
5801 |
3.Нефтекамск |
139 263 |
3346 |
4.Октябрьский |
113 827 |
2824 |
5.Салават |
152 354 |
2480 |
6.Белорецк |
65 477 |
1738 |
7.Туймазы |
68 256 |
1718 |
8.Кумертау |
64 055 |
1447 |
9.Ишимбай |
65 085 |
1368 |
10.Сибай |
62 324 |
1271 |
В активных сообществах городов Уфы, Нефтекамска и Стерлитамака был проведен социологический онлайн-опрос о возможности начала предпринимательской деятельности с использованием популярного в России мессенджера.
В опросе приняли участие в Уфе 396 человек, в Нефтекамске – 368 человек, в Стерлитамаке – 344 человека, во всех сообществах были заданы два одинаковых вопроса:
1)Хотите ли вы в будущем заняться собственным бизнесом?
2)Основные препятствия для начала предпринимательской деятельности? (рис.1, 2).
Рис. 1. Результаты первого опроса
Рис. 2. Результаты второго опроса
По результатам первого опроса в Уфе хотели бы заниматься собственным делом в будущем 64 % опрошенных, в Нефтекамске – 51 % и в Стерлитамаке – 53 %. 24 % респондентов в Уфе ответили, что не хотели бы заниматься бизнесом, доля ответивших так же в Нефтекамске и Стерлитамаке составила по 36 %, воздержались от ответа: в Уфе – 12 %, в Нефтекамске – 13 % и в Стерлитамаке – 11 %.
Самым распространенным ответом на второй вопрос о препятствиях для начала предпринимательской деятельности оказался «Недостаток начального капитала (запасного резерва)»: 36 % в Уфе, 42 % в Нефтекамске и 43 % в Стерлитамаке. Также 23 % респондентов отметили недостаточное информирование о поддержке МСП в Уфе, 30 % – в Нефтекамске и 28 % – в Стерлитамаке, 17 % опрошенных в Уфе ответили, что имеют недостаточно знаний и опыта, в Нефтекамске – 14 % и 17 % – в Стерлитамаке. Для 14 % опрошенных в Уфе препятствием является высокая конкуренция, для 10 % – административные барьеры и коррупция. В Нефтекамске и Стерлитамаке назвали препятствием высокую конкуренцию 8 % и 7 % соответственно, административные барьеры и коррупцию – 6 % и 5 % соответственно.
Полученные ответы говорят о том, что в столичном городе больше желающих заниматься предпринимательской деятельностью, чем в периферийном городе. Все респонденты назвали основным препятствием для открытия собственного бизнеса недостаток начального капитала, но в Уфе доля таких ответов ниже, чем в других городах, что свидетельствует о более высокой финансовой обеспеченности людей в столице Республики. По результатам опроса видно, что в столице РБ больше людей осведомлены о способах государственной поддержки МСП по сравнению с другими рассмотренными городами. Необходимо уделить больше внимания вопросу распространения информации. Поддержка малого бизнеса часто предполагает предоставление грантов и денежных сумм на начальном этапе, а также необходимых знаний для реализации собственной идеи.
Выводы
1.Большая социально-экономическая значимость проблемы поддержки МСП обусловливает актуальность дальнейших исследований и создания пригодных для практического использования теоретических и методологических основ управления, инструментальных средств содействия развитию и повышению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.
2.В Республике Башкортостан действуют различные программы по поддержке МСП, но, несмотря на это, до сих пор определенная часть населения не осведомлена о возможностях, которое государство может предоставить желающим иметь собственное дело. Данная проблема наблюдается и в исследуемых городах, несмотря на более высокий уровень развития предпринимательской деятельности в сравнении с другими городами РБ.
3.В городах Республики Башкортостан ведется недостаточная рекламная кампания по информированию населения о действующих государственных программах поддержки МСП. Если уделить этому вопросу больше внимания и повысить эффективность информационной работы, то имеется возможность увеличить число субъектов МСБ.
4.Для совершенствования системы поддержки бизнеса в городах Республики Башкортостан необходимо:
-снизить влияние негативных факторов;
-ускорить развитие современной инфраструктуры, ориентированной на малый и средний бизнес;
-оптимизировать территориальную организацию малого и среднего предпринимательства в городских условиях;
-использовать для развития бизнеса и условий производства товаров и услуг государственные, негосударственные, коммерческие и общественные организации, оказывающие консалтинговые, образовательные и иные услуги;
-обучить специалистов; создать специализированные программы для обучения начинающих бизнесменов, социально незащищенных слоев населения в малых и моногородах, разработать методические рекомендации для подготовки кадров в сфере предпринимательства.