На протяжении многих десятилетий промышленность занимает ведущее место в структуре хозяйства многих стран, в том числе и России. Для отдельных регионов она определяет профиль и их место в территориальном разделении труда. Промышленное производство остается базовым сектором экономики многих территорий страны, что может трактоваться как элемент устойчивости, задающий вектор дальнейшего развития [1]. В последующем промышленная функция дополняется сервисными, управленческими и научно-образовательными специализациями. Деятельность человека, особенно его хозяйственная составляющая, оказывают прямое и самое негативное воздействие на окружающую среду.
Несмотря на то, что в большинстве стран мира активно идет процесс развития и становления постиндустриальной экономики, роль и значение промышленности для становления и поддержания конкурентоспособности, для рациональной организации пространств российского масштаба остается актуальной [2], особенно для обширных восточных территорий России.
Обратной стороной высокой концентрации промышленного производства является увеличение зоны трансформации природной среды. При оценке характера и степени воздействия промышленности на окружающую среду стоит помнить о том, что этот показатель является интегральным, так как все природные среды связаны между собой. Антропогенное воздействие бывает различным по своей природе, глубине и площади распространения, а также по времени воздействия. При антропогенном воздействии сложно установить четкие границы влияния на природные среды, поэтому границы ареалов носят условный характер.
Исследование оценки влияния промышленности на окружающую среду проведено на территории Байкальского региона и бассейна озера Байкал, уникальность данного озера и региона общеизвестна.
Материалы и методы исследования
В основу исследования положены теоретико-методологические подходы социально-экономической географии, научные представления о территориальных особенностях системы размещения промышленных объектов и их функционирования, с учетом экологической составляющей. Особое место занимает метод эколого-географического картографирования, позволяющий системно рассмотреть антропогенные факторы формирования экологической обстановки на территории.
Оценкой антропогенного воздействия на природную среду в разное время занимались не только экологи, но и экономико-географы [1, 3], которые положили в основу эколого-экономического районирования оценку экологических факторов [4]. Изучение разнородной экологической информации и проведение комплексных эколого-географических оценок базируется на статистических данных изучаемой территории, однако полное изучение невозможно без картографического «подкрепления», так как именно оно позволяет осмыслить территориальные аспекты проблем качества окружающей среды. Карта выступает наглядным и доступным результатом проводимых территориальных исследований.
В основу данного исследования положены методы, предложенные И.Л. Савельевой [5]. В последующем данная методика была взята за основу и с определенными изменениями использована при составлении карты «Промышленность и ее воздействие на окружающую среду» для «Экологического атласа бассейна озера Байкал» (2015) и карты «Воздействие промышленности на окружающую среду» для «Экологического атласа Байкальского региона» (2017) [6, 7]. Проведенное с использованием картографического метода, исследование позволило выделить ареалы концентрации экологически опасных объектов промышленности на территории Байкальского региона и бассейна озера Байкал (включая МНР).
Результаты исследования и их обсуждение
В состав Байкальского региона входят три субъекта Российской Федерации: Иркутская область, Забайкальский край и Республика Бурятия. Современная структура хозяйства субъектов Байкальского региона имеет ряд общих черт, среди которых можно выделить высокую обеспеченность минеральными ресурсами, которые оказали прямое влияние на характер территориального размещения производств, неравномерность размещения по территории промышленного производства и населения, концентрацию основных объектов в наиболее освоенной и транспортно доступной южной части.
В 2018 г. на Байкальский регион приходилось 2,3 % ВРП страны, из которых 1,6 % дает Иркутская область, 0,4 % – Забайкальский край и 0,3 % – Республика Бурятия. Экономическим лидером региона является Иркутская область, которая также опережает Забайкальский край и Республику Бурятию по площади территории (в 1,8 и 2,1 раза соответственно) и численности населения (Иркутская область – 2,3 млн чел., Забайкальский край – 1,05 млн чел. и Республика Бурятия – 0,98 млн чел.). Иркутская область имеет наиболее развитый промышленный комплекс, который представлен практически всеми отраслями. Среди общих черт субъектов в структуре производства весомая доля приходится на добывающие отрасли, что характерно и для соседней Монголии. При проведении анализа влияния промышленности на окружающую среду можно отметить, что основные территории, подверженные антропогенному воздействию, это промышленные центры и территории, где осуществляется добыча минерального сырья.
На территории Республики Бурятия основными ареалами экологической напряженности являются: Улан-Удэнский, Гусиноозерский, Закаменский, Нижне-Селенгинский (Каменский), Северо-Байкальский и Кяхтинский (рисунок). Основными стационарными источниками загрязнения являются объекты различных отраслей обрабатывающей промышленности, среди которых основными источниками загрязнения являются предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭЦ), работающие преимущественно на угле, целлюлозно-бумажного комплекса, а также машиностроения и пищевой промышленности.
В Республике Бурятия в 2018 г. общий объем загрязняющих веществ составил 214,7 тыс. т, из которых 56,7 % приходится на автомобильный транспорт (рост на 48 % по отношению к прошлому году), а 43,3 % – на стационарные источники. Из них большая доля, 76,2 %, приходится на газообразные и жидкие вещества и 24, 8 % на твердые загрязняющие вещества [8].
Отдельное место занимают предприятия и разрезы добывающей промышленности (добыча золота, полудрагоценных камней, угля и т.д.).
Промышленность и ее воздействие на окружающую среду Байкальского региона (фрагмент карты, масштаб 1:6000000; картограф-составитель: Д.А. Галес) [7]
Современная структура хозяйственного комплекса Забайкальского края определяется наличием значимых запасов минерального сырья, которые активно эксплуатируются и готовятся к разработке (месторождения урана, каменного и бурого угля, меди, олова, золота и др.). В местах функционирования горно-промышленных предприятий отмечается очаговое воздействие, практически на все природные сферы (максимальное на литосферу). В городах края основными источниками загрязнения являются объекты ТЭК, добывающей и пищевой промышленности. К сожалению, большинство предприятий были построены в период индустриализации, большинство работающих предприятий и особенно их очистные сооружения.
Кроме этого, такое состояние промышленных объектов осложняется неблагоприятными метеорологическими условиями. Для зимних месяцев характерны глубокие температурные инверсии и большое количество безветренных дней, что усиливает застой воздуха. Именно в этот период отмечается наивысшее загрязнение атмосферы продуктами сгорания при максимальном потреблении топлива [9]. Основным ареалом антропогенного воздействия на окружающую среду является Читинский промышленный узел, где основными источниками загрязнения являются предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2), машиностроения (Читинский станкостроительный завод и др.) и металлообработки, а также транспорт.
В отличие от Забайкальского края, Иркутская область имеет более диверсифицированную структуру промышленности, предприятия которой сконцентрированы в трех территориально-производственных комплексах (ТПК): Иркутско-Черемховском, Братско-Усть-Илимском и формирующемся Верхнеленском. Кроме объектов промышленности в городах и поселках области, большой вклад в загрязнение атмосферы вносят небольшие котельные, а также жилой сектор (печное отопление), а также автотранспорт.
Предприятия горнодобывающей промышленности формируют локальные ареалы с высоким и очень высоким воздействием на литосферу и гидросферу (Бодайбинский – добыча золота, Тулунский и Черемховский – добыча бурого и каменного угля, Слюдянский – мрамора, Нижнеилимский – железной руды и кварцевого песка, Катангский и Усть-Кутский – углеводородного сырья). В двух сформировавшихся ТПК размещены наиболее крупные города с развитой обрабатывающей промышленностью, восемь из которых относятся к группе городов области с высоким (Ангарск) и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (Иркутск, Братск, Усолье-Сибирское, Зима, Шелехов, Черемхово, Свирск) [10].
Основной вклад в загрязнение вод также вносят главные промышленные центры (таблица). Подавляющий объем загрязненных сточных вод области приходится на бассейн р. Ангара, большая часть которых выпускается непосредственно в реку и ее водохранилища [11]. Особое место занимают предприятия, осуществляющие добычу золота дражным и гидравлическим способами, расположенные в Бодайбинском районе, загрязняя местные реки (Витим, Маракан, Большой Патон и др.).
Во всех субъектах Байкальского региона в последние годы увеличивается негативное воздействие добывающей промышленности, предприятия которой размещены как на освоенных, так и на труднодоступных территориях.
Отдельной группой стоят предприятия, которые не функционируют и, казалось бы, не оказывают воздействия на окружающую среду. Однако с закрытием они прекратили свою производственную, а также и природоохранную деятельность, но не осуществили рекультивацию промышленной площадки и утилизацию оставшихся производственных отходов. На территории Иркутской области особую опасность представляют предприятия расположенные в Байкальске («Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (БЦБК)), Усолье-Сибирском («УсольеХимпром», постоянно возникает угроза утечки опасных отходов), Свирске (Ангарский металлургический комбинат) [9, 12, 13].
Отдельного внимания заслуживает территория побережья озера Байкал, где ежегодно увеличивающийся поток туристов наносит непоправимый экологический урон озеру (скопление бытовых отходов и загрязнение акватории).
Большая часть территории Монголии относится к водосборной части озера Байкал, естественно, опосредованно оказывая влияние и на само озеро. Центральная часть Северной Монголии, со столичным центром (Улан-Батор) и крупными городами (Алтан-Булак и Сухэ-Батор) являются основными ареалами антропогенного воздействия на окружающую среду. Улан-Батор – самый большой густонаселённый и индустриальный город, в котором проживает чуть менее половины населения страны (1,477 тыс. чел. (на 2018 г.)), большая часть которого живет в домах и юртах, а в зимний период использует печное отопление. Из других промышленных центров можно отметить район Наушки – Улан-Батор и Кяхта – Алтанбулаг. Достаточно напряженная экологическая ситуация отмечается на территории центральной части Монголии, что связано с функционированием предприятий добывающей и легкой промышленности.
На территории МНР особенно остро стоит вопрос воздействия промышленных объектов на водные ресурсы, что связано с открытой разработкой золота, что приводит к высыханию рек и озер [14], в городах вода также подвержена загрязнению (3–4 класс загрязнения). Таким образом, в Монголии основными причинами экологических проблем является индустриализация страны и развитие добывающего сектора промышленности, в сочетании с увеличением численности населения, как в стране, так и в городах. За 15 лет (2003–2018 гг.) увеличилась в 1,3 раза, а в Улан-Баторе за аналогичный период выросла в 1,7 раза.
Объемы сбросов сточных вод от различных отраслей промышленности (на 2018 г.)
Предприятия |
Отрасль промышленности |
Объем промышленных сточных вод (млн м3) |
Загрязняющие вещества |
Иркутскэнерго, Байкалэнерго |
Электроэнергетика |
335,23 |
сульфаты, фтор, марганец, медь, цинк |
Группа Илим |
Лесная и деревообрабатывающая и целлюлознобумажная |
250,36 |
лигнин сульфатный, хлороформ, органические сернистые соединения, сероводород; метанол, формальдегид, фенолы |
«Ангарская нефтехимическая компания» |
Химическая |
58,66 |
хлориды, сульфаты |
«Ангарский электролизный химический комбинат» |
Атомная промышленность |
20,20 |
фтор, взвешенные вещества и другие соединения (наличие урана ниже предела обнаружения) |
«Саянскхимпласт», ООО «Ангара-Реактив» |
Химическая |
7,89 |
взвешенные вещества, ртуть, сульфаты, хлориды, нитраты, азот аммонийный, фосфор общий, железо, медь, цинк, кальций, нефтепродукты, СПАВ, фенолы, дихлорэтан, фтор, ацетон, толуол и др. |
«Коршуновский горно-обогатительный комбинат» |
Добывающая |
Нет данных |
марганец, цинк, натрий, никель, кальций, магний, калий (в карьерных (дренажных) водоемах) |
МУП «Водоканал» г. Иркутска; МУП «Водоканал» г. Шелехов; МП «ДГИ» МО г. Братска; «АкваСервис», г. Усолье-Сибирское |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
160,43 |
сульфаты, хлориды, фосфор, нитраты, азот аммонийный, нитриты, железо, медь; цинк, хром, СПАВ, жиры и масла, нефтепродукты |
Заключение
Проведенное исследование по оценке влияния промышленных объектов территории Байкальского региона и водосборной части озера Байкал позволило выделить степень воздействия промышленности на природные среды (ареалы и локальные центры). Территориальная особенность выделенных ареалов и локальных зон связана с неравномерностью хозяйственного освоения территории и размещения населения. В результате наибольшее антропогенное воздействие отмечается в промышленных центрах (Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Братск, Улан-Батор, Эрдэнэт и др.), где отмечается высокая концентрация промышленных предприятий разных отраслей промышленности, для которых характерны значительные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и сбросы сточных вод в больших объемах, а также локализованные – представленные предприятиями добывающих отраслей. Именно последние представляют наибольшую опасность загрязнения земель, поверхностных и подземных вод токсичными веществами, как в процессе обогащения, так и из отвалов. Отдельное внимание уделено промышленным предприятиям, прекратившим свою деятельность, но не прошедшим процесс утилизации отходов производства и рекультивации объекта.
Работа выполнена в соответствии с планами НИР ИГ СО РАН (№ проекта АААА-А19-11912249007-4), при финансовой поддержке РФФИ и Министерства культуры, образования, науки и спорта Монголии в рамках научного проекта № 20-55-44023 Монг_а.