Численность домашних собак в мире в 2019 г. составила 471 млн особей при неравномерном размещении по странам [1]. По данным Национального опроса владельцев домашних животных 2019–2020 гг., проведенного Американской ассоциацией товаров для домашних животных (APPA), 67 % домохозяйств в США, или около 85 млн семей, имеют домашних животных. APPA отмечает положительную динамику с 1988 г., когда 56 % домохозяйств в США имели собак [2].
В России по данным исследования, проведённого Mars Petcare в 2018 г., отмечается увеличение числа домашних собак на 1,6 млн особей при общей численности 18,9 млн (опрос Mars Petcare и Яндекс.Маркет).
Ввиду заметной динамики роста численности домохозяйств с собаками в городах и согласно национальной программе развития комфортной городской среды возникает необходимость изучения специфических потребностей горожан к рекреационным объектам.
Цель: разработка стратегии развития городской среды с учетом специфических потребностей жителей г. Тюмени для комфортного и безопасного отдыха с собакой.
Задачи:
1. Оценить состояние действующей инфраструктуры для свободного выгула собак в г. Тюмени.
2. Предложить стратегии развития городской среды с учетом специфических потребностей жителей г. Тюмени.
3. Предложить рекомендации по организации территории для свободного выгула собак.
Материалы и методы исследования
На основе открытых ГИС в 2019 г. были получены данные о размещении 100 площадок для выгула собак и 37 мест, оборудованных дог-боксами в г. Тюмени.
С целью фиксации состояния инфраструктуры была проведена инвентаризация площадок для выгула собак. Форма инвентаризации была разработана на основе четырех критериев: доступности, безопасности, озеленения и комфорта – и состояла из 26 пунктов.
Полученные результаты были проанализированы и использованы для разработки стратегии развития городских территорий.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе инвентаризации было обнаружено, что 58 % площадок находятся в зоне жилой застройки и дворовой территории, 28 % – на озелененных территориях общего пользования, 13 % – вблизи проезжей части и 1 % – на территориях возле офисных и производственных зданий и сооружений.
Одним из существенных недостатков норм проектирования является отсутствие регламента размещения площадок. В результате было обнаружено размещение площадок у проезжей части и/или на инженерных сетях.
Большая часть площадок (94 %) находятся не далее 500 м от автопарковки. Оценивая доступность изучаемых объектов, установлено, что 65 % связаны с тротуаром и другими площадками жестким покрытием, а 38 % обособлены, что значительно сокращает число их посетителей.
Территория 85 % площадок для собак составила менее 400 м2, самая маленькая по площади – 15 м2, а самая большая – 1700 м2. В то время, как на селитебной территории рекомендуется выделять 400–600 м2, а на прочих территориях – до 800 м2 с целью устройства площадок для выгула собак.
Границы 93 % площадок оформлены ограждениями, высота которых варьирует от 0,5 м до 2,5 м, 7 % площадок не имеют ограждающих элементов. Ввиду наличия дефектов в ограждающих элементах и калитке собака может сбежать с 31 % площадок, что значительно снижает уровень безопасности. Посещение площадок в вечернее время затруднено из-за отсутствия освещения на 49 % из них.
Подавляющее число площадок (90 %) имеют совмещенный вход и выход, препятствующий процессу тренировки и приводящий к контактным конфликтам между собаками.
Песчаное покрытие обнаружено на 64 % площадок, «черный» грунт имеют 15 %, нерегулярное покрытие травой – 21 %.
Доступность территорий с целью выгула собак для маломобильных групп населения (инвалидов, пожилых и родителей с колясками) низкая, 93 % площадок не имеют жестких покрытий для их перемещения.
Оценка наличия и состояния элементов благоустройства проводилась по балльной системе, где 0 б. – элемент отсутствует, 1 б. – элемент неудовлетворительного состояния, 2 б. – элемент удовлетворительного состояния, 3 б. – элемент хорошего состояния, можно эксплуатировать. Самыми распространёнными элементами стали тренировочное оборудование для собак, урны и скамьи/садовые диваны. Состояние варьирует от неудовлетворительного до хорошего (табл. 1).
Озеленение оценивалось по балльной системе, где 0 б. – элемент отсутствует, 1 б. – единичный элемент, 2 б. – несколько элементов, 3 б. – группы растений и больше. Мониторинг показал, что на большей части площадок озеленение отсутствует. Чаще всего деревья и кустарники представлены в единичных или нескольких экземплярах (табл. 2).
Озеленение является важным элементом, который утилизирует урину животных и препятствует её распространению за границы установленной территории. В то же время деревья необходимо оборудовать приствольными металлическими решетками или круговыми садовыми диванами для защиты их корней и ствола от повреждения собаками. Невыраженный характер озеленения площадок ухудшает их рекреационный потенциал для населения.
По общему состоянию совокупности четырех показателей: доступности, безопасности, озеленения и комфорта – площадки для выгула собак в г. Тюмени распределились следующим образом: 28 % – хорошее, 65 % – удовлетворительное, 7 % – неудовлетворительное.
Таблица 1
Регистрация элементов благоустройства на площадках для выгула собак в г. Тюмени в 2019 г.
№ п/п |
Элементы благоустройства |
Процент площадок для выгула собак, % |
Всего, % |
|||
0 б. |
1 б. |
2 б. |
3 б. |
|||
1 |
Скамьи/садовые диваны |
42 |
7 |
22 |
29 |
100 |
2 |
Урны |
25 |
10 |
28 |
37 |
100 |
3 |
Дог-боксы |
61 |
20 |
15 |
4 |
100 |
4 |
Укрытия/навесы |
99 |
1 |
0 |
0 |
100 |
5 |
Питьевые фонтанчики |
100 |
0 |
0 |
0 |
100 |
6 |
Другой источник воды |
96 |
4 |
0 |
0 |
100 |
7 |
Тренировочное оборудование для собак |
8 |
8 |
43 |
41 |
100 |
8 |
Игровое оборудование для собак |
70 |
14 |
15 |
1 |
100 |
9 |
Общественные туалеты |
94 |
3 |
0 |
3 |
100 |
10 |
Доска объявлений |
72 |
0 |
6 |
22 |
100 |
11 |
МАФы |
93 |
3 |
4 |
0 |
100 |
12 |
Столы |
97 |
3 |
0 |
0 |
100 |
Таблица 2
Регистрация элементов озеленения на площадках для выгула собак в г. Тюмени в 2019 г.
№ п/п |
Элементы озеленения |
Количество элементов озеленения, % |
Всего, % |
|||
0 б. |
1 б. |
2 б. |
3 б. |
|||
1 |
Деревья |
75 |
8 |
11 |
6 |
100 |
2 |
Кустарники |
87 |
6 |
6 |
1 |
100 |
3 |
Газонное покрытие |
58 |
15 |
17 |
10 |
100 |
4 |
Оформление летниками |
96 |
4 |
0 |
0 |
100 |
5 |
Высокая трава |
92 |
3 |
1 |
2 |
100 |
Специфический запрос на организацию возможностей отдыха горожан с собаками всё более остро стоит там, где наблюдается увеличение числа таких домохозяйств. Первые обсуждения вопроса создания специализированного общественного места для владельцев собак в США относятся к 1990-м гг. В 1997 г. Парковым комитетом было принято решение собрать рабочую группу, которая должна была провести исследование, а также интервью со специалистами по поведению собак. Годом позже был опубликован отчет, подробно описывающий особенности дизайна, включая рекомендуемый размер территории, тип ограждений, ворот, санитарных сооружений, рекомендации по обслуживанию и содержанию первых парков для собак. Однако первая специализированная территория со свободным выгулом для собак в США появилась только в 2005 г. [3].
Вопрос положительного эффекта от созданных кинологических парков неоднозначен. Исследователи отмечают, что посетители собачьего парка менее активны по сравнению с посетителями традиционных озелененных объектов, в то же время указывая, что для части посетителей посещение специализированных территорий становится мотивацией к сохранению физической активности. Стоит заметить, что собачий парк имеет более сложные и развитые социальные связи между группами собака – собака, собака – человек, человек – человек [4–6].
Поднимая вопрос создания кинологического парка, необходимо учесть, что его устройство будет экономически выгоднее по сравнению с обычным благоустройством, потому что отсутствует необходимость оборудования детских площадок, озеленение должно быть представлено деревьями и кустарниками, а устанавливаемое оборудование не требует обязательной сертификации и его стоимость ниже.
На основе реализованных в США и Австралии проектов кинологический парк должны отличать:
- значительная площадь территории, для снижения напряжения и конфликтов между собаками;
- отдельные территории для маленьких собак, щенков и крупных собак, чтобы исключить возможность проявления инстинкта хищника (predatory drift);
- определенный природный ландшафт и подбор оборудования для развития собак не только физически, но и интеллектуально;
- плескательные чаши, фонтаны и питьевые фонтанчики как необходимое условие для сухого и жаркого лета;
- особое внимание к проценту озеленения в балансе территории.
Для кинологического парка (парка со свободным выгулом собак) мы предлагаем выделять следующие функциональные зоны:
- зона декоративных собак;
- зона дрессировки собак для защитно-караульной службы;
- универсальная зона для дрессировки;
- площадки аджалити (agility);
- площадка для дрессировки бойцовых пород;
- зона для великовозрастных собак или восстановительная;
- адаптационная зона;
- устройство бегового круга для людей и собак;
- строения, навесы, павильоны для хранения сезонного инвентаря;
- зона для проведения мероприятий, выставочная.
На первых этапах проектирования необходимо установить физическую и визуальную связь функциональных зон.
В расширенный перечень элементов благоустройства входят: системы двойных ворот, раздельный вход и выход, природные элементы, питьевые фонтанчики, плескательные чаши, вывод гибкого шланга с водой, сухой фонтан, навесы, амфитеатр, скамьи, лежак, скамья для опирания, стол (сидячий и стоячий), урны и контейнеры для мусора, тумбы разной высоты (для осуществления взаимодействия инвалидов и собак), опора освещения, элементы акустического комфорта, туалет для людей, элементы ветрозащиты, дог-боксы, барбекю, боксы для хранения, спортивное оборудование для людей.
Особое внимание следует уделить системе входа на территорию. Для удобства и безопасности необходимо использовать двойные ворота и организацию раздельного входа и выхода. Система двойных ворот не даст сбежать питомцу, а отдельный вход и выход минимизирует конфликты между собаками, особенно в момент адаптации животного к новому месту.
Большее разнообразие материалов создаст разнообразие тактильных ощущений для животного (табл. 3), но следует внимательно отнестись к материалам, которые могут навредить животному: гравий, натуральная щепа, жёсткие бетонные покрытия, тротуарный кирпич, натуральный камень и асфальтобетон. Они не амортизируют, и собаки могут повредить суставы, а щепой или гравием – лапы или зубы.
Для содержания и эксплуатации территории необходимо предусмотреть технический въезд крупногабаритной техники с целью обслуживания опор освещения и обновления сыпучих материалов.
Для выделения территорий свободного выгула собак на объектах зеленого строительства или создания новых необходимо учитывать количество домохозяйств с собаками.
Таблица 3
Перечень материалов для устройства площадок и дорожек на территориях свободного выгула собак
№ п/п |
Группа материалов |
Материалы |
Назначение |
1 |
Мягкие материалы |
Песок крупнозернистый ~2 мм Газон натуральный Окатанная речная галька |
Покрытие активных зон тренировки и игры |
2 |
Нежесткие материалы |
Газон искусственный Резиновая крошка Набивные поверхности (отсев натурального камня) Деревянные настилы |
Покрытие зон, отведенных для тихого отдыха собак и людей |
3 |
Жесткие материалы |
Асфальтобетон Бетонная плитка/брусчатка Плитка из натурального камня Тротуарный кирпич (клинкер) |
Устройство дорожек и площадок для организации движения по территории и проведения мероприятий Устройство фундамента и закладных |
Таблица 4
Численность домохозяйств с собаками в крупных городах в разных типах городской среды, шт.
Типы озелененных территорий, площадь |
Радиус доступности, км/затраты времени, мин |
Тип городской среды, плотность населения |
||||
Индивидуальная жилая, 30–35 чел./га |
Среднеэтажная микрорайонная, 200– 250 чел./га |
Многоэтажная микрорайонная, 450– 500 чел./га |
Советская периметральная, 250– 300 чел./га |
Историческая, 200– 300 чел./га |
||
Городской парк, > 15 га |
5/20 (ТС) |
6732–7854 |
44880–56100 |
100980–112200 |
56100–67320 |
44880–67320 |
Парки планировочных районов, 10–15 га |
2/10 (ТС) |
1077–1257 |
7183–8979 |
16161–17957 |
8979–10774 |
7183–10774 |
Сады жилых районов, 1–5 га |
1/15–20 (пеш.) |
269–314 |
1794–2243 |
4037–4486 |
2249–2691 |
1794–2691 |
Исследователи отмечают, что в среднем по России 40–50 % домохозяйств держат собаку. Число разнится при сравнении этих значений с неблагоустроенным сектором и сельской местностью, на который приходится 1–2 особи на каждое домохозяйство (Савицкий, 1982). В Омске в среднем 23,2 % домохозяйств держат хотя бы одну собаку: в неблагоустроенном районе города – 71,5 %, в многоэтажной зоне – 10,8 %. На данный город, численность населения которого составляет 1,159 млн чел., приходится около 80 тыс. собак. По литературным данным в многоэтажном секторе г. Новосибирска 1 собака приходится на 35 чел., а в частном секторе 1 собака на 3–4 чел. [7–9].
В работе было рассчитано число домохозяйств с собаками для крупных городов (табл. 4). Для этого на основе литературных данных была определена плотность собак в домохозяйствах (составила 1 особь/35 чел.), данные о площади озелененных территорий и радиусе доступности, плотность населения разных типов городской среды [10–12]. Данные для сквера и бульвара не приводятся, так как размещение площадок для собак на их территории не предусмотрено их функциональным назначением.
Для скверов и бульваров не приводятся расчеты ввиду того, что характер пользования этими объектами и их площадь не предусматривают устройства отдельных территорий для свободного выгула собак.
Новые стратегии не могут быть основаны на возможности восстановления текущей инфраструктуры с целью свободного выгула собак в городах России. Этому препятствуют два лимитирующих фактора. Первый – ограниченные и функционально загруженные дворы, второй – экономически затратная кампания по восстановлению всех площадок для выгула.
Стратегии развития основаны на другом паттерне поведения: ежедневные прогулки с собакой могут проходить на поводке в непосредственной близости к дому, а в выходные дни владельцы собак будут иметь возможность посещать комфортное пространство кинологического парка, где и питомец, и человек могут комфортно и безопасно отдыхать.
На основе полученных в ходе инвентаризации и изучения реализованных проектов были разработаны стратегии развития городской среды.
Первая – стратегия агрегации. В Тюмени не менее 100 площадок для выгула собак, более половины которых практически не используются. В данном подходе мы предлагаем объединить несколько площадок в одну в максимальном радиусе пешей доступности. В результате мы уменьшим число площадок для выгула собак, но улучшим их инфраструктуру, а расположение окажется в пешеходной доступности.
Вторая – стратегия интеграции. Развитие новых многофункциональных парков с обязательным выделением территории для свободного выгула собак. В этом подходе размещение и размеры территории будут зависеть от радиуса доступности объекта зелёного строительства.
Выводы
Как показывает исследование, предпосылками сложившейся ситуации выступают изначально недостаточно полно определенные нормы и требования к устройству площадок для выгула собак ввиду недостатка информации.
В ходе исследования установлено, что кинологический парк – это значительная по площади (от 1 га) озелененная территория общего пользования, включающая зоны со свободным выгулом собак, оборудование для их тренировки и игры, ландшафт которой имитирует природный.
Основное назначение многофункционального парка для собак – обеспечение безопасного и комфортного отдыха посетителей и их питомцев.
Также было определено, что площадка для выгула собак – это элемент общественного пространства, где возможны коммуникация и развитие устойчивых связей человека со средой вокруг, идентификация городских сообществ.
Для реализации предложенных стратегий агрегации и интеграции необходимо наличие функционирующего сообщества на существующей территории или создание такого сообщества искусственно. Сообщества станут местным ядром развития из-за социокультурной привязки к благоустраиваемой территории и возможностей установления самоуправления.