Тропы – это первые транспортные коридоры, которые связывали не только соседние поселения, но и разные регионы и страны. Человечество использовало тропы для сбора дикоросов, охоты, торговли, ведения войн. Постепенная трансформация троп от протоптанных дорожек для вьючных животных, повозок до основы для дорог и автострад для автомобилей и даже железных дорог отражает все ступени развития человеческого общества.
Слово «тропа» определяется как немоторизованный коридор/канал для верховой езды, ходьбы, катания на роликах, велосипеде, внедорожных транспортных средствах, лыжах, для отдыха и т.д. [1]. В крупных городах, исторических поселениях получили развитие «тропы наследия», которые позволяют сбалансировать все аспекты устойчивого развития городских исторических территорий на основе их потенциала как объектов культурного туризма [2]. На общеевропейском уровне пешеходные и велосипедные маршруты и тропы стали известными туристическими продуктами в трансграничных контекстах [3]. Ряд исследователей, изучая состояние троп на землях американских индейцев в США и их вклад в качество жизни в стране индейцев, отмечают, что тропы [2] помогают укрепить и сохранить культурную самобытность и природное наследие [4], непосредственно решают некоторые из наиболее распространенных социальных проблем, с которыми сталкиваются общины американских индейцев, и стимулируют создание конструктивных партнерских отношений с отдельными лицами [3].
В современных координатах человеческого бытия многократно возросло рекреационное предназначение троп, что обусловлено активной двигательной деятельностью индивидов на свежем воздухе в рамках использования свободного времени и продвижения здорового образа жизни. Различные концепции тропостроения (англ. trail building), раскрывающие содержание, функциональное назначение троп, принципы и особенности проектирования, строительства и содержания троп, ориентированы на решение социальных, экологических, экономических проблем территорий [5].
Возросший интерес к созданию экологических троп в России, прежде всего, в русле развития экологического туризма, занимает важное место в формировании системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, отдыху в природной среде. Любители скандинавской ходьбы, бега, велоспорта все чаще встречаются на городских улицах, природных территориях. Новый общественный запрос к занятиям физической культурой, активному досугу и туризму требует качественного обустройства территорий, включая формирование системы экологических троп, прежде всего, на ООПТ (особо охраняемых природных территориях) [6]. Однако, по мнению авторов, процесс тропостроения носит хаотичный и бессистемный характер. Отсутствие в российских нормативно-правовых документах четкого правового определения понятия «тропа» и терминов, построенных на основе его использования, неразработанность порядка создания и эксплуатации троп на федеральном и региональном уровнях являются существенными препятствиями процесса создания инфраструктуры экологического туризма.
Всплеск внимания к этой проблематике, связанный с реализацией национального проекта «Экология», в части обоснования создания инфраструктуры экологического туризма в виде экологических троп как самостоятельного инфраструктурного объекта обозначил потребность проработки теоретических положений, раскрывающих содержание, назначение и особенности регулирования процесса создания и эксплуатации экологических троп. В связи с этим цель данного исследования заключается в проведении критического анализа теоретических подходов и прикладных аспектов формирования концепции экологических троп.
Материалы и методы исследования
Статья опирается на законодательные и нормативно-правовые документы, научные статьи зарубежных и отечественных ученых, результаты собственных исследований авторов, данные министерства туризма Республики Бурятия, материалы ассоциации по развитию экотуризма в Республике Бурятия «Большая Байкальская тропа – Бурятия» и ассоциации «Большая Байкальская тропа», посвященные проблематике теории и практики экологического туризма, тропостроения. В ходе исследования авторами использованы: сравнительно-географический анализ, историко-географический метод, полевые обследования и методы геоинформационного картографирования. Сравнительный анализ экологических троп проведен на основе разработанной картографической базы данных «Большая Байкальская тропа», которая включает 39 участков, характеризующихся типом, протяженностью и степенью сложности прохождения. Информационной основой являются векторный shp-файл и таблица атрибутов программной среды ArcGIS. Для каждого участка определены точные метрические и планово-высотные параметры.
Результаты исследования и их обсуждение
В России, в отличие от зарубежных стран, где развито экологическое тропостроение, под «тропой (тропинкой)», как указано в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (1992), понимается узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными. В первых теоретических работах по вопросам организации троп для отдыха и экологического воспитания обосновывалось понятие «учебные тропы природы» как особая форма организации рекреационных территорий, назначение которых определялось тремя взаимосвязанными сферами деятельности: рекреация, обучение и воспитание [7]. В 1990 г. Н.Ф. Реймерсом было предложено три производных понятия со словом «тропа»: «тропа туристская», «тропа учебная» и «тропа экологическая» [8]. В первых двух вариантах тропа рассматривается как особо охраняемый (или не охраняемый) путь, а тропа экологическая идентифицируется как специально оборудованный маршрут с воспитательной функцией. В последующие годы наиболее широкое распространение в отечественной научной литературе, а также в правовых документах получили такие понятия, как «учебно-туристическая тропа», «экологическая тропа», «экологическая туристская тропа», раскрывающие назначение тропы в целях рекреационной и образовательной деятельности. При этом доминирующим стало понятие «экологическая тропа». Рассматриваемые подходы условно можно систематизировать, выделяя либо физическое, либо абстрактное понимание содержания производных терминов с использованием понятия «тропа». Так, ряд исследователей, определяя тропы как некую поверхность, по которой идет посетитель [9], как полотно тропы и сопутствующее непосредственно полотну тропы ее оборудование [10], линейное инженерное сооружение [11], инфраструктурный объект [6], идентифицируют их в качестве физического объекта, имеющего границы, месторасположение, площадь. В других научных работах под экологической тропой понимается специально оборудованный маршрут или экотуристский маршрут [8, 12]. В национальном стандарте [13] под экологической туристской тропой понимаются обустроенные и особо охраняемые экотуристские маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту знаки туристской навигации (например, информационные стенды). Сегодня уже очевидно, что понятия «экологическая туристская тропа» и «экотуристский маршрут» используются как синонимичные и взаимозаменяемые [11]. Однако термин «тропа» обозначает конкретный линейный объект, имеющий четкие ограничения на местности, в то время как «маршрут» является более абстрактным понятием и его протяженность зависит от планов туристов. По мнению авторов, ни одно из понятий, с точки зрения методологических и методических основ, не имеет четкого определения как в контексте технических характеристик, так и при создании и эксплуатации, четко не прописано в нормативно-правовых документах. Так, в содержательном смысле понятия «учебно-туристическая тропа» и «экологическая тропа» имеют одинаковое значение. Однако размещение учебно-туристических троп разрешается на землях рекреационного назначения, а экологические туристские тропы прокладывают только по зонам организованного туризма: национальным паркам, ландшафтным заказникам. Нам представляется, что определение экологической тропы, установленное национальным стандартом, существенно сужает ее назначение. В современных условиях экологические тропы все активнее используются в целях туризма, здорового образа жизни, физического развития, при оздоровительных прогулках и т.д. Рассмотрение понятия под этим ракурсом обозначает, что экологические тропы могут и должны использоваться в том числе и для спортивно-оздоровительных целей.
Реализация в России государственной политики по развитию экологического туризма в пространстве туристских аттракторов фокусируется на задаче по созданию качественной инфраструктуры обслуживания туристов. С момента формирования в 2011 г. правовых, финансовых, организационно-экономических условий для организации познавательного туризма на ООПТ в федеральных заповедниках началось строительство экологических троп. Так, например, в Байкальском государственном биосферном заповеднике были построены следующие объекты: современный визит-центр; средства размещения; экологическая тропа и др. [14]. Российский опыт формирования экологических троп, несмотря на недостатки нормативно-правового обеспечения, характеризуется созданием и обустройством таких экологических троп, как «Вятская Швейцария», «Большая Южноуральская тропа», «Большая Валдайская тропа», «Большая Севастопольская тропа» и др. Среди них наиболее успешным опытом, позволяющим раскрыть практические аспекты тропостроения, является проект «Большая Байкальская тропа (ББТ)», конструкция которой развивается из концепции кругового пути вокруг оз. Байкал в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) [6]. Концепцией проекта ББТ предусмотрено 15 ключевых остановочных пунктов (участков), где могут размещаться основные объекты необходимой туристской инфраструктуры [15].
В пространственном аспекте ББТ охватывает 2000 км и пролегает через ключевые зоны рекреационного освоения. В ЦЭЗ БПТ в границах Республики Бурятия территориальная структура туристско-рекреационной деятельности включает разнообразные формы территориальной организации туризма, подразделенные на девять зон рекреационного освоения (населенные пункты, ООПТ федерального, регионального и местного значения, точечные проекты на арендованных лесных участках, участки особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Байкальская гавань», туристские кластеры, зона экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа и места массового отдыха). В настоящее время, по данным ассоциации по развитию экотуризма в Республике Бурятия «Большая Байкальская тропа – Бурятия» и ассоциации «Большая Байкальская тропа», построено около 500 км тропы вокруг озера, в основном на ООПТ федерального значения: в Республике Бурятия в Байкальском заповеднике и Забайкальском национальном парке, в Иркутской области в Прибайкальском национальном парке, лишь три участка тропы действуют на ООПТ регионального значения – в Верхнеангарском заказнике и рекреационной местности «Северобайкальская», находящихся в Республике Бурятия. Как показывает анализ, существенная часть участков ББТ планируется по территориям, прилегающим к ООПТ, где тропы часто пересекают границы земель различных категорий и земельные участки с разными правообладателями. В связи с этим нередко возникают проблемы с оформлением прав на земельные участки с разными правообладателями для обустройства экологических троп и размещения некапитальных объектов туристской инфраструктуры (рисунок).
Действующие и планируемые участки Большой Байкальской тропы
Практики туризма отмечают, что трудности возникают при планировании троп на землях сельскохозяйственного назначения. Режим земель данной категории не позволяет использовать их в рекреационных целях, так как установление такой возможности затрагивает вопрос рационального использования земель сельскохозяйственного назначения [16]. Устранение такого рода барьеров возможно в случае внесения изменений в Земельный и Лесной кодексы Российской Федерации в части установления правил предоставления сервитутов, в том числе субъектам предпринимательской деятельности, для обустройства инфраструктуры экологических троп в заявительном порядке.
В результате многолетней практической работы по проектированию, строительству и использованию ББТ сложились определенные принципы концепции тропостроения, такие как использование технологий с минимальным воздействием на природные комплексы (строительство тропы осуществляется по ранее существующим тропам с деликатным встраиванием в ландшафт, в строительстве преимущественно применяются естественные материалы); использование волонтерства; мониторинг и восстановление природных комплексов; вовлечение местных сообществ в организацию экотуризма; создание условий для отдыха и туризма маломобильным группам населения.
Байкальский опыт тропостроения свидетельствует о необходимости планирования сети экологических троп в виде единой системы в увязке с планировочной структурой туристской территории, с учетом решения вопросов выделения земельных участков и выдачи разрешений на строительство тропы как линейного объекта с соблюдением единых проектных норм для всех ее составных частей. В таком понимании экологическая тропа – это обустроенный инфраструктурный объект линейного типа, обеспечивающий реализацию рекреационных, культурно-познавательных, спортивно-оздоровительных потребностей населения во время нахождения в природной среде. При этом степень благоустройства тропы зависит от уровня сложности тропы, рекреационной емкости и ценности посещаемой территории.
Заключение
Понятие «экологическая тропа», получившее широкое распространение, не имеет законодательного определения, что приводит к неопределенности в правоприменительной деятельности, несогласованности нормативных документов, направленных на регулирование деятельности по обустройству и эксплуатации экологических троп в пределах ООПТ, в охранных зонах ООПТ и на других типах территорий.
Пример российского опыта тропостроения, в частности Большой Байкальской тропы в ЦЭЗ БПТ, указывает на существующие трудности при проектировании, строительстве и использовании троп, позволяет выявить актуальные рекомендации по внесению изменений в законодательные и нормативные акты. В связи с этим представляется, что назрела необходимость унификации понятия «экологическая тропа», систематизации ее видов, категорий и уровней сложности для разработки подзаконных и смежных нормативных актов в данной сфере, методического обеспечения деятельности по организации, проектированию и устройству экологических троп и общей туристской навигации. Предлагаемые мероприятия особо актуальны в связи с разработкой проекта федерального закона о национальных экологических тропах, который позволит обеспечить организацию и развитие таких троп.