Национальный парк «Ленские Столбы» работает с 1995 г., с каждым годом развивается, поток туристов увеличивается. В последние годы стали организовываться и зимние туры в парк «Ленские Столбы», но все же летние туры наиболее интересны для туристов, так как имеет смысл увидеть величайшую реку мира Лену во всем ее величии и красоте, что дополнительно добавляет парку привлекательности. В период существования СССР парк «Ленские Столбы» посещали более 60 тыс. туристов со всех республик СССР, и это только в летний сезон [1]. С 1990–1995 гг. посещение парка резко снизилось, что связано с кризисом в стране [1]. С 1995 г. с созданием природного парка на его территории под его названием «Ленские Столбы» туристы стали реже посещать этот уникальный памятник природы, и только в летний период. Отметим, что вплоть до 2016 г. туристы (до 10 тыс. человек) посещали парк в основном только в летний сезон на теплоходах [1]. С 2016–2017 гг. в национальном парке стал развиваться зимний сезон, и количество туристов заметно увеличилось. Так, до пандемии посещаемость в году, считая летний и зимний сезоны, составляла по официальным оценкам более 50 тыс. человек [1], что является очень высоким показателем для туризма на определенном участке природы. Для изучения мнения туристов авторами был проведен опрос летом 2019 г. на теплоходе «Демьян Бедный», совершающем в летнее время трехдневный тур в парк «Ленские Столбы».
Цель исследования: изучение мнения туристов, посещающих национальный парк «Ленские Столбы» – одноименные уникальные столбы, входящие в мировое природное наследие ЮНЕСКО, для развития экологического туризма [1]. Задачами исследования явились: знакомство с предпочтениями туристов, обсуждение знаний туристов о значимости и создании данного парка, предпочтениях отдыхающих в сфере экологического туризма и о том, почему ими был выбран тур в парк «Ленские Столбы».
Материалы и методы исследования
Для оценки мнения туристов был выбран метод опроса. Опросные листы заранее были розданы в начале тура и собраны в конце тура, время проведения тура: лето 2019 г., место проведения: теплоход «Демьян Бедный», произведен опрос 337 туристов, которые выбрали тур к этому уникальному объекту. Результаты опроса были статистически обработаны и систематизированы. В изучении данной проблемы, при составлении опросных вопросов, а также при определении элементов обустройства и всего туристско-рекреационного комплекса экологического туризма в национальном парке как туристического объекта огромную помощь оказали работы следующих авторов [2–4], далее [5–7], а также следующих авторов [8, 9].
Результаты исследования и их обсуждение
Анкетные вопросы мы поделили на 4 группы: первая – знакомство, вторая – вопросы из области экологии, третья – вопросы и предпочтения в сфере экологического туризма и четвертая – вопросы о туре в парк «Ленские Столбы» – и получили следующие результаты.
А) Вопросы знакомства
Вопрос № 1. Место Вашего проживания (город, регион)
Большинство респондентов проживают в г. Якутске (49 %) и улусах РС (Я), таких как Абыйский, Вилюйский, Хангаласский, Оймяконский, Томпонский, Усть-Алданский, Мегино-Кангаласский, Горный, Сунтарский, Нюрбинский и Мирнинский (22 %), 16 % опрошенных приехали из других городов России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Пенза, Хабаровск, Казань и др. Также посетителями национального парка «Ленские Столбы» были гости из зарубежных стран, в том числе из стран СНГ (5 %) – это Казахстан, Беларусь, Венгрия, Швейцария, 5 % туристов не ответили на этот вопрос (рис. 1).
Рис. 1. Место проживания
Рис. 2. Возрастная сегментация
Вопрос № 2. Ваш пол
Женщин – 55 %, мужчин – 45 %.
Вопрос № 3. Ваш возраст
В возрастной категории преобладают туристы возрастной группы 36–60 лет (31 %), на втором месте – туристы возрастной группы 26–36 лет (25 %), меньший процент составляют возрастные группы «до 17 лет» (12 %) и «свыше 60» (10 %) (рис. 2).
Вопрос № 4.Сфера ваших занятий
Большее число ответов отмечается в вариантах ответа «Сфера услуг» и «Сфера образования» – по 23 %, затем идут ответы «Производство» и «Государственное и муниципальное управление» – по 15 %, наименьший процент (12 %) приходится на вариант ответа «Научная сфера».
Б) Вопросы знания в области экологии
Задача: определить уровень экологической культуры туристов, их базу знаний в области экологии. Выяснить, знакомы ли туристы с проблемами экологии и какова их заинтересованность в решении этих вопросов, а также желание населения принять личное участие в природоохранных мероприятиях.
Вопрос № 1.Экология – это…
Данные опроса: 24 % опрошенных считают, что это охрана окружающей среды, 16 % – что это чистота и нетронутость природы, 8 % – что это наука о природе, о среде обитания. Среди других ответов фигурировали такие, как «Жизнь» (7 %), «Природа и ее богатства» (6 %), «Наука о взаимосвязи природы и человека» (5 %), «Здоровье (людей)» (3 %), «Состояние окружающей среды» и «Весь окружающий мир» (по 2 %), «Мир во всем мире» и «Экология» (по 1 %). По 1 человеку считают, что экология – это «…флора и фауна Земли», «…условие для выживания», «…чистота души человека» (по 0,4 %). Однако все же 20 % опрошенных не смогли ответить на этот вопрос.
Вопрос № 2. Какие законы в области экологии Вам известны?
Наибольшая часть респондентов (56 %) не знают законов в области экологии. На втором месте (10 %) стоит ответ «Закон об охране окружающей среды (ООС)». «Бережно относиться к природе», «Не загрязнять окружающую среду (не мусорить)», «Сохранение природы, охрана природы» по 6 %, 7 %, 8 % соответственно. «Земельный, Водный, Лесной кодексы» – 5 %, по 1 % – «Естественный отбор», «Гринпис», «О природных ресурсах», «Не навреди никому», «Плата за негативное воздействие на окружающую среду», «О вредных выбросах», по 0,4 % – «Закон трофических связей», «Неизбежность антропогенного техногенного изменения природы», «Зеленая химия», «Приливы, отливы», «О животном мире», «О недрах», «О рыболовстве», «Все возвращается».
Вопрос № 3. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
Данные опроса: 84 % туристов ответили утвердительно, 29 % ответили однозначно «Да»; 17 % объяснили это тем, что «Природа – это жизнь», 15 % ответили: «Да, для будущих поколений», 4 % – «Да, это здоровье (людей, планеты, нации)», по 3 % – «Нет природы – нет человека» и «Природа – наша мать»; по 1 % – «Да, это наша окружающая среды», «Да, для качественной жизни», «Да, это вопрос выживания (это вопрос существования)»; по 1 человеку ответили, что «Да, поскольку люди халатно относятся к природе», «Да, чтобы жить в чистом мире», «Да, необходимо сохранить ее красоту», «Да, это духовное богатство», «Да, это часть нас самих», «Да, поскольку необходимо сохранить природные ресурсы», «Природа – достояние человечества», «Да, это приоритетное направление».
Вопрос № 4. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
Данные опроса – 30 % опрошенных не указали, 61 % опрошенных проявляют интерес к экологическим проблемам, из них у 14 % это выражается в том, что они не мусорят на улицах, 5 % читают соответствующую литературу, также 5 % ответили, что их обязывает работа, 4 % бережно относятся к природе, по 2 % участвуют в субботниках и озеленении, по 1 % поддерживают экологические акции и стараются воспитывать экологическую культуру и любовь к природе у своих детей, по 1 человеку ответили: «Да, не использую сверх нужды природные ресурсы», «Да, в дискуссиях», «Да, использую экологически чистые в производстве товары», «Пишу доклады», 9 % респондентов не проявляют интереса к экологическим проблемам (рис. 3).
Рис. 3. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам
Рис. 4. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры
Вопрос № 5. Какую ценность имеет природа для человека, для вас лично?
Данные опроса: 34 % не ответили, 12 % считают, что это здоровье, по 10 % – «Жизненно важную» и «Чистый воздух», «Отдых» – 8 %, для 7 % природа бесценна, для 6 % природа имеет огромную (большую, высокую) ценность; 5 % ответили, что «Природа – наша мать, наш дом», 2 % указали, что ценность природы – это будущее, по 1 % – «Природа и человек неразрывны», «Эстетическую», «Достояние человечества», «Природа нас кормит», по 1 человеку считают, что ценность природы заключается в том, что природа – это «Восполнение сил», «Среда жизни», «Я люблю природу», «На уровне семьи», «Флора и фауна», «Не мусорить», «Духовное обогащение».
Вопрос № 6. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?
Данные опроса: 45 % считают, что имеют средний уровень, 21 % туристов затруднились определить свой уровень экологической культуры, 20 % считают, что имеют высокий уровень культуры, 15 % – низкий (рис. 4).
В) Знания и предпочтения в сфере экологического туризма
Задача: определить знания и предпочтения населения в области экологического туризма. Изучить элементы аттрактивности тура для туристов с целью выявления «рычагов воздействия» на сознание посетителя парка и формирование у него экологической культуры.
Вопрос № 1. Часто ли Вы путеше- ствуете?
53 % – Нет. 47 % – Да.
Вопрос № 2. Как Вы предпочитаете пу- тешествовать?
Большинство респондентов (49 %) предпочитают путешествовать с семьей, затем 37 % – с друзьями, 13 % любят путешествовать в одиночестве, 14 % не указали (рис. 5).
Рис. 5. Как Вы предпочитаете путешествовать
Рис. 6. Какой вид экологического туризма может быть Вам интересен
Вопрос № 3. Бывали ли Вы раньше в экологическом туре?
49 % – Нет, 36 % – Да, 15 % затруднились определить.
Вопрос № 4. Какой вид экологического туризма может быть Вам интересен?
Большинство туристов (51 %) предпочитают спокойный отдых в окружении природы, 33 % опрошенных нравятся спортивные, приключенческие маршруты, 24 % хотят заниматься наблюдением и изучением природы, получать экологические знания, 15 % не ответили на этот вопрос (рис. 6).
Вопрос № 5. Какие занятия должны быть включены в экологический тур?
Данные опроса: 42 % опрошенных считают, что должны быть проведены экскурсии по экологической тропе, 37 % – что наблюдение за животными в естественной среде их обитания; 34 % предпочитают активные занятия (велопрогулки, сплавы, катание на лошадях и т.д.), 18 % хотели бы прослушать лекции по экологическим проблемам, 17 % считают, что в программе должны быть посещения вольеров животных, 16 % предпочли бы посещения музеев, 9 % не указали свои предпочтения (рис. 7).
Рис. 7. Какие занятия, по Вашему мнению, должны быть включены в экологический тур
Рис. 8. Согласились бы Вы во время экологического тура оказать какую-либо помощь посещаемой территории
Рис. 9. В который раз Вы приезжаете в парк «Ленские Столбы»
Вопрос № 6. Согласились бы Вы во время экологического тура оказать какую-либо помощь посещаемой территории?
Большинство туристов (35 %) согласились бы поработать несколько часов по благоустройству, 33 % могли бы приобрести сувенирную продукцию, 22 % предпочли бы внести благотворительный взнос, 9 % не хотели бы помогать, 16 % не ответили на этот вопрос (рис. 8).
Г) Вопросы о туре в парк «Ленские Столбы»
Задача: узнать мнение туристов об организации экскурсий – достаточно ли информации предлагается им во время посещения парка «Ленские Столбы»; узнать мнение туристов о недостатках и достоинствах национального парка; определить эффективность экологического просвещения во время данного тура на сегодняшний день.
Вопрос № 1. Как Вы впервые узнали о парке «Ленские Столбы»?
Данные опроса: 23 % опрошенных не указали, 22 % туристов узнали о национальном парке от своих знакомых, друзей и родственников, 15 % знают с самого детства, 15 % узнали 30–40 лет назад (по 6 % в 1970–1980-х гг., 3 % в 1960-х гг.), 14 % узнали из СМИ или Интернета, 8 % – от организаторов тура, 2 % – по работе, 1 % – по приезду в г. Якутск.
Вопрос № 2. В который раз Вы приезжаете в парк «Ленские Столбы»?
Данные опроса: 36 % опрошенных посетили парк впервые, 18 % – от 3 до 5 раз, 16 % приехали во второй раз, 12 % приезжают уже более 5 раз, 17 % не ответили на этот вопрос (рис. 9).
Вопрос № 3.Что Вы думаете об организации экскурсий?
Данные опроса: 32 % респондентов не указали, 26 % ответили: «Хорошо (нормально)», 20 % считают экскурсии отличными (очень интересными, познавательными), 10 % не вполне довольны экскурсиями, считают их удовлетворительными, 5 % ответили: «Слабовато», по 1 % ответили: «С каждым годом все лучше», «Я не ходил на экскурсию», «Ничего не думаю»; по 1 человеку: «Стараются», «Дорого», «Нехватка гидов», «Нужен фуникулер», «Низкий уровень обслуживания на теплоходе», «Очень плохо», «Дается мало информации», «Необходимо организовать туры зимой».
Вопрос № 4. Побывав в туре в парк «Ленские Столбы», Вы можете сказать, что повысили свою экологическую культуру и воспитанность?
Данные опроса: 44 % туристов ответили: «Да», 14 % считают, что нет, 4 % опрошенных ответили: «Нет, просто отдохнул», по 7 % – «Немного» и «Возможно (наверно)». 22 % опрошенных не ответили (рис. 10).
Рис. 10. Результаты опроса об экологической культуре туристов после посещения парка
Рис. 11. Результаты опроса о рекомендациях туристов относительно изменений в организации работы парка и благоустройстве территории
Вопрос № 5. Какие изменения Вы бы внесли в организацию парка для более успешной его работы?
Данные опроса: 30 % затруднились ответить, 7 % посетителей все устраивает, 6 % считают, что необходим фуникулер, по 5 % – «Увеличить число торговых точек» и «Открыть дополнительные маршруты», 4 % – «Давать более углубленную информацию», по 3 % – «Открыть дополнительные стоянки», «Благоустроить набережную (пляж)» и «Добавить ограждения по маршруту», 2 % – «Лучше организовывать отдых (разъяснительная работа с туристами)», по 1 % – «Культуру обращения с природой», «Благотворительные взносы», «Чтобы рассказывали о преданных экологии людях», «Устроить видеопоказы», «Расширить», «Более наглядно оформить тропу», «Расширить сувенирную лавку», «Поставить урны», «Организовать туры зимой», «Информация должна даваться и на английском языке», «Минимум цивилизации», «Постройки в национальных традициях», «Развить инфраструктуру», «Построить стильные здания», «Хорошее обслуживание (больше сервиса)», «Ввести более жесткие условия по соблюдению чистоты», «Хороших гидов», «Ввести занятия экстремальным спортом». По 1 человеку ответили: «Предоставить удобства», «Вывести парк на федеральный уровень», «Обустроить более комфортабельное проживание гидов», «Устроить больше беседок и лавок», «Принять на работу больше работников» (рис. 11).
Заключение
Таким образом, при проведении опроса авторы получили отзывы туристов о благоустройстве национального парка, об имеющихся недостатках, предпочтениях туристов и другие сведения, которые будут необходимы для работы сотрудников над благоустройством национального парка «Ленские Столбы». Мнения туристов предопределяют оценку туристического объекта, так как проводится независимая оценка мнения туристов, а также анализируются конкретные недостатки и упущения. По мнению авторов, на каждом туристическом объекте должна быть проведена исследовательская работа, чтобы узнать мнения туристов, это позволит внести необходимые изменения в сферу деятельности экологического туризма.
По результатам опроса были получены следующие выводы: большинство туристов – это местные жители, поэтому для привлечения потока экскурсантов необходима активная реклама в СМИ, Интернете.
По данным опроса, для дальнейшего развития экологического туризма руководителям парка надо продумать, например, и детскую составляющую в туризме: аттракционы, зоны отдыха с детьми и т.д. Также руководству парка можно рекомендовать обустроить парк для спортивного вида туризма, организовать пеший тур, тур на лошадях, на собачьих упряжках в зимний период и т.д.
В ходе исследования мнения туристов авторы получили возможность узнать перспективные направления для будущего благоустройства национального парка «Ленские Столбы» в целях сохранения постоянного потока туристов в любой период года и надеются, что результаты исследования будут применены на практике руководством парка.