Игра – один из важнейших видов деятельности для детей. Через игру ребенок познает мир и учится взаимодействовать как с окружающими его предметами и объектами, так и с людьми. Именно поэтому окружающий ребенка мир должен быть комфортным, устойчивым и безопасным [1]. Организация комфортной, устойчивой и безопасной среды (КУБ-среды) для ребенка на всех объектах ландшафтной архитектуры, с которыми ребенок взаимодействует, представляет интерес и немалую сложность для любого ландшафтного архитектора. Ландшафтный архитектор работает со средой, проектируя и реализуя элементы благоустройства и озеленения для каждой конкретной территории. Детская игровая площадка – особый мир ребенка, организация предметно-пространственной среды этого мира – сложная и интересная задача. Организация этой среды должна не только отвечать задачам оздоровления и обучения ребенка, но и предполагать игровую составляющую.
В настоящий момент в России реализуется несколько программ по созданию комфортной среды, улучшению условий озеленения и благоустройства ряда городских территорий, в частности федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21 декабря 2018 г. № 3. Попадают под эту программу и детские игровые площадки. Однако отсутствие методических указаний по формированию комфортной, устойчивой и безопасной среды для ребенка на детских игровых площадках самым негативным образом сказывается на результате. Имеющиеся нормативно-правовые документы зачастую противоречат друг другу в деталях, а предлагаемые там элементы благоустройства и озеленения не решают основную задачу – создания КУБ-среды для ребенка. Ландшафтные архитекторы формируют предметно-пространственную среду исходя из сиюминутных предложений по материалам и элементам озеленения и благоустройства. Проведенные нами ранее исследования показали, что имеющееся детское игровое оборудование не интересно ребенку, более 30 % детей используют его не по назначению [2]. Социологические исследования показали, что дети видят свой игровой мир – территорию детской игровой площадки совершенно по-другому. Ее предметно-пространственное наполнение должно включать иные игровые комплексы.
Важно учитывать возрастные изменения в игровых пристрастиях ребенка [3, 4]. Каждому возрасту ребенка соответствует свой тип игры. Выделяют как сенсорные и сенсорно-моторные игры с минимальным взаимодействием между детьми, так и спортивные групповые соревнования. Таким образом, озеленение и благоустройство детской игровой площадки должно соответствовать возрастным особенностям взаимодействия ребенка с элементами среды.
Цель исследования: провести анализ благоустройства и озеленения детских игровых площадок, расположенных в жилых районах г. Москвы.
Задачи работы предполагают критический анализ действующих нормативно-правовых документов, разработку методики оценки соответствия предметно-пространственной среды детской игровой площадки действующим нормативам, а также проведение анализа среды и разработку предложений по формированию на детских игровых площадках КУБ-среды для ребенка.
Материалы и методы исследования
В настоящее время нормативно-правовое обеспечение благоустройства и озеленения детских игровых площадок связано с группой национальных ГОСТов, принятых в 2012–2013 гг., и методическими рекомендациями 2019 г. Кроме того, действуют отдельные нормативно-правовые документы регионального (московского) уровня. Необходимо выделить ГОСТ Р 52301-2013, ТСН 30-307-2002 г. Москвы (МГСН 1.02-02), письмо Минрегиона России от 14.12.2010 № 42053-ИБ/14, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и Приказ Минстроя России № 897 / приказ Минспорта России № 1128 от 27.12.2019. На основе анализа указанных нормативных документов предложена схема анализа предметно-пространственной среды детских игровых площадок.
Было обследовано 58 детских игровых площадок (рис. 1). Анализируемые детские игровые площадки расположены в Северном административном округе г. Москвы.
Расположение исследуемых детских игровых площадок
Результаты исследования и их обсуждение
Приведенные выше нормативно-правовые документы предусматривают несколько обязательных условий по размещению детской игровой площадки на территории и наполнению её элементами благоустройства. Необходимо предусмотреть корректное расстояние от окон жилого дома (ТСН 30-307-2002, Приложение к письму Минрегиона России от 14.12.2010 № 42053-ИБ/14) и парковки (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03, табл. 4.4.1) до границ детской площадки [5–7]. Площадь детской игровой площадки должна соответствовать норме на одного жителя (0,5–0,7 м2) и средним рекомендуемым размерам площадок в зависимости от возрастной группы детей, предусмотренным нормативно-правовыми документами [5, 6]. Утвержденные нормативы предусматривают требования к инсоляции детской игровой площадки (не менее 5 ч светового дня), расстоянию до деревьев (деревья с восточной и северной сторон площадки должны высаживаться не ближе 3 м, а с южной и западной – не ближе 1 м от края площадки до оси дерева). Обязательными элементами благоустройства являются «мягкие» виды покрытия, наличие элементов сопряжения поверхности площадки с газоном в виде бортовых камней со скошенными или закругленными краями, наличие скамей и урн на территории площадки, функционального освещения на высоте не менее 2,5 м. ГОСТ Р 52301-2013 предусматривает размещение на детской игровой площадке информационного стенда (доски) с перечнем и назначением детского игрового оборудования, телефонами экстренных служб и правилами эксплуатации площадки [8]. Все указанные выше требования в полном объеме нашли отражение в утвержденных в 2019 г. методических рекомендациях по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры [9].
Обязательным элементом является озеленение территории, однако требования к подбору растений для озеленения ограничены двумя пунктами: не допускается применение растений с колючками на площадках дошкольного типа и растений с ядовитыми плодами на площадках всех видов. Не указаны рекомендуемые формы организации декоративных посадок.
С учетом указанных требований нормативно-правовых документов, предъявляемых к обустройству детских игровых площадок, была составлена балльная схема описания (анкета), предусматривающая максимальное количество баллов в случае полного удовлетворения требованиям нормативных документов территории и элементов площадки и штрафные санкции за частичное выполнение или невыполнение этих требований (табл. 1).
Таблица 1
Анкета анализа детской площадки (методика оценки)
Наименование показателя |
Критерий оценки |
Балл |
1. Общие требования |
||
1.1. Соответствие расстояния от границы площадки до окон жилого дома требованиям регламентирующих документов |
2 балла – в соответствии с ТСН 30-307-2002; 1 балл – нарушение не более 50 % расстояния; 0 баллов – нарушение более 50 % расстояния |
|
1.2. Соответствие площади детской площадки требованиям регламентирующих документов |
2 балла – в соответствии с ТСН 30-307-2002 – 0,5–0,7 м2 на одного жителя; 1 балл – нарушение не более 50 % (0,26–0,49 м2); 0 баллов – нарушение более 50 % (< 0,25 м2) |
|
1.3. Соответствие инсоляционного режима требованиям регламентирующих документов |
2 балла – в соответствии с ТСН 30-307-2002 – более 5 ч в день; 1 балл – нарушение не более 50 % (2,5 ч в день); 0 баллов – нарушение более 50 % (<2,4 ч в день) |
|
1.4. Соответствие расстояния от детской игровой площадки до парковки |
2 балла – в соответствии с СанПиН; 1 балл – нормы нарушает несанкционированная парковка (без разметки); 0 баллов – не соответствует СанПиН |
|
1.5. Соответствие расстояния от площадки до деревьев требованиям регламентирующих документов |
2 балла – в соответствии с ТСН 30-307-2002; 1 балл – деревья присутствуют рядом с территорией, ближе допустимых нормативов; 0 баллов – деревья присутствуют на территории площадки |
|
2. Требования по оборудованию |
||
2.1. Наличие информационного стенда |
2 балла – в соответствии с нормативом (наличие и содержание); 1 балл – имеется, но не соответствует нормативу; 0 баллов – отсутствует |
|
2.2. Соответствие типа покрытия площадки требованиям регламентирующих документов |
2 балла – в соответствии с нормативом (наличие и содержание); 1 балл – имеется, но не соответствует нормативу (повреждения на большой площади); 0 баллов – отсутствует |
|
2.3. Соответствие элементов сопряжения поверхности площадки с газоном требованиям регламентирующих документов |
2 балла – в соответствии с ТСН 30-307-2002; 1 балл – в соответствии с ТСН 30-307-2002, но повреждены; 0 баллов – не соответствуют ТСН 30-307-2002 |
|
2.4. Наличие озеленения и корректность используемых растений |
2 балла – в соответствии с ТСН 30-307-2002; 1 балл – отсутствует; 0 баллов – присутствуют колючие и ядовитые растения |
|
2.5. Состояние игрового оборудования |
2 балла – состояние отличное без повреждений; 1 балл – состояние хорошее и удовлетворительное, имеются повреждения, не влияющие на безопасность эксплуатации; 0 баллов – состояние неудовлетворительное |
|
2.6. Наличие и соответствие требованиям регламентирующих документов скамей и урн |
2 балла – имеются в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию, установлены на твердом покрытии; 1 балл – имеются в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию, установлены на мягком покрытии; 0 баллов – отсутствуют или имеются в состоянии, не позволяющем нормальную эксплуатацию |
|
2.7. Наличие и соответствие требованиям регламентирующих документов элементов освещения |
2 балла – имеется, в соответствии с ТСН 30-307-2002; 1 балл – имеется, не соответствует ТСН 30-307-2002; 0 баллов – отсутствует |
В соответствии с разработанной анкетой была проведена оценка состояния благоустройства и озеленения территории 58 детских игровых площадок (табл. 2).
Таблица 2
Балльная оценка состояния благоустройства и озеленения территорий детских игровых площадок
Показатель |
Средний балл (0 – мин, 2 – макс) |
1.1. Соответствие расстояния от границы площадки до окон жилого дома требованиям регламентирующих документов |
1,59 |
1.2. Соответствие площади детской площадки требованиям регламентирующих документов |
1,45 |
1.3. Соответствие инсоляционного режима требованиям регламентирующих документов |
1,16 |
1.4. Соответствие расстояния от детской игровой площадки до парковки |
0,43 |
1.5. Соответствие расстояния от площадки до деревьев требованиям регламентирующих документов |
0,69 |
2.1. Наличие информационного стенда |
1,10 |
2.2. Соответствие типа покрытия площадки требованиям регламентирующих документов |
1,41 |
2.3. Соответствие элементов сопряжения поверхности площадки с газоном требованиям регламентирующих документов |
0,81 |
2.4. Наличие озеленения и корректность используемых растений |
0,24 |
2.5. Состояние игрового оборудования |
1,21 |
2.6. Наличие и соответствие требованиям регламентирующих документов скамей и урн |
1,05 |
2.7. Наличие и соответствие требованиям регламентирующих документов элементов освещения |
0,86 |
По результатам оценки состояния детских игровых площадок можно выделить основные негативные моменты и тенденции, наблюдаемые в Москве. Детские игровые площадки в существующих жилых районах сделаны формально. При этом расположение детской игровой площадки относительно жилого дома и ее площадь в большинстве случаев соответствуют регламенту. Однако прочие показатели очень далеки от идеала. Особенно в негативную сторону выделяется ситуация с расположением площадок относительно санкционированных и несанкционированных парковок. Только в 20 % случаев выдерживаются требуемые расстояния.
Лучше обстоят дела с элементами благоустройства. Информационный стенд, покрытия площадок и элементы сопряжения поверхности площадки и газона, скамьи и урны более чем в 50 % случаев удовлетворяют требованиям нормативно-правовых документов. Однако наполнение детских площадок игровым оборудованием и его взаимное расположение вызывает большие вопросы. Например, на ряде обследуемых территорий качалки, предназначенные для сенсорно-моторной игры детей возрастной категории 1–3 года, располагаются в непосредственной близости от детских игровых комплексов, которые предназначены для ролевых групповых взаимодействий детей 4–7 лет. Более того, нередко игровое оборудование, предназначенное для младших детей, располагается на транзитных путях движения взрослых по территории площадки или путях игровых перемещений более взрослых детей.
Состояние озеленения детских игровых площадок удручающее. Практически все детские игровые площадки «вписаны» в существующие условия озеленения территорий жилых дворов. Данное озеленение в подавляющем большинстве случаев сделано жителями без учета норм расположения растений относительно жилых домов и строений. Поэтому «вписать» площадку с соблюдением норм расположения деревьев оказалось практически невозможно. Взрослые деревья расположены в пределах детской игровой площадки (более 60 % площадок), что увеличивает опасность получения травмы ребенком во время активных игр, а также затрудняет уход за территорией площадки в осенне-зимний период. Специализированное озеленение отсутствует практически на всех площадках. Важно указать важную роль озеленения и работы с растениями для детей возрастной категории 1–3 года. В период сенсорной и сенсорно-моторной игры ребенок должен познакомиться с разнообразными элементами живой природы, которые могут дать только растения.
Заключение
Наличие большого количества нормативов, которые нередко не уточняют друг друга, а наоборот, включают в себя взаимоисключающие тезисы, привело к деградации понятия детская игровая площадка в существующих жилых районах мегаполиса. Отсутствие единого стилевого и композиционного замысла привело к появлению в пределах жилой застройки безликих детских игровых площадок, единственная роль которых заключается в доведении нормы площади города под детскими игровыми площадками до рекомендуемой. Благоустройство детских игровых площадок не в полной мере соответствует нормативным показателям. Обоснованное композиционными принципами формирование озеленения на детских игровых площадках не выявлено.