Развитие мировой энергетики, в том числе российской, немыслимо без освоения северных морей, Арктического шельфа. Транспортировка добытых углеводородов в условиях сложных гидрологических, геологических, климатических условий – одна из важнейших задач, стоящих перед нефтегазодобывающими компаниями. Для реализации этих планов необходимо создание инфраструктуры, включающей подводные трубопроводы.
Во время эксплуатации морских нефтепроводов, уложенных на шельфе северных морей, возникает проблема в обеспечении их надежности, которая состоит в том, что трубопроводы теряют свою устойчивость вследствие теплового воздействия на окружающие грунты. В субаквальных многолетнемерзлых породах (СММП) происходят изменения в характере протекания процессов «протаивание – промерзание», что приводит к продольным и поперечным перемещениям нефтепроводов. Изменение положения нефтепровода приводит к увеличению напряжений, возникающих в стенке трубы. А это, в свою очередь, может привести к деформации трубопровода [1].
Целью исследования является анализ напряжений в стенке нефтепровода вследствие изменения его высотного положения под влиянием температурного фактора.
Материалы и методы исследования
В настоящее время определение остаточного ресурса трубопровода производят по предельному уровню напряжений в его стенке, равному пределу текучести материала трубы [2, 3]. Согласно четвертой теории прочности, для оценки напряженно-деформированного состояния стенки трубопровода предлагаем рассмотреть величину эквивалентного напряжения σэкв [4, 5]:
(1)
приняв во внимание, что при определении величины продольных напряжений в стенке трубы будем учитывать не только температурные изменения, но и изменение положения трубопровода по высоте [5]:
(2)
где W(x; τ) – изменение высотного положения трубопровода в сечении х в момент времени τ.
Максимальное кольцевое напряжение, вызванное давлением продукта, не должно превышать меньшего из двух значений:
σкц = FT ∙ σT;
σкц = FB ∙ σB, (3)
где σT – нормативный минимальный предел текучести (НМПТ); σB – нормативный минимальный предел прочности (НМПП); FT и FB – расчетные коэффициенты для кольцевого напряжения по НМПТ.
В работе используется метод моделирования условий и анализ полученных результатов.
Для определения величины ореола протаивания в заданных условиях предлагается применить программное обеспечение от компании Itasca Consulting Group, Inc. – FLAC 3D. Задача моделирования состоит в наглядной демонстрации взаимодействия грунта и трубопровода при эксплуатации последнего в условиях Арктического шельфа.
Согласно СП 25.13330.2012 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах», СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» в качестве расчетной схемы принята модель трубопровода подземного способа прокладки без использования анкеров с хомутами и термоохладителей [2] (рис. 1).
Рис. 1. Расчетная схема трубопровода
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве объекта исследования рассматривается морской нефтепровод на шельфе Печорского моря. Характеристики нефтепровода и исходные данные для расчета его напряженно-деформированного состояния представлены в табл. 1.
Таблица 1
Исходные данные для расчета напряженного состояния и устойчивости нефтепровода
Наименование |
Обозначение |
Значение |
Размерные ед. |
1.1. Диаметр трубопровода |
Dн |
1000 |
мм |
1.2. Толщина стенки трубопровода |
δ |
10 |
мм |
2. Рабочее давление в трубопроводе |
Р |
4 |
МПа |
3. Предел прочности стали (временное сопротивление разрыву) |
σвр |
510 |
МПа |
4. Предел текучести стали |
σт |
400 |
МПа |
5. Коэффициент надежности по нагрузке |
yf |
1.2 |
|
6. Коэффициент условий работы трубопровода |
yс |
0.75 |
|
7. Коэффициент надежности по материалу |
ym |
1.34 |
|
8. Коэффициент надежности по назначению трубопровода |
yn |
1 |
|
9. Коэффициент несущей способности трубопровода |
η |
1 |
|
10. Коэффициент надежности по нагрузке от веса давления грунта |
yгр |
0.8 |
|
11. Среднегодовая температура перекачиваемого продукта в процессе эксплуатации |
tэ |
5 |
°С |
12. Минимальная температура, при которой фиксируется расчетная схема трубопровода (захлест) |
tзахл– |
-30 |
°С |
13. Максимальная температура, при которой фиксируется расчетная схема трубопровода (захлест) |
tзахл+ |
40 |
°С |
14. Плотность стали |
ρст |
7850 |
кг/м3 |
15. Модуль упругости стали |
Е |
206000 |
МПа |
16. Коэффициент линейного расширения металла трубы (сталь) |
α |
0.000012 |
град–1 |
17. Коэффициент Пуассона |
μ |
0.4 |
|
18. Плотность перекачиваемого продукта |
ρпрод |
860 |
кг/м3 |
Таблица 2
Характеристики грунта
Физико-механические свойства грунтов (по материалам инженерных изысканий): |
Обозначение |
Значение |
Размерные ед. |
1. Плотность грунта, кг/м3 |
ρгр |
2000 |
кг/м3 |
2. Угол внутреннего трения грунта, град |
wгр |
16 |
град |
3. Сцепление грунта, Па |
cгр |
48000 |
Па |
4. Коэффициент постели грунта при сжатии, МН/м3 |
k0 |
5 |
МН/м3 |
На дне Печорского моря в ходе инженерно-геологических изысканий, включая геокриологические исследования, были обнаружены современные и реликтовые горизонты мерзлых пород, преимущественно это грунт дисперсный, связный, осадочный, минеральный (табл. 2). Мощность СММП составляет 20–30 м и более [6].
Ниже представлены результаты расчета нефтепровода для двух случаев: при температуре грунта -2 °С и при температуре грунта -8 °С. На рис. 2 и 3 изображены зоны протаивания грунта вследствие теплового воздействия нефтепровода на него.
Рис. 2. Зоны протаивания при температуре грунта -2 °С, температуры нефтепровода 5 °С
Рис. 3. Зоны протаивания при температуре грунта -8 °С, температуры нефтепровода 5 °С
Анализируя полученные результаты, можем сделать вывод, что при среднегодовой температуре перекачиваемого продукта в процессе эксплуатации (tэ = 5 °С), ореол протаивания при температуре грунта -2 °С составляет около 14 м, а при температуре грунта -8 °С – около 4 м. Так как изменение высотного положения при температуре грунта -8 °С незначительно влияет на напряжения, возникающие в стенке трубы, то для дальнейших расчетов будем рассматривать грунт с температурой -2 °С.
Далее были произведены расчеты напряжений, возникающих в стенке подводного трубопровода вследствие изменения его высотного положения, под влиянием изменения температуры перекачиваемого продукта от 5 °С до 20 °С. Полученные результаты отражены в табл. 3 и на рис. 4 и 5.
Таблица 3
Напряжения в стенке нефтепровода при изменении температуры перекачиваемого продукта
Температура Т, °С/К |
Продольное напряжение по верхней образующей σпр, МПа |
Эквивалентное напряжение по верхней образующей σэк, МПа |
Продольное напряжение по нижней образующей σпр, МПа |
Эквивалентное напряжение по нижней образующей σэкв, МПа |
5/278 |
170,23 |
347,27 |
-141,00 |
224,50 |
10/283 |
174,48 |
350,61 |
-145,33 |
225,46 |
15/288 |
178,73 |
353,93 |
-149,59 |
226,39 |
20/293 |
182,99 |
357,27 |
-153,85 |
227,40 |
Рис. 4. Изменение эквивалентного напряжения по верхней образующей нефтепровода
Рис. 5. Изменение эквивалентного напряжения по нижней образующей нефтепровода
Заключение
Согласно произведенным расчетам наблюдаются изменения эквивалентных напряжений: по нижней образующей изменения незначительны (Dσэкв = 2,9 МПа), по верхней образующей изменения происходят с большей амплитудой (Dσэкв = 10,27 МПа). Следовательно, можно сделать следующие выводы: в нефтепроводе, эксплуатируемом на Арктическом шельфе, при изменении его высотного положения вследствие температурного воздействия на СММП (протаивание), преобладают сжимающие напряжения.
Полученные результаты позволяют рекомендовать применение данной методики определения возникающих напряжений в нефтепроводе на проектной стадии, что поможет принять необходимые конструктивные решения при проектировании и строительстве трубопроводов и избежать возможных деформаций в процессе их эксплуатации.