Экологическая обстановка на территории Российской Федерации свидетельствует о том, что ситуация в области охраны окружающей среды остается неблагополучной, а уровень загрязнения природной среды – высоким даже в условиях систематического осуществления ряда мероприятий в области охраны окружающей среды, в том числе снижения сбросов и выбросов загрязняющих веществ на фоне снижения производственных мощностей. В частности, на сегодняшний день в бассейне реки Волги сложилась очень напряженная экологическая ситуация, что обусловлено в основном загрязнением реки. В воды бассейна реки Волги поступают коммунально-бытовые и промышленные сточные воды, содержащие загрязняющие вещества различного химического состава [1–3]. Поступающие вещества снижают качество воды, являются опасными для водной экосистемы, а также оказывают негативное влияние на водные биологические ресурсы и их местообитание [4]. Нижний Новгород входит в число городов, где качество воды соответствует критериям «загрязненная» и «грязная», при этом воды реки Волги представляют собой один из основных источников питьевого водоснабжения как для Нижнего Новгорода, так и для ряда городов Приволжского Федерального округа.
Целью исследования явилась оценка эффективности и возможности оптимизации проводимых мероприятий приоритетного федерального проекта «Оздоровление Волги» на территории Нижегородской области.
Материалы и методы исследования
С целью реализации п. 7 Указа Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», в структуре которого отражен перечень мероприятий по экологическому улучшению состояния водных объектов, в том числе реки Волги. На сегодняшний день комплексный подход к улучшению экологического состояния реки реализуется посредством осуществления федерального проекта «Оздоровление Волги», который направлен на оздоровление реки Волги, являющейся крупнейшей рекой России, бассейн которой располагается на территории 38 субъектов Российской Федерации, при этом в федеральном проекте участвуют только 16 субъектов. В рамках федерального проекта разработан региональный проект «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Нижегородской области», в котором предусмотрено сохранение бассейна реки Волги путем снижения объема сточных вод ненормативного качества за счет модернизации имеющихся и строительства современных очистных сооружений, а также осуществления мероприятий по снижению воздействия накопленного экологического вреда окружающей среде (территория Бурнаковской низины) [5].
Региональный проект направлен на достижение 3 основных целевых показателей:
- снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод (с 0,35 км3 в 2019 г. до 0,12 км3 в 2024 г.);
- обеспечение увеличения мощности очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод;
- извлечение и утилизация затонувших и брошенных плавательных средств [5].
Ключевые мероприятия регионального проекта заключаются в составлении проектно-сметной документации по строительству и модернизации очистных сооружений на территории области.
Методом исследований является анализ проектных решений нормативной документации федерального и регионального уровня, утвержденной государственными структурами в области управления природопользованием, с последующей оценкой степени эффективности реализации мероприятий в рамках осуществления проекта.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью снижения поступления сточных вод ненадлежащего качества в бассейн реки Волги в рамках реализации регионального проекта проведены мероприятия по модернизации и оптимизации очистных сооружений на наиболее значимых предприятиях водоочистного комплекса Нижегородской области, что позволяет осуществить дополнительную очистку сточных вод. На предприятии «Нижегородский водоканал» осуществлена модернизация аэротенков очистных сооружений с заменой системы подачи активного ила на Нижегородской станции аэрации. В г. Дзержинске Нижегородской области в ОАО «Дзержинский водоканал» проведена реконструкция районных очистных сооружений с коллекторами очищенных стоков и строительством канализационно-насосной станции. Проведенные мероприятия по оптимизации и модернизации очистных сооружений позволили осуществить доочистку сточных вод в объеме 246 млн м3 в год на «Нижегородском водоканале» и 20 млн м3 в год на «Дзержинском водоканале».
В структуре паспорта федерального проекта «Оздоровление Волги» имеется функциональное направление «Ликвидация (рекультивация) объектов негативного воздействия, в том числе объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волга». Помимо этого, проектом предусмотрены разработка концепции по снижению поступлений загрязняющих веществ с естественных ландшафтов селитебных территорий, земель сельскохозяйственного назначения, предприятий животноводческого комплекса, промышленных площадок предприятий, полигонов захоронения отходов и свалок, объектов транспортной инфраструктуры и внедрение указанной концепции в пилотных регионах. На рисунке представлен анализ результатов реализации задач федерального проекта «Оздоровление Волги» в динамике за 4 года осуществления приоритетного проекта.
Результаты реализации федерального проекта «Оздоровление Волги»
На основании данных отчета о реализации целей и задач федерального проекта по оздоровлению воды в реке Волге в первом квартале 2021 г. достигнут ряд положительных результатов:
1) завершены строительство и реконструкция 41 объекта очистных сооружений, в результате чего обеспечено количественное сокращение сброса загрязненных сточных вод на 0,19 км3 в год с показателя 3,17 до 2,98 км3 в год. Совокупная мощность новых, а также модернизированных очистных сооружений обеспечила достижение проектного показателя 2020 г. Сброс сточных вод сокращен на 0,19 км3 в год;
2) в регионах активно проводится работа по выявлению бесхозных объектов негативного воздействия на реку Волгу (затопленных, полузатопленных, брошенных в береговой полосе плавсредств и их остатков). Утилизация данных объектов запланирована на 2022–2024 гг.;
3) мероприятия, направленные на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда, негативно влияющих на состояние реки Волги, запланированы на последний квартал 2021 г;
4) на территории реализации федерального проекта Росприроднадзором регулярно проводятся контрольно-надзорные мероприятия по выявлению несанкционированных источников сброса сточных вод, в том числе осуществляется инвентаризация объектов ЖКХ и промышленных предприятий, расположенных на территориях, прилегающих к Волге; установлен перечень объектов, оказывающих негативное влияние на Волжский бассейн;
5) в 2019 г. Институтом Водных проблем разработана концепция по снижению диффузного загрязнения водных объектов. В ходе разработки концепции был осуществлен анализ роли неконтролируемых диффузных источников в загрязнении водных объектов бассейна Волги, нормативно-правовой базы в вопросах регулирования диффузного загрязнения, а также разработаны новые методы количественной оценки диффузного загрязнения реки Волги от различных источников и сформулированы рекомендации по планированию и проведению наиболее эффективных мероприятий для снижения воздействия диффузных источников на качество воды реки Волги.
Выполнение плановых и целевых показателей приоритетного проекта федерального уровня «Оздоровление Волги» на территории Нижнего Новгорода и области осуществляется посредством реализации регионального проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Нижегородской области» [6, 7].
Нижегородская область является одним из лидеров по реализации проекта «Оздоровление Волги». В рамках достижения регионального показателя «Количество извлеченных и ликвидированных судов из акватории реки Волги» запланирована утилизация 5 объектов на период с 2022 по 2024 гг. По результатам инвентаризации установлены все затонувшие и полузатонувшие суда в акватории и на берегах реки Волги и ее притоков. Таким образом, выявлено, что на территории Нижегородской области в затопленном (полузатопленном) состоянии, а также в границах береговой полосы находятся 39 объектов (понтонов, корпусов барж и дебаркадеров, неизвестных плавсредств и их остатков). Помимо этого, на территории Нижегородской области реализуется федеральный показатель «Проведение контрольно-надзорных мероприятий». Надзорные мероприятия по выявлению несанкционированных источников сброса сточных вод проводятся Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия с августа 2018 г. В рамках задач, установленных центральным аппаратом Росприроднадзора на территории Нижегородской области, был проведен целый комплекс мероприятий с 2018 г. по текущий период 2021 г. В процессе проводимой работы в рамках регионального проекта особое внимание уделяется объектам накопленного экологического вреда, расположенным в водоохранной зоне реки Волги. Под понятие «объект накопленного экологического ущерба» попадает территория Бурнаковской низины, где регулярно наблюдается вынос в реку Волгу нефтепродуктов [8, 9]. Суммарная степень загрязнения почвенного покрова территории Бурнаковской низины относится к категории «чрезвычайно опасная».
Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области проводится работа по обоснованию включения мероприятий по ликвидации загрязненной территории Бурнаковской низины в региональный проект «Оздоровление реки Волги».
Комплекс мероприятий проекта на региональном уровне способствует:
- улучшению санитарного и экологического состояния реки Волги;
- уменьшению антропогенного воздействия на водные объекты Волжского бассейна, расположенные на территории Нижегородской области;
- предотвращению загрязнения, заиления водных объектов и истощения их вод;
- сохранению среды обитания водных биологических ресурсов и гидробионтов на территории населенных пунктов Нижегородской области в границах Волжского бассейна;
- снижению поступления загрязнения от неконтролируемых диффузных источников, поступающих в водные объекты в бассейне реки Волги;
- устранению объектов накопленного экологического вреда (территория Бурнаковской низины);
- повышению качества питьевой воды;
- формированию бережного отношения к реке Волге.
На текущий момент показатели регионального проекта не имеют отклонений от показателей федерального проекта преимущественно за счет опережающих темпов проведения мероприятий по проекту, при этом регион занимает первое место по количеству строящихся объектов очистных сооружений. Несмотря на достижение плановых показателей, реализация данного проекта сопровождается рядом неблагоприятных тенденций. В частности, установлено, что в региональный паспорт были отобраны проекты, на которые имелась разработанная проектная документация, при этом они не являются крупными объектами негативного воздействия. Таким образом, введение в эксплуатацию таких объектов существенно не влияет на изменение качества воды в реке Волге. Анализ документации, отражающей реализацию проекта, выявил проблемы, которые могут повлиять на конечный результат проекта: недостаточность и нерегулярность финансирования, низкое качество осуществляемых мероприятий, разработка проекта без учета инвентаризации объектов негативного воздействия и недостаточность планируемого государственного мониторинга, формальность концепции по сокращению поступления диффузного стока.
Для оптимизации сложившейся ситуации необходимо пересмотреть приоритетность мероприятий по проекту, предварительно осуществив учет объектов негативного воздействия в бассейне р. Волги, а также внести изменения в части критериев отбора мероприятий в проект и их финансирования, нормативов качества сбрасываемых сточных вод, рассмотреть возможность включения в проект реализации мероприятий, разработанных в рамках концепции по снижению диффузного стока. В целях повышения эффективности достижения результатов проекта и мониторинга реки Волги возможна реализация «онлайн-карты» экологического состояния реки Волги в условиях Нижегородской области. Полученные результаты позволят отслеживать уровень загрязнения реки Волги в реальном времени. Реализация данных мероприятий послужит дополнительным источником объективных данных о масштабах и характере загрязнения в целях расстановки приоритетов при выделении исполнительными органами власти ресурсов на планомерное осуществление задач проекта «Оздоровление Волги».
Выводы
Федеральный проект «Оздоровление Волги» в Нижегородской области выполняется с 2018 г. на основе регионального проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Нижегородской области». Анализ комплекса мероприятий, входящих в состав проекта «Оздоровление Волги» на федеральном и региональном уровне, показал, что ключевым показателем реализации проекта является снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод в 3 раза. На текущий момент планируемые к достижению показатели федерального проекта «Оздоровление Волги» реализованы, но при этом не в полном объеме соответствуют проектным решениям. Основные проблемные моменты реализации проекта обусловлены недостаточным комплексом проводимых мероприятий, в частности не предусмотрены механизмы решения проблемы диффузного стока, оказывающего существенный вклад в загрязнение вод реки Волги.
Достигнутые целевые показатели на региональном уровне обоснованы опережающими темпами проведения отдельных мероприятий по проекту, при этом имеются негативные тенденции и текущие проблемные вопросы по реализации проекта, в случае отсутствия решения по которым эффективность реализуемого проекта будет значительно ниже и дальнейшие планируемые результаты могут быть не достигнуты. Повысить эффективность осуществления проектных решений возможно при пересмотре приоритетных задач проекта «Оздоровление Волги», обязательном учете объектов негативного воздействия в бассейне реки Волги, реализации концепции по сокращению поступления диффузного стока и определению источников финансирования мероприятий, а также при систематическом экологическом мониторинге состояния и загрязнения водных объектов бассейна реки Волги.