Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

FOREIGN ECONOMIC RELATIONS IN THE REGIONS OF THE ECONOMIC CORRIDOR CHINA – MONGOLIA – RUSSIA

Osodoev P.V. 1
1 Baikal Institute of Nature Management SB RAS
The paper observes the features of foreign economic relations of regions located in the zone of influence of the China-Mongolia-Russia Economic Corridor. The study regions are the Inner Mongolia Autonomous Region of China (Inner Mongolia), the Central Region of Mongolia, and the Baikal Region (Russia). The commodity and geographic structure of exports and imports of adjacent regions is shown. The foreign trade dynamics of these regions are characterised by high positive growth between 2000 and 2019. Over the past 18 years, Mongolia’s foreign trade turnover has grown 12 times, Inner Mongolia’s – 7.8 times, and the Baikal region’s – 2.8 times. The commodity structure of Mongolia’s exports is dominated by fuel and energy resources (coal), metal ores. The main export goods of the Baikal region are mineral products, timber, non-ferrous metals (aluminum). Exports of the Inner Mongolia consist of products of the chemical industry, ferrous metallurgy. The author claims that for Mongolia and the Baikal region, there is a need to create industries with the processing of natural resources into high value products. The geographical position and economical specialization determines the foreign trade relations of the regions. Relations between Mongolia and Inner Mongolia are developing especially actively. Thus, the share of Mongolia in the import of goods into the Inner Mongolia is 44.9%. In the structure of export and import of the Economic Corridor regions’ services, the leading place is occupied by tourism and transport services. One of the priority areas for the development of cooperation between these regions is the modernization of transport and cross-border infrastructure to increase freight and passenger traffic along the planned China-Mongolia-Russia economic corridor. Through the Economic Corridor project, these regions can significantly strengthen foreign economic ties.
foreign economic relations
cooperation
China-Mongolia-Russia Economic Corridor
Mongolia
Inner Mongolia Autonomous Region
Baikal region
1. Badaraev D.D. Gombozhapov А.D. Migration flows in a zone of «The Mongolian economic corridor» // Oykumena. Regionovedcheskiye issledovaniya. 2018. № 2. P. 30–39. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-2/30-39 (in Russian).
2. Mongolian statistical yearbook 2020. Ulaanbaatar, National Statistical Office of Mongolia, 2021. 789 p.
3. Inner Mongolia statistical yearbook 2019. Compiled by Inner Mongolia Autonomous Regional Bureau of Statistics. China Statistics Press, 2020. 810 p.
4. Regions of Russia. Socio-economic indicators 2020. Moscow: Rosstat. 2020. 1204 p. (in Russian).
5. Customs statistics. Siberian Customs Administration. [Electronic resources]. URL: https://stu.customs.gov.ru/folder/143386 (date of access: 10.01.2022) (in Russian).
6. Customs statistics. Far Eastern Customs Administration. [Electronic resources]. URL: https://dvtu.customs.gov.ru/folder/143395 (date of access: 10.01.2022). (in Russian).
7. The «Program for Creating the Economic Corridor China-Mongolia-Russia». [Electronic resources]. URL: http://minpromtorg.govrb.ru/rus-ch-mn.pdf (date of access: 10.01.2022) (in Russian).
8. Tulokhonov A.K., Boldanov T.A. The political geography of the Russian borderlands in a globalized world: theory, challenges, solutions // Region: ekonomika i sotsiologiya. 2021. № 1. P. 203–235. DOI: 10.15372/REG20210108 (in Russian).
9. Sanzheev E.D., Osodoev P.V. Features of integration processes in the tourism sphere in the great tea road regions // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2020. № 9. P. 435–449. DOI: 10.24411/2413-046X-2020-10636 (in Russian).

В последние десятилетия углубляются процессы глобализации, развиваются внешнеэкономические связи между Россией, Монголией и Китаем. Сопредельные регионы трех стран являются территорией, через которую проходят основные сухопутные транспортные магистрали, соединяющие Восточную Азию с Европой. Мегапроект «Экономический коридор Китай – Монголия – Россия» направлен на увеличение торгового оборота между странами, облегчение грузовых и пассажирских перевозок [1]. Строительство Экономического коридора позволит использовать данным регионам преимущества от транзитного положения.

Целью исследования является оценка состояния и выявление особенностей внешнеэкономических связей сопредельных регионов, расположенных в зоне влияния Экономического коридора Китай – Монголия – Россия.

Материалы и методы исследования

Информационной базой для анализа внешнеэкономических связей послужили статистические данные национальных служб статистики рассматриваемых регионов за 2000-2019 гг. [2-4]. В работе в качестве методов исследования использовались системный, статистический, сравнительно-географический методы.

Объектом исследования являются внешнеэкономические связи сопредельных регионов Китая, Монголии и России: Автономный район Внутренняя Монголия, Центральный регион Монголии, Байкальский регион. Ввиду отсутствия статистической информации по внешней торговле Центрального региона Монголии использовались данные в целом по Монголии. Площадь исследуемых регионов составляет 4303,0 тыс. км2 с населением 32,4 млн чел. По экономическому потенциалу данные территории различаются, так, валовой региональный продукт в АРВМ составляет 249 095,9 млн долл. США (млн долл.), в Байкальском регионе – 35 471,9 млн долл., в Монголии – 13 850,8 млн долл. (2019 г.).

Результаты исследования и их обсуждение

Основной формой внешнеэкономических связей регионов Экономического коридора является внешняя торговля. Рассмотрим основные закономерности внешней торговли регионов. Внешнеторговый оборот сопредельных регионов в 2019 г. составил 40 371,3 млн долл., так, у АРВМ – 15 943,8 млн долл., Монголии – 13 747,2 млн долл., Байкальского региона – 10 680,3 млн долл. (табл. 1) [2-4]. При этом по внешнеторговому обороту на душу населения выделяется Монголия, где данный показатель составляет 4168,7 долл., у Байкальского региона – 2407,2 долл., и у АРВМ – 645,3 долл. Внешнеторговый баланс характеризуется положительными значениями у Байкальского региона – 6444,1 млн долл. У Монголии – 1492,4 млн долл. У АРВМ импорт превышает экспорт, таким образом, сальдо отрицательное – 5006,4 млн долл. В национальных системах внешней торговли доля Байкальского региона составляет 1,6% внешнеторгового оборота России, доля АРВМ – 0,3% оборота Китая.

Таблица 1

Основные показатели внешней торговли регионов Экономического коридора в 2019 г., млн долл. США

Регион

Внешнеторговый оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

Оборот на душу населения, долл. США

Доля экспорта в ВВП/ВРП, в%

Монголия

13747,2

7619,8

6127,4

1492,4

4168,7

39,5

Китай

4577891,1

2499482,1

2078409,0

421073,1

3269,8

17,5

АРВМ

15943,8

5468,7

10475,1

-5006,4

645,3

2,2

Россия

668816,1

424467,7

244348,4

180119,3

4557,6

27,7

Байкальский регион

10680,3

8562,2

2118,1

6444,1

2407,2

24,1

Экспортную ориентированность экономики определяет удельный вес экспорта в валовом региональном продукте. Из рассматриваемых регионов: у Монголии доля экспорта в валовом продукте составляет 39,5%, Байкальского региона – 24,1%, АРВМ – 2,2%.

По экспорту выделяется Байкальский регион – 8562,2 млн долл., Монголия – 7619,8 млн долл., АРВМ – 5468,7 млн долл. Импорт АРВМ составляет 10475,1 млн долл., Монголии – 6127,4 млн долл., Байкальского региона – 2118,1 млн долл.

Внешняя торговля сопредельных регионов с 2000 по 2019 г. характеризуется высокой положительной динамикой. Так, за последние 18 лет внешнеторговый оборот Монголии вырос в 12,0 раз (с 1150,3 до 13747,2 млн долл.), АРВМ – 7,8 раза (с 2036,0 до 15943,8 млн долл.), Байкальского региона – 2,8 раза (с 3789,2 до 10671,4 млн долл.). В экспорте наибольший рост наблюдался у Монголии – 14,2 раза (с 535,8 до 7619,8 млн долл.), АРВМ – 5,4 раза (с 1021,9 до 5468,7 млн долл.), Байкальского региона – 2,7 раза (с 3162,3 до 8551,2 млн долл.). Импорт вырос в значительной степени у АРВМ – 10,3 раза (с 1014,1 до 10475,1 млн долл.), Монголии – 10,0 раза (с 614,5 до 6127,4 млн долл.), Байкальского региона – 3,4 раза (с 626,9 до 2120,2 млн долл.).

Товарная структура экспорта Монголии представлена в основном минеральными продуктами – 83,7%, металлами и изделиями из них – 6,5%, текстилем и текстильными изделиями – 5,7% (рис.) [2]. Основными экспортными товарами Монголии в 2019 г. являлись уголь – 3078,8 млн долл. (36 604,1 тыс. т), медный концентрат – 1795,9 млн долл. (1403,6 тыс. т), железная руда – 576,6 млн долл. (8448,8 тыс. т), золото – 418,4 млн долл. (9,1 т), сырая нефть – 366,7 млн долл. (6545,2 тыс. баррелей), руда и концентрат плавикового шпата – 205,3 млн долл. (699,4 тыс. т), цинковый концентрат – 189,0 млн долл. (134,8 тыс. т), необработанный кашемир – 283,3 млн долл. (5688,7 т). В импорте преобладали горюче-смазочные материалы – 1031,5 млн долл. (4642,7 тыс. т), транспортные средства – 854,6 млн долл., строительная техника – 334,9 млн долл.

osodoev1.tif

Товарная структура экспорта и импорта регионов Экономического коридора в 2019 г., в%

В экспорте АРВМ основными товарными группами являлись продукция химической промышленности – 29,4%, металлы и изделия из них – 19,9%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 16,7%, машины, оборудование и транспортные средства – 15,0% [3]. Основными экспортными товарами являлись сталь и изделия из нее – 1087,5 млн долл., продукция органической химии – 1084,1 млн долл., фрукты и овощи – 584,3 млн долл., электрические машины и оборудование – 256,7 млн долл., пластмассы – 233,0 млн долл. В импорте основными товарными группами являлись минеральные продукты – 57,1%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 24,3%. Ввозились такие товары, как минеральное топливо (уголь, нефть) – 3494,9 млн долл., руды металлов – 3337,0 млн долл., древесина – 1497,1 млн долл.

Экспорт Байкальского региона определяется минеральными продуктами, составляющими 42,0%, затем древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 27,8%, металлы и изделия из них – 22,5% [5; 6]. Основными экспортными товарами являлись минеральное топливо (нефть, уголь) – 3091,2 млн долл., алюминий – 1873,8 млн долл., древесина – 1572,9 млн долл., целлюлоза, бумага и картон – 807,8 млн долл., медные руды – 495,0 млн долл., вертолеты – 93,9 млн долл. Ввозились такие товарные группы, как продукция химической промышленности – 49,8%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 11,3%. Импортными товарами являются продукты неорганической химии (оксид алюминия) – 834,8 млн долл., машины и оборудование – 393,9 млн долл., овощи и фрукты – 201,8 млн долл., органические химические соединения – 118,9 млн долл.

Во внешней торговле Монголии основными торговыми партнерами являются Китай – 64,4% (8850,5 млн долл.), Россия – 13,1% (1768,2 млн долл.), Япония – 4,4% (601,0 млн долл.), Великобритания – 2,3% (322,1 млн долл.), США – 2,3% (315,6 млн долл.) (табл. 2) [2]. За последние годы наблюдалось снижение доли России во внешней торговле Монголии. При этом произошло увеличение доли Китая, которая стала доминирующей, особенно в экспорте товаров. Монголия поставляет в Китай – 89,1% экспортной продукции (6789,2 млн долл.), в основном это минеральные продукты, такие как уголь, руды различных металлов. Россия представлена в основном в импорте Монголии, где доля ее составляет 28,2% (1734,6 млн долл.). Основными товарами российского импорта являются нефтепродукты – 1134,6 млн долл., продовольственные товары – 189,9 млн долл., машины, оборудование и транспортные средства – 154,4 млн долл., продукция химической промышленности – 109,3 млн долл. Экспорт Монголии в Россию значительно уменьшился и составляет 33,6 млн долл., состоит из минеральных продуктов – 79,1%, текстильных изделий – 13,8%, продовольственных товаров – 3,6%. Наибольшее снижение наблюдалось за счет таких товаров, как животноводческая продукция (мясо) и текстильная продукция (изделия из шерсти, кашемира).

Таблица 2

Основные страны по экспорту и импорту регионов Экономического коридора в 2019 г., в%

 

Монголия

АРВМ

Байкальский регион

Экспорт

Китай – 89,1

Великобритания – 3,8

Сингапур – 2,0

Швейцария – 1,0

Россия – 0,9

Вьетнам – 8,3

Монголия – 7,7

США – 7,3

Республика Корея – 7,2

Россия – 7,1

Китай – 48,0

Япония – 9,9

Швейцария – 6,1

Республика Корея – 5,0

Нидерланды – 3,3

Импорт

Китай – 33,6

Россия – 28,2

Япония – 9,6

США – 4,7

Республика Корея – 4,4

Монголия – 44,9

Россия – 22,0

Австралия – 11,5

США – 6,5

Швейцария – 1,3

Китай – 37,0

Украина – 22,0

Австралия – 6,5

Финляндия – 4,6

Индия – 3,4

Во внешней торговле АРВМ основными торговыми партнерами являются Монголия – 32,2%, Россия – 16,9%, Австралия – 7,9%, США – 4,4%, Таиланд – 1,6%. Основная доля в импорте принадлежит Монголии и России, так, на Монголию приходится 44,9% импорта, на Россию – 22,0% [3]. АРВМ занимает определяющее место в сотрудничестве Китая и Монголии, так, на долю АРВМ во внешней торговле приходится 62,9% (5130,1 млн долл.), в импорте – 74,3% (4708,1 млн долл.), в экспорте – 23,1% (422,0 млн долл.). В российско-китайской торговле доля АРВМ занимает 2,4% (2694,4 млн долл.), так, в экспорте она составляет 0,8% (386,7 млн долл.) и в импорте – 3,8% (2307,7 млн долл.).

В экспорте и импорте Байкальского региона основным торговым партнером является Китай, так на него приходится 48,0% экспортируемых и 37,0% импортируемых товаров [5; 6]. Байкальский регион в Китай вывозит минеральное топливо (нефть, уголь) – 1793,2 млн долл., обработанные и необработанные лесоматериалы – 1082,1 млн долл., целлюлозу – 643,7 млн долл., бумагу и картон – 61,3 млн долл., вертолеты – 36,6 млн долл. Импортирует из Китая такие товары, как машины и оборудование – 180,9 млн долл., овощи – 114,2 млн долл., фрукты – 80,9 млн долл., органические химические соединения – 52,0 млн долл., прокат стали – 50,6 млн долл., транспортные средства – 27,9 млн долл. Доля Байкальского региона в российско-монгольской торговле составляет 4,1% (73,3 млн долл.), так, в экспорте – 4,1% (70,4 млн долл.) и в импорте – 4,2% (2,9 млн долл.). Экспортирует в Монголию такие товары, как продовольствие – 35,9 млн долл., удобрение – 17,3 млн долл., минеральное топливо – 10,5 млн долл., машины и оборудование – 9,1 млн долл., транспортные средства – 6,6 млн долл. Импорт из Монголии представлен трикотажными изделия (0,8 млн долл.) и животноводческой продукцией (0,8 млн долл.).

В структуре экспорта и импорта услуг регионов ведущее место занимают туристические и транспортные услуги. Важным событием в развитии не только международных услуг, но и регионов является подписание в 2016 г. программы строительства Экономического коридора Китай – Монголия – Россия [7]. Данная программа реализуется тремя странами, и целью программы является обеспечение условий для развития и расширения сотрудничества между странами путем реализации совместных проектов, нацеленных на увеличение торгового оборота, развитие инфраструктуры, облегчение трансграничных перевозок. Реализация программы строительства Экономического коридора позволит увеличить контейнерный транзит в направлении Китай – Европа, объемов пассажирского сообщения между странами. В программу включены 32 проекта по транспортной инфраструктуре, модернизации пунктов пропуска, сотрудничеству в промышленности, торговле, таможенном деле, охране окружающей среды и других областях. Одним из проектов является строительство газопровода Россия – Монголия – Китай, реализация проекта будет способствовать газификации регионов Экономического коридора [8].

Географическое положение и имеющийся рекреационный потенциал способствует развитию международного туризма, увеличению туристического потока между странами [9]. Так, в АРВМ туристы из соседних стран в 2019 г. составляли более 80% турпотока: из Монголии – 41,2% (811,4 тыс. чел.), из России – 39,6% (774,5 тыс. чел.) [3]. Также наблюдался рост туристических потоков в Россию из Китая и Монголии, связанный с введением безвизового режима между Россией и Монголией (2014 г.), снижением курса рубля. Так, Россию посетило 2257,0 тыс. граждан Китая, 395,0 тыс. граждан Монголии, при этом значительная часть турпотока приходилась на Байкальский регион. В настоящее время рост международного туризма сменился снижением вследствие распространения коронавирусной пандемии COVID-19. Развитие международных туристических услуг в сопредельных регионах трех стран требует модернизации приграничной инфраструктуры и уменьшения времени на пересечение границы. Также существует необходимость в инвестициях в туристическую инфраструктуру, разработке совместных туристических проектов и продвижении их на международный туристический рынок.

Заключение

Географическое положение и специализация хозяйства обуславливают активное взаимодействие регионов Экономического коридора. В географической структуре внешней торговли регионов основными торговыми партнерами являются ближайшие соседи. Специализация экспорта Монголии и Байкальского региона на минерально-сырьевых ресурсах связана с наличием крупных месторождений полезных ископаемых. Существует необходимость в диверсификации производства, переработке ресурсов в товары с высокой добавленной стоимостью.

Одними из направлений в развитии внешнеэкономических связей сопредельных регионов являются не только увеличение товарооборота, но и использование транзитного положения, развития международного туризма. Модернизация транспортной и трансграничной инфраструктуры будет способствовать увеличению транзитных грузовых перевозок по планируемому экономическому коридору Китай – Монголия – Россия. Благодаря проекту «Экономический коридор» данные регионы могут значительно укрепить внешнеэкономические связи.

Работа выполнена в рамках государственного задания БИП СО РАН.