В последние десятилетия углубляются процессы глобализации, развиваются внешнеэкономические связи между Россией, Монголией и Китаем. Сопредельные регионы трех стран являются территорией, через которую проходят основные сухопутные транспортные магистрали, соединяющие Восточную Азию с Европой. Мегапроект «Экономический коридор Китай – Монголия – Россия» направлен на увеличение торгового оборота между странами, облегчение грузовых и пассажирских перевозок [1]. Строительство Экономического коридора позволит использовать данным регионам преимущества от транзитного положения.
Целью исследования является оценка состояния и выявление особенностей внешнеэкономических связей сопредельных регионов, расположенных в зоне влияния Экономического коридора Китай – Монголия – Россия.
Материалы и методы исследования
Информационной базой для анализа внешнеэкономических связей послужили статистические данные национальных служб статистики рассматриваемых регионов за 2000-2019 гг. [2-4]. В работе в качестве методов исследования использовались системный, статистический, сравнительно-географический методы.
Объектом исследования являются внешнеэкономические связи сопредельных регионов Китая, Монголии и России: Автономный район Внутренняя Монголия, Центральный регион Монголии, Байкальский регион. Ввиду отсутствия статистической информации по внешней торговле Центрального региона Монголии использовались данные в целом по Монголии. Площадь исследуемых регионов составляет 4303,0 тыс. км2 с населением 32,4 млн чел. По экономическому потенциалу данные территории различаются, так, валовой региональный продукт в АРВМ составляет 249 095,9 млн долл. США (млн долл.), в Байкальском регионе – 35 471,9 млн долл., в Монголии – 13 850,8 млн долл. (2019 г.).
Результаты исследования и их обсуждение
Основной формой внешнеэкономических связей регионов Экономического коридора является внешняя торговля. Рассмотрим основные закономерности внешней торговли регионов. Внешнеторговый оборот сопредельных регионов в 2019 г. составил 40 371,3 млн долл., так, у АРВМ – 15 943,8 млн долл., Монголии – 13 747,2 млн долл., Байкальского региона – 10 680,3 млн долл. (табл. 1) [2-4]. При этом по внешнеторговому обороту на душу населения выделяется Монголия, где данный показатель составляет 4168,7 долл., у Байкальского региона – 2407,2 долл., и у АРВМ – 645,3 долл. Внешнеторговый баланс характеризуется положительными значениями у Байкальского региона – 6444,1 млн долл. У Монголии – 1492,4 млн долл. У АРВМ импорт превышает экспорт, таким образом, сальдо отрицательное – 5006,4 млн долл. В национальных системах внешней торговли доля Байкальского региона составляет 1,6% внешнеторгового оборота России, доля АРВМ – 0,3% оборота Китая.
Таблица 1
Основные показатели внешней торговли регионов Экономического коридора в 2019 г., млн долл. США
Регион |
Внешнеторговый оборот |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
Оборот на душу населения, долл. США |
Доля экспорта в ВВП/ВРП, в% |
Монголия |
13747,2 |
7619,8 |
6127,4 |
1492,4 |
4168,7 |
39,5 |
Китай |
4577891,1 |
2499482,1 |
2078409,0 |
421073,1 |
3269,8 |
17,5 |
АРВМ |
15943,8 |
5468,7 |
10475,1 |
-5006,4 |
645,3 |
2,2 |
Россия |
668816,1 |
424467,7 |
244348,4 |
180119,3 |
4557,6 |
27,7 |
Байкальский регион |
10680,3 |
8562,2 |
2118,1 |
6444,1 |
2407,2 |
24,1 |
Экспортную ориентированность экономики определяет удельный вес экспорта в валовом региональном продукте. Из рассматриваемых регионов: у Монголии доля экспорта в валовом продукте составляет 39,5%, Байкальского региона – 24,1%, АРВМ – 2,2%.
По экспорту выделяется Байкальский регион – 8562,2 млн долл., Монголия – 7619,8 млн долл., АРВМ – 5468,7 млн долл. Импорт АРВМ составляет 10475,1 млн долл., Монголии – 6127,4 млн долл., Байкальского региона – 2118,1 млн долл.
Внешняя торговля сопредельных регионов с 2000 по 2019 г. характеризуется высокой положительной динамикой. Так, за последние 18 лет внешнеторговый оборот Монголии вырос в 12,0 раз (с 1150,3 до 13747,2 млн долл.), АРВМ – 7,8 раза (с 2036,0 до 15943,8 млн долл.), Байкальского региона – 2,8 раза (с 3789,2 до 10671,4 млн долл.). В экспорте наибольший рост наблюдался у Монголии – 14,2 раза (с 535,8 до 7619,8 млн долл.), АРВМ – 5,4 раза (с 1021,9 до 5468,7 млн долл.), Байкальского региона – 2,7 раза (с 3162,3 до 8551,2 млн долл.). Импорт вырос в значительной степени у АРВМ – 10,3 раза (с 1014,1 до 10475,1 млн долл.), Монголии – 10,0 раза (с 614,5 до 6127,4 млн долл.), Байкальского региона – 3,4 раза (с 626,9 до 2120,2 млн долл.).
Товарная структура экспорта Монголии представлена в основном минеральными продуктами – 83,7%, металлами и изделиями из них – 6,5%, текстилем и текстильными изделиями – 5,7% (рис.) [2]. Основными экспортными товарами Монголии в 2019 г. являлись уголь – 3078,8 млн долл. (36 604,1 тыс. т), медный концентрат – 1795,9 млн долл. (1403,6 тыс. т), железная руда – 576,6 млн долл. (8448,8 тыс. т), золото – 418,4 млн долл. (9,1 т), сырая нефть – 366,7 млн долл. (6545,2 тыс. баррелей), руда и концентрат плавикового шпата – 205,3 млн долл. (699,4 тыс. т), цинковый концентрат – 189,0 млн долл. (134,8 тыс. т), необработанный кашемир – 283,3 млн долл. (5688,7 т). В импорте преобладали горюче-смазочные материалы – 1031,5 млн долл. (4642,7 тыс. т), транспортные средства – 854,6 млн долл., строительная техника – 334,9 млн долл.
Товарная структура экспорта и импорта регионов Экономического коридора в 2019 г., в%
В экспорте АРВМ основными товарными группами являлись продукция химической промышленности – 29,4%, металлы и изделия из них – 19,9%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 16,7%, машины, оборудование и транспортные средства – 15,0% [3]. Основными экспортными товарами являлись сталь и изделия из нее – 1087,5 млн долл., продукция органической химии – 1084,1 млн долл., фрукты и овощи – 584,3 млн долл., электрические машины и оборудование – 256,7 млн долл., пластмассы – 233,0 млн долл. В импорте основными товарными группами являлись минеральные продукты – 57,1%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 24,3%. Ввозились такие товары, как минеральное топливо (уголь, нефть) – 3494,9 млн долл., руды металлов – 3337,0 млн долл., древесина – 1497,1 млн долл.
Экспорт Байкальского региона определяется минеральными продуктами, составляющими 42,0%, затем древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 27,8%, металлы и изделия из них – 22,5% [5; 6]. Основными экспортными товарами являлись минеральное топливо (нефть, уголь) – 3091,2 млн долл., алюминий – 1873,8 млн долл., древесина – 1572,9 млн долл., целлюлоза, бумага и картон – 807,8 млн долл., медные руды – 495,0 млн долл., вертолеты – 93,9 млн долл. Ввозились такие товарные группы, как продукция химической промышленности – 49,8%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 11,3%. Импортными товарами являются продукты неорганической химии (оксид алюминия) – 834,8 млн долл., машины и оборудование – 393,9 млн долл., овощи и фрукты – 201,8 млн долл., органические химические соединения – 118,9 млн долл.
Во внешней торговле Монголии основными торговыми партнерами являются Китай – 64,4% (8850,5 млн долл.), Россия – 13,1% (1768,2 млн долл.), Япония – 4,4% (601,0 млн долл.), Великобритания – 2,3% (322,1 млн долл.), США – 2,3% (315,6 млн долл.) (табл. 2) [2]. За последние годы наблюдалось снижение доли России во внешней торговле Монголии. При этом произошло увеличение доли Китая, которая стала доминирующей, особенно в экспорте товаров. Монголия поставляет в Китай – 89,1% экспортной продукции (6789,2 млн долл.), в основном это минеральные продукты, такие как уголь, руды различных металлов. Россия представлена в основном в импорте Монголии, где доля ее составляет 28,2% (1734,6 млн долл.). Основными товарами российского импорта являются нефтепродукты – 1134,6 млн долл., продовольственные товары – 189,9 млн долл., машины, оборудование и транспортные средства – 154,4 млн долл., продукция химической промышленности – 109,3 млн долл. Экспорт Монголии в Россию значительно уменьшился и составляет 33,6 млн долл., состоит из минеральных продуктов – 79,1%, текстильных изделий – 13,8%, продовольственных товаров – 3,6%. Наибольшее снижение наблюдалось за счет таких товаров, как животноводческая продукция (мясо) и текстильная продукция (изделия из шерсти, кашемира).
Таблица 2
Основные страны по экспорту и импорту регионов Экономического коридора в 2019 г., в%
Монголия |
АРВМ |
Байкальский регион |
|
Экспорт |
Китай – 89,1 Великобритания – 3,8 Сингапур – 2,0 Швейцария – 1,0 Россия – 0,9 |
Вьетнам – 8,3 Монголия – 7,7 США – 7,3 Республика Корея – 7,2 Россия – 7,1 |
Китай – 48,0 Япония – 9,9 Швейцария – 6,1 Республика Корея – 5,0 Нидерланды – 3,3 |
Импорт |
Китай – 33,6 Россия – 28,2 Япония – 9,6 США – 4,7 Республика Корея – 4,4 |
Монголия – 44,9 Россия – 22,0 Австралия – 11,5 США – 6,5 Швейцария – 1,3 |
Китай – 37,0 Украина – 22,0 Австралия – 6,5 Финляндия – 4,6 Индия – 3,4 |
Во внешней торговле АРВМ основными торговыми партнерами являются Монголия – 32,2%, Россия – 16,9%, Австралия – 7,9%, США – 4,4%, Таиланд – 1,6%. Основная доля в импорте принадлежит Монголии и России, так, на Монголию приходится 44,9% импорта, на Россию – 22,0% [3]. АРВМ занимает определяющее место в сотрудничестве Китая и Монголии, так, на долю АРВМ во внешней торговле приходится 62,9% (5130,1 млн долл.), в импорте – 74,3% (4708,1 млн долл.), в экспорте – 23,1% (422,0 млн долл.). В российско-китайской торговле доля АРВМ занимает 2,4% (2694,4 млн долл.), так, в экспорте она составляет 0,8% (386,7 млн долл.) и в импорте – 3,8% (2307,7 млн долл.).
В экспорте и импорте Байкальского региона основным торговым партнером является Китай, так на него приходится 48,0% экспортируемых и 37,0% импортируемых товаров [5; 6]. Байкальский регион в Китай вывозит минеральное топливо (нефть, уголь) – 1793,2 млн долл., обработанные и необработанные лесоматериалы – 1082,1 млн долл., целлюлозу – 643,7 млн долл., бумагу и картон – 61,3 млн долл., вертолеты – 36,6 млн долл. Импортирует из Китая такие товары, как машины и оборудование – 180,9 млн долл., овощи – 114,2 млн долл., фрукты – 80,9 млн долл., органические химические соединения – 52,0 млн долл., прокат стали – 50,6 млн долл., транспортные средства – 27,9 млн долл. Доля Байкальского региона в российско-монгольской торговле составляет 4,1% (73,3 млн долл.), так, в экспорте – 4,1% (70,4 млн долл.) и в импорте – 4,2% (2,9 млн долл.). Экспортирует в Монголию такие товары, как продовольствие – 35,9 млн долл., удобрение – 17,3 млн долл., минеральное топливо – 10,5 млн долл., машины и оборудование – 9,1 млн долл., транспортные средства – 6,6 млн долл. Импорт из Монголии представлен трикотажными изделия (0,8 млн долл.) и животноводческой продукцией (0,8 млн долл.).
В структуре экспорта и импорта услуг регионов ведущее место занимают туристические и транспортные услуги. Важным событием в развитии не только международных услуг, но и регионов является подписание в 2016 г. программы строительства Экономического коридора Китай – Монголия – Россия [7]. Данная программа реализуется тремя странами, и целью программы является обеспечение условий для развития и расширения сотрудничества между странами путем реализации совместных проектов, нацеленных на увеличение торгового оборота, развитие инфраструктуры, облегчение трансграничных перевозок. Реализация программы строительства Экономического коридора позволит увеличить контейнерный транзит в направлении Китай – Европа, объемов пассажирского сообщения между странами. В программу включены 32 проекта по транспортной инфраструктуре, модернизации пунктов пропуска, сотрудничеству в промышленности, торговле, таможенном деле, охране окружающей среды и других областях. Одним из проектов является строительство газопровода Россия – Монголия – Китай, реализация проекта будет способствовать газификации регионов Экономического коридора [8].
Географическое положение и имеющийся рекреационный потенциал способствует развитию международного туризма, увеличению туристического потока между странами [9]. Так, в АРВМ туристы из соседних стран в 2019 г. составляли более 80% турпотока: из Монголии – 41,2% (811,4 тыс. чел.), из России – 39,6% (774,5 тыс. чел.) [3]. Также наблюдался рост туристических потоков в Россию из Китая и Монголии, связанный с введением безвизового режима между Россией и Монголией (2014 г.), снижением курса рубля. Так, Россию посетило 2257,0 тыс. граждан Китая, 395,0 тыс. граждан Монголии, при этом значительная часть турпотока приходилась на Байкальский регион. В настоящее время рост международного туризма сменился снижением вследствие распространения коронавирусной пандемии COVID-19. Развитие международных туристических услуг в сопредельных регионах трех стран требует модернизации приграничной инфраструктуры и уменьшения времени на пересечение границы. Также существует необходимость в инвестициях в туристическую инфраструктуру, разработке совместных туристических проектов и продвижении их на международный туристический рынок.
Заключение
Географическое положение и специализация хозяйства обуславливают активное взаимодействие регионов Экономического коридора. В географической структуре внешней торговли регионов основными торговыми партнерами являются ближайшие соседи. Специализация экспорта Монголии и Байкальского региона на минерально-сырьевых ресурсах связана с наличием крупных месторождений полезных ископаемых. Существует необходимость в диверсификации производства, переработке ресурсов в товары с высокой добавленной стоимостью.
Одними из направлений в развитии внешнеэкономических связей сопредельных регионов являются не только увеличение товарооборота, но и использование транзитного положения, развития международного туризма. Модернизация транспортной и трансграничной инфраструктуры будет способствовать увеличению транзитных грузовых перевозок по планируемому экономическому коридору Китай – Монголия – Россия. Благодаря проекту «Экономический коридор» данные регионы могут значительно укрепить внешнеэкономические связи.
Работа выполнена в рамках государственного задания БИП СО РАН.