Современные ландшафты – результат длительного многовекового воздействия проживающих здесь народов (этносов) на природный ландшафт. На современном этапе хозяйственного освоения ландшафтов в эпоху глобализации утрачиваются уникальные по своей самобытности национальные ландшафты, происходит безвозвратная потеря памятников природы, истории, культуры. Пензенская область расположена в зоне контакта лесов и степей Волго-Донского междуречья, где тесное сплетение славянской, угро-финской и тюркской культур отражается в многообразии состояний культурных ландшафтов. С другой стороны, природные ландшафты лесостепи с богатыми черноземными почвами в процессе длительного сельскохозяйственного освоения сильно деградированы. Отток населения, особенно молодежи из сельской местности, массовое навязывание западной культуры, экологические и экономические проблемы – все это вызывает опасность потери богатого культурного и природного наследия и необходимость пересмотра подходов к краеустройству.
Важнейшим направлением геоэкологических исследований в настоящее время является разработка проектов формирования и обустройства культурных ландшафтов, одним из показателей которых является адаптация хозяйственной деятельности к природному каркасу и сохранение природного и культурного наследия. В качестве приоритетной ставится задача выделение зон экологического равновесия [1].
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью систематизации материала о современном состоянии культурных ландшафтов и природно-культурном наследии в пределах Пензенской области для целей устойчивого развития. Целью данного исследования является оценка природного и исторического наследия в культурных ландшафтах Пензенской области.
Материалы и методы исследования
Методы исследования основываются на опыте российских ученых по обустройству культурных ландшафтов и выработке стратегии устойчивого развития регионов. Объектом данного исследования являются ландшафты в пределах Пензенской области и их современное состояние. При этом мы рассматриваем ландшафт как историческое явление, современное состояние которого определяется долговременной хозяйственной деятельностью. В процессе хозяйственного освоения на каждом этапе возникает геоэкологическая ситуация, которая зависит от свойств и потенциала природного ландшафта, от степени трансформации его на предыдущих этапах, от антропогенной нагрузки. Это важно учитывать при разработке моделей взаимоотношений общества с природой, при этом извлекается опыт для решения современных геоэкологических проблем. Основным понятием в работе является «культурный ландшафт», под которым мы понимаем результат многовекового воздействия этносов. Культурный ландшафт вмещает в себя не только природную и социально-производственную подсистему, но и духовную культуру коренных народов. В работе использовался комплексный подход к исследованию культурного ландшафта на региональном уровне, который включает методы геоэкологического (В.А. Низовцева, А.Н. Иванова, В.А. Николаева, Г.А. Исаченко и др.) и этнолого-географического (В.Н. Калуцков, Е.Ю. Колбовский) направления исследований [2]. Региональные исследования по планированию культурного ландшафта с использованием комплексного подхода проводились в Республике Мордовия [3]. Такой подход позволяет формировать стратегию устойчивого развития региона, сохранить природно-культурное наследие и способствует патриотическому воспитанию населения.
В данной статье сделан акцент на выявлении ключевых центров культурных ландшафтов с высокой степенью сохранности традиционной культуры коренных народов и высокой степенью сохранности природных геосистем. Сделана попытка культурно-географического районирования исследуемой территории. Выбор ведущего районообразующего фактора определяется целью данной работы и связан с оценкой природно-культурного наследия. В качестве основы использована ландшафтная карта. Специфика культурного наследия определяется длительностью хозяйственного освоения и анализом исторических срезов состояния природно-хозяйственных систем и культур. Полевые исследования, проведенные летом 2019 г. в рамках проекта «Культурные ландшафты в традициях народов Среднего Поволжья (Пензенская область и Республика Мордовия)» и летом 2021 г. в рамках проекта «Природное и историческое наследие в культурных ландшафтах Пензенской области», легли в основу описания природного и культурного наследия ландшафтов.
Анализ вмещающего природного ландшафта проводился на базе ландшафтной карты Пензенской области [4]. Исследуемая территория расположена в основном на западных склонах Приволжской возвышенности и относится к подклассу возвышенных равнин, лишь на крайнем северо-западе – водно-ледниковые низины Окско-Донской низменности. Отчетливо проявляется склоновая смена типов ландшафтов: от лесных приводораздельных пространств с серыми лесными почвами до луговых степей с черноземными почвами на нижних участках склонов и лесных на флювиогляциальной низменности. Зональные суббореальные северные семигумидные (лесостепные) умеренно континентальные ландшафты сочетаются с интразональными геосистемами речных долин и болот и экстразональными геосистемами в местах выхода на поверхность разновозрастных горных пород. Индивидуально-региональное районирование позволило выделить в пределах Пензенской области 28 физико-географических районов (ландшафтов), которые легли в основу культурно-географического районирования. Морфологическая структура ландшафтов определила особенности хозяйственного освоения территории.
Анализ процесса хозяйственного освоения на ранних этапах, в Средние века и в Новое время проводился на базе археологических и исторических данных по Пензенской области (Полесских М.Р., Ставицкого В.В., Королева А.И., Хрекова А.А., Сорокина А.Н., Иконникова Д.С. и др.) [5; 6].
Комплексные полевые исследования этнокультурных ландшафтов проводились в тех селах, где население сохраняет свою этническую идентичность и традиции коренных народов Пензенского края и которые являются центрами культурных ландшафтов. Были исследованы районы, где население является носителем культур коренных народов: старорусской культуры (Поимский район); мордовской культуры (Шемышейский, Камешкирский, Сосновоборский районы); татарской культуры (Каменский, Городищенский, Неверкинский районы); чувашской культуры (Неверкинский район). Полевые исследования включали ландшафтно-экологические описания геосистем ранга урочище (рельеф, геологическое строение, ландшафтные воды, почвы, растительность, животный мир); описание культуры застройки и особенностей архитектуры; объектов природного и исторического наследия. Изучение особенностей наследия духовной культуры и традиций коренных народов проводилось методом анкетирования местных жителей, знакомства с фольклорными коллективами, посещения местных музеев, беседы со старожилами села. Обработка разнокачественной информации проводилась с помощью ГИС-технологий с использованием программы QGIS.
Результаты исследования и их обсуждения
Анализ процесса хозяйственного освоение коренных ландшафтов позволил выделить три основных этапа, различающихся типом хозяйства, геоэкологической обстановкой (соотношением нарушенных и ненарушенных ландшафтов) и особенностями формирования этносов. Первый этап – присваивающего хозяйства, охватывает большой период неолита и энеолита (VI-III тыс. до н.э.), когда в условиях меняющегося климата послеледникового периода коренные ландшафты лесов и степей стали центром взаимодействия древних культур собирателей, охотников, рыболовов с культурами племен, которые являлись зачинателями примитивного земледелия, животноводства и первой выплавки металла. Обнаружены археологические памятники не менее пяти древних культур. Стоянки приурочены к поймам крупных рек, больше всего в пойме Суры в верхнем и среднем течении в местах впадения притоков, где были наиболее благоприятные условия для проживания (хорошая дренированность, теплые места обитания, заливные луга, высокая биопродуктивность водоемов и пойменных лесов). Второй этап – остаточных форм присваивающего и переход к производящему хозяйству, относится к бронзовому и раннему железному веку. Зачатки животноводства и земледелия заметны в материалах срубной археологической культуры иранского происхождения (XVI-XII вв. до н.э.), а также городецкой культуры раннего железного века (вторая половина I тыс. до н.э. – начало I тыс. н.э.). Археологические памятники данного этапа также приурочены к поймам крупных рек, однако география расселения намного шире, селища располагались также на речных террасах и в поймах малых рек. Третий этап – производящее хозяйство, которое характеризуется развитием земледелия, начиная со Средневековья (III-IV вв. н.э.). Этот этап продолжается до Нового времени, в его границах меняются формы производства и культура взаимоотношения с природным ландшафтом. Здесь можно выделить периоды: ранней культуры мордовского этноса (не позднее III-IV вв. н.э.); булгарской колонизации региона (X-XI вв.); золотоордынское время (XIII-XIV вв.); господствующего влияния великорусской культуры (со второй четверти XVII века), в пределах которого происходит смена сельскохозяйственного мелкокрестьянского освоения ремесленно-промысловым, затем промышленным и современным аграрно-индустриальным [6].
Процесс хозяйственного освоения отражен на электронной карте, созданной с помощью ГИС-технологий, которая состоит из векторных слоев. Каждый слой отражает основные археологические памятники и исторические объекты одного этапа хозяйственного освоения (рис. 1).
Для систематизации информации о природном и культурном наследии Пензенской области использовались понятия «культурный ландшафт» и «культурная местность», как отражение социума, который преобразовывал этот ландшафт. Проведено предварительное культурно-географическое индивидуально-региональное районирование территории Пензенской области. Всего выделено 16 культурных ландшафтов. На карте отражены также основные археологические памятники, современный этнический состав населенных пунктов и границы природных ландшафтов (рис. 2).
Основные объекты природного, исторического и культурного наследия сосредоточены в долинах крупных и средних рек, в пределах интразональных природных ландшафтов и на древнейших трассах хозяйственного освоения. Наиболее освоенный и насыщенный археологическими культурами – Присурский ландшафт, в пределах которого выделено шесть культурных местностей. Самая древнеосвоенная – Пензенская местность, расположенная в излучине реки Сура в устье реки Пенза, отсюда происходило заселение всего Пензенского края. Культурными центрами Присурского ландшафта можно считать села Старая Яксарка и Кижеватово, где сохранилась традиционная культура мордвы-мокша, и село Усть-Уза с культурой татар-мишарей. Живописные ландшафты побережья Сурского водохранилища – природное наследие этого ландшафта, обладающее высокими рекреационными ресурсами. Идентичность Присурского культурного ландшафта заключается в тесной взаимосвязи объектов природного, культурного и исторического наследия, обусловленной длительной историей формирования. Ядром этого ландшафта являются села, где сохранились традиции коренных народов, на базе которых необходимо создавать этнокультурные центры.
Рис. 1. Основные археологические памятники на территории Пензенской области (выполнено автором)
Рис. 2. Культурно-географическое районирование Пензенской области (выполнено автором)
Особый интерес представляет Кададинский культурный ландшафт, расположенный на юго-западной границе нашей области. На формирование культуры народов, его населяющих, большое влияние оказали природные особенности, связанные с положением в осевой части Приволжской возвышенности. Схожие природные лесные ландшафты эрозионно-денудационных равнин соседней Ульяновской области способствовали миграции в ландшафты-аналоги чувашей и татар при строительстве оборонительных рубежей Русского государства. Русские, чувашские и татарские села долгое время развивались в тесном контакте в одном вмещающем ландшафте, что наложило отпечаток на культурные традиции и формирование местных диалектов коренных народов. Ядрами Кададинского культурного ландшафта являются села Неверкино, Илим-Гора, Алеево, на базе которых рекомендовано создание этнокультурного центра. Ландшафт насыщен объектами природного, исторического и культурного наследия и обладает высоким потенциалом для развития туризма и рекреации.
Высоким потенциалом для развития туризма и рекреации обладают также ландшафты, насыщенные объектами природного и культурного наследия: Примокшинский, Прихопровский, Привадский. Междуречные ландшафты, особенно расположенные южнее засечных черт, осваивались в основном со второй четверти XVII века и не имеют богатого наследия. Из междуречных ландшафтов заслуживает внимание Засурский, с центром в мордовско-эрзянском селе Карамалы, и Атмис-Хопровский, с центром в татарском селе Кобылкино.
Заключение
Актуальность региональных ландшафтных исследований с использованием комплексного подхода обусловлена необходимостью устойчивого развития. Современные ландшафты являются продуктом многовековой адаптации коренных этносов к природному вмещающему ландшафту. Природное, историческое и культурное наследие возможно сохранить, рассматривая ландшафт с исторических позиций и при взаимодействии естественных и гуманитарных наук. Ландшафты, сформированные в пределах Пензенской области, обладают высоким природным и культурным разнообразием. Систематизация информации о природном устройстве, процессе хозяйственного освоения, этнографических особенностях населения, объектах природного, исторического и культурного наследия позволила провести культурно-географическое районирование. Ядрами культурных ландшафтов являются села и их окрестности, где сохранилась традиционная культура мордвы, татар, чувашей и русских, а окрестности обладают высокими эстетическими и экологическими свойствами. Природное и культурно-географическое районирование необходимо учитывать при планировании туристско-рекреационных зон.
Работа выполнена при поддержке РГО. ДОГОВОР № 30/2021-Р о предоставлении гранта Всероссийской общественной организацией «Русское географическое общество» на реализацию проекта «Природное и историческое наследие в культурных ландшафтах Пензенской области».