В наши дни идея применения беспилотных авиационных систем (далее – БАС) в различных сферах жизни человечества обрела популярность и становится все более актуальной. Предполагается, что данные системы будут непрерывно проводить мониторинг заданных территорий, реализовывать сбор данных и обеспечивать интерактивную разведку с места, а также справляться с доставкой малогабаритных грузов в пункт назначения [1]. Рассмотрим задачи, которые способны решить БАС при их успешной интеграции в воздушное пространство (рис. 1).
Из вышеприведенной схемы становится понятно, что беспилотные авиасистемы способны не только наблюдать с воздуха, но и взаимодействовать с окружающей средой посредством оснащения летательного аппарата разнообразными устройствами сканирования местности и вывода различных звуковых и световых сигналов.
Рис. 1. Задачи беспилотных авиационных систем при интеграции в воздушное пространство
Выделим сферы, где БАС может оказать неоценимую поддержку с воздуха и существенно упростить жизнь персоналу, работающему в данных областях:
− службы экологического мониторинга;
− службы экстренной помощи.
Целью исследования является анализ эффективности внедрения беспилотных авиационных систем в данные отрасли.
Материалы и методы исследования
В экологическом мониторинге БАС используют в следующих направлениях [2]:
− учёт численности представителей фауны;
− картографирование и геодезия: спектральная и аэрофотосъемка;
− мониторинг состояния зон – эндемиков флоры;
− мониторинг рисков: проводится анализ зон, предрасположенных к стихийным бедствиям, экспресс-оценка чрезвычайных ситуаций и моделирование природных катаклизмов;
− контроль качества окружающей среды.
Беспилотные летательные аппараты применяют для оценки состояния посевных культур [3], выявления разливов экологически вредных веществ, целостности инфраструктуры определенной зоны, качества воздуха, несанкционированных свалок и других нарушений. Экологический мониторинг с помощью БАС имеет следующие преимущества:
− низкие экономические затраты;
− точность полученных результатов;
− свобода перемещения летательного аппарата;
− многоразовое применение;
− интерактивность получения информации.
Задача обнаружения и предотвращения чрезвычайной ситуации является одной из самых важных и заключается в том, чтобы достоверно установить факт наличия таковой и оперативно передать соответствующие координаты и данные с места происшествия [4]. Опыт проведения аварийно-спасательных работ, ликвидации последствий стихийных бедствий при участии БАС свидетельствует об их возрастающей роли и в структуре МЧС России.
На данный момент структура беспилотной авиации МЧС России представлена входящими в нее 80 организационно-контролирующими подразделениями и 170 подразделениями, эксплуатирующими БАС. Штатное количество специалистов составляет более 800 чел. В ведомственном авиапарке насчитывается около 400 единиц БАС.
Мониторинг местности с воздуха является неотъемлемой частью аварийно-спасательных работ и проводится в целях сбора информации об объекте чрезвычайной ситуации. Это позволяет оценить обстановку и принять решение о соответствующем применении сил и средств [5].
Рассмотрим сравнительную таблицу параметров БАС и автоцистерн (АЦ) (табл. 1), являющихся ключевыми в разрезе мониторинга и разведки местности при пожаротушении. В качестве примера были взяты технические характеристики экземпляров, наиболее часто представленных в парке техники МЧС России.
Из табл. 1 видно, что средняя скорость грузовика в плотном потоке городского движения значительно уступает скорости передвижения по воздуху, а также по труднопроходимой местности, к тому же при выезде к месту вызова в АЦ грузится весь экипаж, в то время как для запуска БАС достаточно максимум двух человек – пилота и водителя. Используя приведенные данные и статистические данные МЧС России за 2020 г. (табл. 2), можно наглядно увидеть преимущества использования БАС.
Принимаем во внимание, что скорость передвижения БАС по городу на 56 % выше, а по сельской местности на 25 %, и применяем данный коэффициент к числовым показателям обработки вызова.
Таблица 1
Ключевые параметры технических характеристик беспилотных авиационных систем и автоцистерн
Параметры |
БАС Гранад ВА-1000 |
АЦ КамАЗ 43253 |
|
Эксплуатационная скорость, км/ч |
Городские условия |
54 |
24 |
Сельская местность |
54 |
40 |
|
Высота действия, м |
1200 |
5,5 |
|
Проходимость |
полная |
частичная |
|
Мобильность |
полная |
частичная |
|
Обслуживающий персонал, чел |
2 |
5 |
|
Цена, млн руб. |
4 |
4,1 |
Таблица 2
Числовые характеристики обработки вызова
Условия пожара |
Среднее время сообщения о пожаре, мин |
Среднее время прибытия первого пожарного подразделения, мин |
Среднее время свободного горения, мин |
Среднее время занятости на пожаре, мин |
Среднее время обслуживания вызова, мин |
Все пожары |
1,44 |
9,35 |
11,81 |
46,26 |
55,55 |
Городские условия |
1,21 |
6,58 |
8,85 |
32,16 |
38,75 |
Сельская местность |
1,66 |
12,37 |
14,98 |
57,27 |
69,46 |
Таблица 3
Причины гибели и травматизма личного состава при исполнении
Причины |
Травмировано |
Погибло |
На пожаре, при проведении аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ |
2020 |
2020 |
ДТП при следовании на пожар /с пожара |
8 |
2 |
Падение с высоты |
10 |
0 |
Падение, обрушение конструкций |
15 |
0 |
Нарушение эксплуатации техники и пожарно-технического вооружения |
2 |
1 |
Поражение электрическим током |
3 |
0 |
Воздействие экстремальных температур |
4 |
1 |
Воздействие вредных веществ |
1 |
0 |
Отравление продуктами горения |
4 |
1 |
Взрыв газовых баллонов |
2 |
1 |
Вспышка и выброс пламени |
0 |
0 |
Повреждения в результате противоправных действий других лиц |
0 |
0 |
Личная неосторожность |
9 |
1 |
Воздействие режущих предметов |
2 |
0 |
Иные причины и обстоятельства |
5 |
1 |
ИТОГО |
65 |
8 |
При участии в тушении пожара ежегодно травмируется и гибнет личный состав МЧС России. В табл. 3 показаны основные причины гибели и травматизма людей при исполнении должностных обязанностей [6, с. 13].
Учитывая, что по статистике соотношение ложных вызовов и пожаров в городе 1:1, а эксплуатация беспилотной авиации может заменить выезд экипажа на проверку ложных вызовов при условии покрытия города достаточным количеством пожарных отделений, можно допустить уменьшение числа травмированных и погибших вдвое. Смерть от таких причин, как падение с высоты, обрушение конструкций, воздействие экстремальных температур и вредных веществ, а также отравление продуктами горения является следствием недостатка оборудования при разведке местности и поиске пострадавших. При оснащении беспилотной аппаратуры тепловизионными модулями можно сделать допущение, что уменьшение количества смертей и травм по данным причинам составит 90 %.
Результаты исследования и их обсуждение
Применив коэффициенты процентного соотношения к статистическим данным, можно построить диаграммы среднего времени прибытия (рис. 2) и среднего времени обслуживания вызова (рис. 3).
Данные на диаграммах наглядно показывают, что применение беспилотных систем в городских условиях окажется намного более эффективным, чем в сельской местности, из-за плотного дорожного движения. К тому же время прибытия первого пожарного подразделения на вызов является критически важным: от него зависит своевременность реагирования на чрезвычайную ситуацию, распределение сил и средств в дальнейшем и время обслуживания вызова в целом. Поэтому так важно максимально сокращать этот показатель всеми доступными средствами.
Согласно данным, представленным на рис. 2 и 3, можно заметить неоспоримое преимущество использования БАС. Беспилотные авиационные системы позволяют в короткие сроки прибыть и ликвидировать пожар, а значит, и снизить процент возможных пострадавших.
На рис. 4 наглядно представлено вероятностное улучшение статистики гибели и травм личного состава при проведении АСР с использованием беспилотных авиационных систем, оснащенных тепловизионными модулями.
Рис. 2. Среднее время прибытия первого пожарного подразделения
Рис. 3. Среднее время обслуживания вызова
Рис. 4. Количество смертей и травм личного состава
Данные рис. 4 свидетельствуют о заметном сокращении количества смертей и травм личного состава.
Заключение
Из всего вышеизложенного становится очевидным, что повсеместная интеграция беспилотной авиации в данную структуру жизнеобеспечения окажет колоссальное воздействие на скорость сбора и передачи информации в координационные центры, что позволит существенно рационализировать применение сил и средств, а также значительно сократить потери людских ресурсов.
Таким образом, по результатам опыта применения БАС можно сделать вывод, что они являются одним из самых эффективных инструментов дистанционной разведки для получения объективной информации в реальном масштабе времени. Такие системы позволяют грамотно организовывать мероприятия по разведке и сбору данных на местности, управлять распределением сил и средств в случае чрезвычайной ситуации, оповещать население, производить доставку малогабаритных грузов, а также проводить анализ экологического состояния заданной зоны.