В условиях глобализации перед исследователями особо остро встают вопросы сохранения этнокультурного разнообразия, традиционного уклада жизни, материальной и духовной культуры и родного языка коренных малочисленных народов. Одним из важных факторов для развития и сохранения традиционной культуры малочисленных народов служит пространственно-территориальный. Территория обеспечивает формирование культурных, языковых и хозяйственных связей, а природные условия и ресурсы в значительной степени влияют на виды хозяйственной деятельности этноса. В связи с этим особого внимания заслуживает определение современных этнических территорий коренных малочисленных народов России и последующее их картографирование.
Выявление этнической территории и ее картографирование всегда было трудной задачей для исследователей. Это связано с существованием различных взглядов на понимание этнической территории и выбором оптимального способа ее картографирования. Хорошо известен факт значимости этнического картографирования. Картографирование не только является более наглядным методом выражения результатов изучения того или иного вопроса, это – особый вид научного исследования [1]. При создании этнографических карт могут применяться различные способы: значки, ареалы, точечный способ, качественный и количественный фон и др. Однако случается, что идеально подходящий способ для отображения этнической территории одного этноса становится малоинформативным для картографирования территорий другого. Поэтому в ряде случаев на одной карте могут сочетаться различные картографические способы. В связи с этим наиболее широкое распространение получил метод «этнических территорий», который совмещает в себе применение способа качественного фона на моноэтнических территориях и нанесение полосок (или точек) соответствующего цвета на территориях со смешанным этническим составом. При всех достоинствах метода отмечается существенный недостаток, который выражается в искаженном представлении о количестве и значимости того или иного народа при отсутствии непосредственных данных о его численности [1]. Необходимо отметить, что данный недостаток особенно ярко может проявиться при анализе этнических территорий коренных малочисленных народов России. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов, занимая чаще всего большие площади, имеют предельно низкую плотности населения. В этом случае использование качественного фона приведет к искаженному восприятию численности населения на этнической территории. Условные обозначения в виде значков на светлом фоне для районов с низкой плотностью населения также могут вызывать искаженное восприятие территории как «ничейной» или «неиспользуемой». Очевидно, что определение этнической территории коренных малочисленных народов нуждается в специальном подходе. Необходимо акцентировать внимание на особый по ценностям и атрибутам уклад северных сообществ, мощные традиции коренных малочисленных народов и их традиционное природопользование, а не на «сглаживание» и «усреднение» изучаемых процессов и явлений [2]. В связи с этим актуальным представляется выявление специфических черт этнических территорий коренных малочисленных народов для последующего их картографирования.
Исследование выполнено при реализации государственного контракта на оказание услуг по организации экспедиций в места проживания КМНС, а также разработке иных материалов в рамках проекта «Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Арктики» № 01-ОК.
Целью работы является обоснование необходимости особого подхода к определению этнической территории коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Материал и методы исследования
Теоретические основы определения этнических территорий сформированы в трудах отечественных этнологов и географов: Брука С.И., Кушнера П.И., Покшишевского В.В., Семенова Ю.И., Тишкова В.А. и др. При этом, как отмечают ведущие географы, в постсоветский период в общем объеме научных исследований по географии населения работы по этнической географии относительно немногочисленны [3]. Региональные особенности освоения пространства коренными малочисленными народами проанализированы в работах Т.М. Красовской, А.Г. Манакова, М.В. Рагулиной [4-6], в том числе Республики Саха (Якутия) [7-9]. В небольшом количестве представлены работы по картографированию этнической структуры населения и ее трансформации [10; 11]. В исследовании применялись математико-статистические и геоинформационные методы. Наборы пространственных и атрибутивных данных в ГИС были организованы согласно принятой иерархии административно-территориального деления Российской Федерации, так как по ним собираются и публикуются данные государственной статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие этнических территорий рассматривалось многими известными этнографами и географами. При определении этнических территорий, по мнению В.В. Покшишевского, возможны два подхода. Этнической территорией можно считать территорию, на которой большинство населения принадлежит к данной этнической общности, а возможно рассматривать как этническую ту территорию, на которой сосредоточена основная масса данного этноса, безотносительно к тому, что он может здесь и не составлять большинства [12]. П.И. Кушнер считал, что численный перевес народа не является надежным способом выявления действительных границ расселения этноса, так как он не обеспечивает возможности установить этнические территории мелких этнических групп, не показывает те части территории, на которых многочисленные народы не составляют большинства, не создает условия для раскрытия многонациональных территорий. Кроме этого, понятие абсолютного или относительного большинства меняется в зависимости от того, в каких границах производится подсчет [13].
В основе определения этнических границ для многочисленных компактно проживающих народов возможен подход, который основывается на численности и удельном весе определенного этноса в пределах какой-либо территории. Однако для малочисленных народов данный подход не может быть реализован. Этнической территорией коренных малочисленных народов необходимо считать ту территорию, где сосредоточена основная масса данного этноса, даже если его доля в численности населения предельно мала. Именно такой подход обеспечит возможность определить территорию современного расселения для каждого малочисленного народа в полиэтническом пространстве, от самого малочисленного народа России – кереков (4 чел.), проживающих в Чукотском автономном округе, до абазин (43,3 тыс. чел.), компактно проживающих в Карачаево-Черкесской Республике, и ненцев (44,6 тыс. чел.), проживающих в шести субъектах РФ (по переписи 2010 г.).
Чтобы реализовать выбранный подход определения этнических территорий малочисленных народов, возможно применение математико-статистических методов. Одним из методов выявления концентрации этноса на территории может служить коэффициент этнической общности, который рассчитывается по формуле:
К = К1 ∙ К2,
где К – коэффициент этнической общности, К1 – доля представителей данной этнической группы в населении какого-либо района, К2 – доля представителей данной этнической группы какого-либо района в общей численности населения этнической группы исследуемой территории.
Кроме того, пространственный анализ размещения этнических общностей может быть рассмотрен с применением индекса локализации:
L = Di / D0,
Di = Ai / Bi,
D0 = A0 / B0,
где L индекс локализации; Di – отношение численности этнической группы i района к общей численности населения i района; D0 – отношение представителей этнической общности исследуемой территории к общей численности населения этой же территории; Ai – численность представителей этнической группы в i районе, A0 – численность этнической группы, представленной на исследуемой территории, Bi – общая численность населения i района, B0 – общая численность населения исследуемой территории.
Достаточно часто географическое пространство основного расселения или формирования этноса законодательно может резервироваться для преимущественного или исключительного проживания и использования представителями этнических общин, которые ведут традиционный образ хозяйствования и культура которых нуждается в особых мерах защиты [14]. Согласно Единому Перечню коренных малочисленных народов (с изменениями на 18.12.2021 г.) в Российской Федерации указано 47 коренных народов с численностью менее 50 тысяч человек. Правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни устанавливает Федеральный закон № 49-ФЗ. На его основе могут быть установлены федеральные, региональные или местные ТТП. Так, в Республике Саха (Якутия) решениями органов местного самоуправления (по состоянию на 28.01.2022) образовано 63 территории традиционного природопользования, 60 из которых созданы в границах административно-территориальных единиц республики – районов и наслегов (рис. 1).
Рис. 1. Территории традиционного природопользования Якутии по состоянию на 28.01.2022 (составлено автором по материалам, предоставленным Министерством по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я))
Географическое положение этнической территории и связанные с ним природные условия и ресурсы оказывают существенное воздействие на особенности развития различных сторон материальной и духовной культуры этноса, а территориальные отношения с другими народами определяют многие особенности этнической истории [1]. В ходе длительных этнических процессов различного характера (миграции, смешения с другими этносами, изменение этнического самосознания и др.) историческая территория формирования этноса может не совпадать с географическим пространством современного расселения. Кроме того, численно доминирующий когда-то этнос может в настоящее время составлять незначительную долю населения на данной территории (рис. 2). Совершенно очевидно, какое большое значение имеет изучение исторических ареалов расселения той или иной этнической общности для понимания закономерностей формирования и выявления современной этнической территории.
Еще одна особенность – этническая территория неоднородна. Этнос может состоять из этнического ядра (компактно живущей на определенной территории основной части этноса), этнической периферии (компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части) и этнической диаспоры (отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности) [15]. Понятие «компактное расселение» – это форма расселения, при которой жители сохраняют этнические связи, стараясь проживать поблизости от своих соплеменников.
Рис. 2. Динамика расселения юкагиров в современных границах Якутии (составлено автором по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. и материалам «Большой советской энциклопедии» 1931 г.)
В отличие от компактного расселения «рассеянное расселение» предполагает нарушение этнических связей, проживание семей в окружении чуждого им этнического массива [13]. Как правило, типичные черты этнической культуры и знание родного языка лучше всего сохраняются в этническом ядре и постепенно трансформируются в этнической периферии и диаспоре. Однако сознательный акт этнического самоопределения человека не всегда соотносится со знанием языка и культуры этноса. Исходя из этого, целесообразно при определении этнических территорий использовать принцип этнического самоопределения, т.е. причисления себя к той или иной этнической общности. В первых переписях населения за основу этнического учета бралось происхождение. Опрос о национальной принадлежности, а не происхождении, стал использоваться в переписных листах СССР начиная с 1926 г. [13]. Неслучайно именно перепись населения может служить одним из основных источников информации о численности, этническом составе населения и его распределении для формирования ГИС-базы данных. Во-первых, перепись – это источник данных, собранных по единой программе по всей территории Российской Федерации. Во-вторых, что особенно важно для данного исследования, при проведении переписи применяется принцип этнического самоопределения. В-третьих, – это достаточно высокая детализация. Учет этнического состава населения производится на уровне населенных пунктов, что дает возможность применить различные показатели, в том числе рассмотреть потенциал поля расселения, определить центр тяжести населения, воспользоваться системой графов и др. Это способствует выявлению существенных признаков для определения этнических территорий коренных малочисленных народов, в том числе в полиэтническом пространстве.
Заключение
Этническая территория коренных малочисленных народов имеет фундаментальные отличия, что предлагает особый подход к ее определению. Самобытная этническая культура коренных малочисленных народов уязвима и в силу своей зависимости от природного ландшафта обусловливается его существованием. Поэтому для определения этнических территорий недостаточно знать только численность населения и расселение, необходимо учитывать образ жизни коренных малочисленных народов, тесную связь с ресурсной базой природного ландшафта и систему этнического природопользования. В связи с этим этнической территорией коренных малочисленных народов целесообразно считать культурно и хозяйственно освоенное пространство – места кочевого животноводства, охоты, рыболовства, бортничества, собирательства, а также сакральные и памятные исторические места.
Этническая территория под действием различных исторических процессов постоянно претерпевает изменения, которые происходят и в настоящее время. И только в динамике можно понять сущность и тенденции этих изменений.
Единые методологические принципы, положенные в основу Всероссийской переписи населения, позволят сохранить общий подход при картографировании. Для определения этнических территорий официальная статистика имеет большое значение, но только в сочетании с экспедиционными обследованиями и детальным анализом современной ситуации в традиционных хозяйствах.