Рассматриваемый в данной работе Приморский край, как самый южный и отдаленный регион Дальнего Востока, обладает уникальным экономико-географическим положением, располагаясь в контактной зоне Азиатско-Тихоокеанского региона по соседству с одной из крупнейших экономик мира – Китаем [1]. Такое расположение края делает регион стратегически важным для страны. В подтверждение тому после того, как президент страны объявил Дальний Восток страны национальным приоритетом в XXI в. [2], в Приморском крае началось активное развитие международных связей, поступление инвестиций, направленных на развитие региона, укрепление международных контактов. Поступательный рост контактных функций края спровоцировал активное развитие административного центра края – Владивостока, который сегодня стал «ареной» для организации и проведения мероприятий мирового масштаба, направленных на развитие международных отношений [3]. В то же время активное развитие центра могло спровоцировать отставание остальных городов края от Владивостока по уровню экономического развития, тем самым поспособствовало усилению неравенства в уровнях экономического развития городов Приморского края.
В данной работе ставится задача изучить различия в достигнутом экономическом уровне развития городов Приморского края, оценить, сопоставить и провести анализ различий прибрежных и континентальных городов Приморья с точки зрения эффективности их экономического развития за 10 лет.
Материалы и методы исследования
В Приморском крае 12 городских округов, которые существенно различаются между собой по достигнутому уровню экономического развития, что обуславливается рядом как благоприятных, так и лимитирующих факторов развития (их транспортно-географическое положение, природно-климатические условия, демографический потенциал и др.) [4]. Половина городов имеет континентальное положение, половина, в том числе административный центр края, прибрежное. Кроме того, 2 прибрежных города – Большой Камень и Фокино – имеют статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), что сопряжено с ограничением доступных статистических данных, позволяющих объективно оценивать уровень экономического развития этих городов.
Для работы были взяты два показателя, которые отражают экономический уровень развития городских округов – это объем отгруженных товаров собственного производства и валовая продукция сельского хозяйства.
Эффективность экономики города оценивалась с помощью коэффициента эффективности (k), который рассчитывается как отношение экономического показателя в исследуемом городе к среднему значению по всем городам, административно относящимся к исследуемому субъекту (в данном случае к Приморскому краю):
ki = yi / yj , (*)
где j – регион, i – город, y – статистический показатель.
В данном методе среднее значение для исследуемого региона условно считается «нормой», и все города рассматриваются по отношению к ней. Если значение коэффициента будет равно 1, то уровень развития города равен среднему уровню развития региона; если больше 1, то развитие города можно считать опережающим или эффективным, города с показателями меньше 1 будут считаться отстающими в своем развитии.
Согласно полученным результатам было выделено четыре группы городов по степени их экономической эффективности: высокоэффективные (k > 1,2); эффективные (0,8 ≤ k ≤ 1,2); малоэффективные (0,5 ≤ k < 0,8); неэффективные (k < 0,5).
Исследование проводилось за последние 10 лет (с 2011 по 2020 г.), что позволило сделать анализ динамики и темпов развития промышленности городов. Динамика считалась, как разница коэффициентов за два исследуемых отрезка времени, а индекс эффективности развития городов рассчитывался как отношение этих коэффициентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Используя статистические данные [5–8], были рассчитаны коэффициенты эффективности с 2011 по 2020 г. для каждого из двух исследуемых показателей (табл. 1, 2).
На основе рассчитанных коэффициентов были получены агрегированные коэффициенты за пятилетние отрезки времени и рассчитан индекс эффективности за 10 лет (табл. 3).
По объемам промышленности во Владивостоке сосредоточено 50 % всего производства Приморского края. Таким образом, административный центр края формирует основу производственного потенциала Приморья (рис. 1). Здесь же отмечается самый высокий коэффициент эффективности (k = 5,8). К группе высокоэффективных экономически развитых городов также можно отнести города из континентальной части края – Арсеньев (1,7) и Уссурийск (k = 1). Все остальные города по нынешним объемам производства относятся к группам малоэффективных или неэффективных.
Самый высокий индекс развития производственного потенциала, характеризующий темпы развития экономики, в г. Арсеньев, который можно считать монопрофильным. Уровень развития социально-экономического положения здесь напрямую зависит от градообразующих предприятий авиационного машиностроения и металлообработки ПАО ААК «Прогресс» и «Аскольд». Таким образом, планомерное увеличение заказов на изготовление вертолетов в 2015–2019 гг. напрямую повлияло на опережающие темпы развития промышленности города в Приморском крае.
Таблица 1
Коэффициент эффективности развития городов Приморского края по объемам промышленного производства
Города |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
kср |
Континентальные |
0,474 |
0,538 |
0,422 |
0,49 |
0,469 |
0,587 |
0,925 |
0,586 |
0,764 |
0,331 |
0,559 |
Арсеньев |
0,917 |
1,585 |
0,939 |
1,123 |
0,878 |
0,902 |
2,538 |
1,688 |
2,624 |
0,737 |
1,393 |
Уссурийск |
1,368 |
1,162 |
1,244 |
1,419 |
1,455 |
1,276 |
1,013 |
0,992 |
0,975 |
0,743 |
1,165 |
Партизанск |
0,202 |
0,186 |
0,139 |
0,125 |
0,185 |
0,14 |
0,13 |
0,142 |
0,123 |
0,121 |
0,149 |
Лесозаводск |
0,133 |
0,139 |
0,108 |
0,124 |
0,157 |
0,096 |
0,099 |
0,146 |
0,135 |
0,121 |
0,126 |
Спасск-Дальний |
0,173 |
0,12 |
0,081 |
0,104 |
0,111 |
0,076 |
0,05 |
0,068 |
0,044 |
0,044 |
0,087 |
Дальнереченск |
0,05 |
0,034 |
0,024 |
0,043 |
0,03 |
н/д |
0,046 |
0,034 |
0,044 |
0,012 |
0,035 |
Прибрежные |
1,789 |
1,694 |
1,866 |
2,103 |
2,178 |
1,993 |
1,689 |
1,922 |
1,794 |
1,876 |
1,89 |
Владивосток |
5,456 |
5,227 |
5,995 |
6,866 |
6,721 |
5,958 |
5,274 |
6,109 |
5,764 |
6,031 |
5,94 |
Находка |
0,626 |
0,56 |
0,589 |
0,673 |
0,793 |
0,906 |
0,667 |
0,723 |
0,678 |
0,712 |
0,693 |
Артем |
0,693 |
0,704 |
0,638 |
0,592 |
0,744 |
0,687 |
0,493 |
0,471 |
0,407 |
0,422 |
0,585 |
Большой Камень |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
0,449 |
0,368 |
0,243 |
0,87 |
0,651 |
0,518 |
Дальнегорск |
0,383 |
0,284 |
0,244 |
0,279 |
0,456 |
0,419 |
0,322 |
0,386 |
0,326 |
0,341 |
0,344 |
Фокино |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
0,092 |
н/д |
н/д |
0,011 |
0,066 |
0,048 |
Таблица 2
Коэффициент эффективности развития городов Приморского края по объемам производства сельскохозяйственной продукции
Города |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
kср |
Континентальные |
0,583 |
0,633 |
0,648 |
0,686 |
0,653 |
0,705 |
0,669 |
0,702 |
0,874 |
0,971 |
0,883 |
Арсеньев |
0,213 |
0,22 |
0,242 |
0,202 |
0,229 |
0,230 |
0,246 |
0,294 |
0,24 |
0,211 |
0,233 |
Дальнереченск |
0,148 |
0,160 |
0,168 |
0,148 |
0,151 |
0,189 |
0,2 |
0,246 |
0,268 |
0,225 |
0,19 |
Лесозаводск |
0,855 |
0,774 |
0,772 |
0,82 |
0,844 |
1,186 |
1,282 |
1,354 |
1,46 |
1,164 |
1,051 |
Партизанск |
0,415 |
0,437 |
0,465 |
0,4 |
0,418 |
0,530 |
0,597 |
0,651 |
0,745 |
0,629 |
0,529 |
Спасск-Дальний |
0,09 |
0,095 |
0,112 |
0,109 |
0,099 |
0,114 |
0,116 |
0,129 |
0,133 |
0,117 |
0,111 |
Уссурийск |
2,394 |
2,231 |
2,473 |
2,335 |
2,471 |
2,995 |
3,388 |
3,88 |
4,936 |
4,732 |
3,183 |
Прибрежные |
1,626 |
1,550 |
1,528 |
1,471 |
1,521 |
1,442 |
1,496 |
1,447 |
1,570 |
1,429 |
1,365 |
Артем |
5,061 |
5,247 |
4,844 |
5,206 |
4,955 |
5,259 |
4,52 |
3,756 |
2,327 |
3,162 |
4,434 |
Большой Камень |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
0,364 |
0,341 |
0,353 |
0,414 |
0,382 |
0,185 |
Владивосток |
0,302 |
0,279 |
0,309 |
0,258 |
0,283 |
0,352 |
0,426 |
0,424 |
0,462 |
0,432 |
0,353 |
Дальнегорск |
0,338 |
0,358 |
0,393 |
0,326 |
0,344 |
0,376 |
0,413 |
0,447 |
0,519 |
0,472 |
0,399 |
Находка |
0,184 |
0,199 |
0,221 |
0,195 |
0,205 |
0,292 |
0,358 |
0,357 |
0,374 |
0,342 |
0,273 |
Фокино |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
0,113 |
0,114 |
0,108 |
0,122 |
0,132 |
0,059 |
В списке самых депрессивных городов края с самыми низкими коэффициентами эффективности – Спасск-Дальний, Дальнереченск из континентальной части и Фокино с прибрежной. В то же время особый статус Фокино, закрытого городского округа с располагающейся здесь военно-морской базой Тихоокеанского флота, не предполагает здесь активного развития промышленности.
Самый низкий индекс эффективности производства за 10 лет отмечается в Спасске-Дальнем (континентальная часть) (I = 0,48), некогда одного из центров Приморского края в стройиндустрии, в котором за последние десятилетия прошла ликвидация крупных предприятий и значительное сокращение объемов производств на оставшихся.
Таблица 3
Производственный и продовольственный потенциал прибрежных и континентальных городов Приморского края
Города |
Производственный потенциал |
Продовольственный потенциал |
||||||||||
2011–2015 |
группа |
2016–2020 |
группа |
Динамика |
индекс развития |
2011–2015 |
группа |
2016–2020 |
группа |
Динамика |
индекс развития |
|
Прибрежные |
1,926 |
1,855 |
-0,071 |
0,96 |
1,475 |
1,254 |
-0,222 |
0,85 |
||||
Артем |
0,674 |
3 |
0,496 |
4 |
-0,178 |
0,74 |
5,063 |
1 |
3,805 |
1 |
-1,258 |
0,752 |
Большой Камень |
н/д |
0,516 |
3 |
н/д |
н/д |
н/д |
0,371 |
4 |
н/д |
н/д |
||
Владивосток |
6,053 |
1 |
5,827 |
1 |
-0,226 |
0,96 |
0,286 |
4 |
0,419 |
4 |
0,133 |
1,466 |
Находка |
0,648 |
3 |
0,737 |
3 |
0,089 |
1,14 |
0,201 |
4 |
0,345 |
4 |
0,144 |
1,715 |
Дальнегорск |
0,329 |
4 |
0,359 |
4 |
0,029 |
1,09 |
0,352 |
4 |
0,445 |
4 |
0,093 |
1,266 |
Фокино |
н/д |
0,056 |
4 |
н/д |
н/д |
н/д |
0,118 |
4 |
н/д |
н/д |
||
Континентальные |
0,479 |
0,639 |
0,16 |
1,33 |
0,683 |
1,083 |
0,4 |
1,585 |
||||
Арсеньев |
1,088 |
2 |
1,698 |
1 |
0,609 |
1,56 |
0,221 |
4 |
0,244 |
4 |
0,023 |
1,103 |
Дальнереченск |
0,036 |
4 |
0,034 |
4 |
-0,002 |
0,93 |
0,155 |
4 |
0,226 |
4 |
0,07 |
1,454 |
Лесозаводск |
0,132 |
4 |
0,119 |
4 |
-0,013 |
0,9 |
0,813 |
2 |
1,289 |
1 |
0,476 |
1,585 |
Партизанск |
0,167 |
4 |
0,131 |
4 |
-0,036 |
0,78 |
0,427 |
4 |
0,630 |
3 |
0,203 |
1,477 |
Спасск-Дальний |
0,118 |
4 |
0,057 |
4 |
-0,061 |
0,48 |
0,101 |
4 |
0,122 |
4 |
0,021 |
1,206 |
Уссурийск |
1,33 |
1 |
1 |
2 |
-0,33 |
0,75 |
2,381 |
1 |
3,986 |
1 |
1,605 |
1,674 |
Рис. 1. Динамика объемов промышленного производства в основных промышленных центрах Приморского края, млн руб.
В то же время отмечается отрицательная динамика коэффициентов эффективности и в крупнейших промышленных центрах края, причем как в континентальной, так и в прибрежной части – в Уссурийске и Владивостоке. При этом причины снижения коэффициентов эффективности в этих городах немного отличаются. Если в г. Владивостоке пик результативности промышленности приходится на 2014 г., после периода активной подготовки к САММИТУ АТЭС 2012, который сопровождался массовыми вливаниями инвестиций, развитием инфраструктуры, созданием новых предприятий в городе [9], а потом постепенно происходило замедление темпов с сохранением положительной динамики объемов производства, то в г. Уссурийске падение коэффициента сопряжено с ликвидацией крупных предприятий и отрицательной динамикой объемов промышленного производства.
По продовольственному потенциалу картина в крае существенно другая. Здесь отмечается более равномерное распределение потенциала по территории региона и сосредоточение его в южных муниципальных образованиях с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями для сельского хозяйства. В городских округах Приморья на 2020 г. аккумулировано около 25 % всего валового производства сельскохозяйственной продукции. Тем не менее это важный экономический показатель, помогающий определить уровень района в продовольственном самообеспечении. Большая часть городов по полученным значениям коэффициента эффективности относится к 4 группе городов с неэффективным развитием.
Лидерами по объему сельскохозяйственной продукции среди городских округов на сегодняшний день являются Уссурийск и Артем. При этом надо отметить, что г. Уссурийск 10 лет назад более чем в два раза отставал по объемам валовой продукции от Артема, а в настоящее время существенно его опережает (рис. 1). Беря во внимание тот факт, что по объемам промышленного производства г. Уссурийск снизил свой уровень, можно говорить о происходящем в данный момент перепрофилировании города с промышленного производства на производство сельскохозяйственной продукции.
В г. Артем в динамике отмечается существенное сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции, что связано с прекращением деятельности крупных агропромышленных предприятий, таких как ЗАО «Михайловский бройлер» (производство мяса птицы) и крупнейший в Приморье тепличный комбинат «Суражевка», снабжавшие своей продукцией не только Приморский край, но и соседние регионы. Падение объемов производства более чем в 4 раза с 2014 по 2019 г. в городе, где в 2014 г. было аккумулировано около 20 % всей сельхозпродукции Приморского края, существенно отразилось на общих объемах производимого продовольствия. Среди всех городов края здесь отмечен самый низкий индекс эффективности, и это единственный город с отрицательной динамикой коэффициентов эффективности за 10 лет по объемам производства сельскохозяйственной продукции.
Рис. 2. Динамика производства валовой продукции сельского хозяйства в двух основных агроцентрах Приморского края, млн руб.
Заключение
В целом за 10 лет соотношение эффективных и неэффективных городов в крае осталось неизмененным: 3/7, причем как по производственному потенциалу, так и по продовольственному. Основу производственного потенциала формируют Владивосток, Арсеньев и Уссурийск, а продовольственного потенциала – Артем, Уссурийск и Лесозаводск.
Единственный город, который наиболее оптимально совмещает в себе высокий уровень как продовольственного потенциала, так и промышленного – г. Уссурийск в континентальной части края.
В целом при делении городов на приморские и континентальные отмечается, что в период с 2011 по 2015 г. основная часть промышленного и продовольственного потенциала была сосредоточена в прибрежной части и здесь же отмечаются более высокие коэффициенты эффективности. При этом в период с 2016 по 2020 г. по обоим показателям отмечается снижение темпов производств в прибрежной части и наращивание объемов в континентальной, но преобладающая роль прибрежной части в экономике края сохраняется, в основном за счет административного центра.
Подводя итог, можно сделать вывод о менее эффективном развитии хозяйства городов в прибрежной части края (Iпр = 0,96 / Iсх = = 0,85) по сравнению с континентальной (Iпр = 1,33 / Iсх = 1,58) в последнее десятилетие.
Работа выполнена при поддержке гранта РНФ No. 22-17-00186 «Потенциал приморских поселений для долгосрочного устойчивого развития: содержание и методы оценки на примере Тихоокеанской России».