Российский Дальний Восток является одним из наиболее отдаленных и наименее освоенных регионов страны, который развивается в условиях определенной экономической изоляции от остальной России. При этом Дальний Восток, названный президентом национальным приоритетом страны в XXI в., по праву можно считать стратегически важным для развития территориальной организации хозяйства всей страны [1].
В настоящее время основная масса мировых товарных и финансовых потоков сконцентрирована в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который территориально сопряжен с Дальним Востоком России. Особенно стоит отметить Китай, который после экономических реформ в конце ХХ в. стал одной из крупнейших мировых держав и продолжает наращивать свой потенциал. Неудивительно, что Китай после оздоровления политических отношений между нашими странами и в современных геополитических реалиях стал объектом пристального внимания России, а дальнейшее интегрирование Дальнего Востока в систему международных отношений АТР стало одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики страны. Таким образом, Китай, вместе с возрастающими и крепнущими связями по многим направлениям сотрудничества с Россией, стал фактором способным влиять на развитие Дальневосточного региона [2].
Целью данной работы стало исследование такого понятия, как китайский фактор развития, анализ его влияния на современную организацию хозяйства Дальнего Востока России.
Материалы и методы исследования
Для данной работы применялись методы структуризации и обобщенного анализа с использованием официальных данных Федеральной службы государственной статистики, статистика Дальневосточной таможенной службы, отчеты международных организаций, программы развития сотрудничества между двумя странами, данные официальных электронных сайтов.
Результаты исследования и их обсуждение
Заинтересованность двух стран в партнерстве создала предпосылки для активного развития связей между ними. Между сторонами в последний период активно развиваются связи по многим направлениям – внешнеэкономические, торговые, культурные, туристские, научные и пр. Наиболее очевидны и масштабны торговые связи.
Анализируя объемы товарооборотов и географию внешнеэкономического сотрудничества Дальнего Востока последних десятилетий, становится очевидно, что Китай давно закрепился в статусе главного зарубежного партнера. На Китай приходится больше трети торгового оборота Дальнего Востока. При этом в некоторых приграничных регионах доля торгового оборота с Китаем достигает 90 % (Еврейская автономная область (98 %), Забайкальский край (88 %)) [3].
Внешнеторговый оборот Дальнего Востока с Китаем в 2021 г. составил 13,9 млрд $ США (это 35,5 % от общего оборота). Экспорт – 8,7; импорт – 5,2 млрд $ США [4]. В целом отмечается положительная динамика и постоянное наращивание объемов двусторонней торговли. В структуре экспорта между Дальним Востоком и Китаем по-прежнему преобладающая доля принадлежит сырьевой группе товаров и товарам с минимальной переработкой, в то время как в импорте наибольшая доля приходится на продукцию машиностроения, электронного оборудования. Основные статьи дальневосточного экспорта представлены в таблице.
Если в региональной географии экспорта с Китаем просматривается участие многих регионов Дальнего Востока, обусловленное в первую очередь наличием в них необходимых природных ресурсов, то в импорте более 75 % всех торговых потоков проходит через Приморский край.
Обобщая, можно выделить несколько основных предпосылок, которые создают благоприятные условия и обуславливают активизацию сотрудничества двух стран в регионе в последние десятилетия:
− Благоприятные двусторонние политические отношения в последние десятилетия.
− Территориальное положение Дальнего Востока, который приближен и территориально сопряжен с Китаем, что дает ему конкурентные преимущества по сравнению с остальной частью России.
− Экономика Китая в настоящее время является одной из самых мощных и динамично развивающихся в мире, с огромным рынком потребления, что дает предпосылки для развития сотрудничества по многим направлениям.
− Природно-ресурсный потенциал Дальнего Востока, где расположен ряд крупнейших месторождений, газа, нефти, угля, урана, олова, полиметаллов, драгоценных металлов и минералов, кроме того, в регионе огромны запасы леса, пресной воды, водных биоресурсов.
− Взаимная заинтересованность сторон в сотрудничестве. Россия располагает богатыми природными ресурсами, в которых нуждается динамично развивающийся Китай, который может экспортировать широкий спектр товаров от продовольствия и товаров народного потребления до высокотехнологичной продукции, на которые есть спрос в России.
Основные статьи экспорта Дальнего Востока с Китаем в 2021 г.
Статья экспорта |
Млн $ США |
Регионы – основные экспортеры |
Экспорт |
||
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки и пр. |
3967,4 |
Сахалинская область 1896,8 млн $ США (48 %), Республика Саха – 1501,2 млн $ США (37,8 %) |
Руды, шлак и зола |
1904,1 |
Забайкальский край – 1267,8 млн $ США (66,6 %), Еврейская АО – 372,5 млн $ США (19,6 %), Чукотский АО 74,3 млн $ США (10,1 %) |
Рыба, ракообразные, моллюски и др. |
962,9 |
Приморский край – 566,7 млн $ США (58,8 %), Камчатский край – 160,3 млн $ США (16,6 %), Хабаровский край – 132,4 млн $ США (13,7 %), Сахалинская область 99 млн $ США (10,3 %) |
Древесина и изделия из нее |
794,5 |
Хабаровский край – 415,8 млн $ США (52,3 %), Приморский край – 246,3 (31 %), Республика Бурятия – 85,6 (10,8 %) |
Летательные аппараты, космические аппараты и их части |
417,2 |
Республика Бурятия 417,2 млн $ США |
Импорт |
||
Машины, оборудование и механизмы и их части |
1541,5 |
Приморский край – 1104,9 млн $ США (72 %) Забайкальский край – 170,3 млн $ США (11 %) |
Электрические машины и оборудование, их части |
981,0 |
Приморский край – 913,9 млн $ США (93 %) |
Пластмассы и изделия из них |
258,9 |
Приморский край – 227,3 млн $ США (88 %) |
Обувь, аналогичные изделия и их детали |
258,7 |
Приморский край – 205,9 млн $ США (80 %) Хабаровский край – 46,8 млн $ США (18 %) |
Средства наземного транспорта, кроме ж/д или трамвайного подвижного состава их части |
219,7 |
Приморский край – 141,6 млн $ США (64 %) Амурская область – 42,3 млн $ США (19,6 %) |
Составлено по [4].
Наряду с этими предпосылками в числе благоприятствующих факторов развития сотрудничества можно отметить наличие транспортной и приграничной инфраструктуры. Все функционирующие в настоящее время приграничные пункты пропуска России с Китаем расположены на Дальнем Востоке. Регион является связующим звеном между Китаем и западной частью страны, с развитой транспортной сетью. На его территории начинаются Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали, которые являются крупнейшими в мире и в настоящее время расширяются. Железные дороги оснащены инфраструктурой по перевалке сырья. На побережье Дальнего Востока России расположены такие крупные порты, как Находка, Восточный, Владивосток, Ванино, Советская Гавань, которые обеспечивают четверть российского портового грузооборота. Активно развивается в настоящее время трубопроводная сеть.
Однако наряду с позитивными для Дальневосточного региона факторами можно отметить и явно негативные. Так, специализация региона всего на одном торговом партнере сопряжена с определенными рисками. Например, это делает регион зависимым от любых колебаний конъюнктуры внешних рынков, ценовому диктату [3].
Китайский экспорт, наряду с неблагоприятными внутрироссийскими условиями производства, создал серьезную конкуренцию отечественному производителю, что привело к резкому сокращению объемов обрабатывающей промышленности, «работающими» преимущественно остались отрасли, связанные с добычей и первичной переработкой природных ресурсов [5].
Кроме того, неразвитое импортозамещающее производство обуславливает высокую зависимость потребительского рынка от импорта. Продукция отечественного производства хоть и имеет рост объемов производства, в последние годы сильно уступает зарубежным производителям. В связи с отсутствием собственной продовольственной базы в регион необходимо завозить извне более 50 % продовольственных товаров.
Недостаточно развитая транспортная и приграничная инфраструктура, низкая пропускная способность пунктов пропуска, нехватка современных перегрузочных терминалов и низкий технический уровень портовой инфраструктуры тормозят развитие сотрудничества.
Тем не менее совокупность благоприятствующих и лимитирующих факторов и геополитическая обстановка в мире обусловливают дальнейшее сохранение благоприятных российско-китайских отношений. В связи с этим уже сейчас необходим анализ наиболее приоритетных направлений сотрудничества, которые необходимо развивать в обозримом будущем.
Сейчас во время визитов правительства двух стран очень часто обсуждаются проекты сотрудничества по многим направлениям. Проанализировав отчеты международных организаций, программы развитий регионов и сотрудничества [6–8], можно выделить следующие основные направления сотрудничества.
Транспорт и логистика. Это одно из основных направлений сотрудничества, поскольку стороны связаны существенными грузопотоками в обоих направлениях и обе стороны заинтересованы в повышении эффективности перевозки грузов.
Так, совместная реализация проектов по развитию международных транспортных коридоров («Приморье-1» и «Приморье-2»), для транзита грузов из Китая через порты Дальнего Востока позволит сократить логистические затраты и снизить сопутствующие риски. В рамках проектов планируется строительство мостовых переходов через пограничные реки.
Нефтегазохимическая промышленность. На Дальнем Востоке России уже сформирован один из крупнейших как в России, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе центр нефтегазодобычи, а в настоящее время создается еще и центр нефтегазохимии глобального значения. Перспективным направлением для сотрудничества его делают крупнейшие в макрорегионе запасы нефти и газа (по состоянию на 2019 г. разведанные запасы нефти составили 1,3 млрд т и газа – более 4 трлн м3) [9]. Кроме того, в регионе уже есть действующие нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан», газопровод «Сила Сибири» и строится газопровод «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» с проектной мощностью газопровода 5,5 млрд м³.
Так, в Китай в 2021 г. экспортировано 1,7 млн т сырой нефти и более 2 млн м³ природного газа [4]. С участием китайских инвесторов в Амурской области был построен Амурский газоперерабатывающий завод ПАО «Газпром». Также на Дальнем Востоке реализуются инвестиционные проекты, такие как Восточный нефтехимический комплекс ПАО «НК «Роснефть» и Амурский газохимический комплекс ПАО «СИБУР Холдинг».
Освоение месторождений твердых полезных ископаемых. Китайская сторона заинтересована участвовать в проектах, связанных с разработкой и освоением новых месторождений, а в Дальневосточном регионе расположены крупнейшие в АТР запасы твердых полезных ископаемых, в том числе драгоценных металлов. Кроме того, Китай традиционно выступает одним из основных покупателей этой группы товаров. Так, в 2021 г. в Китай было экспортировано 17,7 млн т каменного угля, 4519 тыс. т железных руд, 301,5 тыс. т медных руд, 83 тыс. т цинковых, 50 тыс. т свинцовых, 19 тыс. т никелевых [4].
Лесная промышленность. Запас древесины Дальнего Востока по оценкам на 2021 г. составляет 25,5 млрд м3 (это более 30 % от общероссийского) [8]. Допустимый ежегодный объем заготовки древесины составляет 94 млн м3, при этом фактически заготавливается лишь 16,4 млн м3. В 2021 г. в Китай было экспортировано 5,5 млн т древесины и изделий из нее на сумму 797,4 млн $ США [4]. Новая утвержденная таможенная политика направлена на сокращение экспорта необработанной древесины. В регионах уже отмечается тенденция увеличения объемов обработанной древесины относительно необработанной. В перспективе также необходимо наращивать доли лесной продукции глубокой переработки.
Аквакультура. Огромная акватория Тихоокеанского побережья Дальнего Востока обладает во многом уникальным потенциалом для сотрудничества в сфере востребованной на рынке Китая аквакультуры. В 2021 г. на Дальнем Востоке добыто чуть более 1 млн т живой и охлажденной морской рыбы (это 77 % от общих объемов добычи морской рыбы страны). Также на регион приходится 95 % добычи ракообразных в стране (45,4 тыс. т) [8]. В 2021 г. в Китай экспортировано 313 т рыбы и ракообразных на 963 млн $ США [4].
Сельское хозяйство. Дальний Восток обладает огромными земельными ресурсами. Здесь расположены более 2 млн га посевных площадей и более 3,5 млн га пастбищ и сенокосов. В южных регионах вегетационный период длится от 120 до 200 дней, что позволяет развивать в регионе растениеводство, выращивать зерно, сою, кукурузу, рис и др. Также здесь благоприятные условия для развития птицеводства, молочного и мясного скотоводства. Дополнительным преимуществом является экологичность сельскохозяйственной продукции, выращенной и произведенной на российской территории, поскольку использование минеральных удобрений здесь ниже, чем в странах Азии.
Возможно привлечение китайских инвесторов для строительства животноводческих (в том числе свиноводческих) комплексов, кроме того развитие предприятий по переработке сельхозпродукции (например, возможна модернизация завода по производству сахара в Приморском крае).
Туризм. Пандемия нанесла огромный удар по туриндустрии, тем не менее туризм остается одной из перспективных форм сотрудничества, поскольку в регионе имеется множество уникальных природных и культурно-исторических объектов, являющихся местом притяжения туристов со всего мира, таких как вулканы и гейзеры Камчатки, природный парк «Ленские столбы» Республики Саха, оз. Байкал в Республике Бурятия.
В целом следует развивать современные формы торгово-экономического взаимодействия, прежде всего в сфере инвестиций, а также в производственной и технологической кооперации. В настоящее время Россия на Дальнем Востоке создает территории опережающего развития (ТОР), в которых предоставляются налоговые льготы и необходимые государственные услуги в упрощенном порядке, что способствует снижению рисков и повышению доходности для иностранных инвесторов. По объему инвестиций в ТОР Китай уверенно занимает 1 место.
Заключение
В обозримой перспективе, по мере укрепления российской экономики и в целом геополитического потенциала России, можно ожидать усиления связей между российским Дальним Востоком и Китаем. Благоприятную модель сотрудничества между Дальним Востоком России и Китаем обеспечивают в первую очередь взаимные интересы стран. Кроме того, сложная геополитическая ситуация на западе страны в настоящее время выступает катализатором к смещению интересов страны в международном сотрудничестве с западных рубежей на восточные и перераспределению товарных потоков, импортозамещению западных товаров китайскими. Сложившаяся ситуация приводит к закономерному увеличению товарных и инвестиционных потоков с Китаем, что в целом будет способствовать еще большей интеграции Дальнего Востока в систему российско-китайского сотрудничества.
Для российского Дальнего Востока Китай уже в настоящее время является важным фактором развития, так называемым китайским фактором, под которым мы понимаем выдающиеся экономические, социально-демографические, природно-ресурсные и др. свойства Китая, которые несут в себе совокупность как благоприятных, так и лимитирующих факторов, которые в своей совокупности образуют силу, способную влиять на развитие граничных с ним российских территорий.
Условием благоприятного влияния китайского фактора должно быть устранение лимитирующих факторов, реализация комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятных условий сотрудничества: в частности, наращивание экономического и демографического потенциала в регионе, качественное улучшение структуры экспорта, увеличение доли обработанной продукции. Развитие транспорта и логистики: оптимизация работы пунктов пропуска, их модернизация, расширение, создание новых или расконсервирование старых, развитие сети автомагистралей, железных дорог, модернизация аэропортов, развитие трубопроводного транспорта, развитие портового хозяйства и малой авиации.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что «китайский» фактор развития российского Дальнего Востока в целом благоприятен. Благоприятным он останется и в обозримой перспективе. Поэтому его необходимо масштабней и эффективней использовать и в дальнейшем. При этом некоторые направления сотрудничества нуждаются в более строгом контроле и регулировании.