Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE TOURIST STATUS OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: DYNAMICS AND SPATIAL FEATURES

Faronova Yu.V. 1
1 Ufa University of Science and Technology
The relevance of tourism for the socio-economic development of the country is determined by the contribution of the industry in the gross domestic product, the export of services in the world export of services, the dynamics of industry growth per year, including in comparison with the growth of GDP, the number of employed in the industry. The scientific and practical interest in the tourism space of the Russian Federation (RF) is due to differences in the level of development of tourist and recreational systems of the country’s subjects. The subject of the study is attributed to the stability of the positions of subjects of leaders and subjects of the autsiders of the Russian Federation on tourist status according to calculations for 2013, 2019, 2020. An integral indicator is calculated, reflecting the positions of the constituent entities of the Russian Federation in the field of tourism (“tourist status of the subject”). Relative statistical indicators were used to calculate the indicator: the number of Russian citizens located in collective accommodation agents per 1000 people.; the number of foreign citizens accommodated in collective accommodation agents per 1000 people; the number of travelpackets implemented by the population per 1000 people.; The number of travel companies per 1000 people. These indicators are designed by the author. Analystation of a change in the country’s tourist space was carried out on the basis of the ranking of subjects of the country on tourist status for 2013, 2019, 2020. The subjects of the leaders, the subjects of the Autsiders on the rating positions in the field of tourism are determined. For this, the indicator of the tourist status of the subject was compared with the indicator of the tourist status calculated for the Russian Federation. Reflecting trends in the development of tourism at the level of the country’s subjects according to calculations for 2013, 2019, 2020.
tourism
subjects of the country
tourist status
ranking
trends

Актуальность туризма для социально-экономического развития страны определяется вкладом отрасли в валовой внутренний продукт, экспортом услуг в мировом экспорте услуг, динамикой роста отрасли за год, в том числе в сравнении с ростом ВВП, количеством занятых в отрасли. По данным Агентства стратегических инициатив РФ, в 2019 г. вклад туризма в мировой ВВП составил 10 %, удельный вес туризма в экспорте услуг на мировом уровне – более 28 %, рост отрасли был выше роста мирового ВВП (более 3,5 %); в РФ роль туризма в ВВП страны оценивалась в 5,5 трлн руб. (5 % ВВП), Россия занимала 39 место из 140 стран по индексу конкурентоспособности в сфере туризма, 5 место по природно-культурному потенциалу [1]. Практическая значимость определения туристского статуса субъектов страны определяется необходимостью формирования политики структуризации регионов по туристской специализации, формированием конкурентоспособного туристского продукта с учетом дифференциации туристского пространства, разработкой мастер-планов туристских территорий и вовлечением периферийных регионов в туристское развитие страны [2, с. 85]. Развитие туризма в РФ предполагает «мониторинг туристско-рекреационных ресурсов в пространственном аспекте, использование типового туристско-рекреационного паспорта, определение перспективных туристских направлений, выделение приоритетных туристских территорий, формирование методологии пространственного развития» [3, с. 60], что определяет практическую актуальность проведения аналитики туристского пространства страны.

Цель исследования заключается в определении тенденций динамики и пространственных особенностей туристского статуса субъектов Российской Федерации за 2013, 2019, 2020 гг. Анализ пространственных различий РФ по туристскому статусу (ТС) на уровне субъектов страны за 2013, 2019, 2020 гг. позволяет определить ведущие, средние, отстающие субъекты и субъекты-аутсайдеры страны в сфере туризма.

Материалы и методы исследования

Методика работы включает следующие этапы:

1) формирование базы данных для работы (статистические показатели по данным Росстата и упраздненного Ростуризма: численность населения субъектов РФ; количество российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения; количество иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения; количество турпакетов, реализованных населению; количество туристских фирм) [4, 5];

2) расчет относительных показателей: количество российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, в расчете на 1000 чел. (показатель А); количество иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, в расчете на 1000 чел. (показатель Б); количество турпакетов, реализованных населению, в расчете на 1000 чел. (показатель В); количество туристских фирм в расчете на 1000 чел. (показатель Г). Показатели рассчитаны за 2013, 2019, 2020 гг. в разрезе субъектов РФ;

3) расчет интегрального показателя туристского статуса (ТС) субъекта РФ по формуле missing image file. Чем выше значение рассчитанного показателя, тем более высокий туристский статус занимает субъект РФ;

4) определение субъектов страны по типам и уровню туристского статуса. Основные градации для оценки: а) при превышении показателя ТС субъекта над показателем ТС РФ (соотношение 1,0 и более) данные субъекты относятся к типу ведущих по ТС субъектов страны (субъекты-лидеры); б) при соотношении в диапазоне 0,7–0,99 формируется тип приоритетных субъектов по ТС; в) при соотношении в диапазоне 0,4–0,69 формируется тип отстающих субъектов страны по ТС (отстающие субъекты); г) при соотношении менее 0,4 формируется тип субъектов-аутсайдеров по ТС.

Цель аналитики заключается в определении пространственной динамики туристского статуса субъекта страны с 2013 г. к 2019 и 2020 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты расчетов и ранжирование субъектов РФ по туристскому статусу отражены в табл. 1.

Динамика количества субъектов страны по типам и уровню туристского статуса представлена на рис. 1.

В туристском пространстве России динамика типов субъектов по туристскому статусу определялась нарастанием негативных тенденций. Это определяется переходом от доминирования группы отстающих и приоритетных субъектов в 2013 г. к доминированию группы отстающих субъектов и субъектов-аутсайдеров в 2019 г. Ситуация негативного доминирования в туристском пространстве страны укрепилась и ухудшилась в 2020 г. вследствие преобладания в структуре субъектов страны по типам туристского статуса субъектов-аутсайдеров и отстающих субъектов. Расширение туристского пространства субъектов-аутсайдеров было обусловлено ухудшением уровня туристского статуса субъектов, которые в 2013 г. были представлены в типе «отстающих субъектов»: это Ненецкий АО, Якутия, Ханты-Мансийский АО (ХМАО), Томская, Ивановская, Орловская области, Еврейская АО, Башкортостан, Липецкая, Волгоградская, Кемеровская, Кировская области, Калмыкия, Ямало-Ненецкий АО (ЯНАО), Брянская область, Удмуртия, Чувашия. Группа субъектов-аутсайдеров с неизменным статусом аутсайдеров включает Тыву, Хакасию, Мордовию, Марий Эл, Карачаево-Черкессию, Адыгею, Северную Осетию, Курскую, Тамбовскую, Саратовскую, Курганскую, Оренбургскую области.

Таблица 1

Ранжирование субъектов РФ по показателю туристского статуса за 2013, 2019, 2020 гг.

Субъект РФ

Показатель туристского статуса субъекта страны

Ранг субъекта страны

по показателю туристского статуса

 

2013 г.

2019 г.

2020 г.

2013 г.

2019 г.

2020 г.

Российская Федерация

67,5

100,8

53,6

Город Москва

125,0

191,3

132,5

2

2

1

Город Санкт-Петербург

170,9

252,0

105,7

1

1

2

Республика Карелия

105,9

171,3

84,6

5

3

3

Республика Крым

0,0

119,1

76,8

7

4

Краснодарский край

63,0

114,2

66,6

16

8

5

Мурманская область

56,4

87,8

65,8

23

20

6

Республика Алтай

107,0

94,2

61,2

4

14

7

Калининградская область

84,7

123,9

60,7

8

5

8

Севастополь

0,0

106,0

59,1

12

9

Калужская область

83,0

97,1

56,0

9

13

10

Республика Татарстан

66,3

93,7

51,7

12

15

11

Тверская область

47,2

70,1

47,7

34

26

12

Камчатский край

69,2

119,2

46,1

11

6

13

Ярославская область

48,2

106,9

45,5

32

11

14

Хабаровский край

64,1

108,1

45,2

15

10

15

Псковская область

62,6

88,5

44,8

17

19

16

Новосибирская область

60,7

78,2

43,6

19

22

17

Московская область

55,7

77,4

43,4

24

24

18

Сахалинская область

79,6

89,0

42,8

10

18

19

Иркутская область

62,1

83,8

42,1

18

21

20

Тюменская область без АО

58,4

75,6

42,1

21

25

21

Приморский край

114,4

158,4

39,6

3

4

22

Свердловская область

64,9

78,1

38,3

13

23

23

Самарская область

50,2

56,0

37,2

29

35

24

Астраханская область

59,1

61,7

36,0

20

32

25

Амурская область

85,4

111,5

35,7

7

9

26

Новгородская область

94,2

92,4

34,6

6

17

27

Магаданская область

57,6

61,8

34,0

22

31

28

Нижегородская область

53,1

68,0

34,0

26

28

29

Пермский край

47,3

54,7

33,2

33

39

30

Ленинградская область

28,5

68,4

32,6

64

27

31

Тульская область

36,1

51,2

29,4

46

41

32

Ростовская область

35,9

55,7

29,1

48

37

33

Омская область

53,5

53,2

28,8

25

40

34

Вологодская область

47,0

55,9

28,8

35

36

35

Архангельская область без АО

48,4

67,7

27,9

31

29

36

Костромская область

45,4

56,5

27,9

38

34

37

Рязанская область

30,9

47,2

27,7

56

45

38

Челябинская область

44,5

47,3

27,4

40

44

39

Ставропольский край

46,3

55,6

26,3

37

38

40

Республика Коми

51,8

48,4

26,3

28

43

41

Владимирская область

64,3

92,9

26,1

14

16

42

Красноярский край

43,9

57,2

26,1

42

33

43

Ульяновская область

30,0

41,9

26,0

59

51

44

Забайкальский край

44,8

48,7

24,7

39

42

45

Алтайский край

33,8

44,8

23,6

50

46

46

Белгородская область

21,8

40,2

23,3

70

56

47

Смоленская область

42,0

43,8

23,1

43

48

48

Республика Бурятия

46,9

66,6

23,1

36

30

49

Пензенская область

21,1

35,6

21,4

72

64

50

Воронежская область

17,8

40,0

21,3

75

58

51

Кировская область

30,8

40,1

21,1

57

57

52

Ненецкий автономный округ

52,9

39,4

21,1

27

59

53

Республика Башкортостан

32,9

42,5

21,1

52

49

54

Томская область

41,1

40,8

20,5

44

53

55

Удмуртская Республика

30,0

40,4

19,9

58

55

56

Ивановская область

36,8

40,7

19,9

45

54

57

Орловская область

34,9

34,1

19,8

49

69

58

Ханты-Мансийский АО – Югра

44,0

42,0

19,5

41

50

59

Курская область

23,1

35,0

19,4

68

65

60

Волгоградская область

32,0

38,4

19,3

53

60

61

Липецкая область

33,2

41,3

19,2

51

52

62

Республика Хакасия

20,7

37,9

17,9

73

61

63

Чувашская Республика

27,1

32,7

17,9

65

72

64

Брянская область

29,5

34,7

17,6

61

67

65

Ямало-Ненецкий АО

29,9

33,9

17,4

60

70

66

Кемеровская область – Кузбасс

31,7

34,4

17,1

54

68

67

Оренбургская область

28,7

36,8

16,4

62

62

68

Республика Марий Эл

23,7

33,3

15,9

67

71

69

Саратовская область

22,8

25,1

15,7

69

74

70

Курганская область

21,6

34,8

15,4

71

66

71

Еврейская автономная область

36,0

35,9

14,4

47

63

72

Республика Саха (Якутия)

49,8

43,9

14,2

30

47

73

Республика Калмыкия

31,1

24,9

13,7

55

76

74

Республика Северная Осетия – Алания

10,2

17,7

12,6

80

79

75

Республика Адыгея

24,1

24,2

12,3

66

77

76

Тамбовская область

15,1

26,3

12,1

77

73

77

Республика Мордовия

20,7

24,9

12,0

74

75

78

Карачаево-Черкесская Республика

13,1

20,2

9,1

78

78

79

Республика Тыва

17,5

14,5

8,1

76

81

80

Чукотский автономный округ

28,6

13,0

7,9

63

82

81

Кабардино-Балкарская Республика

10,8

15,3

6,6

79

80

82

Чеченская Республика

3,6

10,0

2,7

81

83

83

Республика Дагестан

2,0

7,3

1,8

82

84

84

Республика Ингушетия

0,0

3,0

0,7

85

85

Рассчитано автором.

missing image file

Рис. 1. Динамика количества субъектов РФ по типам и уровню туристского статуса в 2013, 2019, 2020 гг.

Таблица 2

Количество размещенных иностранных граждан в КСР в расчете на 1000 чел. за 2013, 2019, 2020 гг. (субъекты с превышением показателя относительно РФ)

 

2013 г.

 

2019 г.

 

2020 г.

Санкт-Петербург

206,09

Санкт-Петербург

420,92

Москва

86,66

Москва

151,35

Москва

408,12

Санкт-Петербург

56,32

Приморский край

60,89

Приморский край

211,75

Мурманская область

41,78

Калужская область

59,13

Иркутская область

114,75

Иркутская область

22,80

Новгородская область

59,00

Калининградская область

98,45

Амурская область

16,63

Республика Карелия

54,26

Владимирская область

89,52

Приморский край

14,75

Калининградская область

53,26

Новгородская область

80,78

РФ

14,74

Сахалинская область

46,18

Республика Карелия

77,18

   

Псковская область

38,87

Мурманская область

74,91

   

Амурская область

34,48

РФ

73,97

   

РФ

30,96

       

К особенностям динамики туристского пространства страны можно отнести формирование ядра – группы субъектов-лидеров по ТС и его относительную стабильность без нарастания позитивных тенденций. Москва, Санкт-Петербург, Калужская область, Карелия, Калининградская область, Крым и Севастополь, Краснодарский край, Республика Алтай – это субъекты-лидеры по ТС с относительно стабильным лидерским статусом. С течением времени данный тип не расширился за счет новых субъектов. Негативным процессом развития туристского пространства страны можно считать потерю рядом субъектов-лидеров своего статуса и переход в группу приоритетных (это Новгородская область, Амурская область, Приморский край, Сахалинская область, Камчатский край).

Лидерские позиции субъектов объясняются разными причинами: наличием туристских ресурсов российского и мирового значения (Санкт-Петербург, Москва), яркими природными туристскими ресурсами и выгодным размещением относительно субъектов-лидеров и потребительского спроса (Карелия), транзитно-географическим положением в сочетании с историческими городами и объектами экологического туризма (Калининградская область), специализацией на санаторно-курортном отдыхе и летним высоким сезоном отдыха вследствие физико-географических предпосылок для туризма (Крым, Краснодарский край), а также социально-демографическим благополучием [6, с. 80], комплексом современных видов туризма и формированием инфраструктурного комплекса отдыха, развлечений, гостеприимства [7, с. 175]. Приморский край, Амурская область не сформировали известные туристские дестинации, отличаются высоким рангом в рейтинге размещения иностранных граждан по причине их приграничного положения с Китаем. Экзотичная природа Камчатского края в сочетании с высокой стоимостью организации отдыха сделала его привлекательным для иностранных туристов.

missing image file

Рис. 2. Количество российских граждан, размещенных в КСР, в расчете на 1000 чел.

Сократился такой показатель, как количество размещенных иностранных граждан в коллективных средствах размещения (КСР), в расчете на 1000 чел. (табл. 2) за рассматриваемые годы. Ситуация 2020 г. по данному показателю стала хуже ситуации 2013 г. как в РФ в целом, так и в субъектах-лидерах страны (табл. 2).

В субъектах РФ увеличился удельный показатель количества российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения (рис. 2), что свидетельствует о тенденции роста внутреннего туризма в РФ.

Существенная поляризация туристского пространства возникает в окружении Москвы и Санкт-Петербурга. Москва окружена субъектами, входящими в состав приоритетных (Ярославская, Московская области), отстающих (Тульская, Рязанская, Владимирская, Смоленская области). Санкт-Петербург расположен в окружении лидирующего субъекта (Карелия), приоритетных (Ленинградская, Псковская, Новгородская, Вологодская области). Уровень туристского пространства вокруг Санкт-Петербурга выше по сравнению с Москвой.

В Северо-Кавказском федеральном округе (ФО) 6 из 7 субъектов отнесены к группе аутсайдеров на фоне реализации проектов горнолыжного сектора в Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Чечне, Кабардино-Балкарии, также инвестиций в социально-экономическое развитие и инфраструктурный комплекс региона [8, с. 2]. В Приволжском ФО 8 субъектов отнесены к аутсайдерам со снижением позиции в динамике (Оренбургская область, Башкортостан, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Кировская, Саратовская области), 5 – к отстающим (Нижегородская область, Пермский край, Самарская, Пензенская, Ульяновская области), Татарстан – к приоритетному типам. Отмечается, что «виды туристско-рекреационных продуктов Приволжского ФО требуют значительных инвестиций в туристскую инфраструктуру, актуально формирование высокого качества обслуживания, переход к эффективному брендингу туристских территорий [9, с. 137], в регионе реализуются программы промышленного туризма [10, с. 145]. В Уральском, Сибирском, Дальневосточном ФО только Алтайский край представляет субъекты-лидеры. Свердловская, Иркутская, Новосибирская области, Камчатский, Приморский, Хабаровский края и Сахалинская область вошли в тип приоритетных субъектов. Курганская область, ХМАО, ЯНАО, Тыва, Хакасия, Кемеровская, Томская области, Якутия, Еврейская АО вошли в тип субъектов-аутсайдеров. Барьеры и особенности развития туристского пространства данного региона – это «первичный сектор экономики, преобладание природных туристских ресурсов, неустойчивые доходы населения, экологические конфликты, некачественная инфраструктура или ее отсутствие» [11, с. 11].

Заключение

Дифференциация туристского пространства РФ подтверждается рассчитанным показателем туристского статуса субъектов страны, определяется совокупностью признаков: уровнем развития средств размещения, транспортной инфраструктурой, сезонностью отдыха, качеством организации отдыха, ролью туризма как точки роста и развития на региональном уровне, уровнем системной поддержки туризма, стоимостью отдыха и уровнем жизни населения, проектированием развития специальных видов туризма.