Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ACCURACY ASSESSMENT OF GLOBAL GEOID MODELS ON THE TERRITORY AFGHANISTAN

Safari M.A. 1, 2 Luong T.L. 2
1 Kabul Polytechnic University
2 State University of Land Management
Recently, one of the main methods used in the field of geodesy Global Navigation Satellite System (GNSS). GNSS provide three-dimensional coordinate, which calculate altitude above the ellipsoid. For engineering purposes, orthometric heights, i.e., heights above the geoid, are used; global geoid model (GMG) will produce orthometric heights. In this study, the possibility of using a variety of geoid models to determine the orthometric altitudes of points on the Earth’s surface for the territory of Afghanistan was analyzed based on GNSS measurements. The accuracy of geoid models was evaluated by differences in elevation anomalies calculated for satellite measurement points from ground-based measurements and model data. To estimate and analyze the application of GMG for Afghanistan, geoid heights from the last five global models (EGM2008, EIGEN-6C4, GECO, SGGUGM-1 and XGM2019e_2159) were compared with geoid heights on GNSS/leveling points. The objectives of this process were to take the advantage of global geoid models in areas where not illuminated by GNSS/leveling and to improve the accuracy of local models while minimizing geoid error. In this study, the analysis and evaluation of the global geoid model carried out employing GNSS levelling at various distances and different topographic conditions. In this study, accuracy assessments and global model selection for Afghanistan was carried out in three locations: Bamyan–Baghlan highway, Kabul–Torkham highway and Jabalsraj–Hawak highway. The results of analyzes indicated that the XGM2019e_2159 global model is more accurate for territory of Afghanistan compared to the others based on root mean square error (RMSE). The XGM2019e_2159 error value on three traces is 0.010m per kilometer compared to GNSS/leveling points.
analysis and evaluation of accuracy
GNSS/leveling
global geoid model
relief
root mean square errors

Применение спутниковых методов основано на использовании геоцентрических координат, для решения инженерных задач в этих областях эффективно используются спутниковые данные с известными значениями параметров земного эллипса и формы геоида. ГНСС представляют трехмерные координаты, которые обеспечивают высоту над эллипсоидом. Геодезические высоты имеют только математическое обоснование, не обладающее физическим значением. Ортометрические высоты применяются в геодезических работах, т.е. высоты над геоидом с помощью ГГМ [1]. Именно эти модели можно рассматривать как эталон для выполнения геодезических работ [2].

Последние варианты моделей ГГМ приобретают все более детальную и точную форму, теперь глобальная топография определяется спутниковыми методами независимо от данных наземного гравитационного поля [3].

Международный центр глобальных моделей Земли (ICGEM) постоянно анализирует производительность каждой новой выпущенной модели ГГМ по нескольким контрольным пунктам ГНСС/нивелирования по всему миру [4]. На настоящий момент существует около 200 моделей гравитационного поля Земли (ГПЗ), выражающих гравитационное поле Земли и, соответственно, высоты геоида сферическими, гармоническими, базисными функциями [5].

Самыми современными спутниками, которые внесли большой вклад в совершенствование моделирования глобального гравитационного поля, являются специальные гравитационные миссии CHAMP (CHAllenging Minis satellite Payload) [6], GRACE (Gravity Recovery And Climate Experiment) [7]. Известно, что гравиметрическая модель геоида может быть подвергнута ошибкам из-за погрешностей как в наблюдаемых гравитационных данных, так и в конкретном районе [8].

Точность глобальных моделей различается от нескольких сантиметров до нескольких метров в разных странах, это зависит от точности и количества используемых данных.

Для районов с горной местностью разница между высотами геоида на ГГМ и высотами, полученными геометрическим методом, может достигать нескольких метров [9].

Локально рассматриваемое моделирование ГГМ удобнее в районах с относительно однородным полем. Поэтому, если поле в моделируемой области имеет сложную структуру, рекомендуется сначала разделить его на области, в каждой из которых поле однородно [10].

Поэтому исследование глобальных моделей может помочь установить и выбрать наиболее подходящую глобальную модель, которая наилучшим образом соответствует спектральным свойствам гравитационного/геоидного поля в районе Афганистана.

Афганистан имеет очень разнообразный рельеф, а большая часть центральной и северо-восточной территории страны представляет собой очень высокие горы, где сбор данных практически невозможен. Поэтому при создании и оценке точности глобальной модели необходимо знать, какая модель имеет наилучшую точность. В данном исследовании пять последних глобальных моделей проанализированы и оценены с помощью данных ГНСС/нивелирования. Кроме того, оценивалось влияние рельефа, плотности контрольных пунктов на повышение или уменьшение точности модели.

Сравнение геопотенциальных моделей с независимыми данными на исследуемой территории является наиболее информативным способом определения наиболее подходящей ГГМ для последующих исследований гравиметрического геоида. Модель геопотенциала, которая обеспечивает наиболее близкое статистическое соответствие наблюдаемым наземным данным, может быть принята за наиболее подходящую модель для определения гравиметрического геоида в Афганистане, таким образом, целью данного исследования является анализ и оценка глобальной модели геоида с использованием ГНСС/нивелирования на различном расстоянии и разным топографическим состоянием на территории Афганистана.

Материалы и методы исследования

Выбор глобальной модели геоида на территории Афганистана в этом исследовании осуществлён в трёх местах: автотрасса Бамиан–Баглан в центре Афганистана, автотрасса Торхам–Кабул на юго-востоке и трасса Джабальсраж–Хавак восточнее Афганистана. На рисунке 1 показано расположение зоны исследования.

Автотрасса Бамиан–Баглан простирается примерно на 83 км под углом 238°11'53", средняя высота 1154 м, начинается в Души (φ = 35°36'9.63", λ = 68°40'9.78", провинция Баглан, кончается в регионе Бамиан (φ = 35°13'47.7", λ = 67°58'10.6"), трасса включает 22 ГНСС и нивелирные пункты на среднем расстоянии 4 км.

Маршрут Джабальсраж–Хавак – это горный район, который начинается из района Джабальсраж под углом 50°2'21" (φ = 35°07'14.88", λ = 69°13'57.05"), на расстоянии более 120 километров, заканчивается в Хавах на φ = 35°45'54.49", λ = 70°11'09.67". В этом маршруте расположено 63 пункта ГНСС и нивелиров на среднем расстоянии 1.5 км, средняя высота этой трассы равна примерно 2269 метрам.

Маршрут Кабул–Торхам начинается под направлением 104°31'40" от Кабул при (φ = 34°42'40.41", λ = 69°14'13.13"), на расстоянии более 200 км, заканчивается на Торхам (φ = 34°07'42.37", и λ = 71°05'08.04". На дороге Кабул–Торхам 43 ГНСС и нивелирных пунктов, которые расположены на среднем расстоянии около 5 км, средняя высота этой трассы составляет примерно 838 метров.

missing image file

Рис. 1. Области исследования

Погрешность ортометрической высоты определения равна missing image file. Геодезические высоты рассчитывались для каждой станции с погрешностью не более ±1.5 см. В данном исследовании выбрано несколько ГМГ из веб-сайта Global Gravity Field Models по основным признакам: максимальная степень и порядок, различные источники данных, современность и средние квадратические значения, разница высот геоида на контрольные пункты ГНСС/нивелирования. По критериям модели XGM2019e_2159, SGG-UGM-2, GECO, EIGEN-6C4 и EGM2008 являются наиболее подходящими моделями.

Для получения оценки точности глобальной модели на исследуемой территории необходимо сравнить ее высоту с высотой ГНСС/нивелирования, которая обладает высокой точностью. Это сравнение поможет выяснить, какая глобальная модель имеет наилучшую точность на исследуемой территории, и для каких геодезических работ можно использовать. Этапы ее реализации следующие:

Высота геоида в контрольных пунктах вычисляется по следующей формуле [11];

ζГНСС/нивил = Н – Нg. (1)

где ζГНСС/нивил – высота геоида, H – геодезическая высота и Нg – ортометрическая высота.

• Получение высоты желаемых глобальных моделей (ζГMЗ) из сайта Международного центра глобальных моделей Земли (ICGEM)

• Вычисление разности между высотами ζГГМ и ζНСС/нив;

∆ζ = ζНСС/нив – ζГГМ (2)

где ∆ζ – разности высот геоида, ζНСС/нив – измеренная высота геоида, ζГГМ – высоты геоида из глобальных моделей Земли.

Точность ГГМ оценена по следующей формуле

missing image file (3)

где СКП – среднеквадратичная погрешность, n – число измерений.

missing image file

Рис. 2. Блок-схема используемой методики

Процесс реализации получения результатов исследования представлен на рисунке 2.

Результаты исследования и их обсуждение

Соответствие ГГМ локальным наблюдаемым данным ГНСС/нивелирования в районе Афганистана не очень хорошее из-за того, что в создании этих моделей было использовано меньше наземных данных. Афганистан имеет очень разнообразный рельеф, а большая часть центральной и северо-восточной территории страны представляет собой очень высокие горы, где сбор данных практически невозможен. Соответственно, можно ожидать большую неоднородность наблюдаемых данных по сравнению с глобальными моделями геопотенциала из-за особенностей условий поля.

Как следует из рисунков 3, 4 и 5 из сравнения пяти выбранных глобальных моделей в районах исследования с пунктами ГНСС/нивелирования, ни одна из этих моделей не имеет одинаковых значений высоты геоида (ζ).

Оценки точности глобальных моделей определяются по величине СКП, которая получается из разницы их высоты относительно пункта ГНСС/нивелирования (∆ζ). В таблице 1 показаны значение СКП глобальных моделей геоидов EGM2008, EIGEN-6C4, GECO, SGG-UGM-2 и XGM2019e_2159, на трассах Бамиан–Баглан, Жабальсраж–Хавак, и Кабул–Турхам.

missing image file

Рис. 3. Значение ζ из ГГМ и ГНСС/нивелирование на трассы Бамиан–Баглан

missing image file

Рис. 4. Значение ζ из ГГМ и ГНСС/нивелирование на трассы Кабул–Турхам

missing image file

Рис. 5. Значение ζ из ГГМ и ГНСС/нивелирование на трассы Жабальсраж–Хавак

Таблица 1

Значение СКП глобальных моделей геоидов трассах Бамиан–Баглан, Жабальсраж– Хавак, и Кабул–Турхам

Параметр (м)

EIGEN-6C4

SGG-UGM-2

XGM2019e_2159

GECO

EGM2008

СКП

(Бамиан–Баглан)

0.096

0.098

0.080

0.256

0.198

СКП

(Жабальсраж–Хавак)

0.183

0.170

0.121

0.335

0.185

СКП

(Кабул–Турхам)

0.307

0.324

0.170

0.258

0.551

Согласно результатам оценки, глобальные модели, выбранные в районе исследования, имеют различные значения СКП, поэтому нужно выбрать модель, которая имеет наименьшее значение СКП на всех трассах. Модель XGM2019e_2159 является наиболее подходящей в районе исследования (рис. 6).

missing image file

Рис. 6. Значение СКП глобальных моделей геоида на территории Афганистан

Согласно таблице 1 и рисунку 6 видно, что на территории Афганистана из пяти выбранных ГГМ точности модель XGM2019e_2159 по величине СКП имеет лучший результат по сравнению с другими ГГМ. Значение погрешности модели XGM2019e_2159 на трассах Бамиан–Баглан, Жабальсраж–Хавак и Кабул–Турхам составляет 0,08 м, 0,120 м и 0.170 м, соответственно, на расстояниях 83 км, 120 км и 200 км. Это означает, что точность глобальной модели XGM2019e_2159 снижается на один сантиметр на каждом километре расстояния от пункта ГНСС/нивелирования. Таким образом, чтобы определить правильную высоту геоида в любой точке (