В течение двух столетий на территории Приморья формировался своеобразный механизм районирования и территориального структурирования, характеризующийся процессом становления территориальной ячейки по отношению к основным хозяйственным и промышленным центрам, магистральным и транспортным путям, выполняющим роль соединительных линий, как центров-фокусов (пульсаров), так и ко всему прилегающему площадному пространству. Особая роль в этом процессе отводилась государству, как главному субъекту осуществления политики экономического преобразования территории Приморского края. Здесь формирование территориальных единиц определялось по принципу национальной принадлежности и административно-экономической целесообразности.
Одним из основных районообразующих компонентов, объясняющих сложившуюся систему образования районов, является территориальная структура. Она как базовая «генерализирующая, «стержневая» категория охватывает многие основополагающие геополитические, историко-политические и экономические события, интерпретируя их в качестве политических решений в своеобразное территориальное устройство, состоящее из структуроорганизующих и структурообразующих, взаимодополняющих и взаимозависимых элементов, таких как линейные, ареальные и узловые (таблица).
Представленные авторами данные составляют основу территориального структурирования, взаимосвязь которых образует опорный каркас любой исследуемой территории.
В целом интерпретированный парадигмальный материал территориального структурирования как нельзя лучше объясняет определенные концепты освоения, заселения, и районообразования любого ареального пространства, имеющего уникальное положение в географическом, политико-экономическом, стратегическом, геополитическом отношении.
Элементы территориальной структуры выступают в качестве объектов наполняемости территории и как нельзя лучше объясняют сложившийся и функционирующий в политической практике механизм районообразования и структурирования Приморья. Процесс их становления и развития в полной мере охватывает выбранный временной континуум, что позволяет рассмотреть особенности районирования и территориального структурирования юга Приморского края и проследить историко-политическую специфику формирования его административно-территориального деления и территориального устройства в ретроспективе. Сложившаяся здесь система районообразования стала результатом политической практики становления и развития элементов территориальной структуры, о чем свидетельствует факт освоения и экономического развития российским государством территории юга Приморья, который имел сугубо политический характер и был направлен на реализацию правительством первостепенной задачи – присоединить и удержать данную территорию в составе государства. Ее решение органами власти осуществлялось посредством становления элементов территориальной структуры, которые выступали в качестве геостратегических точек и линий политического каркаса российского присутствия в регионе.
Цель исследования состоит в комплексном исследовании особенностей районообразования и территориального структурирования юга Приморского края в темпорально-временном континууме и оценке их параметрических характеристик.
Элементы территориальной структуры
Элементы территориальной структуры |
Характеристика |
Примеры |
Узловые |
Компактные территориальные образования, занимающие относительно небольшую по размерам площадь |
Населенные пункты – города, поселки городского типа, села, деревни |
Линейные |
Интеграционное образование, характеризующееся протяженностью и служащее основой оформления пространственного единства территории |
Магистрали, проселочные дороги, тропы, инфраструктура |
Ареальные |
Площадные образования, пространственный резерв для развития опорного каркаса |
Территория для освоения, периферия |
Материалы и методы исследования
Политическая практика районирования и территориального структурирования имеет обширную исследовательскую базу. Однако разработанные концепции раскрывают определенные теоретические и практические вопросы и механизмы районообразования, а также проблематику становления и развития территориального структурирования и создания опорного каркаса любого площадного образования. При этом основным аспектом данных процессов выступают обусловленные факторы экономико-политического, социального и геополитического характера, элементы структурирования, параметры развития производств. Совокупный их анализ дает полное представление об особенностях районирования и территориального структурирования ареального пространства. В связи с этим авторы исследования считают необходимым провести ретроспективный анализ процесса районирования, становления и развития территориального структурирования уникальной по параметрическим характеристикам территории юга Приморского края. Проведение данного исследования позволит выделить особенности районообразования Приморья, определить политические и экономические черты структурообразования и формирования элементов системы и построения каркасной конструкции исследуемого края.
Использование авторами комплексного подхода позволит иерархически систематизировать политическую практику процесса становления и развития территориальной структуры юга Приморского края и выделить механизмы и особенности его районирования. Анализ территориальной организации основных элементов системы и их структуроорганизующего и структурообразующего функционального взаимодействия разрешит вопросы развития и перспективного роста производственных и хозяйственных объектов, транспортных и инфраструктурных линий, а также прилегающих территорий как основных аспектов взаимного процесса создания и формирования опорного каркаса, в пределах исследуемого районообразования – юга Приморья.
Результаты исследования и их обсуждение
Процесс районообразования уникальной в экономико-географическом и геополитическом отношении территории юга Приморского края осуществлялся правительством одновременно с колонизацией региона. Это делалось для удобства территориального управления отдаленной от европейской части российского государства территорией. И начался он гораздо раньше, чем были подписаны Айгуньский и Пекинский договоры, согласно которым за Россией юридически закреплялась территория нынешнего Приморского края. Об этом свидетельствует становление первых узловых элементов на юге Приморской области. Они располагались вдоль реки Уссури, очерчивая будущую границу российского государства. Их образование носило политический характер и осуществлялось преимущественно казаками, вследствие чего их функции сводились к военно-административным, что соответствовало протоузлам – низший тип узловых элементов. На основании проведенного анализа авторами были определены подтипы узловых элементов территориальной структуры (рис. 1).
Рис. 1. Подтипы узловых элементов территориальной структуры
Одновременно с ними создавались первичные узлы, такие как Камень-Рыболов, Раздольное, Никольск, Шкотово, Пермское и др. Их становление было связано с освоением прилегающих ареальных пространств, удаленных от протоузлов, с целью осуществления ими хозяйственной и промышленной деятельности [1]. Так были сформированы из узловых элементов территориальной структуры оборонительные линии и официально установлена государственная граница юга Приморского края, проходившая вдоль реки Уссури. Параллельно процессу становления узловых элементов территориальной структуры правительство решало проблему районирования. Здесь согласно постановлению государственного совета от 14 ноября 1856 г. была образована Приморская область, в состав которой вошли Камчатка, территория Нижнего Амура и о. Сахалин [2]. Административным центром ее стал город Николаевск-на-Амуре. Однако с его реорганизацией в 1870 г. столицей Приморья становится Владивосток. В 1884 г. из состава Приморской области вышел о. Сахалин, а само Приморье стало частью вновь образованного Приамурского края с центром в Хабаровске [3]. Его значение с официальным установлением государственной границы резко возросло. Позже в составе Приморской области был образован Уссурийский казачий округ. Проводимые правительством процессы районирования делались с одной целью – улучшить условия для совершенствования территориального управления и осуществления политико-экономической, геополитической региональной политики государства. При этом особая роль отводилась развитию транспортной инфраструктуры, основу которой составила Уссурийская железная дорога.
Своеобразная картина районирования наблюдается в период распада Российской империи и образования Советской России. В это время новым органам власти для сохранения в составе государства Приморья и стратегически важных в геополитическом отношении узловых и линейных элементов территориальной структуры способствовало создание буферного государства [4]. Несмотря на ординарность решения правительства об образовании «государства в государстве», сам процесс районирования имел политический характер. В силу того, что районообразование преследовало главную цель – создание оптимального территориально-административного устройства для сохранения существующих геостратегических центров (фокусов) и линий в пределах образованной территориальной единицы – Приморской области, предполагается, что районирование стало искомым фактором развития территориального структурирования Приморья. Здесь наблюдается обратный процесс, когда на первое место выходит образование административно-территориального устройства – Дальневосточной республики.
В решении исследуемого авторами вопроса первостепенное значение в СССР имела плановая экономика. Результатом ее реализации стало повсеместное развитие промышленности сельского хозяйства, что привело к росту промышленных и сельскохозяйственных отраслей экономики юга Приморского края [5]. Так, на территории Приморья были сформированы узлы (рис. 1) – Владивостокский; Уссурийский; Спасск-Дальний; Находкинский.
Дальнейший экономический рост узловых подтипов сопровождался функционированием и обновлением линейных элементов. На основании проведенного анализа авторы классифицировали подтипы линейных элементов территориальной структуры на основе интенсивности их информационной и вещественной нагрузки (рис. 2).
Здесь в процессе реализации задач планирования транспортной системы были сооружены такие путевые магистрали, как шоссе, авиалиния, высоковольтная линия. Так, в пределах созданной российским правительством каркасной конструкции юга Приморского края советским руководством осуществлялся дальнейший процесс районообразования. Здесь декретом ВЦИК Дальневосточная область была преобразована в Дальневосточный край, куда и вошла Приморская область. Позднее указом Президиума Верховного Совета был образован Приморский край, который вошел в состав Дальневосточного федерального округа. Совершенно в другом ракурсе предстает процесс территориального структурирования и районообразования в современной России. Здесь в сложившихся условиях региональное правительство стало формировать различные виды отношений с приграничными государствами, а именно со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (далее – АТР).
Рис. 2. Подтипы линейных элементов территориальной структуры
Выбранная правительством политика способствовала функциональному расширению промышленных центров: Владивосток, Уссурийск, Пограничный, Гродеково, Спасск-Дальний, Фокино, Находка. Основой для их дальнейшего экономического роста стало осуществление региональными органами власти задач промышленной политики – производство конкурентоспособной продукции – высокие технологии. Экономическое развитие узловых элементов способствовало становлению инфраструктуры в странах АТР. [3]. Их интегрированное взаимодействие способствовало формированию ареальных элементов системы, о чем свидетельствует политика тесного приграничного сотрудничества, которая вывела на новый, качественный уровень развития процесс территориального структурирования и районирования. В нем особую актуальность приобрело создание особых форм экономического взаимодействия в приграничной полосе [6]. Здесь были сформированы модели зонального (очагового) и «открытого рационализма» сотрудничества. На базе этих моделей создавались и функционировали приграничные торговые комплексы, а также территории опережающего социально-экономического развития. [4].
Рис. 3. Карта-схема территориальной структуры юга Приморского края
В целом существующее районирование на юге Приморского края – это результат политической практики становления и развития территориальной структуры, о чем свидетельствует составленный и приведенный авторами иллюстративный материал, на котором авторы четко привели основные подтипы узловых (пунсоны – выделены красным цветом) и линейных (магистраль Уссурийская железная дорога – выделено штриховкой желтого цвета и река Уссури – собственно-структурная ось) элементов территориального структурирования (рис. 3).
Системный характер ее формирования способствовал образованию устойчивой каркасной конструкции. Таким образом, проведенный анализ процессов и механизмов территориального структурирования и районирования юга Приморья свидетельствует о политической детерминанте [7]. Именно данное исследование показало, что большая часть ее ареального пространства было экономически и социально территориально обустроено и административно поделено посредством политического воздействия. Сложившееся районообразование и территориальное структурирование юга Приморского края – это результат долговременного принятия политических решений в сфере соблюдения национальных и геополитических интересов, приоритетов экономического развития промышленных и хозяйственных производств, обороноспособности государства.
Заключение
Основным результатом ретроспективного исследования особенностей районирования и территориального структурирования территории Приморского края можно считать политический аспект. Целенаправленное становление узловых элементов в стратегически важных объектах приграничного, хозяйственного и промышленного значения определило административно-территориальные границы Приморья. Последующее развитие элементов структурированности линейного и ареального концепта было сопряжено с развитием интеграционных, стратегических связей и площадных образований, служащих импульсом создания и формирования опорного каркаса в пределах границ района, обозначенного пульсарами или центрами-фокусами. Проанализированное приоритетное политико-экономическое, геополитическое, географическое положение юга Приморского края надолго предопределило перспективные направления экономического роста его хозяйствующих, промышленных, транспортно-инфраструктурных объектов, являющихся на сегодняшний день основными элементами территориального структурирования, приграничного взаимодействия и интеграции каркасной конструкции. При этом в рамках темы исследования необходимо фокусироваться прежде всего на инновационном росте, экономическом эффекте модернизации элементов территориальной структуры и активно способствовать их развитию в границах выделенного площадного образования посредством формирования новых ареальных «точек» в виде территорий опережающего развития, промышленных кластеров и промышленных парков, свободных экономических зон, расширяя, таким образом, географию синергетического взаимодействия узловых, линейных элементов системы и возведения опорного каркаса юга Приморья.