Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

THE DEVELOPMENT OF GLAMPING IN THE ALTAI REGION

Maslova O.M. 1 Dudnik M.A. 1 Prudnikova N.G. 1
1 Altai State University
The analysis of the development of glamping in the Altai region is carried out. The prerequisites and features of the organization of this direction in the hospitality industry in the region are revealed, the accommodation facilities of the Altai Territory and the Altai Republic, their categories are considered. The dynamics of development, the target audience are analyzed, the territorial specifics of the development of the glamping industry are investigated. The characteristics of accommodation options in Altai are presented. The conditions of the studied territory allow you to combine outdoor recreation with all the amenities and full-fledged hotel service in a mobile and organic way. An increase in the standard of living, trends in the development of domestic tourism in the Russian Federation, the desire for privacy and comfort allow us to talk about an increase in demand for this type of recreation and development prospects. The unique combination of natural resources and the ability to install various types of glamping structures make it possible to choose places and accommodation facilities in Altai that meet the preferences of guests in terms of service, comfort, privacy and views from glamping to nature. Elements of ethnic themes are proposed to improve the variety of services provided during the stay. The materials obtained can be used to develop the glamping industry and replicate the experience to other regions and locations.
the Altai Territory
glamping
hospitality industry
traditional ethnoculture
development of domestic tourism

Развитие внутреннего туризма в РФ приобретает особую актуальность и характеризуется сохранностью природных ресурсов, традиционной культуры. У гостей региона появляется интерес к новым аутентичным и комфортным местам проживания с желанием изучения, познания и погружения в природу, культуру и исторические факты территории. Возможность уединиться в месте с умиротворяющими видами на природу и с высоким сервисным обслуживанием дает возможность современному потребителю реализовать свои требования и ожидания. Тенденции развития туристской индустрии на Алтае указывают на популяризацию экологических средств размещения. Образ гостей региона и их предпочтения изменяются, путешественники стараются выбирать места размещения с экологической, эстетической, высококомфортной обстановкой. Эти требования обусловили рост новых форматов средств размещения, одним из которых является глэмпинг.

Цель исследования – на основе анализа развития индустрии глэмпинга в Алтайском регионе предложить варианты нового направления в размещении – внедрение этнических элементов для погружения в культуру народов и придания уникальности.

Задачами исследования являлись исследование динамики развития глэмпингов, изучение географических мест локации данных средств размещения, выявление основных тенденций развития, проведение анализа видов глэмпингов, существующих на исследуемой территории.

Материалы и методы исследования

В ходе работы были использованы следующие методы исследования – общенаучные методы (анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия); методы сравнительного и статистического анализа, библиографический, картографический. В основу работы положены материалы из официальных документов и законодательных актов, литературные данные, собственные исследования и наблюдения автора. Теоретической и методологической основой исследования послужили разработки отечественных и зарубежных исследователей в индустрии глэмпинга (Н.Л. Безрукова [1], Е.Л. Драчева, А.В. Николаева [2], Д.Л. Островкин, А.В. Муртазина [3], Х.И. Нгуен, Т.Ф. Нгуен [4], Н.В. Красильникова, Л.В. Сотова [5], А.А. Гамалей, В.П. Назарова [6], Т.Е. Лебедева, М.П. Прохорова, Н.М. Кузьмина [7]), которые изучили развитие глэмпинг-туризма, провели анализ региональных проектов и рассматривают особенности развития данных средств размещения. Н.Г. Прудникова, М.Н. Игнатенко, А.В. Дудник [8] исследовали развитие туризма и глэмпингов в Алтайском регионе.

Результаты исследования и их обсуждение

При характеристике развития туризма на Алтае имеются в виду два субъекта федерации: Алтайский край и Республика Алтай, которые представляют собой единое экономическое и туристское пространство [9]. Около 1000 коллективных средств размещения на 90 тыс. мест, более 600 сельских домов, 45 санаториев на 10 тыс. мест. Основные дороги представлены двумя федеральными автотрассами, с этого года автомагистраль Р-256 (Чуйский тракт) стала частью международного AH4 Новосибирск – Карачи. Регион граничит с тремя государствами – Китаем, Монголией, Казахстаном. В Алтайском крае расположены 123 особо охраняемые природные территории (ООПТ) – 1 заповедник федерального значения «Тигирекский», 36 государственных природных заказников, 84 памятника природы, 2 природных парка, а также курорт федерального значения Белокуриха, игорная зона «Сибирская монета», ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь». Республика Алтай представлена 57 объектами, из них 5 объектов федерального значения и 52 объекта регионального; ООПТ федерального значения – Алтайский и Катунский государственный природный биосферный заповедник, национальный парк «Сайлюгемский», также 5 объектов ЮНЕСКО, кластер «Каракольские озера», ГЛК «Манжерок» и «Телецкий».

Официальную классификацию прошла большая часть отелей, санаториев и туркомплексов. Всего в Алтайском крае работает около 500 организаций гостиничных услуг, 200 сельских домов [10]. На 01.11.2023 классификацию прошли 299 объектов размещения (67 % от коллективных средств размещения (КСР), подлежащих классификации), из них: 5* у 2 КСР (87 номеров); 4* у 17 КСР (1306 номеров); 3* у 37 КСР (2984 номера); 2* у 24 КСР (822 номера); 1* у 13 КСР (299 номеров); категория «без звезд» у 206 КСР (3829 номеров) [11].

В Республике Алтай 463 КСР и 426 сельских домов, из них 136 классифицированных: 5* у 4 КСР; 4* у 11 КСР; 3* у 19 КСР; 2* у 6 КСР; 1* у 6 КСР; категория «без звезд» у 90 КСР.

Итого классифицированных КСР по 2 субъектам 435, из них: отелей 5* – 6; отелей и санаториев 4* – 28; отелей, санаториев, туркомплексов 3* – 56; отелей, турбаз 2* – 30; отелей, турбаз 1* – 19; отелей, турбаз «без звезд» – 296 [11]. Прогноз динамики роста турпотока в регионе с учетом последних лет – прирост 10–15 % ежегодно.

Развитие туристской отрасли позволяет создавать дополнительные рабочие места для местного населения, тем самым повышая его материальное благосостояние и уровень жизни.

Основные потребительские группы и их территориальное расположение. Конкуренция в гостиничной сфере, цифровизация, новые тренды с каждым годом меняют портрет потребителя гостиничных услуг [12]. Целевая аудитория – российские туристы из различных регионов (европейская Россия, Урал, Сибирь и Дальний Восток), путешествующие с познавательными целями и погружением в территорию.

Активно развиваются экскурсионно-познавательные виды туризма, экологические, конные, водные, событийные туры. При этом гости, выбирающие активные варианты отдыха, предпочитают размещаться в благоустроенных домах. С 2018 г. на Алтае появился первый глэмпинг и начался рост данных средств размещения [13]. Увеличению спроса способствовали пандемия и закрытие границ. Многие кемпинги и турбазы начали улучшать свои условия проживания и устанавливать стеклянные шатры, юрты и другие формы глэмпинг-размещения.

missing image file

Рис. 1. Динамика количества туристов, прибывающих в Алтайский край и Республику Алтай Источник: составлено автором по [9,10]

Для развития и реализации данного направления необходимы инвестиции. Основной объем внебюджетных инвестиций в создание объектов туризма традиционно поступает от трех крупных инвестиционных проектов – особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь», игорной зоны «Сибирская монета» и г. Белокуриха, включая туристскую территорию «Белокуриха горная». Все вышеперечисленные проекты находятся в активной стадии реализации.

Из рис. 1 видно, что количество туристов в регионе с каждым годом растет и не хватает современных средств размещения, соответствующих потребностям туристов, которые желают качественного и аутентичного размещения.

Глэмпинги на рынке региона. По данным анализа официальных сайтов [13–15] и представленных на них картах в СФО расположено 45 глэмпингов. По данным сайтов ассоциации глэмпингов [13–15] на территории Алтайского края и Республики Алтай расположено 30 глэмпингов, из них 89 % глэмпингов расположены по берегам р. Катунь (рис. 2). Но, если смотреть по поиску на сайтах турпоиска «глэмпинг на Алтае», выходит 117 мест в Республике Алтай и 12 в Алтайском крае. Таким образом, эта тенденция привлекает много внимания и поэтому многие кемпинги и дома отдыха позиционируют себя глэмпингами, на деле не являясь таким средством размещения.

Таким образом, расположение глэмпингов по берегам реки в лесу позволяет полностью создать атмосферу уюта и уединенности в сочетании с высококлассным комфортом. Проведя анализ средств размещения, было выявлено, что на территории Алтайского региона представлены следующие виды глэмпингов: купольные отели, шатры, А-фреймы, модульные дома, тент-хаусы, дома-сферы, геокупола, дома-полусферы, барнхаусы, юрты, сафари-тенты. Такой разнообразный выбор дает возможность не только отдохнуть в разных природных дестинациях, но и попробовать разные виды глэмпингов и сравнить их услуги.

Рост количества глэмпингов (рис. 3) связан с общей тенденцией роста престижного и уединенного отдыха в купольных отелях по России, пандемией 2020 г., современной ситуацией развития внутреннего туризма, комфортными условиями развития глэмпинг-индустрии на Алтае.

Авторы провели сравнительный анализ глэмпингов на территории Алтайского региона, расположенных в разных природных дестинациях и имеющих свой сайт (таблица).

Как следует из таблицы, глэмпинги на Алтае представлены разнообразными видами средств размещения – от юрты до сферы, ценовая категория от 3 500 и выше, с разными вариантами питания.

missing image file

Рис. 2. Глэмпинги и основные локации на рынке региона [15]

missing image file

Рис. 3. Динамика роста средств размещения – глэмпингов в Алтайском регионе [9, 11, 13, 5]

Сравнительная характеристика глэмпингов в Алтайском регионе

Название глэмпинга

Расположение

Виды конструкций

Цена (сутки на двоих, 2023 г., руб.)

Сайт

Питание

Вдох

с. Анос, Центральная, 127

Geo купол

Neo юрта

Space люкс

9 200

11 600

15 600

https://vdohaltay.ru/

входит завтрак

есть кафе

Чепош-парк

с. Чепош, Чемальский тракт 10 км, 1/1

Барнхаус

Панорамик Хаус

Модом

Апартаменты

Бунгало

Скай дом

Шале

Стандарт

Тентхаусы

6 600

по запросу

7 900

по запросу

6 200

по запросу

30 000

5 700

по запросу

https://cheposhpark.ru/

ресторан

Мир Алтай

Чуйский тракт

836 километр, 1

Кош-Агачский район

Купольные дома

Лесные

шатры

16 650

6 000

https://altai-world.com/

входит завтрак

есть кафе

Mamont camp

Алтай

Усть-Кокса – Уужай 6-й км, 1

Шатры

«Комфорт» «Премиум».

240 000

320 000

https://mamontcamp.ru/

завтрак, обед, ужин

Cloud Park Altay

Чемальский тракт

56 км, 5

Сфера

9 500

https://cloudparkaltay.ru/

ресторан

Сайкол Глэмпинг

с. Инегень, Заречная улица, 100

Чуйский тракт

823 км, 3

Сафари-тент

7 000 до

10 000

https://saikolglamping.ru/

завтрак + ужин

ресторан

Айвенго

с. Еланда, урочище Че-Чкыш, 1

А-фрейм

Барнхаус

5 500

6 500

https://ivengoaltay.ru/

ресторан

Тайгала

с. Чибит Чуйский тракт 781 км, 4

Сафари-тент

6 100

https://taigala.ru/

завтрак + ужин (+1300)

ресторан

Royal Forest

с. Чемал,

ул. Калинина 68

Купол

9 000

https://altaitg.ru/catalog/turbazy-i-oteli/chemal/kupolnaya-baza-royal-forest/

общая кухня

Август

Алтайский район, Айский тракт, 82

Барнхаус

Большой зеркальный куб

9 900

14 900

https://augustglamping.ru/

завтрак,

рестобар

Garden Glamp

с. Элекмонар

Куюмская улица, 10

Тент-хаус

10 000

https://gardenglamp.ru/

завтрак,

ресторан

Алтай Forest Glamp

с. Артыбаш

Телецкая улица, 116

Купол

12 000

https://forestglamp.ru/

завтрак

Ороктой парк

Чемальский район

Урочище Бийка, 3

Сафари-тент

Тентхаус

4 500

10 000

https://oroktoypark.ru/

завтрак

Алтай Грин

с. Чемал

Урочище Ареда, 7

Сфера

4 000

https://altay-green.ru/

завтрак

Brosko Terra

с. Малый Яломан Чуйский тракт

691 км трасса, 2

Купол

6 500

https://vk.com/brosko_terra

Geometrika lounge hotel

с. Озерное,

Майминский район Приозерный проезд, 1Б

Prisma Chalet Люкс

Kub House

Sfera 360

Georoom

16 800

8 800

12 800

4 800

https://geohotel.ru/

завтрак, обед, ужин – за доп. плату

Lednik camp

долина реки Талдура (высота 2350 м)

А-фрейм

33 000

https://lednik-camp.ru/

ресторан

Лес и Море

с. Беляши, Кош-Агачский район Джазатор 3-й км, 20

Палаточный мини-отель

30 000

https://altay.lesimore.com/

завтрак, ужин

Бадан

с. Элекмонар,

Куюмская улица, 3

Сафари-тент

А-фрейм

8 900

19 500

https://badan-glamping.ru/

завтрак

Map Glamp

с. Тюнгур, Усть-Коксинский район, Заречная улица, 3а

Юрта

Купол

3 500

6 000

https://map-glamp.ru/

Алтайское кочевье

Алтайский район, урочище Талдушка

Юрта

9 900

https://altainomad.ru/

завтрак

Далее, нами были выбраны глэмпинги в разных природных зонах для предложения рекомендаций с этнической составляющей для дальнейшего развития этого направления.

Большей популярностью пользуются глэмпинги у реки в лесу и в уединенном месте, это, например, небольшая часть района р. Катунь, поэтому локации в этих местах более успешны, прибыльны и выгодны.

«Сайкол глэмпинг» расположен в трех алтайских локациях: юг Телецкого озера, в п. Инегень и в районе Курайской степи. По утрам гостям предлагают завтрак по меню. Окрестности отлично подходят для пеших походов. Основной акцент на туристах из ближайших регионов, путешествующих на собственных автомобилях. Цена: 9000 руб. в сутки на двоих (завтрак, ужин). Преимущества: живописные локации, высокий уровень сервиса. Недостатки: географическое расположение, труднодоступное место, высокая цена, сезонность.

«Чепош парк» расположен в сосновом лесу на берегу р. Катунь. В 12 км проходит федеральная автодорога Р256, а в 15 км находится Камышлинский водопад. Гостям доступны различные варианты размещения: сезонные палатки на деревянных платформах, простые номера с теплыми полами, деревянные бунгало, апартаменты с кухней. В отеле есть кафе с террасой, принадлежности для приготовления барбекю и отдельные бани в деревянных домиках. Цена: 13000–14000 руб. в сутки на двоих (завтрак). Преимущества: высокий уровень сервиса. Недостатки: видны рядом расположенные дома, нет уединенности.

Глэмпинг «Алтайское кочевье» расположен в Алтайском районе Алтайского края на территории Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». В 40 км находится Горно-Алтайск, в 4 км – аквапарк и горнолыжный склон ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», в 14 км – ГЛЦ «Манжерок». Размещение – юрточный комплекс со всеми удобствами. Цена 6900 руб. в сутки на двоих (завтрак). Преимущества: высокий уровень сервиса, уединенность, географическое расположение. Недостатки: сезонность, нет реки.

Для более глубокого погружения в культуру народов, проживающих на исследуемой территории, нами предлагается внедрение этнических элементов в местах проживания, так как Алтай исконно является прародиной кочевников, а кочевой образ жизни, традиционные жилища и погружение в этнику интересны туристам. Это может включать в себя этнографическую тематику при проживании, различные формы туристского досуга и активностей, традиционное народное искусство и фольклор – тематические мастер-классы, дегустации, творческие вечера с песнями и играми на национальных инструментах; создание нового турпродукта с погружением в историческую ретроспективу (увидеть, какие раньше были жилища у алтайского этноса, примерить одежду, попробовать поиграть на национальных инструментах, подержать различные орудия).

На протяжении многих столетий Южная Сибирь была колыбелью кыргызов (Кыргызский каганат VI–XIII вв. н. э.). Кочевые тюркские племена оказали сильное влияние на этнокультурные связи на Алтае [8]. Тюрки всего мира считают Алтай прародиной. Кочевой образ жизни вплоть до ХХ в. был здесь традицией.

Была просчитана финансовая эффективность реализации проекта внедрения этнических элементов в глэмпинг-индустрию, масштабирования и развития смежных услуг, в том числе образования, общественного питания, ремесел, местного фермерства и других направлений малого и среднего предпринимательства. Для расчета финансовой эффективности нами был разработан бизнес-план проекта этноглэмпинга. Внутренняя норма доходности (рентабельности) IRR – 18,90 %. Помимо мероприятий предлагается реализовывать местную продукцию: экологические продукты питания, этнические сувениры. Также нами предлагается создание тропы для расширения инфраструктуры активного отдыха гостей, а также для всех путешественников, желающих заняться активным туризмом. Экотропа разнообразит экоактивности туристов, будет способствовать экопросвещению и охране природы. Гости увидят экоориентированную территорию, а местное сообщество – возможность транслировать свои традиции, обычаи и фольклор, используя многофункциональные зоны на создаваемой экотропе.

Экотропа протяженностью 1 км по территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» оборудована смотровой площадкой с видом на урочище Талдушка и видовой площадкой в районе вышки сотовой связи с видом на долину р. Катунь. Тропа линейного типа в дальнейшем будет интегрирована в систему кольцевых троп протяженностью несколько километров, связанную с комплексом Талдинских пещер. Тропа выполняет эколого-просветительскую и образовательную функции.

Включение данной тропы в более крупную систему экотроп по Талдинским пещерам, а также в проектируемую комплексную (пешеходная, велосипедная, конная) туристскую тропу Бирюзовая Катунь – Ая (25 км) линейного типа позволит интегрировать общий турпоток региона Нижняя Катунь. Многофункциональная смотровая площадка позволяет создать событийный календарь экоориентированных мероприятий, таких как фестиваль экодизайна, этноконцерты местных коллективов и исполнителей, гастрономические фестивали и дегустации.

При проектировании сделан упор на ландшафтный дизайн территории, который объединяет в себе императивы сохранения эстетической ценности природного пейзажа и укоренения этических нормативов при территориальном планировании. Центральные этические императивы инфраструктурных и архитектурных решений: комфортная и безопасная архитектурно-природная среда; органический ландшафтный дизайн; композиционное единство архитектурных объектов и морфологии ландшафта; использование «местных» строительных материалов – включение элементов естественного ландшафта в пространственную структуру архитектурных объектов; энергоэффективное строительство; уважение к культурному наследию и возрождение ремесленных традиций.

Предлагаемое внедрение этнических элементов дает возможность в дальнейшем увеличить стоимость размещения. Данная позиция обусловлена необычностью и исключительностью услуги. Внедрение данных позиций даст возможность глэмпингу выделяться и получить новые уникальные характеристики – этнодизайн, экологичность, аутентичность.

Заключение

Алтайский регион обладает рядом преимуществ для развития глэмпинг-индустрии: экологичность территории, разнообразие природных ресурсов (от степей до высокогорья), возможность вписать в ландшафт конструкции глэмпинга, преимущества уединенности размещения, высокий сервис, комфортабельность и варианты внедрения этнических элементов в отдых гостей.

Особенности развития глэмпинга – природная дестинация, экологичность, высокий уровень комфорта, выбор разнообразных услуг, отличное сервисное обслуживание, сохранение ландшафтов, быстровозводимые модули средств размещения, эстетика и обособленность. Основные сложности – сезонность, конкурентность, амортизация, удаленность.

На территории Алтайского региона расположено около 1600 средств размещения, из которых официально только 2 % являются глэмпингами (если смотреть на сайтах поисковиков по туризму, то около 8 %). Проанализировав варианты размещения в глэмпинге, было выявлено, что большая часть глэмпингов расположена на берегах р. Катунь, они представлены разными вариантами конструкций – от купола до люкс-шатров с террасой и купелью. Для придания уникальности глэмпингам нами предлагается внедрение этнических элементов в отдых гостей региона.