Вопросы системной организации экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры в Российской Федерации до настоящего времени остаются проблемными. Более чем 20-летний период нормативного регулирования экологического образования и просвещения имеет положительную динамику, но не носит комплексного, системного характера. Отсутствие экологической культуры у широких слоев населения препятствует реализации должной государственной экологической политики, снижает ее результативность и эффективность.
Цель исследования – оценить особенности реализации экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры на федеральном и региональном уровнях.
Задачи:
− проанализировать основные аспекты правового регулирования формирования экологической культуры на федеральном и региональном уровне;
− предложить меры по системному формированию правоприменительной практики регионального законодательства в сфере экологического образования и просвещения.
Материалы и методы исследования
Экологическое образование, формирующее экологическую грамотность, а в пределе – экологическую культуру, направлено на развитие экологически ответственного поведения, включающего не только знания по принципу «знаю что», но и инструментальные навыки по принципу «знаю и умею как».
В процессе экологического образования необходимо обеспечить последовательное углубление знаний и приобретение практических навыков экологически ответственного поведения. В то же время экологическое образование носит междисциплинарный, конвергентный характер, так как экология как наука находится на стыке естественных и общественных наук, а экологическое образование требует системного исследования разных аспектов взаимодействия общества и природы, а экологические знания – аналог современной грамотности – нужны всем без исключения [1, с. 45; 2, с. 20].
Основы обеспечения государственной политики в области охраны окружающей среды и создания условий для развития системы экологического образования и формирования экологической культуры у граждан РФ заложены в Конституции РФ [3, ст. 114, п. 1в, 1е] и отнесены к компетенции Правительства РФ.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации экологическая безопасность и рациональн. 7 п. 26]. Реализация государственной политики в этом направлении должна основываться на «решении задач повышения уровня экологического образования и экологической культуры граждан» [4, пп. 17 п. 83].
В Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. подчеркивается, «что низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения является внутренним вызовом экологической безопасности страны, ответом на который должна стать система экологического образования и просвещения, повышения квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности» [5, пп. Н п. 20].
Достижение стратегических целей государственной политики в сфере экологического развития в соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. «может быть обеспечено решением задач по формированию экологической культуры, развитию экологического образования и воспитания» [6, пп. Л п. 9].
Экологической доктриной Российской Федерации [7] в 2000 г. определены задачи экологического образования и просвещения и необходимые условия их достижения, но общая концепция экологического образования до настоящего времени все еще находится в стадии разработки [8, с. 152].
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач при условии сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [9] и направлены на обеспечение экологической безопасности. В ст. 3 закона подчеркивается, что «организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры – основополагающее условия обеспечения охраны окружающей среды» [9].
Существенным пробелом российского федерального законодательства является отсутствие понятийного аппарата. Термины «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическая грамотность», «экологическое просвещение» не определены и имеют разную трактовку в разных нормативных документах.
Часть 1 ст. 74 ФЗ «Об охране окружающей среды» к целям экологического просвещения относит формирование экологической культуры в обществе, воспитание бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов [9]. Цели могут быть достигнуты посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. В то же время в части 2 ст. 74 экологическое просвещение включает в себя информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и в области экологической безопасности. Статья 71 этого же закона устанавливает, что «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма» [9]. Таким образом, даже в рамках одного нормативного акта отсутствует единый терминологический аппарат, что усложняет понимание и практическую реализацию положений закона в этой части.
Современная Концепция экологического образования в системе общего образования была разработана в 2017 г., в 2022 г. вышла ее новая редакция [10], однако вопрос внедрения концепции остается пока открытым.
Приходится констатировать, что до настоящего времени существенных изменений в процессе формирования экологической грамотности не наблюдается, а большая часть взрослого населения весьма далека от «экологических вопросов».
В то же время Российская Федерация предпринимает инициативы по достижению целей устойчивого развития, которые невозможно реализовать в отсутствие элементарных экологических знаний и навыков у широких слоев населения. В этом ключе экологическое образование носит мировоззренческий характер [11, с. 60].
Таблица 1
Разработка нормативных документов в субъектах РФ
Наличие или отсутствие региональных законов по экологическому образованию… |
Перечень субъектов РФ |
Приняты региональные законы по экологическому образованию, просвещению и формированию экологической культуры |
Республика Саха (Якутия), Республика Башкортостан, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Республика Бурятия, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Республика Алтай, Камчатский край, Кемеровская область, Костромская область, Курганская область, Ленинградская область, Республика Дагестан, Новгородская область, Оренбургская область, Орловская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Тверская область, Кабардино-Балкарская Республика, Томская область, Тюменская область, Ульяновская область, Забайкальский край, Ярославская область, город федерального значения Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
Приняты региональные законы, содержащие разделы экологического образования и просвещения |
Республика Тыва, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Красноярский край, Калужская область, Кировская область, Нижегородская область, Рязанская область, Тамбовская область |
Разработаны региональные концепции или программы |
Республика Коми, Республика Татарстан, Мурманская область, Омская область, Псковская область, Челябинская область |
Отсутствуют самостоятельные региональные законы |
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия – Алания, Удмуртская Республика, Ставропольский край, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Ивановская область, Курская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Новосибирская область, Пензенская область, Пермский край, Республика Ингушетия, Ростовская область, Свердловская область, Смоленская область, Тульская область, город федерального значения Москва, Республика Калмыкия, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Карачаево-Черкесская Республика, Запорожская область, Республика Крым, город федерального значения Севастополь, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская область |
Одним из направлений решения сложного вопроса организации системного формирования экологической культуры могут и должны стать региональные, в том числе законодательные, направления деятельности. Субъекты Российской Федерации формируют политику в сфере экологического образования и просвещения.
Анализ открытых данных показал, что из 89 субъектов РФ и федеральных городов:
− в 37 субъектах (табл. 1) приняты региональные законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры или законы, содержащие элементы экологического просвещения и образования;
− в 10 субъектах приняты региональные законы об охране окружающей среды и экологической безопасности, содержащие разделы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению;
− в 6 субъектах приняты концепции или программы экологического образования и просвещения;
− в 35 субъектах пока отсутствуют самостоятельные региональные законы и программы в сфере экологического просвещения и образования.
Необходимо отметить также, что при отсутствии самостоятельных нормативных актов в рассматриваемой сфере регулирования, отдельные вопросы экологического образования и просвещения могут быть включены в стратегические документы социально-экономического развития субъектов РФ.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ действующих законопроектов показывает, что если в определении понятия экологическое образование еще присутствует некое единое понимание – как непрерывного процесса обучения, накопления опыта, самообразования, воспитания и развития личности, получение специальных знаний и приобретение опыта по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, то в определениях экологического просвещения, экологической культуры и экологического воспитания единства нет. Отдельные законы раскрывают только понятия экологического образования, просвещения и культуры, некоторые нормативные документы дополнены понятием экологическое воспитание. Эти факты свидетельствуют об отсутствии единого понятийного аппарата не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Сами нормативные документы носят в большинстве своем рамочный характер, в общих чертах определяют полномочия субъектов, включенных в процессы экологического образования, просвещения, воспитания и формирования экологической культуры, права граждан и общественных объединений в регулируемой сфере, меры поддержки в реализации этой деятельности.
По сути, указанные нормативные документы конкретизируют основные положения осуществления в регионе деятельности по экологическому образованию и просвещению. Но, с учетом особенностей разработки и принятия региональных законов, можно с уверенностью утверждать, что никаких новых положений, не включенных в федеральное законодательство, эти документы содержать не могут, также эти документы не должны содержать и противоречащих федеральным законодательным актам формулировок.
Еще одним проблемным моментом регионального регулирования является процесс организации системы экологического образования. Экологическое образование на дошкольном, школьном и послешкольном уровнях регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), которые косвенно наполнены «экологическим содержанием» [12]. Возможности регионального регулирования образовательного процесса ограничиваются ФГОС и по большому счету могут быть реализованы во внеурочной деятельности школ, а также в вариативных частях учебных планов колледжей и вузов, однако последние, как правило, являются федеральными, и регионы существенно на их образовательную политику повлиять не могут.
Вопросы экологического просвещения однозначно можно отнести к компетенции региональных властей, и в этой части формирования экологической культуры у регионов имеется свобода волеизъявления. Способствовать этому процессу могут разработанные Министерством просвещения РФ методические рекомендации [13].
Для получения реальных результатов в направлении формирования экологической культуры у граждан РФ недостаточно создать качественную нормативную базу, требуется еще и формирование правоприменительной практики. Основой системного формирования такой практики могут стать комплексные региональные программы по экологическому просвещению в рамках самостоятельных нормативных документов, а при отсутствии последних – системные перечни мероприятий, включенные в действующие программы регионального уровня. Региональные законы, сопровождаемые программными документами, позволят создать нормативно-правовую базу формирования в пределе экологической культуры.
Для этого, основываясь на проектном подходе, необходимо:
− определить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели реализации программных мероприятий;
− разработать и утвердить дорожную карту (план-график);
− определить критерии достижения целей на каждом временном этапе планирования;
− определить ресурсы (финансовые, материальные, информационные);
− определить конкретных исполнителей и формы межведомственного взаимодействия.
Сформированная по проектному принципу региональная программа должна носить комплексный и системный характер, охватывать все слои населения. Системный процесс экологического образования и просвещения должен осуществляться на всех образовательных уровнях, от дошкольного до вузовского, включая системы дополнительного образования, это подтверждается и современными исследованиями [14, с. 5; 15, с. 8]. С учетом того, что стандарты всех образовательных программ разрабатываются на федеральном уровне, регионы должны иметь централизованно разработанную учебно-методическую базу, предусматривающую введение дисциплин экологической, природопользовательской и природоохранной тематики в обязательные части образовательных программ. В процесс экологического образования должны быть вовлечены все слои населения через систему дополнительного образования, профессиональную переподготовку, краткосрочные и среднесрочные курсы повышения квалификации экологической тематики.
Комплексность может быть реализована через организацию сочетания мероприятий не только для детей, но и для взрослых всех возрастов. Особое значение имеет вовлеченность в этот процесс экономически активной части граждан.
Экологическая повестка в экономических процессах становится все более востребованной с учетом переориентации на парадигму устойчивого развития и формирования новой отрасли – экономики замкнутого цикла. Потребность в специалистах, имеющих сформированные «зеленые» навыки (green skills), в ближайшие годы будет только нарастать, а в настоящее время мы констатируем не только недостаточную экологическую подготовку руководителей предприятий природопользования [16], но и в целом чрезвычайно низкий уровень экологической осведомленности взрослого населения.
Это подтверждает и проведенный нами опрос «Об уровне экологической осведомленности граждан». В опросе приняли участие 750 жителей г. Новосибирска и Новосибирской области. При том, что большая часть опрошенных на вопрос, актуальна ли для них тема состояния окружающей среды и охраны природы, ответили утвердительно (87,4 %), а 96,4 % отмечают важность экологического образования, только 43,5 % опрошенных участвовали в мероприятиях по охране окружающей среды, 21,5 % знают о региональных инициативах по охране окружающей среды, 31% опрошенных участвует в сортировке ТКО.
Повышению уровня экологической осведомленности и формированию элементов экологической культуры могут и должны способствовать следующие элементы региональной программы:
− различные курсы обучения, повышения квалификации и переподготовки для взрослых по тематике рационального природопользования и охраны природы, устойчивого развития, экономики замкнутого цикла;
− организация публичных мест для дискуссий по проблемам состояния окружающей среды, рационального природопользования и охраны природы;
− проведение системной информационной кампании в средствах массовой информации по экологической проблематике и пропаганде экологически ответственных моделей поведения, в том числе с использованием социальной рекламы;
− организация деятельности пилотных площадок, поддерживающих и формирующих интерес к ценностям экологической культуры для граждан всех возрастов;
− обеспечение функционирования «экологической» инфраструктуры (организация мест раздельного сбора ТКО, парковок для личного транспорта для последующего использования общественного электротранспорта, перепланировки территории для снижения риска подтоплений; развитие водно-зеленых каркасов в населенных пунктах и т.п.).
Основные составляющие структуры региональной программы представлены в табл. 2.
Важную роль в повышении экологической осведомленности граждан играет корпоративное волонтерство. Корпоративное экологическое волонтерство – вид добровольной деятельности компаний, поддерживающих экологическую повестку. Сотрудники таких компаний участвуют в экологических и социальных инициативах, предоставляя свое время, энергию и навыки для улучшения экологической обстановки и общественной пользы.
Корпоративное волонтерство представляет собой взаимовыгодное сотрудничество в системе сотрудник – компания – общество. Сотрудники компании, вовлеченные к экологическое волонтерство, повышают уровень своей экологической грамотности, испытывают чувство сопричастности общему делу, устанавливают новые контакты и расширяют свои профессиональные связи в процессе участия в экологических акциях и мероприятиях, становятся «агентами» распространения экологических ценностей в обществе.
Корпоративное волонтерство не только позволяет компаниям реализовать социальную и экологическую ответственность, но и способствует сближению сотрудников, их объединению на основе принятия экологических ценностей, что напрямую влияет на повышение производительности труда и повышение общей результативности деятельности. В настоящее время все больше компаний вовлекается в эти процессы, более того – их деятельность координируется организованным ими Национальным советом корпоративного волонтерства, в который включены 50 крупнейших компаний.
Таблица 2
Составляющие структуры региональной программы по экологическому просвещению
Раздел программы |
Содержание и наполнение разделов программы |
Цели и задачи |
Должны включать в себя повышение осведомленности об экологических проблемах, содействие устойчивому использованию природных ресурсов, снижение воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, формирование устойчивых навыков экологически ответственного поведения |
Анализ ситуации |
Анализ текущей экологической ситуации в регионе, основные проблемы и вызовы, потенциальные ресурсы и возможности, исследование уровня экологической грамотности населения региона |
Инициатор |
Региональные органы исполнительной власти, общественные организации, образовательное организации, иные заинтересованные лица |
Целевая аудитория |
Граждане всех возрастных категорий субъекта РФ |
Субъекты – участники программы |
Региональные органы исполнительной власти, образовательные учреждения всех уровней, общественные организации, корпоративные волонтеры, иные заинтересованные юридические и физические лица. Возможные варианты партнерства и сотрудничества |
Требуемые ресурсы |
Финансовые, трудовые (специалисты разных уровней подготовки в сфере экологического образования, просвещения, воспитания), помещения и общественные пространства для проведения мероприятий, мультимедийное оборудование, источники и площадки для размещения социальной рекламы, ресурсы СМИ, инфраструктура, партнерские взаимоотношения |
Источники финансирования |
Бюджет субъекта РФ, государственные программы, гранты, премии частное финансирование |
Методы и технологии |
Использование современных методов обучения и технологий для привлечения внимания учащихся. Интеграция интерактивных методов, виртуальной реальности и других современных образовательных подходов |
Информационная поддержка |
План проведения информационных кампаний в сфере экологического просвещения, формирования экологически ответственных моделей поведения. Создание информационных материалов, брошюр, видеоматериалов, социальной рекламы для широких слоев населения |
Обеспечение доступности |
Как сама программа, так и составляющие ее образовательные, информационные и иные ресурсы должны быть доступны для всех заинтересованных лиц, всех слоев населения и возрастных групп |
Возможные критерии оценки результатов |
Уровень осведомленности, изменение моделей поведения, количество проведенных профориентационных мероприятий согласно плану, количество человек по отдельным категориям населения, вовлеченных в процессы экологического образования и просвещения, вовлеченность населения в раздельный сбор ТКО в % от всего населения, объем раздельно собранных ТКО, объем финансирования по программе и по отдельным ее направлениям, уровень удовлетворенности от результатов программы, снижение уровня загрязнения окружающей среды, оценка экономического воздействия программы. Мониторинг и оценка результатов в динамике |
Вовлечение в планы мероприятий региональной программы субъектов корпоративного волонтерства обеспечит расширенное вовлечение граждан в процессы формирования экологической грамотности и экологической культуры на региональном уровне.
Важность и значимость экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры в целях обеспечения экологической безопасности не вызывают сомнения и закреплены в стратегических нормативных актах Российской Федерации. Однако, несмотря на закрепление этих положений в федеральном законодательстве, реальный уровень экологической осведомленности граждан все еще недостаточен для достижения стратегических государственных целей и устойчивого развития. Формирующееся в настоящее время региональное законодательство в сфере регулирования вопросов экологического образования и просвещения имеет разрозненный понятийный аппарат, практика правоприменения складывается несистемно, только в единичных субъектах сформированы и работают региональные программы по экологическому просвещению, образованию и формированию экологической культуры.
Использование проектного подхода при разработке региональных программ обеспечит положительную правоприменительную практику, формирование навыков экологически ответственного поведения и экологической грамотности у широких слоев населения, ранее не вовлеченных в экологическую повестку.
Заключение
Экологическое образование, просвещение и формирование экологической культуры у граждан РФ осуществляется в рамках и федерального, и регионального регулирования, однако в настоящее время все еще отсутствует комплексная работа в этом направлении. Положительные результаты в формировании экологической осведомленности и навыков экологически ответственного поведения возможны при условии федеральной и региональной поддержки в системе долгосрочных целевых программ, основанных на проектном подходе. Целевые программы должны быть подкреплены не только нормативными актами, но и финансированием, содержать конкретные целевые результаты и сроки исполнения.