Долгое время учеными бережно сохраняется и преумножается богатство растительного многообразия Ботанического сада имени И.С. Косенко. Его территория используется в рекреационных целях жителями Краснодара, а уникальные коллекции растений служат для развития науки. Сейчас актуальность экологического просвещения весьма существенно проявляется в обширном интересе со стороны молодежи, и если территория с уникальными природными комплексами общедоступна, то будет вполне разумно организовать целенаправленное обучение по природоведческим маршрутам с определенной обозначенной тематикой и сопровождающим в лице квалифицированного экскурсовода. В данной статье предлагается рассмотреть возможности использования территории ботанического сада для образовательных маршрутов, сделав их доступными маломобильным обучающимся, школьникам и студентам. Также этот маршрут может служить популяризации экологического просвещения молодежи.
Цель исследования заключается в проектировании образовательного маршрута и обосновании его проведения с условием технологической адаптации для маломобильных обучающихся.
Для выполнения поставленной цели следует привести краткую аннотацию паспорта маршрута, согласно установленному государственному стандарту, характеризующему проектирование туристского маршрута (экскурсии), охарактеризовать приоритетные объекты показа и рассказа в соответствии с программой экологического маршрута и определенной цели, составить хронометраж прохождения трассы маршрута. Для начала необходимо обозначить более четко целевую аудиторию потребителей, практическую значимость внедрения учебного экологического маршрута для маломобильных обучающихся.
Материалами, использованными для данной работы, в первую очередь послужили опубликованные описания территории ботанического сада, которые позволили проложить маршрут и обозначить приоритетные цели проводимой экскурсии. Систематизация предыдущего опыта проведения учебных экскурсий по ботаническим коллекциям для студентов, общеобразовательных маршрутов по территории для школьников дает возможность рассчитать время прохождения маршрута и последовательность показа и повествования о ботанических объектах.
Материалы и методы исследования
Территория Ботанического сада имени И.С. Косенко является структурным подразделением Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, открыта для посещений с 2007 г. Сейчас территория огорожена, охраняется и используется в качестве рекреационного объекта местными жителями и гостями города. Интерес к ботаническому саду разносторонний, изначально формировалась коллекция растений для фенологических наблюдений, научных исследований, пополнения растительного многообразия территории Кубани. Позже оформился рекреационный интерес к природному парку со стороны местного населения.
Рассматривая историю, следует отметить, что с 1957 г. вся территория нынешнего ботанического сада начала активно облагораживаться и начал создаваться дендрарий при Кубанском сельскохозяйственном институте, нынешнем Кубанском ГАУ. По утвержденному проекту И.А. Уманцевой сначала разбивались участки, подготавливались в питомниках саженцы, которые затем высаживались по аллеям, секторам, и спустя годы более 40 тыс. разнообразных видов деревьев и кустарников заняли свои места. Как отмечают источники, изначально собиралась уникальная коллекция, многообразная по своему географическому охвату, при этом свыше 90 % всех растений ботанического сада было выращено из семян [1].
Сейчас значительное число видов растений используются в научно-исследовательских целях, выступая уникальным наглядным экспонатом, используемым в образовательном процессе [2]. Натурные исследования дают основу для сбора материалов к диссертационным исследованиям ученых Кубанского государственного аграрного университета и многочисленных научно-исследовательских учреждений Юга России.
Территория ботанического сада выполняет незаменимую рекреационную функцию для большого числа жителей, и парковая зона эксплуатируется круглогодично, сезоны активной эксплуатации не выделены, также не определено время на восстановление после интенсивной рекреационной нагрузки для поврежденных ботанических объектов и санитарных мероприятий, которые требуются для ухода за территорией и коллекциями растений. Среди посетителей довольно многочисленны отдыхающие молодые люди, занимающиеся трекинг-маршрутами, прогуливающиеся родители с детьми младшего и среднего школьного возраста, люди преклонного возраста. Велика доля активного трудоспособного населения, приходящего прогуляться в каникулярные и выходные дни. Нередко также встречаются пикники на газонах и лавочках, расположенных вдоль аллей парка.
Однако следует учитывать значительное число молодых посетителей, юношей и девушек, которые пребывают на территории ботанического сада с познавательными целями, к числу которых относятся обучающиеся Кубанского ГАУ естественнонаучных направлений. Среди студентов университета также есть ребята, испытывающие сложности в передвижении по обширным открытым территориям.
С 2008 г. подписана и действует Конвенция о правах людей с ограниченными возможностями здоровья, поддерживаемая в 50 государствах мира, в Российской Федерации действует Государственная программа «Доступная среда» [3]. В соответствии с данной программой маломобильными группами населения являются не только инвалиды, но и лица пожилого возраста; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет; люди с детскими колясками, а также временно нетрудоспособные люди. Особую группу составляют инвалиды, передвигающиеся в коляске с сопровождающим. Исключать маломобильных граждан из процессов жизненной активности не следует.
В настоящее время во многих российских ботанических садах активизируется научно-просветительская и образовательная работа [4–6]. Далее представлен проект природоведческого маршрута для обучающихся, имеющих сложности в передвижении на значительные расстояния. Основой проектирования экскурсионного маршрута является ГОСТ Р 50681-2010.
Целевая аудитория – обучающиеся школ Краснодара или Краснодарского края, старшего или среднего школьного возраста, маломобильные. Основная цель маршрута – познавательная, эколого-просветительская и профориентационная. Маршрут кольцевой, начало и завершение маршрута – северо-западный вход в Ботанический сад.
Результаты исследования и их обсуждение
Для проведения экскурсии организованную группу, не больше 15–20 чел., необходимо доставить к ботаническому саду на оборудованном для перевозки инвалидов автобусе (требования к транспорту приводятся в ГОСТ Р 50844-95). Для группы обучающихся обязательно наличие сопровождающих.
В начале маршрута есть оборудованная площадка (она находится под уклоном (1–3°)), которая оснащена указателями, мнемосхемой и постом охраны. Также имеются санузел и парковка для автотранспорта (рис. 1).
Наиболее приемлемое время для этого маршрута – с начала апреля по конец мая. Время начала экскурсии – 10.00, время окончания – 11.30. Данное время предпочтительно в связи с особенностями поведения мелких животных и птиц, обитающих на территории Ботанического сада: белок, соек, дятлов и пр.
Для участников экскурсии важно учесть вероятность дождя, что в большей степени связано с необходимостью передвижения по открытой местности. Осадки в целом не являются фактором, препятствующим проведению экскурсии. Крытых участков по маршруту движения не имеется, и весь маршрут проходит между деревьями по аллеям парка.
Основным лицом, ведущим экскурсионный маршрут, является экскурсовод, его роль определена требованиями безопасности и условиями проведения организованной экскурсии. Экскурсовод должен отметить в самом начале маршрута, в какой части в данное время находится группа, и указать конечное место сбора для отстающих посетителей. Также требуется сориентировать участников группы по сторонам света, имеющимся указателям и ориентирам для дальнейшего передвижения.
Рис. 1. Схема маршрута № 1 на карте ботанического сада
Следуя согласованно, по маршруту движения, экскурсовод, выполняя педагогическую и просветительскую роль, ведет за собой группу, демонстрирует ботанические объекты, используя методы показа и рассказа, для визуализации уникальных характеристик коллекции растений. Места для остановок группы оснащены лавочками, дорожки благоустроены, имеется твердое покрытие (рис. 2).
Рис. 2. Территория ботанического сада с лавочками вдоль дорожно-тропиночной сети
Показ территории следует проводить, взяв за основу план ботанического сада (рис. 3). Секторы растений и описания уникальных коллекций, которые являются объектами показа и рассказа, описываются экскурсоводом, при этом демонстрируется наиболее близко к экскурсантам расположенный ботанический объект.
Рис. 3. Картосхема территории с обозначенными секторами по видам растений
Для верного представления должны быть составлены карточки экскурсионных объектов, информация на которых может цитировать опубликованные источники, а может быть представлена авторским текстом экскурсовода, если в программу включена беседа, тематический опрос, конкурс или викторина для участников. Визуальная часть экскурсии дает возможность запечатлеть все, что преподносится в речи экскурсовода [1].
Маршрутная программа рассчитывается на 1–1,5 ч, с остановками по ходу движения и контактными мероприятиями: тактильное взаимодействие с растительностью (до 5 мин), слушание пения птиц (до 5 мин), фотографирование цветущих, в том числе редких растений (до 10 мин), вдыхание ароматов растительности, обладающей уникальными, в том числе лечебными свойствами (до 5 мин). Именно этими характеристиками экскурсия привязана ко времени своего проведения, а именно апрелю и маю, на которые приходится период активной вегетации, в том числе цветения растений.
Тактильная часть маршрута (с использованием органолептических свойств окружающей природной среды) не менее важна, нежели зрительная или аудиальная, что особенно проявляется для участников экскурсии с ограниченными возможностями по слуху или зрению. Для слабовидящих или незрячих посетителей предусмотрены мнемосхемы (рис. 4), которые дают изначально верное представление и возможность ориентироваться на местности, при этом организуется возможность исследовательской деятельности для участников, которые собирают фотоматериалы, в дальнейшем способны их использовать для познавательной активности и учебных проектов.
Рис. 4. Мнемосхема на территории ботанического сада
Просветительская часть маршрута содержит описание поведения животных и птиц, демонстрацией особенностей и результатов их жизнедеятельности в условиях данного ботанического сада. В отношении ботанических объектов следует применить метод рассказа и вовлечения для участников, которые могут сравнивать деревья, кустарники и прочие виды растений, характерные для степной зоны, и интродуцированные виды, привнесенные учеными из других широт, с особенностями их произрастания и размножения, а также возрастными особенностями отдельных особей одного вида растений. Данные наблюдения могут позволить удовлетворить познавательный интерес и развить способности участников экскурсии для реализации дальнейших исследовательских интересов.
Завершение маршрута должно сопровождаться напутствием для участников экскурсии делиться со сверстниками впечатлениями от уникальных участках охраняемых природных территорий, расположенных в пределах плотной городской застройки, а также передавать информацию о редких видах растений, которые усилиями ученых-естествоиспытателей адаптировались в местных климатических условиях.
Следует отметить, что данный маршрут сейчас на территории ботанического сада в таком содержании не реализуется, рассматривается в качестве перспективного. В регионах России имеется значительный опыт проведения обзорных ботанических экскурсий по коллекциям растений [7, 8]; в ходе выполнения просветительской работы для молодежи устраиваются учебные экскурсии по отдельным участкам ботанических садов [9]; экскурсии с элементами исследовательской деятельности по семенным лабораториям проводят под руководством и контролем сотрудников лабораторий [10].
Значительная часть ботанических садов России функционирует в закрытом режиме для внешних посетителей, то есть в целях сохранения коллекций растений используется только для работы научных сотрудников [8, 9]. В этой связи Ботанический сад Кубанского ГАУ представляет собой редкое исключение, его территория открыта и доступна.
Внедрение результатов в практику
Составление этапов проведения экскурсии осуществлялось с применением хронометража движения. Фиксировалось время хода и время остановок перед объектом демонстрации. Программа движения и подачи информации вполне понятна для экскурсантов – учеников старших классов школы, подросткового возраста и молодежи.
В целом имеется четыре основных направления для использования представленного маршрута, в ходе которого также может проводиться работа по экологическому просвещению в ботаническом саду. Первое – это проведение учебных занятий, в том числе практических, для студентов вузов, колледжей и для школьников. Второе – проведение организованных узкоспециализированных экскурсий, открытых лекций, с приглашением к участию вузовских ученых, ведущих свои исследования на территории Ботанического сада. Третье – проведение просветительской работы с неорганизованными, самостоятельно приходящими в ботанический сад посетителями. Для них может проводиться экскурсионная программа в назначенное время и установленные даты, с условием предварительной записи. Четвертое – просвещение широкой общественности посредством использования сайта и страниц Ботанического сада имени И.С. Косенко в социальных сетях.
Заключение
Экскурсионное проектирование дает возможность планировать работу Ботанического сада имени И.С. Косенко, нормировать поток посетителей, а также рационально эксплуатировать ценный природный объект. В организованном, спланированном по времени и числу участников, цели и содержанию учебного материала, а также с учетом ожидаемого результата экскурсионном маршруте можно реализовать принципы эколого-просветительской, профориентационной и образовательной деятельности. Сотрудник ботанического сада, ведущий экскурсию, предоставит квалифицированную учебную информацию, лишенную дилетантского контекста, и адаптированную для той целевой аудитории, которая составит группу экскурсантов.