Несмотря на то, что на территории Байкальской Сибири было найдено не так много археологических материалов, свидетельствующих о наличии очагов человеческой цивилизации в эпоху палеолита, тем не менее они говорят о глубокой древности заселения этого края. Например, предварительные данные радиоуглеродного анализа антропологических находок на археологической стоянке Туяна в Тункинской рифтовой долине датируются от 31 до 60 тыс. лет [1].
Вопрос о том, когда именно появилось земледелие на территории Прибайкалья, остается открытым. Несомненно, здесь представляет особый интерес вопрос, к какому укладу относились хозяйства древних жителей Байкала: было ли хозяйство кочевым или оседлым, выращивали ли они культурные растения, к какому виду относятся эти растения, которые они интродуцировали, откуда они их привезли и т.д. Вполне вероятно, что возникновение земледелия на территории Бурятии стало основной для интродукции растений с других территорий.
Целью настоящей работы является воссоздание научно достоверной картины истории интродукции на территории Бурятии до XVII в. на основе комплексного изучения архивного и библиографического материалов.
Материалы и методы исследования
Методы научного наблюдения: анализа, синтеза, описание, объяснение, индукция, дедукция.
Результаты исследования и их обсуждение
Бронзовый век. По мнению Ю.С. Гришина, явных свидетельств наличия земледелия в бронзовом веке (XVIII-XIII в. до н.э.) нет, древнее население глазковской культуры в основном занималось охотой, рыболовством и собирательством. При этом к возможным растениям, которые собирали древние охотники, можно отнести «коренья сараны, вьюна и некоторых других видов растений, а также семена вьюнкового горла-повилицы и дикой гречихи-дикуши…» [2].
Тем не менее, по мнению А.П. Окладникова, земледелие на территории Байкала появилось задолго до гуннского времени, то есть еще две с половиной тысячи лет назад. Земледельческая культура Китая бронзового века вполне могла поспособствовать возникновению земледелия на территориях Прибайкалья и Монголии. На это указывают многочисленные археологические доказательства: каменные жернова, зернотерки, куранты, глиняные сосуды-триподы, (появляющиеся только при возникновении земледелия), которые были найдены только в Забайкалье и в Китае. Кроме того, А.П. Окладников указывает, что найденный на территории Кяхты крупный бронзовый сошник для плужного земледелия использовался только с применением тягловой силы крупного рогатого скота [3].
Вероятно, первыми интродуцированными растениями явились просо обыкновенное, ячмень, но какое именно растение было впервые посажено и получен урожай, конечно, ответа пока нет.
Период хуннов. Одно из первых упоминаний о существовании озера Байкал было дано в китайских летописях, сведения из которых стали основой книги «Записки о Монголии» выдающегося российского китаиста XIX в. Н.Я. Бичурина. Описывая историю монгольской империи хуннов, ученый говорит, что в 119 году до Рождества Христова китайцы направили две армии в земли хуннов. Одна из них во главе Хо-цюй-бина выиграла сражение над хуннами: «… Хо-цюй-бин с 50 000 конницы пошел восточною дорогою. Он побил 70 000 хуннов и всходил на горы над Байкалом» [4].
Кроме того, существует также предание о некоем ханьском после Су У, попавшем в плен к хуннскому правителю, который выслал его пасти овец рядом с великим озером. Впоследствии ханьский дипломат благополучно вернулся на родину [5]. Интересным моментом в этой истории является то, что перешедший на сторону хуннов военачальник поначалу поместил дипломата за отказ служить хуннам в яму, где хранилось зерно [6].
Отметим, что еще в китайских летописях периода империи Хань говорилось о том, что племена (сюнну) хунну занимались земледелием и выращивали просо [7]. Кроме того, указывают на такие китайские летописи периода Хань (I век н.э.), как «Владыка распределения проса», в которых были даны сведения о посевах, подходящих для северных степей, которыми управляли некие управляющие из числа людей хунну [7]. Выдающийся российский китаист XIX века Бичурин Н.Я. также упоминает, что в письменных источниках древнего Китая говорится о наличии земледелия у хуннов [8].
Что касается земледелии на территории Байкала, то Кельберг П.А. еще в 1861 г. одним из первых упоминает о том, что в Баргузинских, Хоринских, Селенгинских, Тугнуйских землях и близ Иволги существуют следы обширных древних оросительных каналов, и делает вывод, что «… здешние древние жители были земледельцы, это несомненно еще и потому, что за Байкалом находят нередко чугунные сошники особенной, чрезвычайно особенной формы» [9]. Предположения о том, что на территории Байкала сельскохозяйственные культуры начали возделывать с древних времен, подтвердились несколько позже. Археологические исследования ряда древних поселений на территории Бурят-Монгольской АССР, выполненные под руководством Г.П. Сосновского, показали, что они принадлежат хуннскому периоду (с 220 года до н. э. по II век н. э.), и свидетельствуют об их преимущественно оседлом характере хозяйства – были найдены зерна проса, остатки керамической сосуды, следы обработки железа и т.д. [10]. Более поздние исследования подтвердили земледельческий уклад населения Иволгинского городища – обнаружены сошники, наконечники лопат, мотыг, серпов, зернотерок. Более того, было определено, какие злаки выращивали ее жители. Кроме проса были найдены зерна пшеницы, а также зерна пленчатого и голозерного многорядного ячменя (Hordeum vulgare L). При этом зерна ячменя были похожи на современные китайские зерна ячменя, а зерна пшеницы по форме более всего напоминали современные китайские пшеницы видов Tr. Compactum и Tr. Asterium [11]. А.В. Давыдова отмечает, что найденные в Иволгинском городище сошники являются чугунными, местного происхождения, что указывает на оседлость населения, поскольку только при оседлом образе жизни металлургия достигает высокого уровня [12].
Бесспорно, развитие металлургии у хуннов тесно связана с Китаем, где чугун начали изготовлять еще в начале первого тысячелетия до нашей эры. Возможно, поначалу металлургией и земледелием занимались китайские пленные и перебежчики, постепенно и хунны освоили эти занятия в целях защиты от внешних врагов. Например, в Шицзи и Цяньханьшу прямо указывается, что «…в следующем году, 66, хунны, досадуя, что Западные владения соединенными силами напали на Чешы, отправили восточного и западного предводителей, с каждого с 10 000 конницы, для заведения земледелия в Западной стороне, чтоб впоследствии стеснить Усунь и Западный край» [7].
Таким образом, в период хуннов население на территории Бурятии выращивало такие культурные растения, как просо, и не исключается возможность, что с территории Китая были завезены и интродуцированы такие культуры, как пшеница, ячмень.
В городищах курумчинского периода (VI-X вв. н.э.) на территории Прибайкалья также найдены такие орудия земледелия, как чугунные сошники, железные серпы, жернова, так и остатки зерен проса обыкновенного, пшеницы крупнозернистой, ржи, ячменя, конопли, что говорило о том, что земледелие являлось важным компонентом хозяйства курыкан. Кроме того, вблизи городищ найдены следы древних пашен в виде длинных параллельных линий. По всей видимости, курыкане относились к преимущественно к скотоводческим племенам несмотря на то, что земледелие играло важную роль в их хозяйственной деятельности, поскольку в погребениях в основном были найдены остатки домашних животных (овец, коров). К этому следует добавить, что в петроглифах курумчинского периода представлены в основном домашние животные [13]. Дашибалов Б.Б. указывает, что курыкане относились к племенам с полукочевым типом хозяйствования, и найденные поселения полуземляночного вида на Уге, Усть-Талькине и Шохтое следует относить к зимникам, а другие поселения относить к летникам. Обнаруженные сошники говорят о том, что курыкане занимались плужным земледелием, а найденные каменные жернова говорили о том, что урожаи, которые они получали, были достаточно значительными, так что зернотерки с ним не справлялись [14]. По мнению А.П. Окладникова земледелие у курыкан связано с их связью с древними согдийскими племенам, предками узбеков и таджиков, которые основали земледельческие колонии на территории Прибайкалья [6].
Таким образом, не исключено, что в курумчинский период курыкане, имея связи с согдийскими земледельческими племенами, привнесли на территорию Бурятии культуры пшеницы крупнозернистой, ржи, ячменя, конопли.
Здесь следует отметить, что до определенного времени в европейских академических и общественных кругах считалось обыденным, что для кочевых народов, в том числе и древних монголов, земледелие было чуждым занятием и что продукцию растениеводства они получали путем собирательства [15], либо же путем товарного обмена из Китая, либо же путем вторжений на его территорию, в результате которых они получали от китайцев дань, включающую такие злаковые, как рис, просо и пшеница [16]. Этот взгляд был обусловлен отсутствием или недостатком археологических данных о том, какими продуктами питались кочевые племена. Вне сомнений, невозможно переоценить вышеуказанные данные советских исследователей, которые впервые указывали на относительно развитое земледелие в период хунну на территории современной Бурятии.
Вызывают интерес результаты исследования международного коллектива ученых, которые в 2020 г. опубликовали научный отчет «Диверсификация экономики поддерживала рост монгольских кочевых империй» [17], показавший, что население, проживавшее на территории современных Монголии и Бурятии, с 800 г. до н.э. стало активно включать в свой рацион растительный компонент. Анализ археолого-биологических данных из 60 памятников археологии периода с 4400 г. до н.э. до 1375 г. н.э. был направлен на определение того, какими продуктами питался человек в эти исторические периоды – растительными или белковыми, учитывая различия соотношения стабильных изотопов углерода в костных коллагенах и биоапатитах, содержащихся в останках людей и животных в эти времена. Результаты данных показали, что потребление проса (Panicum miliaceum L.) увеличивалось именно в имперские периоды. Эти данные указывают на увеличение именно прямого потребления, то есть выращенного проса. Падение кочевых империй, в свою очередь, повлияло на уменьшение растительного компонента в рационе питания человека в эти времена.
Вполне возможно, что, когда русские землепроходцы пришли на территорию современной Бурятии в середине XVII в., население хотя и выращивало просо, но использовало его лишь как добавочный компонент к питанию, которое в основном было мясо-молочным [15].
Хозяйства населения в период существования территории Бурятии в составе Монгольской империи (XIII-XVII вв.) в основном базировалось на мясо-молочном скотоводстве. При этом если западные буряты (Предбайкалье) относились к культуре полуоседлого скотоводства, при котором корма заготавливались на зиму, то восточные буряты относились к классическим представителям кочевых хозяйств. Земледелием в основном занимались западные буряты, которые выращивали такие культуры как просо обыкновенное, гречиха, ячмень [6].
С тех пор как были получены сведения об удивительном озере Байкале, его природа и природные условия начали интересовать путешественников, ученых и исследователей. Кроме того, с середины XVII века на территории Бурятии появились множество русских поселений, жители которых, по всей вероятности, привезли с собой семена культурных растений, успешно прижившихся в этом суровом краю.
Как отмечает академик А.П. Окладников, для упрочнения завоевания русскими земель в Приангарье и возле Байкала, которые ранее принадлежали ангаро-байкальским бурятским родам, требовалось не только строительство сети укрепленных форпостов на его территории, но и увеличение количества вблизи них крепких крестьянских поселений в виде заимок, деревень, сел, экономической основой которой должно было стать хлебопашество. При этом он предполагал, что первыми культурными растениями, которые были посажены русскими крестьянами на территории Бурятии, были ячмень и конопля [18].
Известно, что духовный лидер старой веры Аввакум Петров был отправлен в ссылку в Сибирь в период 1653 по 1655 годы. Позже в своей книге «Житие протопопа Аввакума», которая считается первым русским литературным произведением, он впервые описал природу Байкала и быт русских людей, которые проживали возле озера. По его словам, они не только промышляли рыбой, но и занимались землепользованием: «…лук на них ростет и чеснок, – больши романовскаго луковицы, и сладок зело. Там же ростут и конопли богорасленныя, а во дворах травы красныя и цветны и благовонны гораздо» [19].
Румынский исследователь Николай Милеску Спафарий, который в 1675-1678 гг. совершил путешествие из Москвы в Китай через Сибирь описал, что хлеба и разных овощей в этом краю выращивают разных, в основном, видимо, китайских, поскольку монголы, используя близость с Китайским государством, активно торговали с казаками [20].
Голландский купец Избрант Идес во главе московского посольства совершил путешествие в Китай в период 1692-95 гг. Интересны его заметки об Удинске: «… Для земледелия эта область малопригодна, так как очень гориста. Но здесь много огородов, где выращивают капусту, репу, морковь и т.д. Нигде вокруг не видно ни одного дерева» [21].
О том, что жители экспериментировали и были готовы экспериментировать с культурными растениями в условиях байкальского климата, ясно указывал шотландский ученый Джон Белл, который посетил Бурятию в составе русского посольства в Китай. Он говорил, что климат в южной части Байкала более мягкий, чем северная его часть, поэтому здесь жители сажают пшеницу, рожь, ячмень, овес, сарацинское пшено, то есть рис, а также горох, и, кроме того «… множества былий и трав поваренных. Жители тамошние отведывали еще садить плодоносных деревьев; но думают, что и в нем получать великий успех» [21], из-за короткой зимы, продолжающийся не так долго.
Вместе с тем о том, что жители Байкала использовали китайские культурные растения, писал немецкий и русский ученый П.С. Паллас, который значительно позже, в 1772–1773 гг., посещал Бурятию, будучи руководителем физической академической экспедиции в Сибирь по заданию Петербургской Императорской академии наук и художеств. Паллас описывает, что китайцы, которые живут в пограничном городке напротив Кяхты, на своих огородах выращивают лук, чеснок, капусту, огурцы, редьку, шпинат, сельдерей, петрушку, репу, свеклу, цветную капусту и охотно делятся своей продукцией с русскими жителями [22].
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что земледелие на территории Байкальской Сибири появилось, возможно, еще в бронзовом веке, то есть еще две с половиной тысячи лет назад. Археологические данные показали, что в хуннский период на территории Байкальской Сибири выращивали кроме проса такие культуры, как пшеница, зерно пленчатое, голозерный многорядный ячмень. В период существования территории Бурятии в составе Монгольской империи выращивались такие культуры, как просо обыкновенное, гречиха, ячмень. С приходом русских поселенцев земледелие наряду с рыбным и пушным промыслом, стало основой экономики хозяйств населения.