На современном этапе приоритетным направлением государственной политики является сохранение здоровья и повышение качества жизни жителей России. Возможность комплексного восстановления здоровья и профилактики различных заболеваний посредством получения лечебно-оздоровительных услуг в санаторно-курортных предприятиях может значительно снизить нагрузку на амбулаторно-поликлинические и больничные учреждения, а с учетом специфики курортно-рекреационного потенциала и демографических характеристик каждого субъекта в отдельности обуславливает высокую значимость санаторно-курортной отрасли и в региональном аспекте.
Одним из важнейших путей эффективного достижения целей по созданию условий, обеспечивающих комплексность подхода к повышению доступности и качества санаторно-курортных услуг, особенно в промышленно развитом и высокоурбанизированном Приволжском федеральном округе (далее – ПФО), является выявление состояния, особенностей деятельности и повышения качества услуг санаторно-курортных предприятий конкретного региона.
Материалы и методы исследования
В настоящее время в российском законодательстве не существует таких определений, как «санаторно-курортная организация», «санаторно-курортная деятельность», «комплекс санаторно-курортных услуг». Понятие «санаторно-курортное учреждение» (далее – СКУ) встречается в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности…» [1], а в ряде исследований присутствует понятие «санаторно-курортное предприятие» (далее – СКП) [2–4]. В экономической системе государства предприятия санаторно-курортной сферы – это предприятия, предоставляющие клиентам как минимум три вида услуг: размещение, питание и оздоровительные услуги. К ним, прежде всего, относят такие учреждения, как санатории и пансионаты. Предприятия санаторно-курортной сферы относятся к сфере услуг и, в частности, к области профилактической медицины. Следовательно, нужно четко осознавать особенность санаторно-курортных услуг как товара.
Санаторно-курортные услуги, направленные на лечение, оздоровление и профилактику заболеваний населения и сопровождающиеся организацией отдыха, классифицируются по различным признакам (способу, длительности, специализации, приоритетности предоставления). В настоящее время в Российской Федерации и в Приволжском федеральном округе санаторно-курортные услуги предоставляют следующие виды санаторно-курортных учреждений: санатории; санатории для детей, в том числе для детей с родителями; санатории-профилактории; санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия; бальнеологические лечебницы; грязелечебницы; курортные поликлиники.
Исходные данные для анализа обеспеченности санаторно-курортными услугами жителей округа взяты с сайтов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [5], ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации [6], Государственного реестра курортного фонда Российской Федерации [7].
Научное исследование особенностей обеспеченности населения санаторно-курортными услугами предполагает использование определенных показателей, которые позволяют определить основные тенденции в ее формировании, выявить территориальные пропорции и возможные территориальные диспропорции.
Показатели, характеризующие обеспеченность населения санаторно-курортными услугами, в том числе территориальные различия, можно разделить на три категории показателей. К первой категории относятся показатели санаторно-курортных предприятий и их услуг (численность и структура по типам; профилю лечения; возрастному контингенту; по номерному и коечному фондам), ко второй – показатели заболеваемости (структура заболеваемости) и фактической востребованности населением предоставляемых услуг (численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях в динамике, то есть фактическая емкость рынка санаторно-курортных предприятий), к третьей – обеспеченность населения санаторно-курортными услугами, рассмотренная через показатель койко-оборачиваемости (Kоб) (чел/койко-место), потенциальной емкости (пропускной способности) санаторно-курортных предприятий (Епотенц) (чел.) [8], и предложенный авторский показатель «потенциальная нагрузка на санитарно-курортные предприятия» субъектов (Н) (безразмерный коэффициент), выраженный формулой
Н = Nбз / Епотенц ,
где Nбз – число больных и заболевших за год по заявленным профилям лечения в санаторно-курортных предприятиях.
Следует отметить, что показатель потенциальной нагрузки относится к разряду относительных и определяет максимальную возможность санаторно-курортных предприятий принять потенциальных клиентов из расчета, что все заболевшие в субъекте по профилю, лечение которого производится в санаторно-курортной сфере, захотят воспользоваться предоставляемой услугой. Соответственно, безразмерные коэффициенты имеют следующие градации: Н < 1 – избыток возможностей; Н = 1 – достаточность имеющихся возможностей; H > 1 – недостаток.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время в округе насчитывается 371 санаторно-курортная организация. Начиная с 2010 г. и вплоть до 2015 г. на территории округа наблюдалось незначительное снижение количества санаториев для взрослых. Количество же детских санаториев стабильно уменьшалось с 2005 г. Однако с 2016 г. прослеживается незначительный рост и стабилизация показателя числа санаторно-курортных организаций обоих типов (к сожалению, значительно уменьшилось число санаториев-профилакториев в связи с закрытием предприятий, которым они были подведомственны). На 2020 г. наибольшее число санаториев в ПФО (как для взрослых, так и для детей) размещалось в Республике Башкортостан, составляя соответственно 16,1 и 20,6 % от общего числа данных учреждений в округе.
Показателями функционирования санаторно-курортных предприятий являются количество и динамика койко-мест, номерного фонда. Лидерство по количеству койко-мест и номерному фонду, как и по предыдущему показателю, сохраняет Республика Башкортостан. Темпы снижения количества койко-мест с 2008 по 2022 г. в ПФО составили свыше 13 %, а номерного фонда – свыше 24 %. С 2008 г. из 14 регионов, составляющих ПФО, только в четырех (Республика Татарстан, Нижегородская, Саратовская и Ульяновская области) выросло число номеров и койко-мест в санаторно-курортных учреждениях.
В 2022 г. в Приволжском федеральном округе среди санаторно-курортных предприятий преобладали санатории для взрослых (совместно с санаториями-профилакториями доля этих двух типов учреждений составила почти 60 %). По признаку возрастной специализации в округе преобладают смешанные учреждения, которые принимают на лечение все категории отдыхающих: взрослых, детей, детей с родителями. Однако в приоритете лечение и оздоровление взрослого населения, лишь 21,8 % всех койко-мест в округе приходится на специализированные санатории для детей.
Больше половины санаторно-курортных предприятий в ПФО по типу курорта относятся к курортам лесной зоны умеренных широт, но значительна доля предприятий, не относящихся к климатическим курортам и находящихся либо в городской черте, либо в пригородной зоне. Санаторно-курортные предприятия осуществляют услуги лечения свыше 14 основных и сопутствующих заболеваний, ключевыми из которых являются шесть: заболевания нервной системы; органов дыхания; системы кровообращения; эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; органов пищеварения; костно-мышечной системы и соединительной ткани.
В 2022 г., как и за последние десять лет, Приволжский федеральный округ в России занимает второе место по числу человек, воспользовавшихся услугами санаторно-курортных предприятий, уступая по этому показателю только Южному федеральному округу (и это несмотря на то, что количество обращений с 2008 г. уменьшилось на 17,3 %). В период с 2008 по 2022 г. только в трех регионах округа: Республике Татарстан, Пермском крае и Саратовской области – выросло число рекреантов. В 2022 г. в СКУ Республики Башкортостан отдохнуло свыше 20 % всех размещенных лиц в санаторно-курортных организациях округа. Республика заняла седьмое место по стране и первое место в Приволжском федеральном округе по числу гостей в санаториях на тысячу жителей (60 ‰) [9].
Возможности использования санаторно-курортного лечения для борьбы с заболеваемостью в Приволжском федеральном округе определяются показателем потенциальной нагрузки на санаторно-курортные предприятия субъектов, что и покажет в конечном итоге обеспеченность населения санаторно-курортными услугами. При расчете данного показателя авторами были выбраны статистические данные 2018 г., которые отражают некоторое «постоянство» обеспеченности такими услугами в период до пандемии COVID-19, которая стала серьезным дестабилизирующим фактором в динамике уровня и классов заболеваемости.
В 2018 г. уровень заболеваемости всего населения ПФО составлял свыше 84 тыс. чел. на 100 тыс. чел. населения, в том числе по заболеваниям, требующим санаторно-курортного лечения, почти 81 тыс. чел. на 100 тыс. чел. населения. Самыми распространенными заболеваниями, требующими лечебно-оздоровительных услуг, в среде всего населения округа являются заболевания дыхательной системы, последствия травм и отравлений, болезни мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, системы кровообращения. В территориальном аспекте в 2018 г. наибольшая заболеваемость по самым распространенным болезням, требующим санаторно-курортного лечения, отмечена в Удмуртской Республике, Нижегородской области и Пермском крае (71,8; 69,9; 68,8 тыс. чел. на 100 тыс. жителей). В этих же субъектах самый высокий уровень заболевания органов дыхательной системы (45; 49,3; 46, 4 тыс. человек на 100 тыс. жителей).
Потенциальная обеспеченность больного населения, требующего санаторно-курортного лечения, местами в санаторно-курортных учреждениях в ПФО составила в среднем по округу 10,8 с самыми негативными показателями в Республике Мордовия (17,8), Пензенской (17,4) и Нижегородской областях (16,9).
Показатель потенциальной нагрузки отражает не просто нехватку, а крайнюю недостаточность обеспеченности местами по классу «Болезни органов дыхания» при учете первенства этого заболевания в ПФО. Особенно критичные показатели наблюдаются в Нижегородской области (9,29) и Республике Мордовия (8,48).
Показатели обеспеченности местами по классу болезней «Травмы, отравления и некоторые других последствия воздействия внешних причин» в санаторно-курортных учреждениях ПФО отличаются достаточностью, а в Республиках Марий Эл (0,99), Чувашия (0,93) и Самарской области (0,95) даже некоторой избыточностью.
Намного лучше складывается ситуация с обеспеченностью местами в санаторно-курортных учреждениях по классам «Болезни мочеполовой системы», «Болезни кожи и подкожной клетчатки», «Болезни органов пищеварения», «Болезни органов кровообращения». В этих четырех группах потенциальная нагрузка изменяется от 0,21 до 1,48 и указывает на достаточные возможности учреждений участвовать в лечении, оздоровлении и реабилитации болеющего населения.
Анализ обеспеченности лечебно-оздоровительными услугами показал, что потенциальная нагрузка на данные учреждения чрезвычайно высока только по профилю заболеваемости органов дыхания. Избыточность мест по другим профилям позволяет предположить активный выезд жителей региона на лечение и отдых за пределы региона, а возможную невостребованность санаторно-курортных услуг ПФО связать со следующими причинами:
1. Из-за высокой себестоимости санаторно-курортных услуг (расходы на коммунальную сферу, персонал, оборудование, питание и т.д.) существенно повышаются цены на санаторно-курортное лечение. Средняя цена койко-места в санаторно-курортных учреждениях ПФО составляет около 2000 руб. в день.
2. Снижается количество или становится труднодоступным процессом получение социальных путевок, что приводит к проблемам содержания и развития муниципальных и ведомственных учреждений.
3. Изношенная материально-техническая база (в некоторых случаях до 85 % зданий), крайняя ветхость или отсутствие систем водоснабжения, водоотведения, очистки воды, неприспособленность резервуаров для хранения или регенерации лечебных грязей, устаревшее медицинское оборудование, неукомплектованность медицинским и обслуживающим персоналом, низкий уровень освоения природных лечебных ресурсов, ненадлежащего качества питание, особенно небольших СКУ, не позволяет конкурировать с более мощными, привлекательными и профинансированными санаторно-курортными предприятиями других рекреационных регионов.
4. Неразвитость досугового и экскурсионного обслуживания во многих субъектах ПФО как дополнительного фактора к лечебно-оздоровительным услугам и необходимой интеграции лечения, оздоровления и туризма.
5. Направленность многих предприятий на оздоровление, а не лечение (сокращение время цикла лечения, внедрение спа-технологий, отсутствие диетпитания, платность исследовательских и лабораторных процедур) существенно уменьшают эффект от санаторно-курортного лечения, заставляя действительно нуждающихся в нем искать предприятия, направленные в первую очередь на лечебную составляющую.
6. Ориентированность многих СКУ только на местный спрос и отсутствие рекламно-маркетинговой стратегии не подталкивает предприятия становиться по-настоящему конкурентоспособными и клиентоориентированными [10, 11].
Заключение
При комплексном анализе всех показателей можно сделать вывод, что наиболее эффективно санаторно-курортные услуги предоставляются в Республике Башкортостан. В то же время к субъектам, где выявлена существенная необходимость предоставления подобных услуг в связи с высокой заболеваемостью, относятся Удмуртская Республика, Республика Марий Эл и Пермский край, а наиболее высокая обеспеченность больного населения, требующего санаторно-курортного лечения, местами в санаторно-курортных учреждениях в Республиках Марий Эл, Удмуртия, Чувашия. К основным проблемам и приоритетам обеспеченности санаторно-курортными услугами жителей ПФО следует отнести:
1. В шести субъектах ПФО (республиках Мордовия, Удмуртия, Марий Эл, Пензенской, Нижегородской областях и Пермском крае) следует совершенствовать систему оказания санаторно-курортных услуг и обеспеченности ими субъектов.
2. Во всех субъектах – финансирование санаторно-курортных учреждений с сохранением статуса, последующим комплексным восстановлением и полноценным вливанием в экономику региона.