Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF UNORGANIZED TOURISM IN KRASNODAR REGION

Karpova Yu.I. 1 Volkova T.A. 1 Komarov D.A. 1
1 Kuban State University
Every year, in the course of the intensive development of tourism, the interests of the society in relation to the organization of their travel are changing, tourists are increasingly giving preference to independent tours. According to statistical data, one can trace the trend of a step-by-step increase in the share of unorganized tourism in its overall scale. The aim of the study was to analyze the current state and determine the prospects for the development of unorganized tourism in the Krasnodar region. The number of independent tourists in the Krasnodar region and throughout the country as a whole is currently estimated only by experts, since statistical reporting contains data only on collective accommodation facilities, while reflecting only a part of the real tourist flow. The main feature of the tourist flow of the region is manifested in a high proportion of unorganized tourists – more than 50 %, they arrive in the resort area of the region without vouchers and live in individual accommodation facilities. The article presents the results of a statistical and expert analysis of the current state of unorganized tourism in the Krasnodar region, the main trends and prospects for the development of this type of tourism. Consumer interest in unorganized tourism in the Krasnodar region is quite high and over the years it will only grow, thereby replacing organized tourism. The independent travel trend is supported by the development of modern means of communication, mobile applications and rental services that anyone can use when planning an upcoming vacation.
Krasnodar region
tourism
unorganized tourism
amateur tourism
autotourism
tourist flow
individual accommodation facilities
independent travel

Изменения в экономике, развитие технологий электронного бронирования, политическая ситуация, обилие открытой информации и многое другое влияют на индивидуализацию туризма: теперь для того, чтобы отправиться в поездку, необязательно прибегать к использованию услуг турагентов, достаточно установить пару приложений на смартфон. Наиболее остро вопросы актуальности самостоятельного туризма встали в период пандемии. Современные туристы, привыкшие к самостоятельности и активности, все чаще ищут способы реализации своего творческого и личностного потенциала через путешествия, а самостоятельный туризм, привлекая все больше новых участников, может стать той нишей, которая обеспечит приток денежных средств в дестинации и поспособствует развитию внутреннего туризма в РФ.

Самостоятельный туризм в последнее время развивался высокими темпами. Во внутреннем туризме наблюдается тенденция улучшения сервисов взаимодействия с потенциальными клиентами и качества их обслуживания. Но есть и обратная тенденция в сокращении турпотока в выездном туризме. По данным статистики Погранслужбы ФСБ РФ, в первом полугодии 2022 г. выездной турпоток оказался на 60 % меньше, чем в том же периоде 2019 г. [1]. В связи с возникшей в мире эпидемией коронавируса в 2020 г. и впоследствии специальной военной операцией в 2022–2023 гг., неорганизованные туристы пострадали в большей степени. В настоящее время наблюдается перестройка сознания данного контингента туристов, все больше туристов отдают предпочтение организованному туризму, во всяком случае, относительно выездных направлений, ведь организованные туристы, приобретающие турпродукт официально, защищены с юридической точки зрения, возможен возврат средств, в то время как неорганизованные никак не защищены. Мнение вице-президента АТОР, главы холдинга «Русский Экспресс» Тараса Кобищанова: «Если раньше доля самостоятельных путешественников в выездном туризме составляла 40 %, то сейчас – около 16 %. Это значит, что сейчас больше, чем 4/5 всех российских туристов в 2022 году, оформляют поездки за рубеж через турагентов и туроператоров» [1]. Во внутреннем туризме прослеживается такая же тенденция, так как на данный момент приобрести турпродукт у туроператора порой бывает выгоднее, нежели сформировать свой тур самостоятельно, и все больше людей это осознают. Кроме того, многое зависит от выбранного вида туризма: если, к примеру, выбор пал на круизный, то в большинстве случаев туристы обращаются в турфирму. К тому же уход с рынка системы бронирования Booking.com серьезно сказывается на самостоятельной организации поездки, поскольку данный агрегатор охватывал 80 % рынка. В 2023 г. спрос на внутренние путешествия по многим направлениям сравнялся с допандемийными показателями, это объясняется тем, что, планируя тур по стране в условиях ограничений, турист получает больше определенности. На конец 2022 г. и начало текущего года лидирующими направлениями зимнего сезона стали Краснодарский край (Сочи – приморский кластер, Анапа, Геленджик, Сочи – горнолыжный отдых), г. Москва и Подмосковье, г. Санкт-Петербург, горнолыжные курорты (кроме Сочи) [2].

Согласно статистическим данным можно проследить тенденцию пошагового увеличения доли неорганизованного туризма в его общих масштабах. Доля россиян, которые организуют свой отпуск самостоятельно, будет расти, а конкурентоспособность сохранят только представленные в интернете туроператоры. Выход самостоятельного туризма на новый уровень развития в будущем может существенно повлиять на структуру туристского рынка как в плане его субъектов, профессиональных туроператоров и турагентов, так и в плане целевой аудитории.

Целью исследования стал анализ современного состояния и определение перспектив развития неорганизованного туризма на территории Краснодарского края.

Материалы и методы исследования

Информационная база исследования – материалы исследования Ассоциации туроператоров РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, законодательные акты, исследовательские отчеты ФБОУ ВО КубГУ, научные труды авторов. Методы исследования: анализ научно-методических источников, обобщение теоретического материала, анализ статистических данных, ретроспективный анализ, системный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Краснодарский край является главным курортным регионом страны и крупнейшим рекреационным регионом юга России, который состоит из 18 курортно-рекреационных территорий, расположенных на побережье двух морей – Черного и Азовского. Развитию рекреационного комплекса способствуют ландшафтное разнообразие территории, высокая плотность путей сообщения. На курорты Краснодарского края туристы возвращаются снова и снова, выбирая для отдыха морское побережье или Кавказские горы. Краснодарский край в силу своего динамичного развития в туристской сфере подходит для развития большинства видов туризма, тем самым привлекая туристов со всех уголков страны. Помимо сезонного пляжно-купального отдыха регион также привлекает любителей природных достопримечательностей, походов, в том числе в горы, а также славится своими горнолыжными курортами. Год за годом в крае поток туристов становится все больше, в частности неорганизованных, которые хотят возвращаться в регион вновь и вновь. Число самостоятельных туристов в Краснодарском крае и по стране в целом на сегодняшний день оценивается лишь экспертно, в связи с тем, что отчетность содержит информацию только о коллективных средствах размещения, она отражает лишь часть реального потока туристов. Основная особенность туристического потока региона проявляется в высоком проценте неорганизованных туристов – более 50 %, которые приезжают на курорт без бронирования и останавливаются в частных домах или квартирах. В 2008 г. Департаментом статистики и вспомогательного счета туризма Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Статистическим отделом Организации Объединенных Наций были разработаны международные рекомендации по статистике туризма [3]. В них отмечалась необходимость использования других статистических методов для учета внутреннего туризма. Было предложено проводить опросы домохозяйств путем анкетирования, чтобы проанализировать поездки людей и услуги проживания, предоставляемые хозяевами.

Это в дальнейшем и было проделано в Краснодарском крае, первое официальное исследование было проведено в 2013 г., второе – в 2016 г. В 2013 г. кафедрой международного туризма и менеджмента ФГБОУ ВО КубГУ по заказу Министерства курортов и туризма Краснодарского края было проведено комплексное исследование индивидуальных средств размещения в курортных районах Краснодарского края. В результате данного исследования было опрошено 2100 респондентов, проведен опрос каждого домохозяйства, расположенного в выбранном квартале по следующим муниципальным образованиям (МО) – г. Анапа, г. Геленджик, г. Новороссийск, г. Горячий Ключ, Туапсинский район, Ейский район, Темрюкский район, Апшеронский район, Приморско-Ахтарский район, а также в 2017 г. был проведен ретроспективный анализ развития туризма в Краснодарском крае. Анализ итоговых данных относительно численности туристов, размещавшихся в указанных МО, размещавшихся в ИСР, рассмотрим в таблице.

С 2016 г. исследования по выявлению количества туристов, проживающих в индивидуальных средствах размещения курортной зоны Краснодарского края, не проводились и соответствующие данные в официальных источниках отсутствуют.

В каждом регионе существует своя система подсчета самостоятельных туристов. В Краснодарском крае туристы рассматривались в трех категориях: организованные туристы, неорганизованные туристы, однодневные посетители. Под однодневными посетителями понимаются экскурсанты и туристы, посещающие территорию без ночевки. Неорганизованные туристы – туристы, самостоятельно организующие свое пребывание на территории края и чаще всего размещающиеся в индивидуальных средствах размещения.

Ранее официальные статистические данные не являлись единственным источником информации о структуре туристского потока в регионе, в процессе оперативных исследований собирается информация средств размещения (индивидуальных и коллективных). Но с 2016 г. дополнительные региональные исследования не проводятся. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея предоставляет данные по показателям сферы туризма, основанные на результатах статистических наблюдений с использованием методик, утвержденных на уровне Росстата.

Численность туристов, размещавшихся в индивидуальных средствах размещения курортной зоны края

Год

Общее число домохозяйств в курортной зоне, единиц, всего

Доля домохозяйств, сдавших жилье, %

Общая численность туристов, тыс. чел.

Всего туристов, тыс. чел.

Туристам

Родственникам (знакомым)

Туристов

Родственников (знакомых)

2006

102000

4763

418

5181

2011

4247

402

4649

2012

361274

25,1

22,5

4588

423

5011

2013

361274

23,9

22,9

4404

414

4818

2015

5237

575

5812

2016

5812

612

6424

Примечание. Составлена авторами.

missing image file

Рис. 1. Структура турпотока Краснодарского края в 2015–2022 гг., млн чел. Источник: составлено авторами

В 2019 г. турпоток, принятый Краснодарским краем, составил 17 млн чел., включая 3,7 млн чел. однодневных посетителей и 6,9 млн чел., остановившихся в индивидуальных средствах размещения (рис. 1).

Исходя из данных о туристическом потоке, можно выделить, что за период с 2017 по 2019 г. количество туристов в крае составило 16,3 и 17 млн чел. соответственно. В 2020 г. туристический поток на курортах Краснодарского края значительно снизился, в крае отдохнули 11,5 млн чел., из них организованные туристы составили 3,4 млн чел., самостоятельные туристы – 5,9 млн чел., а однодневные посетители – 2,2 млн чел. Таким образом, число неорганизованных туристов вместе с однодневными и самостоятельными достигло 8,1 млн чел., что составляет около 70 % общего числа отдыхающих. В 2021 г. туристический поток начал восстанавливаться, при этом организованные туристы составили 5,6 млн чел., самостоятельные туристы – 7,4 млн чел., а однодневные посетители – 3,5 млн чел.

Анализируя показатели текущего года, видим, что за 3 месяца численность неорганизованных туристов вместе с однодневными и самодеятельными составила 1,2 млн чел.

По данным с официального сайта Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края в 2020 г. в период максимальной заполняемости номерного фонда (август 2020 г.) в крае функционировало 8845 средств размещения с емкостью 546170 мест, из них коллективные средства размещения – 5035 объектов на 481045 мест; индивидуальные средства размещения – 3810 объектов на 65125 мест [4].

Касаясь вопроса доходов индивидуальных средств размещения от обслуживания туристов, их объем в 2019 г. составил 52,2 млн руб., в 2020 г. доходы снизились до 33,9 млн руб. из-за невысокого турпотока. Тем не менее в 2021 г. вернулись к прежним цифрам и практически достигли доходов 2019 г. – 50,5 млн руб. (без НДС, акцизов и аналогичных платежей). Объем услуг курортно-туристского комплекса Краснодарского края с учетом неорганизованного сектора представлен на рис. 2.

Доходы ИСР к 2021 г. в целом выросли на 14 млрд руб. и превысили на тот момент 22 млрд руб. Тем самым анализ полученных данных за 2021 г. показал, что объем услуг курортно-туристского комплекса в крае составил в общем 126,2 млрд руб., из них 18 % доходов от ИСР. Региональные и муниципальные власти проявляют немалый интерес к ИСР, организовав их налоговый учет по курортным территориям края, следовательно, это сказывается на столь высоких показателях доходности.

missing image file

Рис. 2. Объем услуг курортно-туристского комплекса Краснодарского края в 2013–2022 гг., млрд руб.

По результатам исследования было выявлено, что особо привлекательной для неорганизованных бюджетных туристов, в частности любителей активного отдыха, является коса Долгая, ее посещаемость возросла в разы и имеет хорошие перспективы. К тому же развитию ст. Должанская уделяется большое внимание, в особенности туристско-рекреационному использованию косы Долгая. В основном люди выбирают ст. Должанскую как привлекательное направление для летнего отдыха, где можно заняться экстремальными видами спорта, такими как виндсерфинг или кайтинг, либо же просто насладиться пляжно-купальным отдыхом, целебными свойствами моря [5].

В 2013 г. на основании прогноза предполагался рост численности самостоятельных туристов. По Краснодарскому краю в целом в 2020 г. показатель должен был составить 5417 тыс. чел., а по Ейскому району – 440 тыс. чел. Но такой показатель был достигнут уже в 2015 г. Тем не менее предположение оказалось почти верным, доля неорганизованных туристов составила 5911 тыс. чел., в связи с возникшей эпидемиологической ситуацией в мире – закрытием границ и прекращением деятельности ряда турфирм, а также запретом на передвижение между регионами страны, тем самым люди не отказались от путешествий полностью и однозначно они их совершали, но уже организовав свой тур самостоятельно. Не считая данного факта, в 2020 г. число таких туристов могло быть значительно выше заявленного. Количество самостоятельных туристов в 2021 г. превысило на 1,5 млн чел. по сравнению с 2020 г. и на 574 тыс. чел. 2019 г., ввиду возникновения коронавирусной инфекции люди стали предпочитать самостоятельные путешествия, избегая большого скопления туристов, тем самым заботясь о своем здоровье.

Делая выводы по вышесказанному, наиболее востребованными направлениями в Краснодарском крае для неорганизованных туристов являются города Сочи, Геленджик, Анапа, Новороссийск и Горячий Ключ, а также Туапсинский, Ейский и Апшеронский районы. В 2021 г. на территории Краснодарского края отдохнули 16,2 млн чел., из них 7,4 млн чел. организовали свой отдых самостоятельно, а однодневными посетителями стали 3,5 млн чел., то есть примерно 70 % отдыхающих в общей сложности являлись неорганизованными туристами. Доходы от индивидуальных средств размещения в 2021 г. составили 50,5 млн руб., таким образом доходы в целом превысили на тот момент 22 млрд руб., а объем услуг курортно-туристского комплекса в крае составил в общем 126,2 млрд руб., из них 18 % – это доходы от ИСР.

Основную тенденцию, относящуюся к неорганизованному туризму, дают возможность определить потребительские затраты, анализируемые в динамике. Согласно результатам анализа потребительских расходов, в структуре расходов домохозяйств в особенности возросли траты жителей на транспортное средство. Высокие темпы увеличения числа личного легкового автотранспорта являются основой и в то же время мощным стимулом развития автомобильного туризма, как одного из видов неорганизованного туризма. Соответственно, автомобильный туризм – лидирующий вид неорганизованного туризма.

2020 г. преподнес туристической отрасли большой удар в связи с распространением коронавирусной инфекции, продажи туров сократились в разы, 20 %, а в последующем 70 % туристов вовсе отменили запланированные поездки из-за усиления карантинных мер как по стране, так и в Краснодарском крае. Введенные дополнительные ограничения для гостиниц и аналогичных средств размещения, позволяющие оказывать услуги размещения туристам лишь с предоставления отрицательного ПЦР-теста или QR-кода о вакцинации, во многом усугубили положение организованного туризма, следствием чего стало сокращение доходов гостиничного бизнеса в 40–55 млрд руб. Однако самостоятельный туризм продолжил свое развитие в привычном для себя режиме, индивидуальные средства размещения в Краснодарском крае остались в выигрыше. Следует выделить основные направления развития неорганизованного туризма в Краснодарском крае за два года:

– увеличение количества самостоятельных туристов, предпочитающих отдых в своем регионе;

– доминирование неорганизованного автотуризма и экологического туризма в настоящее время.

– у туристов популярностью пользуются глэмпинги, кемпинги, отдельные коттеджи и квартиры;

– 41,18 % автотуристов стали экономить на развлечениях;

– 9,41 % неорганизованных туристов экономят на питании, вместо питания в придорожных кафе они предпочитают брать с собой в поездку мультиварку, покупая продукты для приготовления по дороге;

– у неорганизованных туристов вырос интерес к отдыху на природе до 9 % из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса;

– за последние два года Краснодарский край стал очень популярен для туристов активного вида отдыха;

– неорганизованные туристы отдают предпочтение покупке возвратных билетов и бронированию отеля с возможностью отмены.

Большинство туристов, в особенности путешественники из центральной части страны, ставят в приоритет поездки в Краснодарский край на автомобиле. Но если сравнивать в ценовом сегменте поездку на различных видах транспорта, то экономичнее будет добраться из Москвы в Сочи на самолете, стоимостью 4985 руб., поездка на поезде обойдется в 5949 руб. за место в купе и путешествие на автомобиле обойдется в 7785 руб. за бензин. Преградой для самостоятельных туристов на сегодняшний момент стало и закрытие аэропортов в некоторых регионах страны, так как туристы, путешествующие не на автомобиле из-за траты времени, в большинстве случаев выбирали самолет для коротких поездок (3–6 дней).

С экономической точки зрения в рамках «домохозяйства» идет процесс создания «натурального продукта» для удовлетворения потребностей людей во время путешествия. Рыночные туристские посредники теряют (полностью или частично) свои доходы из-за натурального характера производства. При этом в процессе осуществления своей деятельности домохозяйства производят существенные затраты, формирующие доходы субъектов туристической отрасли и ее обслуживающей инфраструктуры. Частное производство и потребление домохозяйств являются компонентом общественного воспроизводства и должны восприниматься государственными и частными структурами как общественное благо [6]. Можно сделать вывод, что большая часть путешественников выбирает самостоятельную организацию туризма по нескольким факторам:

1. Самостоятельное путешествие является более экономичным вариантом для потребителя, поскольку потребители могут избежать переплат за услуги агентства.

2. Правильно сформировать желаемый тур с минимальными затратами самостоятельно помогают отзывы, видео о конкретном месте, советы других путешественников и знакомых.

3. В настоящее время в интернете имеется больший выбор средств размещения, объектов питания или экскурсий и т.д., чем может предложить любое туристическое агентство. Самостоятельный туризм может оказать негативное влияние на прибыль туристических агентств, но также является практичным вариантом для неорганизованных путешественников [6].

Интерес потребителей к неорганизованному туризму в Краснодарском крае довольно высокий, и с годами он будет только расти, тем самым замещая организованный туризм. Так как в нынешних реалиях организация путешествия не составляет особого труда, всю необходимую информацию можно найти на платформе Интернет, различных туристических сайтах, тематических группах. Создав однажды авторский тур, турист становится заинтересован в дальнейшем исследовании неизведанных уголков своего региона самостоятельно, но многое упирается в неразвитую инфраструктуру в регионе.

Самостоятельный туризм, как показывают исследования, является одним из наиболее востребованных видов туризма в Краснодарском крае – почти 70 % отдыхающих могут быть отнесены к категории неорганизованных туристов. В 2021 г. из 16,5 млн чел., посетивших территорию Краснодарского края с туристскими целями, на долю организованных туристов пришлось почти 5,6 млн чел., остальные посещали территорию региона без ночевок, как однодневные посетители и самостоятельно (3,5 млн чел. и 7,4 млн чел. соответственно).

Такие показатели свидетельствуют о больших перспективах дальнейшего развития неорганизованного туризма в Краснодарском крае. Также самостоятельные туристы чаще путешествуют на автомобиле, в последнее время данный вид транспорта стал очень востребован среди туристов, тем более что развитые автодороги края это позволяют. Созданные автотуристские кластеры «Лермонтово» (Туапсинский район), «Можжевеловая роща» (город-курорт Геленджик), «Горячий Ключ» (г. Горячий Ключ), совершенствующие объекты туристско-рекреационной инфраструктуры, также поспособствуют развитию самостоятельного туризма.

С 2021 г. туристы стали все больше выбирать недорогие средства размещения. Лишь 22 % номерного фонда небольших отелей и гостевых домов края было забронировано.

Исходя из подсчетов сервиса «Едем-в-Гости.ру» в частном секторе и гостевых домах г. Адлера и г. Сочи бронирование совершили 45 % туристов, в мини-отелях и гостевых домах федеральной территории Сириус – 25 %, в частном секторе п. Лоо, п. Мацесты, Хобзы – 15 %, в пансионатах и санаториях г. Сочи – 10 %, в санаториях г. Анапа – 20 %. Основным трендом 2021 г. можно отметить возросшую популярность самостоятельных путешествий на поезде и поездки на личном автомобиле. Регион имеет развитую транспортную инфраструктуру, включающую железнодорожные пути, автодороги, аэропорты, морские и речные порты, магистральные трубопроводы. Регион также является значимым культурным центром РФ [7]. Как показал сервис Туту.ру, 64 % путешественников самостоятельно определяют маршрут путешествия, бронирование и проживание. По данным сервиса «Едем-в-Гости.ру», спрос на активный отдых на природе (кемпинг, глэмпинг и т.д.) с 2021 г. вырос на 20 %, а количество запросов на автокемпинг и глэмпинг увеличилось на 15 % [8].

Политическая и экономическая ситуация, которая сложилась в мире в 2020 г. в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также, в текущем году, со специальной военной операцией по защите ДНР И ЛНР, во многом является позитивной для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае, отмечается значительный рост популярности неорганизованного туризма. Это приводит к тому, что россияне, которые раньше выбирали лишь путешествия за рубеж, были вынуждены выбирать курорты Черноморского побережья. На сегодняшний день туристов также просят воздержаться от путешествий за границу. Касательно 2021 г. число самостоятельных туристов в это время в крае было подсчитано – 7,4 млн чел.

Можно предположить, что в текущем году данный показатель возрастет, что дает право утверждать о перспективном развитии данного направления туризма и в последующих годах.

Согласно данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики в 2022 г. турпоток в Краснодарский край составил за год 22914287 туристов [9]. В свою очередь Министерство туризма, курортов и олимпийского наследия Краснодарского края в 2022 г. приводит турпоток в Краснодарский край за год 17400000 туристов [10]. Разница в подсчетах приведенных официальными органами составляет 5514287 туристов. Поскольку министерство приводит данные по организованным туристам, предположим, что разницу составляют неорганизованные туристы.

В последнее время тенденции неорганизованного туризма говорят сами за себя. Более 24,06 % туристов в Краснодарском крае являются неорганизованными, они приезжают на отдых без турпутевок, останавливаются в индивидуальных средствах размещения. Анализируя средства размещения в крае, было выявлено, что большую долю представляет частный сектор – почти 14 тыс., из них лишь 5 тыс. доводят сведения о своей деятельности в налоговую инспекцию и сумма поступлений от них составила 62 млн руб. А от всей отрасли туризма край получает 6,7 млрд руб. налоговых поступлений. Сложившаяся ситуация связана с тем, что ИСР все еще не всегда предоставляют достоверную информацию о своих доходах и о количестве размещенных лиц. Для урегулирования данной проблемы, возможно, следует ввести патенты для квартиросдатчиков. Если взять 10 тыс. квартиросдатчиков и 4 тыс. коллективных средств размещения, за 4 мес. они заплатят налоги в размере 150 млн руб.

Отметим, что в перспективе у самостоятельного туризма следующее:

– самостоятельные туристы будут больше пользоваться ж/д поездами и автобусами;

– сохранится высокий спрос на неорганизованный автотуризм, который получил свое массовое развитие в 2020 г.;

– в приоритете будут межрегиональные и ближайшие регионы в связи с низкой стоимостью на услуги;

– возможно предположить, что самостоятельные туристы будут стараться экономить на проживании, в особенности автотуристы (на 29,41 %);

– развитие самостоятельных путешествий в автодомах.

Заключение

Неорганизованный туризм представляет собой специфический вид туристической активной общественной деятельности, который осуществляется на добровольной основе без какого-либо участия туроператоров и турагентств в основной части формирования путешествия. Он зародился до XIX в., а популярность приобрел в конце XX – начале XXI в. Как форма организации путешествий самостоятельный туризм может проявляться и как самостоятельно организованный пляжно-купальный отдых на побережье Черного моря, и как экскурсионный маршрут по Байкалу или туристский поход по Камчатке. Неорганизованный туризм по форме организации разделяется на самодеятельный (клубно-секционный туризм) и независимый (любительский «дикий»). Сегодня самостоятельный вид туризма принимает большую популярность среди жителей России. В целом на внутренний турпоток страны приходится 80 % самостоятельных туристов. Чаще предпочитают организовывать свой отдых самостоятельно люди в возрасте 18–44 лет. Среди популярных российских направлений для самостоятельного туризма следует выделить: «Золотое кольцо», «Золотое кольцо Боспорского царства», «Императорский маршрут», «Усадебное кольцо» и «Турмаршруты по Крыму».

Развитие цифровой среды, являющееся неотъемлемой частью жизни в современном мире, растущее количество мобильных и интернет-сервисов – все это поддерживает сложившуюся тенденцию увеличения количества неорганизованных туристов и повышения популярности самостоятельных путешествий. С развитием интернет-пространства людям стало проще совершать самостоятельные путешествия, помогая создавать отдых интереснее и многообразнее. Интернет избавил туристов от большинства трудностей, связанных с организацией поездки.

Доля самостоятельных путешественников в Краснодарском крае с каждым годом будет лишь расти, так как на сегодняшний день стала преобладать тенденция путешествия в своем регионе. Тем самым будут увеличиваться доходы индивидуальных средств размещения. А также тенденции неорганизованных туристов указывают на преобладание путешествий на личном автомобиле, при этом с минимальными затратами.

Основным преимуществом самостоятельного путешествия является полная свобода как выбора, так и самой организации отдыха, а также минимизация затрат. Можно отправиться куда угодно, в любой день недели, не подстраиваясь под какие-либо рамки. Неорганизованный туризм дает большие возможности познания выбранной территории во время создания маршрута своего путешествия.

Обобщая вышеизложенное, с точностью можно утверждать, что неорганизованный туризм будет беспрерывно и стремительными темпами преобразовываться в силу своего развития, как один из видов индустрии досуга, нацеленный на удовлетворение потребностей и интересов человека. Выход самостоятельного туризма на новый уровень развития может оказать глубокое влияние на структуру туристического рынка, включая его субъектов туроператоров и турагентов, так и на целевую аудиторию.