Введение
В настоящее время экологическая ответственность бизнеса, экологические просветительские мероприятия и продвижение эколого-промышленного туризма в значительной степени коррелируют с экономическим, социальным и рекреационным статусом региона [1]. На современном этапе развития экономики успешное продвижение эколого-индустриального туризма России требует комплексного подхода и согласованных действий со стороны всех заинтересованных сторон [2, 3]. При правильно выбранных стратегиях и усилиях можно достичь заметных успехов в этой области [4]. Этот вид туризма предлагает потребителям возможность получить глубокие знания об экологии, промышленных процессах и технологиях в различных отраслях с точки зрения защиты окружающей среды [5]. Познавательные поездки стимулируют экономическую активность на местах, помогают развитию инфраструктуры и способствуют созданию новых рабочих мест [6]. Кроме того, эколого-индустриальный туризм поддерживает интерес населения к экологическим задачам, вовлекает в процесс функционирования промышленного производства и обеспечивает обмен знаниями и опытом между представителями различных отраслей экономики [7].
Цель исследования – изучение направлений продвижения проектов в сфере эколого-индустриального туризма средствами рекламы и связей с общественностью.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
– изучить особенности продвижения услуг в сфере эколого-индустриального туризма;
– проанализировать основные направления продвижения проектов Магнитогорского металлургического комбината (ММК) средствами связей с общественностью и рекламы.
Эмпирической базой стал анализ материалов СМИ, интернет-ресурсов, социальных сетей, статистических материалов и экологических отчетов ММК.
Материалы и методы исследования
Объект исследования – проекты в сфере эколого-индустриального туризма ММК.
Предмет исследования – продвижение экологических маршрутов ММК средствами рекламы и PR.
В данной статье предпринята попытка анализа тенденций развития эколого-индустриального туризма Уральского экономического района. Был проведен сравнительный контент-анализ сайтов промышленных предприятий исследуемого региона. В качестве примера была выбрана экологическая политика ММК.
Результаты исследования и их обсуждение
Стратегии эколого-индустриального туризма Урало-Поволжья направлены на повышение экологической ответственности населения, привлечение молодых специалистов на производства и повышение туристической привлекательности Урало-Поволжья.
Для успешного развития этого направления необходимо разрабатывать эффективные стратегии продвижения эколого-индустриального туризма. Рассмотрим их на примере проекта маршрута «С заботой о будущем», включающего посещение сероулавливающих установок и системы аспирации Аглофабрики № 5, а также новых газоочистных установок кислородно-конвертерного цеха (ККЦ) и электросталеплавильного цеха (ЭСПЦ) ММК. Проведенный авторами SWOT-анализ проекта представлен на рисунке.
В современной практике корпоративного управления одной из ключевых стратегий развития эколого-индустриального туризма является активное продвижение данного туристического продукта на рынке туристических услуг. Это включает в себя проведение масштабных рекламных кампаний, участие в туристических выставках и форумах, а также партнерство с туроператорами и туристическими агентствами. Другой важной стратегией развития эколого-индустриального туризма является развитие туристической инфраструктуры. Это включает в себя строительство и модернизацию гостиничного и ресторанного бизнеса, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, а также создание туристических маршрутов и экскурсий экологической направленности. Кроме того, важными элементами стратегии развития эколого-индустриального туризма являются обучение и подготовка кадров в сфере этого вида туризма, проведение культурно-просветительских мероприятий для туристов-экологов, а также сотрудничество с местными органами власти и бизнес-сообществом. К примеру, проект экологического туризма «С заботой о будущем» ММК представляет собой уникальную возможность познакомиться с историей ММК, увидеть своими глазами процессы производства чугуна и стали, ознакомиться с работой очистных сооружений ККЦ, ЭСПЦ и Аглофабрики № 5.
SWOT-анализ проекта «С заботой о будущем»
Этот проект основан на идее объединения образования, промышленности. экологии и туризма, что позволяет посетителям не только увидеть собственными глазами работу металлургического комбината, но и узнать подробнее об экологической ответственности предприятия.
Основные цели эколого-индустриального проекта:
– привлечение простых туристов и жителей города к изучению истории и значимости ММК;
– позиционирование экологической ответственности сталеплавильного предприятия;
– демонстрация бесперебойной работы очистных сооружений ККЦ, ЭСПЦ и Аглофабрики № 5;
– пропаганда заботы о сохранении окружающей среды для Урало-Поволжья и страны в целом.
Не менее важной задачей проекта является профориентация молодежи и развитие кадрового потенциала.
При этом важно подчеркнуть, что специальные мероприятия могут быть интегрированы в отдельные маршруты. Так, в рамках проекта «С заботой о будущем» реализуются экологические мероприятия и активности, направленные на формирование лояльности посетителей к ММК. Можно активнее использовать этот факт для формирования такого канала, как «сарафанное радио»: туристы активно делятся эмоциями с друзьями устно и в своих аккаунтах в соцсетях. В результате проект «С заботой о будущем» способствует улучшению экологической репутации предприятия, привлечению внимания общественности к социально значимой деятельности комбината, а также созданию позитивного экологического имиджа в глазах общественности. Проект ко всему прочему является ярким примером эффективного использования рекламно-информационной деятельности и связей с общественностью, которые играют здесь ключевую роль. Они позволяют донести информацию о проекте до широкой аудитории, заинтересовать потенциальных посетителей и сформировать у них положительное отношение к деятельности предприятия в сфере защиты окружающей среды.
В результате проведенного исследования выявлено, что практикуемое ММК активное продвижение эколого-индустриального туризма на рынке туристических услуг проходит с недостаточным вовлечением широких масс населения. Проведенный авторами анализ основных инструментов продвижения изучаемого проекта позволил определить основные направления рекламно-информационной и PR-деятельности ММК на современном этапе:
– разработка и продвижение фирменного стиля проекта;
– позиционирование и продвижение в СМИ и сети Интернет;
– организация и участие в специальных мероприятиях.
Разработка фирменного стиля является ответственным процессом, который требует внимания к деталям и понимания целей компании. Однако вложенные усилия всегда окупаются, ведь фирменный стиль способен сделать бренд узнаваемым и успешным на рынке.
Одним из каналов продвижения туристических маршрутов являются туристические агентства. Ко-брендинг промышленного предприятия с туристическим агентствами представляет собой стратегическое партнерство, направленное на взаимное усиление брендов и расширение аудитории. Преимущества такого партнерства для проекта экологического туризма ММК могут включать повышение узнаваемости бренда «С заботой о будущем» среди широкой аудитории туристов; возможность привлечения в рамках партнерства новых эко-ориентированных посетителей ММК; расширение спектра предлагаемых туристических услуг и продуктов (новые маршруты по ММК); создание положительного имиджа кампании как открытой инновационной площадки; популяризация существующего маршрута и привлечение новых посетителей.
Для оценки существующих и предложения новых направлений продвижения были изучены каналы коммуникации, которыми пользуется ММК. Для успешного продвижения проекта «С заботой о будущем» ММК через средства массовой информации, необходимо развивать следующие направления продвижения: создание информационных материалов о проекте, его целях и преимуществах для потенциальных посетителей; проведение пресс-конференций и интервью с представителями проекта для распространения информации о маршруте; размещение рекламной информации на экофорумах для презентации магнитогорского маршрута; работа с социальными сетями для распространения информации о проекте и привлечения целевой аудитории; организация промоакций и конкурсов для привлечения внимания к проекту и стимулирования посещаемости; сотрудничество с туроператорами и партнерами для расширения сети продаж.
Для этого необходимо предусмотреть: сотрудничество с туристическими агентствами Магнитогорска и с хоккейным клубом «Металлург» (ко-брендинг); интерактивность (опросы, конкурсы и т.д.); взаимодействие с сайтами и социальными сетями туристических агентств и городских информационных ресурсов ближайших регионов (Республика Башкортостан, Челябинская, Курганская, Оренбургская и др. области).
Нужно отметить, что официальный сайт является одним из важнейших инструментов продвижения организации, в данном случае проекта по эколого-индустриальному туризму «С заботой о будущем» ММК. Сайт проекта имеет отличный дизайн и функциональность. Были предложены некоторые рекомендации по его улучшению для привлечения посетителей. Так, для увеличения числа информационных поводов для СМИ и социальных сетей важно активно использовать такой инструмент связей с общественностью, как специальные мероприятия. В рамках проекта «С заботой о будущем» по эколого-индустриальному туризму ММК можно проводить такие специальные мероприятия, как:
1) мастер-проекты, кейсы и обучающие программы (позволяют туристам понять основы определенного производства и даже попробовать себя в роли специалиста по защите окружающей среды);
2) интерактивные мастер-классы (посетители могут участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды, что позволяет им глубже погрузиться в тему);
3) создание сувениров из отходов производства своими руками – дает возможность туристам унести домой не только воспоминания, но и физическое напоминание об экологическом мероприятии;
4) экскурсии «за кулисы» (посетители могут увидеть те участки очистных сооружений, которые обычно закрыты для посторонних);
5) фестивали, праздники, специальные дни, недели и месячники экологической направленности;
6) научные форумы, съезды, конференции, симпозиумы, семинары на темы, связанные c защитой окружающей среды;
7) брендированные мероприятия, которые будут связаны с проектом «С заботой о будущем» и будут способствовать укреплению экологического имиджа ММК.
Специальные мероприятия способствуют не только развлечению и обучению туристов, но и укреплению бренда предприятий, демонстрируя их открытость и вовлеченность в процесс защиты окружающей среды.
Заключение
Активное продвижение эколого-индустриального туризма на рынке туристических услуг включает в себя проведение масштабных рекламных кампаний, участие в туристических выставках и форумах, а также партнерство с туроператорами, туристическими агентствами и даже спортивными клубами (например, приглашение игроков хоккейного клуба «Металлург» на экологическую экскурсию по ММК). Другой важной рекомендацией для развития эколого-промышленного туризма является развитие туристической инфраструктуры – строительство, модернизация и экологизация гостиничного и ресторанного бизнеса, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, а также создание экологических маршрутов и экскурсий. Кроме того, важными элементами стратегии развития экологического туризма являются обучение и подготовка кадров в этой сфере, проведение эколого-просветительских мероприятий для туристов, а также сотрудничество с местными органами власти и бизнес-сообществом. Проведенный авторами анализ основных инструментов продвижения проекта позволил определить основные направления рекламно-информационной и PR-деятельности на современном этапе: разработка и продвижение фирменного стиля проекта; позиционирование и продвижение в СМИ и сети Интернет; организация и участие в специальных мероприятиях.
Для успешного продвижения проекта «С заботой о будущем» через средства массовой информации, ММК необходимо следовать нескольким рекомендациям:
– инициация конкурсов детского рисунка по экологической тематике с привлечением стратегических партнеров и спонсоров;
– создание информационных материалов о проекте, его целях и преимуществах для потенциальных посетителей;
– проведение пресс-конференций и интервью с представителями проекта для распространения информации об эколого-индустриальном маршруте (например, в рамках форума «Экосистема»);
– размещение рекламных и информационных материалов в местных газетах;
– организация экологических туров для представителей СМИ для привлечения внимания к проекту (например, «Экоблогер»);
– участие в экологических антиконференциях для актуализации индивидуальных треков магнитогорского маршрута (например, участие в проектах Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс»);
– работа с социальными сетями для распространения информации о проекте и привлечения целевой аудитории;
– организация промоакций и конкурсов для привлечения внимания к проекту и стимулирования его посещаемости;
– сотрудничество с туроператорами, российскими экологическими операторами и партнерами для расширения сети продаж и продвижения экологического маршрута;
– участие в российских грантовых конкурсах с участием детей работников предприятия и эковолонтеров;
– создание экомультфильмов, анимационных роликов и вебинаров о ММК для детей и подростков с использованием визуального и аудиоматериала изучаемого предприятия;
Сюжетами экологических фильмов могут быть:
– экологическое мероприятие на ММК (субботник, выставка, посадка деревьев и т.д.);
– концепция создания «зеленого» производства;
– репортаж о новейшем решении по очистке промышленных стоков на ММК;
– интервью с работниками очистных сооружений предприятия;
– репортаж о владельцах (сотрудниках) ММК в ракурсе развития «зеленого производства»;
– репортаж об исследовательской работе студентов вузов и ссузов по вопросам устойчивого развития и «зеленого производства».
Применение активного продвижения эколого-индустриального туризма ММК на рынке туристических услуг приведет к проведению масштабных рекламных компаний, успешному участию в туристических выставках и форумах, развитию взаимовыгодного партнерства с туроператорами.