Введение
Территория Северного Кавказа характеризуется разнообразием ландшафтов, культурным наследием и растущей привлекательностью для туристов. Однако этот регион также сталкивается с проблемами, связанными с обращением с твердыми коммунальными отходами, так как их наиболее значительные объемы образуются в густонаселенных и посещаемых туристами районах. М.Р. Габараева, З.Х. Хосаева [1] анализируют состояние туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и определяют потенциальные области для развития. Авторы подчеркивают важность практик устойчивого туризма, которые включают инновационные решения по управлению отходами. Б.А. Демильханова [2] признает необходимость инновационных подходов к управлению отходами как ключевого аспекта экологической устойчивости.
В целом, эти и другие авторы внесли свой вклад в тему исследования, осветив экологические проблемы, связанные с твердыми отходами на территории Северного Кавказа, подчеркнув важность инновационных решений по обращению с отходами и предложив методологические подходы для оценки инновационных практик. Их исследования закладывают основу для дальнейшего изучения и разработки инновационных подходов к переработке ТКО в регионе.
Для эффективного решения рассматриваемой проблемы требуются инновационные и устойчивые подходы. Поэтому основная цель данного исследования заключается в анализе состояния показателей переработки твердых коммунальных отходов на Северном Кавказе и разработке инновационных подходов к решению проблем переработки ТКО в данном регионе.
Материал и методы исследования
В качестве информационных источников использовались аналитические и статистические материалы министерств природных ресурсов и охраны окружающей среды субъектов СКФО (Государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды за 2020–2022 гг.) и Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов [3–10]. Для достижения поставленных целей в ходе исследования проведены обзор литературы, тематические исследования, анализ данных и разработка предложений по внедрению инновационных подходов.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ состояния показателей переработки твердых коммунальных отходов на Северном Кавказе. Северный Кавказ известен своими оживленными населенными пунктами, а именно такими крупными городами, как Грозный, Владикавказ и Пятигорск, где урбанизация и индустриализация обусловливают значительный вклад в образование ТКО. Высокая концентрация населения в этих районах способствует росту потребления и, как следствие, увеличению количества отходов на душу населения. А отсутствие надлежащей инфраструктуры по обращению с отходами в некоторых городских районах усугубляет проблему, что приводит к трудностям с удалением и переработкой отходов [11].
На протяжении многих лет на Северном Кавказе развивалась инфраструктура переработки отходов, направленная на решение проблем управления отходами. Для эффективной переработки материалов, пригодных для вторичной переработки, и органических отходов были созданы перерабатывающие предприятия, сортировочные центры и площадки для компостирования. На данный момент в регионе построено шесть объектов инфраструктуры. Совокупная мощность объектов, введенных в эксплуатацию в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарии, превышает 770 000 т в год по переработке и 15,5 тыс. т в год по утилизации твердых коммунальных отходов [12, 13].
Во всех регионах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) создан институт регионального оператора, проведена инвентаризация инфраструктуры отрасли и определены точки роста.
На рисунке 1 представлено количество образованных ТКО в период 2020 – 2022 гг. на территории Северного Кавказа, согласно данным Государственных докладов о состоянии и об охране окружающей среды.
Исходя из полученных данных, можно сделать некоторые выводы:
● в период с 2020 по 2022 гг. наблюдается тенденция к увеличению объема ТКО, образующихся в каждом регионе;
● в Ставропольском крае ежегодно образуется наибольшее количество ТКО, причем с 2020 по 2022 гг. этот показатель значительно увеличился;
● Республика Дагестан также продемонстрировала заметный рост производства ТКО за последние годы: так, в 2022 г. данный показатель был равен 623 тыс. т;
● наименьшее количество ТКО образовалось в регионах Республики Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике – 65 и 85 тыс. т соответственно.
Таким образом, необходимо отметить, что приток посетителей, особенно в пик сезона, создает дополнительную нагрузку на местные системы управления отходами. Отели, рестораны, места отдыха и сувенирные лавки производят больше отходов при размещении туристов, что приводит к резкому увеличению образования ТКО [1, 14].
На рисунке 2 представлена динамика доли ТКО, направленных на обработку, от общей массы образованных ТКО в регионе, согласно данным Государственных докладов о состоянии и об охране окружающей среды (2020–2022 гг.).
Во всех территориальных единицах Северо-Кавказского федерального округа наблюдается общая тенденция к увеличению доли ТКО, направляемых на переработку. Это свидетельствует об эффективности применяемых решений по борьбе с отходами в регионе.
Рис. 1. Количество образованных ТКО, тыс. т Источник: составлено авторами по [3–10]
Рис. 2. Доля ТКО, направленных на обработку, от общей массы образованных ТКО по территориальным единицам Северного Кавказа, % Источник: составлено авторами по [3–10]
Данные, представленные на рисунке 2, показывают ежегодное улучшение показателей обработки в большинстве регионов. Республика Ингушетия и Ставропольский край являются лидерами в области обращения с отходами в СКФО. Но, несмотря на достигнутый прогресс в увеличении доли ТКО, направляемых на переработку, в таких регионах, как Карачаево-Черкесская Республика и Республика Северная Осетия – Алания, где показатели относительно ниже по сравнению с другими регионами, все еще есть возможности для улучшения [15].
Таким образом, рассмотренная динамика переработки твердых коммунальных отходов на Северном Кавказе отражает постепенный переход к более устойчивой и экологически ответственной практике.
Инновационные подходы к решению проблем переработки твердых коммунальных отходов на Северном Кавказе. Современные проблемы требуют инновационных подходов к их решению. Поэтому рекомендуется реализовать мероприятия по минимизации твердых коммунальных отходов на территории СКФО.
Например, можно реализовать такую меру, которая будет включать в себя как государственно-частное партнерство, так и вовлечение общественности и органов просвещения. Внедрение стимулирующей программы сортировки отходов, которая предусматривает вознаграждение в виде кешбэка или бонусных баллов, может мотивировать туристов на ответственное обращение с отходами.
Так, в сотрудничестве с местными предприятиями, отелями, ресторанами и туристическими достопримечательностями рекомендуется внедрить стимулирующую программу по сортировке отходов (таблица).
Этапы внедрения стимулирующей программы сортировки отходов
Наименование этапа |
Необходимые действия для реализации этапа |
Этап 1. Поиск заинтересованных сторон |
Для реализации данного этапа необходимо определить и привлечь заинтересованные стороны в лице местных предприятий, отелей, ресторанов и иных туристических объектов. Также требуется оценить их потребность в сортировке отходов и готовность к участию путем совместных переговоров. Необходимо разработать и подписать партнерское соглашение между участниками мероприятия |
Этап 2. Разработка системы поощрения |
Необходимо определить структуру вознаграждения и систему начисления баллов для пользователей, основываясь на соглашениях, заключенных между партнерами |
Этап 3. Разработка и интеграция мобильного приложения |
Для реализации данного этапа требуется разработать удобное мобильное приложение, которое позволит пользователям идентифицировать и сортировать различные виды отходов, а также отслеживать утилизацию отходов и получать вознаграждение. Также рекомендуется интегрировать приложение с местными системами сбора отходов, чтобы обеспечить эффективную переработку отходов |
Этап 4. Запуск пилотного проекта мобильного приложения |
Следует запустить мобильное приложение с ограниченным числом партнеров для тестирования функциональности и эффективности приложения. Через месяц работы данного приложения необходимо собрать отзывы пользователей и внести необходимые коррективы в приложение |
Этап 5. Внедрение мобильного приложении |
Далее необходимо расширить программу, включив в нее всех участвующих партнеров. После этого рекомендуется продвигать приложение с помощью маркетинговых кампаний и информационных программ. В течение всего времени следует оказывать постоянную поддержку пользователям и партнерам для обеспечения успешного внедрения |
Этап 6. Мониторинг и оценка |
Рекомендуется отслеживать участие в программе, показатели сортировки отходов и использование поощрений. Необходимо проводить оценку эффективности программы и выявлять области, которые требуют улучшения. Собранные в ходе мониторинга данные следует использовать для представления результатов и демонстрации положительного воздействия сортировки отходов |
Этап 7. Совершенствование мобильного приложения |
На основании проведенного мониторинга и оценки рекомендуется обновлять приложение, а также внедрять новые стимулы и функции геймификации для поддержания мотивации пользователей |
Как видно из таблицы 1, в рамках данного мероприятия туристы по прибытии будут проинформированы о программе с помощью информационных материалов, вывесок и объявлений в местах, участвующих в программе. Все туристы, которые правильно сортируют свои отходы в специально отведенные контейнеры, будут получать баллы или кешбэк. Баллы, заработанные за сортировку мусора, можно обменять на скидки в компаниях-партнерах, бесплатные подарки, сувениры или ваучеры на посещение местных достопримечательностей.
При этом мусоросортировочные контейнеры с четкими инструкциями и наглядными изображениями будут размещены на видных местах в туристических центрах, отелях, на пляжах и рядом с популярными достопримечательностями [16]. Также рекомендуется создать специальные мусоросортировочные станции с персоналом, который будет помогать туристам и обеспечивать надлежащую утилизацию отходов. Чтобы упростить процесс, туристы могут привязать свои платежные карты или мобильные кошельки к программе сортировки отходов для автоматического накопления вознаграждений. Каждый раз, когда туристы совершают покупку в участвующем в программе заведении, они могут использовать часть своего кешбэка или бонусных баллов для получения вознаграждения за сортировку отходов. Элементы геймификации, такие как рейтинг в таблице лидеров, вызовы или конкурсы, могут быть включены для повышения вовлеченности и стимулирования участия.
В качестве еще одной проблемы, требующей незамедлительного решения, выступает отсутствие оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов, созданных незарегистрированными туристами. Так, в соответствии со статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ [17], собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Источниками образования таких отходов являются физические и юридические лица. Туристы, которые используют официальные места проживания (гостиницы, санатории, туристические базы), оплачивают вывоз ТКО через юридическое лицо, которое предоставило им место проживание, в то время как туристы, которые останавливаются в палатках, гостевых домах и других неофициальных местах проживания, не несут данный вид расходов, что создает чрезмерную нагрузку на местные системы управления отходами и способствует ухудшению состояния окружающей среды.
Для решения данной проблемы рекомендуется использование части курортного сбора для обеспечения вывоза мусора, так как чистая окружающая среда, свободная от мусора, повышает туристический интерес и вероятность того, что посетители вернутся и будут рекомендовать территорию Северного Кавказа другим людям. Также необходимо проводить интерактивные мероприятия, такие как забеги по сортировке мусора, викторины или охота за мусором, могут сделать этот опыт увлекательным и полезным для туристов. Туристы, которые активно участвуют в программе сортировки отходов и получают значительные вознаграждения, могут быть публично отмечены в социальных сетях, местных новостях или на выездных церемониях. Внедряя стимулирующую программу сортировки отходов для туристов, можно превратить управление отходами в полезный и увлекательный процесс, способствующий устойчивому развитию и бережному отношению к окружающей среде.
На территории СКФО рекомендуется проводить фестивали вторичной переработки, которые заинтересуют не только местное население, но и большую часть туристов. При организации такого фестиваля удастся повысить осведомленность о важности вторичной переработки. На таких мероприятиях могут проводиться интерактивные семинары, выставки, продажа арт-объектов из переработанных материалов, прибыль от которых пойдет на решение проблем переработки твердых коммунальных отходов на Северном Кавказе.
Таким образом, продолжая инвестировать в инфраструктуру переработки отходов, повышая осведомленность и участие населения, внедряя технологические достижения и решая существующие проблемы, Северный Кавказ может укрепить свои позиции лидера в области устойчивого управления отходами.
Заключение
В заключение следует отметить, что во всех регионах Северо-Кавказского федерального округа наблюдается общая тенденция к увеличению доли ТКО, направляемых на переработку. Это свидетельствует об эффективности применяемых решений по борьбе с отходами в регионе. Но современные проблемы требуют инновационных подходов к их решению. Поэтому рекомендуется реализовать такую меру, которая будет включать в себя как государственно-частное партнерство, так и вовлечение общественности, просветительские мероприятия. Также на территории СКФО рекомендуется проводить фестивали вторичной переработки, которые заинтересуют не только местное население, но и большую часть туристов.
Предлагаемые инновационные подходы будут способствовать повышению вовлеченности общественности и ответственному обращению с отходами местного населения и туристов, что благоприятно скажется на минимизации проблем переработки твердых коммунальных отходов на Северном Кавказе.