Социокультурная ситуация в нашей стране за последние десятилетия сильно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности личности за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Наше общество нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.
В числе приоритетных целей модернизации образования, акцентирующего внимание на необходимости формирования единого образовательного пространства как условия для поэтапного перехода к новому его уровню и качеству, обозначена подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к непрерывному профессиональному росту и профессиональной мобильности.
Качество подготовки специалиста любого профиля как социальный заказ высшей школе определяется через требования к выпускнику, когда традиционная характеристика качества - уровень полученных знаний - трансформируется в иной результат образования - компетентность в различных сферах жизнедеятельности студента (не только в собственно познавательной или учебной), устойчивую мотивацию к обучению в течение всей жизни.
В этих условиях происходит смена приоритетов, становится возможным усиление культурообразующей роли образования, появляется новый тип студента - «человек культуры», то есть произошло осознание того, что современное образование открывает человеку «путь бесконечного развития» (С.И. Гессен).
Одним из наиболее перспективных подходов к решению обозначенных выше проблем, на наш взгляд, является развитие гуманитарной компетентности студентов в процессе изучения делового иностранного языка. Гуманитарная компетентность вооружает молодого специалиста принципиально значимой, стержневой характеристикой, которая определяет характер и качественно новый уровень взаимодействия человека и социокультурной среды, проявляясь в системе отношений, ценностей и норм, мотивирующих интеллектуально-творческое поведение. Одним из назначений гуманитарной компетентности становится развитие у студентов высокого уровня профессионализма, самостоятельно пополнять знания по избранной специальности, вырабатывать собственные приемы решения трудных задач.
Одним из наиболее перспективных подходов к решению обозначенных выше проблем, на наш взгляд, является развитие гуманитарной компетентности студентов в процессе изучения делового иностранного языка, когда объектом профессионального овладения становится не только язык, но и процесс формирования личности студента, владеющего всем набором компетенций, необходимых для реального и полноценного общения. В данном случае гуманитарная компетентность вооружает молодого специалиста принципиально значимой, стержневой характеристикой, которая определяет характер и качественно новый уровень взаимодействия человека и социокультурной среды, проявляясь в системе отношений, ценностей и норм, мотивирующих интеллектуально-творческое поведение. Одним из назначений гуманитарной компетентности становится развитие у студентов высокого уровня профессионализма, самостоятельно пополнять знания по избранной специальности, вырабатывать собственные приемы решения трудных задач.
Мы считаем, что в качестве одного из условий педагогического обеспечения, способствующего развитию гуманитарной компетентности студентов в процессе изучения делового иностранного языка, можно выделить интерактивные методы обучения. Наиболее существенной предпосылкой выдвижения интерактивных методов на передовые позиции в развитии языковой компетенции студентов, на наш взгляд, является активная позиция студентов в процесс познания, возможность рефлексии, отражение в учебном процессе различных видов профессионального контекста и формирование профессионального опыта в условиях квазипрофессиональной деятельности. При разработке курса делового иностранного языка для студентов неязыкового вуза необходимо учитывать особый подход к обучаемым в соответствии с профилем, программой и количеством часов, выделенных на данный курс. Основное внимание следует также уделять изучению тем, которые будут актуальны для студентов в дальнейшей жизни и работе после завершения курса. Поэтому к интерактивным методам обучения, способствующим более эффективному развитию языковой компетенции мы относим следующие: имитационное моделирование, речевое взаимодействие, деловая игра. Выбор методов обучения обусловлен необходимостью максимально приблизить процесс обучения к реальности, когда используются различные установки и ситуации делового общения, которые совершенствуют и тренируют языковую уверенность и компетентность.
Кроме того, широкое использование в процессе обучения аутентичной литературы и учебных пособий, составленных носителями языка, помогает подготовить высококвалифицированных специалистов. Это позволяет развивать языковую компетентность, необходимую для полноценного международного общения.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение деловому иностранному языку осуществляется с учётом необходимости формирования умений эффективной деловой коммуникации, что, в конечном итоге, оказывает положительное влияние на развитие гуманитарной компетентности студентов.