Рубеж XX и XXI вв. ознаменовался глубокой внутренней трансформацией образовательной системы высшей школы, которая проявилась в смене образовательных парадигм и ценностных ориентаций. Мировые тенденции в развитии профессиональной подготовки студентов связаны с переосмыслением роли образования в современном мире, отношения к нему, выделением новых приоритетов.
Изменение целевой направленности профессионального образования, выступающего в качестве системообразующей категории, повлекло за собой разработку новых требований к его уровневой организации, внедрению кредитно-модульной системы, отбору и структурированию содержания, диагностике результативности. В качестве доминирующей стратегии в профессиональном образовании студентов определена методология компетентностного подхода.
Компетентностный подход как качественно новая методология профессионального образования детерминирован современными «вызовами» общества, связанными с коренными социально-экономическими преобразованиями и идеологией устойчивого развития, усилением процессов международной интеграции и вхождением страны в общеевропейское образовательное пространство, требованиями модернизации высшей школы. Мы разделяем позиции Дж. Равенна, И.Я. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, А.П. Тряпицыной, М.В. Рыжакова, Д.С. Ермакова, которые рассматривают компетентностный подход как метод моделирования целей и результатов образования в виде норм его качества, что означает отражение в системном и целостном виде результативного образа профессиональной подготовки. Предполагается формирование результатов как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции. Готовность к профессиональной деятельности включает овладение стандартами профессионального образования, все то, что в основе своей поддается нормированию и технологизации. Именно готовность к профессиональной деятельности служит фундаментом профессиональной компетентности. Профессиональные способности - это индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.
Компетентностный подход нашел отражение в проекте Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по экологии и природопользованию (В.С. Касимов, Э.П. Романова, В.С. Тикунов, Г.Н. Огуреева, К.Н. Дьяконов) и определил развитие у будущих специалистов универсальных и профессиональных компетенций.
Анализ структуры профессионального образования, включающего единство профессиональной социализации, профессиональной подготовки и профессионального становления личности, а также индивидуально-профессиональных, общественных и государственных потребностей, позволяет утверждать, что профессиональная компетентность будущего специалиста в области экологии и природопользования складывается из следующих профессиональных компетенций:
- Компетенции контекстно-средового характера.
- Компетенции профессионально-специализированного характера.
- Компетенции аксиологического характера личностно-профессионального становления.
1. Компетенции контекстно-средового характера - формируют мотивационную, ценностно-смысловую и целевую стратегическую платформу образования и обеспечивают общемировоззренческий экокультурный контекст образовательной среды. Предполагается понимание студентами ведущих идей общецивилизационного развития, приоритетных стратегий профессионально-экологического образования, личностно-профессиональных смыслов и устремлений. Для них ясен смысл самостоятельной активности по освоению компетенций, собственной социальной и личностно-профессиональной успешности и конкурентоспособности на рынке труда. Этот компетентностный план характеризуют виды деятельности: проблематизация; профессиональная мотивация; целеполагание, в ходе которого происходит «сдвиг мотива на цель»; актуализация имеющегося индивидуального опыта для освоения нового содержания; коммуникация; позиционное самоопределение; рефлексия.
2. Компетенции профессионально-специализированного характера обеспечиваются системой профессиональных научно-теоретических, нормативно-правовых, прикладных знаний и способов деятельности, уровнем развития индивидуального стиля профессионального мышления. Фундаментальная направленность содержания образования и его методологизация направлены на формирование готовности студентов к самостоятельному поиску, анализу, интерпретации, систематизации, критической оценке информационных ресурсов с позиций решаемой задачи.
Освоение профессионально-специализированных компетенций означает свободный поиск, преобразование и использование информационных ресурсов, самостоятельное оперирование фундаментальными понятиями. Студент способен самостоятельно осуществлять анализ нормативно-методической документации, самостоятельно формулировать и решать аналитические, оценочные, прогностические, проектные задачи, используя расчетный аппарат и ГИС-технологии. Компетентностный план предполагает информационно-познавательную, когнитивную, практико-ориентированную, коммуникативную, рефлексивную виды деятельности.
3. Компетенции аксиологического характера личностно-профессионального становления формируются в процессе осознания и усвоения значения и смысла содержания профессионально-экологического. Предполагается, что становление важнейших личностно-профессиональных качеств будущего специалиста - эколога обеспечивается не только содержанием образования, но и ракурсами и способами его развертывания.
Компетентностный подход как результативно-целевая и содержательная основа профессионально-экологического образования определяет необходимость конструирование особой модели профессионально-экологического образования, базирующуюся на проектно-модульной технологии.
Проектно-модульная направленность образования, сопряжена с выделением специально созданных взаимосвязанных одноименных функциональных модулей, представляющих структурные компоненты целостной системы и обеспечивающих формирование контекстно-средовых, профессионально-специализированных и аксиологических компетенций личностно-профессионального становления. Каждый функциональный модуль объединяет логически завершенный блок учебно-профессионального материала и способов его усвоения. Представляя фрагменты образовательного процесса, каждый из выделенных модулей имеет собственное программно-целевое назначение и соответствующее ему дидактическое сопровождение.
1. Контекстно-средовый модуль направлен на формирование компетенций контекстно-средового характера. Этот модуль включает содержание, отражающее современные экомировоззренческие идеи, закладывающие идеологический фундамент образовательной среды. Обратим внимание на то, что профессионально-экологическое образование - категория динамическая. Оно функционально и содержательно обусловлено типом культуры, стадией формационного развития, господствующей идеологией устойчивости и приоритетными демократическими установками открытого гражданского общества. В этой связи подготовка будущего специалиста должна охватывать не только предметный блок, но и совокупность цивилизационных и формационных факторов. Они задают ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему образовательному процессу и предстают в определенных профессионально-личностных качествах. Внутренняя логика деятельности студента раскрывается в доминирующих эмотивной и конативной функциях, проявляющихся в позитивном настрое на обучение, взаимопонимании в совместной деятельности по выработке ее предстоящей стратегии и организации.
2. Предметно-специализированный модуль, доминирующая функция которого состоит в формировании компетенций предметно-специализированного характера. Это предметно-профессиональное поле деятельности, в процессе которой закладывается фундаментальный базис подготовки будущего специалиста - эколога, формируются его профессионально-специализированные теоретические знания, прикладные умения, личный опыт, деловые отношения. Активизируются информационные, когнитивные, практические, креативные функции личности на основе соответствующих видов деятельности.
Содержание профессионально-экологического образования в структурном отношении изоморфно профессионально-экологической культуре и профессионально-экологической компетентности. Оно представляет систему личностно-значимого специализированного знания, профессиональных умений, творческой самостоятельности, в процессе которой формируется индивидуальный стиль профессионально-экологического мышления и общения.
Специализированные способы деятельности включают аналитико-синтетическую, оценочную, прогностическую, проектировочную, рекомендательную деятельность функционального и творческого характера.
3. Аксиологический модуль собственного содержания не имеет, но основан на ценностях личностного отношения к профессионально- экологической деятельности и связан с личностно-профессиональным становлением будущего специалиста, формированием его важнейших личностно-профессиональных качеств. Их многообразие проявляется в индивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, профессионально - деятельностных и внешне поведенческих особенностях будущих выпускников, таких как: дисциплинированность и организованность; самостоятельная активность; настойчивость; профессионально-экологическая этика; решительность; инициативность.
На основе усвоения знаний и способов деятельности в контексте смыслов и ценностей у будущих выпускников складывается глубинное понимание своей миссии возможностей, способностей и готовности к профессионально-экологической деятельности. Выполняя коммуникативную и рефлексивную функции, аксиологический модуль, представляя личностно-профессиональный компонент содержания, пронизывает всю профессионально-экологическую подготовку.
Ценностно-смысловая личностно-профессиональная направленность подготовки реализуется в виде диспозиции личности - устойчивой системы отношений, проявляемых в ценностных ориентациях на цели жизнедеятельности и средства их достижения, в соответствие с общими социально-профессиональными условиями.
Выделенные функциональные модули, отличаясь целевыми установками и средствами их достижения, реализуются поэтапно. Результатом подготовки выпускника является профессионально-экологическая компетентность как интегративная характеристика качеств личности, позволяющая успешно решать производственные задачи в процессе делового взаимодействия. Диагностика позволяет оценить и осознать результаты обучения, выраженные в виде сформированных компетенций контекстно-средового, предметно-специализированного и аксиологического характера личностно-профессионального становления на четырех уровнях: 1) неосознанная некомпетентность, 2) осознанная некомпетентность, 3) осознанная компетентность, 4) неосознанная компетентность [3].
Неосознанная некомпетентность предполагает непонимание собственной некомпетентности, отсутствие личностных смыслов не позволяет студенту идентифицировать себя в экологической деятельности и сформировать конкурентоспособную личностно-профессиональную диспозицию.
Осознанная некомпетентность характеризуется пониманием собственной некомпетентности, затрудняющей идентификацию себя в проблеме. Активизация познавательной мотивации как внешнего, так и внутреннего характера, обеспечивает осознанное усвоение специальных знаний, типовых способов деятельности, алгоритмических умений. Начало становления личного опыта практической деятельности. В процессе интенсивного обучения формируются личностно-профессиональные качества, обеспечивающие устойчивость на рынке труда.
Осознанная компетентность проявляется в понимании уровня своей компетентности, позволяющей идентифицировать себя в проблеме. Осознанное освоение специального содержания профессионально-экологического образования происходит благодаря глубокой внутренней мотивации и оценки растущей значимости знаний, способов деятельности, практических умений в современной и перспективной ситуациях. Устойчивый интерес способствует развитию самостоятельной активности и формированию важнейших личностно - профессиональных качеств, определяющих позитивное жизнеустремление.
Неосознанная компетентность - понимание своей готовности и способности к профессионально-экологической деятельности, автоматическое выполнение типовых и алгоритмических процедур на основе прочно усвоенных знаний, способов деятельности, практических умений и навыков. Свободное владение информационными ресурсами, методами, в т.ч. и геоинформационными, их применение в новых незнакомых ситуациях. Четкий самоконтроль в формировании позитивного опыта операционального взаимодействия при управлении изменениями в динамичном социоприродном пространстве. Устойчивая жизнеутверждающая личностно-профессиональная диспозиция, определяющая оперативную реакцию на изменения и непрерывное образование.
Сопоставление критериев усвоения контекстно-средовых, профессионально-специализированных, аксиологических компетенций личностно-профессионального становления с выделенными уровнями обеспечивает критериально-уровневое оценивание сформированности компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 3-го поколения по направлению «Экология и природопользование» (проект). - Смоленск: Универсум, 2005.
- Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11.
- Планкетт, Л. Выработка и принятие управленческих решений / Л. Планкетт, Г. Хейл. - М.: Экономика, 1984.