Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775


2090 KB

В 6-7-х классах средней общеобразовательной школы на уроках по направлению «Технология. Обслуживающий труд» обучающиеся изготавливают швейные изделия - юбки, шорты, брюки. Изготовление данных изделий обосновано следующими положениями:

  1. возможность самовыражения и самореализации через создание индивидуальной модели швейного изделия;
  2. изучение технологии снятия и значения мерок в одежде;
  3. применение способов конструирования и моделирования поясных швейных изделий;
  4. продолжение формирования умений и навыков выполнения ручных и машинных операций, использования технологического оборудования;
  5. развитие технологической и эстетической культуры;
  6. совершенствование профессиональных взглядов и интересов.

Движущим принципов в основе создания швейных изделий является личная заинтересованность обучающихся в продуктах своего труда. Это обусловлено желанием девочек-подростков самореализоваться через поиск и создание индивидуальных моделей швейных изделий («на себя»). Наряду с формированием технологической культуры, важное значение имеет эстетическое развитие личности подростка. Красота продукта детского труда заключается в органическом сочетании функциональных (возможность использования изделия), экономических (трудовые и временные затраты), конструктивных (форма, цвет, отделка) свойств.

Указанные положения легли в основу разработки эстетико-методического сопровождения уроков конструирования и моделирования швейных изделий для 6-7-х классов. Было разработано 7 моделей юбок и шорт. На рисунках представлены следующие модели юбок и шорт с техническими эскизами.

Модель №1. Юбка женская молодёжная городского спортивного стиля прямого силуэта для летнего сезона, выполнена из лёгкой или полушерстяной костюмной ткани в крупную клетку типа «шотландка». Предназначена для школьной формы или повседневной носки. Юбка с заниженной линией талии, на кокетке с прямым нижним краем. На переднем и заднем полотнищах заложены мягкие односторонние складки (глубина по модели). Верхний срез обработан обтачкой, в левом боковом шве располагается застёжка тесьма-«молния». Нижний срез обработан швом вподгибку с открытым обмётанным срезом (рис. 1).

Модель №2. Юбка женская молодёжная городского спортивного стиля прямого силуэта для летнего сезона, выполнена из гладкокрашеной костюмной или джинсовой ткани. Предназначена для повседневной носки. Юбка с заниженной линией талии, переднее полотнище состоит из двух деталей со средним швом. На переднем полотнище расположены карманы из основной детали с фигурным входом. На заднем полотнище расположены гладкие накладные карманы с фигурным нижним краем. По шву притачивания пояса, на деталях заднего полотнища расположены две симметричные вытачки. В левом боковом шве расположена застёжка на тесьму-«молнию». Верхний срез обработан притачным поясом с прямыми концами, застёгивающийся на одну пуговицу. На поясе располагаются шесть шлёвок. По швам соединения деталей полотнищ, краям карманов, поясу проложены отделочные строчки. Нижний срез обработан швом вподгибку с открытым обмётанным срезом (рис. 2).

Модель №3. Юбка женская молодёжная романтического стиля прямого силуэта для летнего сезона, выполнена из лёгкой костюмной ткани. Предназначена для повседневной носки. Юбка с заниженной линией талии, на кокетке с прямым нижним краем, с тремя сборками (воланами). Верхний срез обработан обтачкой, в левом боковом шве располагается застёжка тесьма-«молния». Нижний срез сборок (воланов) и изделия обработан швом вподгибку с открытым обмётанным срезом (рис. 3).

Модель №4. Шорты женские молодёжные городского спортивного стиля прямого силуэта для летнего сезона, выполнены из гладкокрашеной костюмной ткани. Предназначены для повседневной носки или спортивных игр. Шорты с заниженной линией талии («на бёдрах»). В среднем шве спереди располагается застёжка-«молния», обработанная по типу «гульфик». Верхний срез обработан притачным поясом с прямыми концами, застёгивающийся на одну пуговицу. На поясе располагаются шлёвки (количество по модели). Нижний срез изделия обработан манжетой, швом вподгибку с открытым обмётанным срезом (рис. 4).

p

Рис. 1. Модель №1

p

Рис. 2. Модель №2

 

p

Рис. 3. Модель №3

p

Рис. 4. Модель №4

Разработка указанных моделей решает задачи по учебной исследовательской деятельности обучающихся. Возможность выбора моделей создаёт условия для самореализации девочек-подростков. Комплект плакатов указанных моделей позволяет формировать следующие умения и навыки: творческий поиск и анализ моделей, выявление достоинств и недостатков швейных изделий, соотношение стиля и силуэта с личными показателями, выбор модели с учётом особенностей фигуры, эскизирование, поиск швейных материалов. Таким образом, разрабатывая творческий проект с изготовлением индивидуального швейного изделия, обучающиеся овладевают первичными навыками учебного исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Текст послания президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию (05.11.2008, 12.11.2009) (Www. kremlin.ru)
  2. Государственный образовательный стандарт основного общего образования по технологии (Www.school.edu.ru)
  3. Амирова Э.К. Конструирование одежды: Учебник для студ. СПО. - М.: Академия, 2008. - 496 с.
  4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: НИ «БРЭ», 2002.
  5. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. - М.: Просвещение, 1989.
  6. Кочесова Л.В. Конструирование женской одежды: Учебник для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007. - 304 с.
  7. Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства: Учебник для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2008. - 384 с.
  8. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М.: Просвещение, 1983.
  9. Суходольская-Кулешова О.В. Развитие эстетической культуры студентов педагогических вузов: Концепция. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007.