Младший школьный возраст - один из важнейших этапов социализации и формирования личности ребенка. С приходом в школу ребенок переживает серьезные изменения в его жизни: меняется привычный режим дня, ребенок вливается в новый (в большинстве случаев совсем незнакомый) детский коллектив и приобретает в лице учителя нового наставника, возрастают требования к ребенку со стороны родителей и школы, наконец, младшему школьнику приходится постоянно заниматься напряженной умственной деятельностью, тогда как в детском саду большую часть времени ребенок посвящал игре. Многие педагоги и психологи (М.В. Гамезо, В.С. Мухина и др.) отмечают, что этот этап адаптации к школьной жизни нередко сопряжен с преодолением больших трудностей, как в межличностном общении детей, так и в обучении. В этом отношении ученики - билингвы в русскоязычной поликультурной школе испытывают двойную нагрузку, поскольку им приходится начинать процесс обучения на неродном для них языке, и уровень владения им может быть совершенно разным. Перед учителем стоит целый ряд задач, решение которых повлияет на успешность процесса обучения в целом: с одной стороны, следует, опираясь на имеющиеся знания, сформировать новые в области русского языка у учащихся, для которых русский язык не является родным; научить видам речевой деятельности (чтению, говорению, письму), устранить интерференцию в речи, а с другой - прививать интерес к русскому языку, осуществлять «речевое воспитание» (Ш.А. Амонашвили).
Одним из продуктивных способов вовлечения ребенка в познавательный процесс является включение дидактических игр и занимательных заданий в урок, что позволяет решить многие педагогические задачи. У младшего школьника игра по-прежнему занимает важное место в его сознании и деятельности. Участие школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, развиваются общеинтеллектуальные навыки и умения [6, с. 28]. В игре ребенок с удовольствием и интересом выполняет то, что в обычной деятельности воспринимается им как нечто трудное, непосильное и неинтересное.
Для ребенка - билингва дидактическая игра становится такой деятельностью, в которой школьник без стеснения преодолевает коммуникативный языковой барьер, и вместе с тем приобретает необходимые навыки умственного труда и чувство уверенности в своих интеллектуальных силах. Поскольку в классе, как правило, обучаются ученики с разным уровнем владения русским языком, то коллективная форма участия в дидактической игре существенно увеличивает объём речевой деятельности на уроках всех школьников. Дидактическая игра укрепляет основы для дальнейшего обучения: повышает познавательную активность детей; стремление реализовать интеллектуальные способности; стимулирует саморазвитие. Именно поэтому правильно подобранные учителем и включенные в педагогический процесс дидактические игры способствуют формированию умственной активности учащихся, развитию познавательного интереса, позволяют детям быстрее и эффективнее адаптироваться в новых условиях школьной жизни, в классном коллективе.
Выдающиеся педагоги и психологи (А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др.) придавали большое значение игровой деятельности в развитии и воспитании детей. Так, О.С. Газман пишет: «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому игра имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступает как специфическая форма познания, труда, общения, искусства, спорта и т.д.» [2, с.3].
Интерес как «форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности» во многом определяет продуктивность обучения [3, с.106]. Поэтому заинтересовать ребенка - билингва, вовлечь его в интересный мир знаний - вот одна из задач учителя младших классов в поликультурной школе. Любой школьный предмет (математика, литература, музыка, изобразительное искусство и т. д.) может стать благодатным полем для развития интеллектуальных качеств учащихся, но, конечно, именно уроки русского языка для школьника - билингва имеют особое значение, поскольку успешность обучения в школе напрямую зависит от степени овладения учащимся языком обучения.
На уроках русского языка, изучаемого как неродной на начальном этапе обучения, привитие интереса к языку, является основой для дальнейшего понимания и совершенствования навыков владения им. Обучение неродному русскому языку осуществляется эффективнее, если урок построен интересно и занимательно, а в игре ребенок может без боязни закрепить полученные знания и совершенствовать навыки грамотного говорения и письма. К тому же, овладение русским языком в процессе дидактической игры будет значительно продуктивней, нежели механическое заучивание или зубрежка правил. Если у многих детей - билингвов творческие задания в обычной форме (например, мини- сочинение) может вызвать затруднения в связи с малым словарным запасом у ученика, то в игре учащийся преодолевает этот барьер легко - при помощи учителя или при помощи товарищей по команде - и не испытывает дискомфорта от своего «незнания». Если в традиционной опросно-ответной форме школьнику с низким уровнем владения русским языком сложно поддерживать смыслопоисковый диалог с учителем, то в игровой форме психологическое напряжения ученика снимается, конфликтность отношений между участниками образовательного процесса стремится к нулю.
Дидактические игры по русскому языку способствуют развитию орфографической зоркости, формируют правильное произношение звуков, пополняют и активизируют словарный запас, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли, а также способствуют развитию логического мышления, смекалки, и что немаловажно, все это, происходит в непринужденной форме. У ребенка - билингва снижается страх допустить ошибку: он поглощен игрой, а следовательно, в этом случае появляется благодатная почва для искоренения комплекса говорения на втором языке.
При этом очень важно правильно определить уровень сложности игры: слишком простая, равно как и непосильная, дидактическая игра не принесет положительного результата. Сложные, непосильные задания отбивают у ребенка интерес, превращают игру в скучный и тягостный труд, а очень легкие задания, наоборот, воспринимаются как развлечения. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.
Выделяют определенные этапы организации дидактической игры: формулировка цели игры; определение количества играющих; подбор дидактических материалов и пособий; учет временного фактора [1, с.8, 10]. Общая структура дидактической игры включает 4 компонента: 1. Мотивационный - потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в игре. 2. Ориентировочный - выбор средств игровой деятельности. 3. Исполнительный - действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель. 4. Контрольно - оценочный - коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
При проведении дидактической игры, для достижения максимального педагогического - воспитательного и обучающего - эффекта необходимо «пройти» все ее структурные элементы:
- дидактическая задача: формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность;
- игровая задача: осуществляется детьми;
- игровые действия: чем они разнообразнее, тем интереснее игра для детей;
- правила игры: с их помощью педагог управляет игрой; процессами познавательной деятельности, поведением детей;
- подведение итогов игры
Основными условиями проведения дидактической игры являются: методическая подготовка учителя по использованию дидактической игры в учебном процессе; выразительность проведения игры; включенность педагога в дидактическую игру (он является и участником, и руководителем игры); оптимальное сочетание занимательности и обучения, при этом наглядность, используемая в дидактической игре, должна быть простой, красочной, ёмкой; между учителями и детьми должна быть атмосфера доверия, сопереживания и взаимопонимания.
При проведении дидактических игр педагогам необходимо соблюдать ряд требований: необходимо подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи; доступно изложить сюжет, распределить роли; поставить перед детьми познавательную задачу; участвовать должны все дети; характер дидактической игры зависит от этапа урока, на котором он проводится; итоги игры должны быть всегда положительные (отмечаются не только достижения учащихся, но и то, над чем следует ещё поработать). По характеру познавательной деятельности выделяют: а) игры, направленные на формирование исполнительской позиции в деятельности; б) игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность; в) игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся; г) игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность; д) игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дидактическая игра может быть проведена на разных этапах урока: в начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала. В конце урока игра должна носить поисковый и творческий характер. Использование дидактической игры помогает традиционное обучение приблизить к инновационному, развивающему, создает «зону ближайшего развития» для каждого ученика. Подбирая и организовывая дидактические игры, необходимо учитывать уровень владения русским языком учащимися. Дидактические игры, будучи элементами урока, в поликультурной школе, как правило, решают и задачи межнационального общения, воспитания толерантности, укрепления взаимопонимания между участниками игры.
В настоящее время разработано большое количество дидактических игр, все они направлены на развитие определенных навыков и умений, на закрепление пройденного материала (О.А. Рыдзе, О.А. Степанова, Минскин Е.М. и др.). Вот несколько примеров дидактических игр, которые можно использовать на уроках русского языка: Игра «Наборщик». Учитель подбирает слово, которое записывают все участники. Задача играющих состоит в том, чтобы из букв, входящих в это слово, составить как можно больше других слов (имен существительных в именительном падеже). На выполнение задания отводится 5-8 минут. Побеждает тот, у кого окажется больше всех слов. Эта игра позволяет расширить и закрепить словарный запас детей-билингвов.
Игра «Пять слов». Учитель диктует слово, состоящее из 3-4 букв. Его записывают в строку, далеко отставляя одну букву от другой. Задача играющих - как можно скорее подобрать по 5 слов, начинающихся с букв, входящих в это слово.
Игра «Отними слог, отними букву». Вариант 1. Учитель предлагает перечень слов, например, заявить, говорит, пока и др. Необходимо получить новое слово, отняв 1 слог. Вариант 2. Отними букву, получи новое слово: сумма, устроить, гордиться и т.д.
Также можно использовать такие дидактические игры, как: «Поиски синонимов», «Противоположные значения», «Поиски омонимов», и многие другие [см. Минскин Е.М, с. 151 - 174]. Все они способствуют обогащению словарного запаса школьника, а, следовательно, развивают речь учащихся.
Эти и подобные игры значительно разнообразят процесс обучения, повышают познавательную активность детей, вызывают у учащихся интерес к русскому языку. Ценность дидактических игр, на наш взгляд, также заключена в том, что их потенциал в полной мере способен реализовать воспитывающее и развивающее обучение на начальном этапе в поликультурной школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках средствами дидактической игры. Сборник дидактических игр / Лебедкина Е. Я. и др. - Магнитогорск, 2005. 83с.
- Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе. Межвуз. Сб. научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 1989. - С. 3 - 10.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКД «МарТ»; Ростов н/Д: Издательство центр «МарТ», 2005. 106 с.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987. 192с.
- Рыдзе О. А., Степанова О.А. Дидактические игры в начальной школе. - М.: Сфера. 2003.
- Тюрина И.А. Игра на уроках русского языка //Начальная школа. №2. 2008. с. 28-33.