С развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества существенно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением значимости показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни, с влиянием негативных последствий современной цивилизации - гиподинамии, ухудшения экологии, курения, алкоголя, наркотиков и т.п. К тому же все более возрастающий ритм жизни требует от людей хороших психофизических кондиций.
К сожалению, значительная часть населения, даже имея высокий образовательный уровень, не в состоянии правильно распорядиться своим психофизическим потенциалом, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Одна из основных причин - недостаток соответствующих знаний и методических умений. Поэтому не случайно рекомендуемые программы учебной дисциплины «физическая культура» наряду с учебно-тренировочными занятиями предусматривают теоретический раздел, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре, и методико-практический раздел, обеспечивающий овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности.
Однако в реальной практике учебного заведения полноценно реализовать цели теоретического и методического разделов дисциплины «физическая культура» крайне затруднительно. С одной стороны, чтобы учащиеся овладели знаниями, методами и средствами этих разделов хотя бы на уровне применения в типовых ситуациях, необходимо потратить на обучение и контроль его результатов немало времени. С другой стороны, расходовать время учебных занятий не на физические упражнения в современных условиях явно нерационально. Реальная ситуация в России ныне такова, что физические упражнения на учебных занятиях для значительной части учащейся молодежи являются единственной возможностью получить хотя бы минимально необходимую двигательную нагрузку. Таким образом, необходимость повышения теоретического и методического уровня образованности учащихся и необходимость обучения двигательным действиям и развития физических качеств вступают в противоречие.
Разрешить это противоречие можно с помощью информационных технологий обучения, применяемых для самостоятельного освоения учащимися теоретического и методического разделов учебных дисциплин по физической культуре. Под информационными технологиями обучения здесь понимается совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении.
В данной статье рассматривается опыт применения информационных технологий обучения в учебно-методической работе кафедры теории и методики физической культуры, безопасности жизнедеятельности Якутского государственного университета, накопленный на протяжении ряда лет. В основу исследования положены теория и технология системы электронных образовательных ресурсов (ЭОР), разработанной и развиваемой в педагогической мастерской инновационных технологий физической культуры и успешно применяемой в ряде учебных заведений Республики для поддержки обучения по различным отраслям знаний.
Методика дидактического проектирования учебных комплексов системы ЭОР включает следующие основные этапы: построение модели содержания учебного материала, определяющей его структуру и целевые показатели процесса обучения; создание модели освоения учебного материала, определяющей навигацию по нему; формирование состава комплекса; подготовку текстов, эскизов иллюстраций учебного пособия и текстов, эскизов графических иллюстраций, контрольных вопросов, сценариев анимаций и видеоклипов для электронного учебника; построение сценариев (алгоритмов) дидактических интерфейсов тренажеров, автоматизированных лабораторных практикумов и учебных пакетов прикладных программ.
В последние годы нами изучено достаточно большое количество литературных источников по традиционному якутскому воспитанию, обобщен опыт родителей, заботящихся о гармоническом физическом и духовном развитии личности ребенка в сельских и городских условиях, исследованы возможности стандартной и традиционной системы семейного физического воспитания. На основе проведенных экспериментальных изысканий участие в конкурсе «Инновационная идея - 2009» и предоставила возможность продвинуть проект «Виртуальный тренер» в новое более качественное измерение.
Общеизвестно, что экстремальные условия северного края требуют особого подхода к физическому воспитанию в целом, к семейному, в частности.
К этим особенностям относятся: своеобразные средства и методы физического воспитания с учетом национальных, региональных, климатических условий, отличия морально- психологической подготовки северян к жизнедеятельности, образ жизни людей, их экипировка, питание, уровень физического развития и подготовленности, традиционные методы закаливания. Эти особенности будут освещаются в том или ином объеме на электронных носителях, сайтах, электронных учебниках.
Якутские традиционные средства физического воспитания является сильной стороной культуры народа. Это подтверждают научные исследования местных ученых и специалистов, которые той или иной мере затрагивают национальную физическую культуру народа саха в своих диссертациях.
Цель проекта: Первоначально, начиная с традиционной якутской системы физического воспитания разработать качественные электронные образовательные ресурсы для местного населения постепенно переходя на популярные виды спорта.
Данный проект соответствует следующим направлениям конкурса:
1. Новые технологии для жизнеобеспечения в условиях Севера, в том числе строительство, транспорт, питание, чистая вода, здравоохранение и т.д.;
2. Информационные и коммуникационные технологии;
3. Использование естественных отличий региона в качестве конкурентного преимущества при продвижении на внешнем рынке.
Продукцией проекта будут средства и методы физического воспитания предоставляемые как в виде простейший комплексов физических упражнений, консультаций специалистов в области физического культуры и спорта, видео фильмов на DVD и других носителях, а также в виде электронных учебников.
Подобные продукции в некоторых странах уже существуют и пользуются большой популярностью (США, Китай и др.).
В России практикуется некоторый опыт создания подобных проектов, который в последнее время активизируется.
Одним из принципов нашего проекта является использование инновационных технологий для воспитания здорового поколения, предоставляя тот багаж знаний в области физической культуры и спорта, который был накоплен, как нашими предками, так и специалистами с мировым именем. Детям дошкольного и школьного возраста самостоятельные занятия помогут в своеобразной ориентации и отборе определенного вида спорта, что конечным итогом повысит их спортивное мастерство. С другой стороны дети с ограниченными физическими способностями получат квалифицированную методическую помощь в самостоятельных занятиях физической культурой.
Как показывает практика занятия физической культурой самостоятельно без опытного наставника, тренера не дает высоких спортивных результатов. Таким наставником и тренеров должен стать - проект «Виртуальный тренер».