Систему качества образования необходимо рассматривать в двух важных аспектах. Первый из которых состоит в соответствии требованиям инновационной экономики, а второй в необходимости вхождения в Болонский процесс и обеспечения мобильности студентов и преподавателей. Сейчас важно добиваться как признания национальной системы образования разными странами, так и встраивания российской системы образования в европейскую и общемировую. Трансформация экономики требует институциональной поддержки, которая включает в себя и систему образования. Инновации в экономике возможны только при адекватном уровне профессионального образования, которое в свою очередь должно быть способно культивировать качественный внутренний рост этой сферы.
Необходимо рассматривать проблему внедрения инноваций в образовании комплексно, учитывая экономические, организационные, технологические составляющие. Новые образовательные услуги и программы, технологические образовательные процессы, формы организации и финансирования, инвестирования должны создавать обширный потенциал для прорыва. Все это невозможно без осуществления серьезных расходов на повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава, создания условий для повышения профессионального уровня, развития материальной базы и инфраструктуры системы образования.
Государство стремится получить соответствующий результат, который будет выражаться в качественно более высоком трудовом потенциале, способном решать все более сложные задачи в разных сферах и отраслях. Это в свою очередь невозможно без налаживания эффективных интеграционных процессов с наукой и производством, технического переоснащения учебных заведений, совершенствования систем управления учебными заведениями.
Качество подготовки специалистов на сегодняшний день волнует все заинтересованные стороны: студентов, работодателей, государство. Поэтому логично искать пути решения этой проблемы сообща. Возросшая автономия вузов в финансировании и управлении должна сопровождаться созданием работающей системы контроля качества. Потребности развития страны должны стать первоочередными целями стратегии университетов. Существующие проблемы снижения качества высшего образования при расширении его доступности нужно решать на государственном уровне, используя механизмы контроля, лицензирования, финансирования.
Следующей важной проблемой является создание возможностей повышать уровень не только элитарных точек, а всей системы высшего образования. В интересах государства максимизировать эффект от имеющегося научного и инновационного потенциала сферы образования, совершенствовать содержательную составляющую процесса. Роль государства становится решающей, так как только его активные действия или бездействие направляют процесс трансформации образования. Реформирование в социально-экономической сфере инициируется сверху, но поддержка этих процессов необходима на всех уровнях системы образования. Цель у разных заинтересованных групп одна, если говорить о повышении качества, но объединить интересы достаточно сложно.
Коммерциализация сферы образования и недостаточное бюджетное финансирование отрицательно повлияли на качество подготовки специалистов. Кроме этого важно говорить сегодня об эффективных инновациях в образовании, которые способны многократно повысить качество самих услуг этой сферы. Новые качественные образовательные продукты станут базисом для роста наукоемких отраслей экономики. Конкурентоспособность, как сферы образования, так и всех остальных отраслей народного хозяйства, использующих ее выпускников, зависит от качественной составляющей. Оценку эффективности преобразований сферы образования можно и нужно осуществлять с использованием различных качественных и количественных методов, опираясь на результаты внутреннего и внешнего аудита.
Сложность оценки обусловлена неоднозначностью качественных характеристик. Внешнее оценивание может содержать мониторинг мнения научных сообществ, бизнеса, государственных органов, позиции в международной образовательной среде. Система оценки должна содержать различные разделы, характеризующие ситуацию с разных позиций: качество, доступность, эффективность управления, ресурсное обеспечение, финансы, информационная база, социальные аспекты, удовлетворенность потребителей. Каждая из этих характеристик может быть разложена на составные части и оцениваться отдельно. Только резким увеличением финансирования рассматриваемую проблему не решить, выделяемые средства часто не используется с должной эффективностью, поэтому требуется грамотная пошаговая программа с соответствующей системой целей и мероприятий по модернизации системы образования. В дополнение к ней качественная система индикаторов позволит получать адекватные оценки происходящих процессов.
Однако, исследования систем менеджмента качества в западных странах выявили и ряд негативных моментов. Сложность использования численных показателей исследовательской деятельности преподавателей, студенческих оценок на основе опросов мнений и форм оценки качества образования могут отрицательно сказаться на преподавательском профессионализме и необходимом уровне независимости. Подобные аспекты необходимо учитывать и стремиться избегать тотального контроля в отношении преподавателей, так как их целью является не только донесение определенного набора информации до студентов, но и необходимость заинтересовать в получении знаний и навыков, что связано с творческой деятельностью.
Организация работы по созданию системы качества в норвежском университете города Тромсе началась в 2002 году в результате создания независимого от государства национального органа развития качества образования (НОКУТ). Основной целью его создания было осуществление контроля за развитием качества в норвежских образовательных учреждениях. Контроль должен охватывать все факторы образовательного процесса, начиная от работы с абитуриентом до окончания процесса обучения. Он также включает и оценку студентов и самооценку. В результате появилась необходимость налаживания постоянного диалога между преподавателями и студентами о качестве, используя различные инструменты: собеседование, группы общения, электронную почту. Вся информация изучается и обобщается в департаменте качества образования.
На студентов возлагается определенная ответственность в работе над качеством, которая заключается не только в знании системы контроля за качеством, но и в выполнении своей роли в этой системе. Наиболее активные студенты выбираются в Совет среды обучения и участвуют в Форуме развития качества образования, участвуют в сборе информации и проводимых исследованиях.
Опыт российских вузов в создании системы менеджмента качества пока еще не в полной мере соответствует стандартам развитых стран. Однако, можно надеяться, что расширение опыта оценки качества образования российскими вузами позволит войти в международную образовательную среду достаточно уверенно и на равных с университетами развитых стран.