Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PF MNEPU AS A FACTOR OF ENVIRONMENTAL CULTURE FORMATION IN THE REGION

Martynova N.M.
Contemporary science success demonstrates its immense possibilities which are not exhausted. As history shows, real development of cultural science gives results which exceed all possible forecasts. Ecological education forms ecological culture. The latter comprises not only the idea of physical and biological components of the environment, but comprehension of social-economic situation, problems of the society development. The strategy of such education must be not only the introduction of a separate subject “Ecology” in to the curriculum but ecologisation of all subjects as environmental problems are of global and universal nature. The objective of ecological education is the purposeful building of ecological awareness of all the strata of our society.
В национальной доктрине образования Российской Федерации говорится, что образование, в том числе и высшее, призвано стать приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления творческих способностей каждого гражданина России.

Успех современной науки с достаточной убедительностью демонстрирует нам ее колоссальные возможности, которые далеко не исчерпаны. Как показывает история, реальное развитие культуры и особенно науки дает результаты, превосходящие все возможные прогнозы, в том числе и фантастические.

Постоянно увеличивающееся насыщение человеческой деятельности наукой принято рассматривать как безусловную ценность, прогресс и свидетельство возрастания разумности человеческих действий. Однако, как мы теперь это видим, повышение наукоемкости человеческой деятельности оказывается не только благом. Устраняя одни трудности в нашей жизни, оно порождает невиданные прежде новые проблемы. Зловеще распространяются патологии психики и генофонда человечества, увеличивается число наследственных заболеваний, растет риск техногенных катастроф, прогрессирует количество ДТП, несчастных случаев на производстве....Одновременно с этим обостряются межнациональные отношения, растет преступность, падает нравственность. Будущее человечества ставится под угрозу по причине разрушения окружающей среды и безумного наращивания военной нации.

Конечно, мы можем и должны надеяться, что нам удастся обуздать эти негативные процессы, установив такой порядок, который позволит всем действовать более разумно в интересах каждого человека, каждого народа и всей природы.

В ноябре 1994г., первый президент Международного независимого эколого - политологического университета, выдающийся ученый ХХ в. Н.Н.Моисеев на 1-ой Московской научно - практической конференции «Развитие непрерывного экологического образования» продолжил эту мысль, заявив: «Я смею утверждать, что основы этой «Экологической арифметики» уже существуют....Их фундамент - это оказание себя в мире живого, вера в возможность претворить в жизнь великие принципы коэволюции. Для этого данную «арифметику» следует включить в наше общее образование и сделать ее частью общей культуры».

Экологическое образование формирует экологическую культуру. Последняя включает в себя не только представление о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и понимание социально-экономической обстановки, проблем развития общества. По замыслу основателя МНЭПУ Н.Н. Моисеева стратегией такого образования должно быть не просто введение в его содержание отдельного предмета «Экология» (как в некоторых школах), а экологизация всех учебных дисциплин, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. Целью экологического образования является создание эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий населения.

Задачи экологического образования:

  • формирование гуманного, партнерского отношения к природе;
  • изучение экологических законов и применение их в практической деятельности;
  • активизация общественного экологического движения и т.д.

Для реализации в России концепции непрерывного экологического образования в свете «Закона об образовании» 1992г., регламентировавшего плюрализм образовательных учреждений, и был создан МНЭПУ - первый в России вуз экологического профиля. Он имеет гуманитарную, антропо-экологическую направленность. Его стратегия базируется на общих принципах экологической политики мирового сообщества и таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и т.п.

За десять лет своего существования Пензенский филиал МНЭПУ стабильно самоопределился соотнося свои цели и задачи с потребностями и интересами региональной системы образования и региона в целом. Являясь по отношении к региональной системе образования локальной образовательной подсистемой, ПФ МНЭПУ стал ее имманентной частью, обретя свое место как единственное высшее учебное заведение социально-экологического профиля гуманитарной образовательной деятельности.

ПФ МНЭПУ как субъект региональной системы образования на локальном уровне свободно определяет целевые ориентиры своего развития. Ими являются:

  • формирование, развитие и реализация принципов и методологии эколого - гуманитарного образования, основанного на концепции устойчивого развития современного общества;
  • содействие формированию нового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете общечеловеческих ценностей и глобальном принципе устойчивого развития общества;
  • создание необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и духовно-нравственном развитии;
  • создание отвечающей современным потребностям страны образовательно - воспитательной системы с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта;
  • разработка современной образовательной методологии, методик и программного обеспечения;
  • подготовка специалистов, способных разрабатывать и реализовать решения и проекты с учетом местных, региональных и отраслевых экономических, политических, демографических и иных особенностей;
  • разработка предложений по содержанию и организации высшего и послевузовского образования, созданию учебных центров; координация научно-методической деятельности по переподготовке, повышению квалификации, стажировке преподавателей, ведущего управленческого персонала; выработка рекомендаций по аккредитации самостоятельных негосударственных образовательных и воспитательных учреждений.

Специфика учебного заведения наглядно отражена в его учебном плане. Курс экологоориентированного образования четко обозначен по каждому из направлений подготовки специалистов в ПФ МНЭПУ. Так для направления «Юриспруденция» - это общеспециальный курс «Экологическое право», для направления «Экономика»-общеспециальный курс «Экономика природопользования», для направления «Психология» - курс «Экологическая психология». Базовое направление «Экология и природопользование» аккумулирует перечень общеспециальных дисциплин: введение экологию, гидроэкология, экология человека, биоэкология, геоэкология и др. Одновременно соблюдаются стандарты федерального и регионального уровней.

ПФ МНЭПУ как локальная подсистема обогащает РСО и общегосударственную образовательную систему. Это выражается в активной деятельности ПФ МНЭПУ по реализации всероссийского и регионального образовательных стандартов: в издательской деятельности (сборники научных трудов ПФ МНЭПУ, публикации в периодической печати); в создании преподавателями авторских программ, учебных и методических пособий: «Экологическая регионалистика» «Экономика природопользования» и т. д.; в сотрудничестве с вузами и школами Пензенской области (межвузовские научно-практические конференции, деятельность экологического кружка студентов и школьников и т. д.).

Данный процесс осуществляется через институты управления образования в регионе и через взаимообмен опытом работы с другими субъектами региональной системы образования.

Одновременно с анализируемым нами процессом осуществляется процесс стимулирования образовательной системой региона обновления содержания образования и поиска новых педагогических технологий. Процесс стимулирования инноваций помогает каждому отдельному субъекту региональной системы образования точно определить занимаемое в ней положение, объективно оценить свое существующее состояние, правильно наметить перспективы развития.

Интеграция ПФ МНЭПУ в новую инфраструктуру образовательных учреждений региона обусловлена тем, что:

  • стратегический курс на инновации в образовании, гуманизацию и гуманитаризацию образования находит свое адекватное выражение в содержании образования эколого - ориентированного вуза;
  • эколого-ориентированное содержание образования в ПФ МНЭПУ предоставляет большие возможности для реализации в региональных условиях статей № 4 и 41 Конституции РФ о необходимости экологически направленной деятельности в разных ее видах; Федеральных законов об охране окружающей среды.
  • в регионе существует социальный заказ на специалистов всех профилей с профессиональной экологической подготовкой, готовых действовать в интересах экологической безопасности;
  • кадровые, материальные, финансовые, содержательные возможности для работы учебного заведения были оценены как достаточные.

ПФ МНЭПУ как социально-педагогический феномен РСО - это первый в регионе негосударственный вуз социально-экологического профиля, образовательно-воспитательный процесс в котором опирается на фундаментальные методические основы содержания экологического образования в высшей школе, изложенные в трудах В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, Д.Ж. Марковича, Н.Ф. Реймерса.

Являясь субъектом региональной системой образования и обретая на данных правах степень свободы конструирования, ПФ МНЭПУ выступает фактором восполнения и удовлетворения гуманистических, экологических, образовательных, культурологических и социальных запросов субъектов региона. ПФ МНЭПУ получает социальный заказ региона на формирование у студентов навыков профессионального самоутверждения в региональных условиях и становится своеобразным социально-педагогическим центром освоения стиля жизни в них.

В условиях развития региональной системе образования наше учебное заведение в силу гуманитарной направленности образовательно-воспитательного процесса в нем становится своеобразным центром интериоризации гуманистических, общекультурных и нравственных ценностей, воплощенных в истории и культуре региона и государства в их органичной связи.

Основным механизмом приведения в действие данного процесса является курс «Экологическая регионалистика». Данный курс расширяет общекультурный кругозор студентов; способствует выработке правильных отношений к совокупности ценностей материальной и духовной культуры человечества; дает ясное представление о процессе развития теории и практики региональных систем, их обусловленности социально-экономической структурой общества, соотношением образов «Я» и «МЫ», уровнем знания в определенное историческое время. Все это обеспечивает у студентов становление профессиональных умений и формирование гуманистического отношения к разрешению региональных проблем, побуждает их к проявлению мировоззренческих основ жизнедеятельности, имеющих индивидуально-личностную направленность.

Среди форм изучения культурного потенциала г. Пензы и Пензенского региона следует отметить посещение памятных мест, центров культуры, музеев-усадеб в Чембаре, Тарханах, Наровчате, Мокшане; подготовку курсовых работ (раздел «Экология регионального кулътуроведения»). Таким образом воплощается принцип культуросообразности региональной системы образования диалектическим умозаключением: от культуры края и страны к культуре мира.

Культурологическая основа региональной системы образования социальными условиями жизни региона. Регион - саморегулирующаяся экономическая система. Курс «Экологическая регионалистика» включает в себя методологию анализа развития современных экономических концепций и моделей развития региона; принципы построения региональных экономических систем; взаимосвязь и взаимозависимость региональной экономической системы и федеральных программ экономического развития; методику становления и развития экономических отношений в регионе; специфику экономических отношений в сельском хозяйстве и промышленности; исторический очерк экономического развития Пензенской области с XVII в. и роль отдельных представителей экономики края (Ю. Котранский, А. Бахметьев, Н. Будылин и т. д.).

Показательными в этом отношении являются защиты студентами ПФ МНЭПУ дипломных работ, посвященных изучению и разрешению разнооб­разных экологических проблем в регионе: «Физико-химические методы очистки производственных стоков на ТЭЦ-2 г. Пензы», «Оценка эколого-экономического ущерба от загрязнения атмосферы заводом ЖБИ г. Пензы» и т. д.

Свидетельством качества подготовки молодых специалистов-экологов служит тот факт, что многие из них по окончании учебы в вузе были востребованы на предприятиях, где они проходили практику. Между ПФ МНЭПУ и различными учреждениями г. Пензы и области неоднократно заключались договоры о сотрудничестве и адресной подготовке специалистов.

Рассматривая ПФ МНЭПУ как субъект региональной системы образования на локальном уровне, оправдано отнести его к числу субфакторов развития региона и социума. Его специфика при выполнении данной функции определяется вышеизложенными нами задачами и причинами интеграции в региональной системе образования (см. в, 2), а главное - продуктами его деятельности: выпускниками - специалистами, призванными обусловить своей будущей профессиональной деятельностью положительные изменения в структуре социума.

Самым действенным средством данного процесса мы полагаем личность специалиста - эколога, психолога, юриста, экономиста - со сформированным экологическим сознанием, экологическим мышлением и экологической культурой.

Список литературы

  1. Арбузов В.В. Межпредметные связи естественнонаучных и экологических дисциплин в учебном процессе по подготовке инженеров-экологов / В.В.Арбузов, Н.Ю.Келина, Н.В. Безручко //Университетское образование: Сборник материалов ΙV Международной методической конференции.- Пенза, 2000.-с.5-6.
  2. Концепция экологического образования населения Пензенской области.- Пенза, 1997.
  3. Мартынова Н.М. Экологическая регионалистика как средство обновления содержания учебно-воспитательного процесса гуманитарного вуза: Учебно - методическое пособие /Н. М. Мартынова.- Пенза: ПФ МНЭПУ, 2000.
  4. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации. - М.:МНЭПИ, 2000.
  5. Программа экологического образования населения Пензенской области.- Пенза, 1997.
  6. Современное естествознание и взаимоотношения биосферы и общества.- М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - (Материалы конференции)
  7. Тарасов В.В. Региональная система педагогического образования учителя: Диссертация .-М.,1998.