В дорожном строительстве применяются преимущественно органоминеральные материалы горячего приготовления. Большую часть этих материалов представляют различные асфальты. В настоящее время в России имеется 2500 асфальтовых заводов, ежегодно выпускающих до 80 млн. тонн асфальтовых смесей [1].
Обязательным условием производства асфальтовых смесей горячим способом является высушивание и нагрев минеральных составляющих в сушильном барабане, где в качестве топлива используется топочный мазут, при сгорании которого образуется большое количество отходящих газов, требуемую чистоту которых крайне трудно обеспечить современными очистными сооружениями. В сушильном барабане частицы топочного мазута часто не успевают сгореть, но так как они имеют достаточно высокую температуру, на выходе из сушильного барабана сильно дымят. Столб чёрного дыма - явление, нередко наблюдаемое на многих асфальтовых заводах. Неполное сгорание топочного мазута ведёт к его перерасходу. Фактический расход топочного мазута составляет от 6 до 22 кг на 1 тонну асфальтовой смеси [1]. Большинство асфальтовых заводов, построенных более 15 лет назад за пределами населённых пунктов, сейчас находятся вблизи жилых зданий и загрязняют воздух жилой зоны.
Одним из способов снижения количества выбросов в атмосферу является перевод работы сушильных барабанов с топочного мазута на природный газ. Усреднённые показатели выделения вредных веществ в атмосферу приведены в таблице 1, которая показывает, что использование природного газа, позволяет существенно сократить количество загрязняющих выбросов в атмосферу.
В Саратовской области имеется около 100 асфальтовых заводов. Перевод на природный газ одного завода позволит сократить выбросы в атмосферу на 60 тонн в год [2]. Стоимость природного газа для приготовления 1тонны асфальтовой смеси, в ценах 2009 года, составляет в среднем 15 рублей, тогда как топочного мазута - 50 рублей. Газовые горелки в сравнении с мазутными форсунками обеспечивает лучшую стабильность пламени.
Таблица 1
Количество выбросов в зависимости от вида топлива
Наименование вредных веществ |
Класс опасности ГОСТ 12.1.005-88(2001) |
Удельное количество вредных веществ для топлива |
|
мазут, кг/м3 |
природный газ, кг/103·м3 |
||
Окислы азота |
III |
12,4 |
6.24 |
Сернистый ангидрид |
III |
20 S |
- |
Окись углерода |
IV |
0.0048 |
- |
Твёрдые вещества (сажа) |
III |
1.2 |
0.024 |
Углеводороды |
I |
0.38 |
- |
Примечание. S - содержание серы в топливе в % от рабочей массы.
Основной трудностью газификации АБЗ является достаточно высокая стоимость этого мероприятия. Ориентировочная стоимость газификации асфальтового завода производительностью 100 т/ч, находящегося от распределительного газопровода на расстоянии 1километр составляет около 5 млн. рублей [3, 1]. Учитывая значительное сокращение вредных выбросов в атмосферу, меньшие эксплуатационные затраты при работе асфальтового завода на природном газе, такие, как меньшая стоимость топлива, снижение удельных расходов топлива, упрощение технологического процесса, облегчение эксплуатации оборудования, можно говорить о быстрой окупаемости капитальных затрат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Курденкова И.Б. Технология дорожно-строительных материалов в природоохранном аспекте: Учеб. пособие /МАДИ (ГТУ). - М., 2007.-145 с.
- Солдатова В.А., Виноградов В.П. Обеспечение экологической безопасности средствами прокурорского надзора. // Экологическая безопасность. Технологии города. Управление отходами. - 2006. - №1. - С. 27-31.
- ФЕР-2001-24 Теплоснабжение и газопроводы - наружные сети.