Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В дорожном строительстве применяются преимущественно органоминеральные материалы горячего приготовления. Большую часть этих материалов представляют различные асфальты. В настоящее время в России имеется 2500 асфальтовых заводов, ежегодно выпускающих до 80 млн. тонн асфальтовых смесей [1].

Обязательным условием производства асфальтовых смесей горячим способом является высушивание и нагрев минеральных составляющих в сушильном барабане, где в качестве топлива используется топочный мазут, при сгорании которого образуется большое количество отходящих газов, требуемую чистоту которых крайне трудно обеспечить современными очистными сооружениями. В сушильном барабане частицы топочного мазута часто не успевают сгореть, но так как они имеют достаточно высокую температуру, на выходе из сушильного барабана сильно дымят. Столб чёрного дыма - явление, нередко наблюдаемое на многих асфальтовых заводах. Неполное сгорание топочного мазута ведёт к его перерасходу. Фактический расход топочного мазута составляет от 6 до 22 кг на 1 тонну асфальтовой смеси [1]. Большинство асфальтовых заводов, построенных более 15 лет назад за пределами населённых пунктов, сейчас находятся вблизи жилых зданий и загрязняют воздух жилой зоны.

Одним из способов снижения количества выбросов в атмосферу является перевод работы сушильных барабанов с топочного мазута на природный газ. Усреднённые показатели выделения вредных веществ в атмосферу приведены в таблице 1, которая показывает, что использование природного газа, позволяет существенно сократить количество загрязняющих выбросов в атмосферу.

В Саратовской области имеется около 100 асфальтовых заводов. Перевод на природный газ одного завода позволит сократить выбросы в атмосферу на 60 тонн в год [2]. Стоимость природного газа для приготовления 1тонны асфальтовой смеси, в ценах 2009 года, составляет в среднем 15 рублей, тогда как топочного мазута - 50 рублей. Газовые горелки в сравнении с мазутными форсунками обеспечивает лучшую стабильность пламени.

Таблица 1

Количество выбросов в зависимости от вида топлива

Наименование вредных веществ

Класс опасности ГОСТ 12.1.005-88(2001)

Удельное количество вредных веществ для топлива

мазут, кг/м3

природный газ, кг/103·м3

Окислы азота

III

12,4

6.24

Сернистый ангидрид

III

20 S

-

Окись углерода

IV

0.0048

-

Твёрдые вещества (сажа)

III

1.2

0.024

Углеводороды

I

0.38

-

Примечание. S - содержание серы в топливе в % от рабочей массы.

Основной трудностью газификации АБЗ является достаточно высокая стоимость этого мероприятия. Ориентировочная стоимость газификации асфальтового завода производительностью 100 т/ч, находящегося от распределительного газопровода на расстоянии 1километр составляет около 5 млн. рублей [3, 1]. Учитывая значительное сокращение вредных выбросов в атмосферу, меньшие эксплуатационные затраты при работе асфальтового завода на природном газе, такие, как меньшая стоимость топлива, снижение удельных расходов топлива, упрощение технологического процесса, облегчение эксплуатации оборудования, можно говорить о быстрой окупаемости капитальных затрат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Курденкова И.Б. Технология дорожно-строительных материалов в природоохранном аспекте: Учеб. пособие /МАДИ (ГТУ). - М., 2007.-145 с.
  2. Солдатова В.А., Виноградов В.П. Обеспечение экологической безопасности средствами прокурорского надзора. // Экологическая безопасность. Технологии города. Управление отходами. - 2006. - №1. - С. 27-31.
  3. ФЕР-2001-24 Теплоснабжение и газопроводы - наружные сети.