Учебное пособие посвящено проблеме генезиса отечественного предпринимательства. Его содержание представляет собой синтез исторических, социологических, политологических, правовых и экономических знаний. Работа не является источником освоения материала по одной дисциплине, а носит междисциплинарный характер. Она предназначена для студентов любой специальности, изучающих предметы "Отечественная история", "Правоведение", "Экономическая теория", "Социология", "Политология", а также предметы по выбору, в частности "История экономических учений и концепций", "История предпринимательства". Пособие позволяет освоить следующие составляющие дидактических единиц ГОСа: "Отечественная история" - история России - неотъемлемая часть всемирной истории; основные этапы становления государственности; формирование сословной системы организации общества; особенности и основные этапы экономического развития России; роль XX столетия в мировой истории; проблема экономического роста и модернизации; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. "Политология" - политические отношения и процессы; политические организации и движения. "Социология" - социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; общественное мнение как институт гражданского общества; социальные революции и реформы; место России в мировом сообществе. "Правоведение" - государство и право; закон и подзаконные акты. "Экономическая теория" - вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли; экономическая стратегия и экономическая политика. Работа состоит из 2 частей. В первой - рассматриваются отдельные аспекты развития деловой активности в России до 1917г. Авторы описывают процесс формирования и становления отечественного бизнеса как в контексте социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране, так и в контексте составляющей части мировой цивилизационной системы. Во второй части рассматривается процесс становления и развития предпринимательства в современной России. Подробно описаны особенности этого явления. Его специфические черты, отличительные особенности от общемировой практики. В пособии присутствует региональный аспект. Это связано с тем, что в силу геополитических и социодемографических особенностей нашей родины понять то или иное явление невозможно без изучения региональной составляющей. В конце основных структурных элементов текста даны вопросы для повторения. Работа содержит также иллюстративные материалы, словарь базовых понятий и определений, персоналии, хрестоматийный материал. Использование данного пособия в учебном процессе позволяет формировать гуманитарно-экономическую составляющую мировоззрения студентов, совершенствовать методы и навыки их самостоятельной работы, осуществлять междисциплинарный подход в освоении материала.
История российского предпринимательства - составная часть отечественной истории. Нельзя глубоко и всесторонне понять прошлое нашего народа, не вскрыв и не осознав его деловую жизнь, не ознакомившись с её творцами. Процесс зарождения, становления, развития, а также практической созидательной деятельности отечественного делового мира является предметом курса «История российского предпринимательства». Ключевой фигурой деловой жизни выступает предприниматель. Поэтому, необходимо, прежде всего, уяснить содержание этого понятия. Наиболее общее его толкование обнаруживается в третьем томе толкового словаря В.А. Даля. По Далю, предприниматель - человек, который что-либо предпринимает. А слово «предпринять» или, что тождественно, «предприять» означает затевать, решиться исполнить какое-либо дело, приступить к совершению чего-либо большого. От термина «предприять» происходит термин «предприимчивый», который характеризует человека, склонного к предприятиям, смелого, решительного, отважного, в такого рода делах.
Современные представления о предпринимателях также исходят из того, что это - люди смелые, решительные, инициативные. По меткому определению Г.Н. Гинса, «предпринимателем является человек со свободной инициативой, рискующий своими средствами ради получения выгодного хозяйственного результата».
Определив характерные черты личности предпринимателя, нетрудно понять мотивы его деятельности. До недавнего времени как в литературе, так и в общественном сознании они сводились в основном к самообогащению. О других предпринимательских мотивах практически речи не шло. На самом деле спектр деловой мотивации гораздо шире и многообразнее. Именно в этом и состоит главное предназначение предпринимателя, когда предприниматель, обогащая себя, в то же время содействует приумножению богатства страны. Другим базовым понятием курса является понятие «предпринимательство». Данная категория определяется как особый вид человеческой деятельности, направленный на приумножение личного и общественного богатства и отличающийся: а) свободой в выборе направлений и методов деятельности; б) самостоятельностью в принятии решений; в) ответственностью и г) ориентацией на получение коммерческого эффекта и вероятной прибыли. Исходя из вышеприведенных трактовок понятий «предприниматель» и «предпринимательство», можно считать, что предпринимательство выступает как один из важнейших видов человеческой деятельности, объективно сочетающий в себе личные и общественные интересы, обеспечивающий в конечном итоге приумножение общественного богатства.
Поскольку основным содержанием предпринимательской деятельности является осуществление новых комбинаций факторов производства и обращения или разных нововведений, то оно играет решающую роль в реформировании процесса производства, распределении товаров и преобразовании сферы услуг. Поэтому в современных условиях реформирования российской экономики, изучение истории российского предпринимательства приобретает особое значение. Почему? Во-первых, опираясь на многовековой опыт отечественного предпринимательства, можно обеспечить более эффективное решение современных проблем организации и развития предпринимательского движения. Во-вторых, в отличие от народов многих других стран, в России был прерван процесс развития рыночных отношений, активной деловой жизни, забыты лучшие ее традиции. Поэтому сегодня, когда в стране утверждается предпринимательство, когда изыскиваются пути повышения его эффективности, весьма важно изучить эти традиции, придать им гласность, обеспечить действенное распространение их. В-третьих, история российского предпринимательства как предмет специального изучения долгое время не рассматривалась в научной и учебной литературе. Деловая жизнь России освещалась крайне редко, а если и освещалась, то в основном тенденциозно, с классовых позиций. Были забыты имена лучших российских предпринимателей. О них мало, что было известно, а если и известно, то в основном в негативном плане. Далеко не объективно освещались они во многих произведениях отечественной художественной литературы. В результате действия всех этих факторов в массовом сознании сформировался отрицательный образ российского предпринимателя как "кровопийцы и эксплуататора, душителя народных масс" и т.д. Современная реальность с ее резкой полярной социальной дифференциацией, низкой предпринимательской культурой не вносит каких-либо существенных позитивных изменений в имидж отечественного предпринимателя.
Курс "История российского предпринимательства" расширяет исторические представления о таких явлениях, как эволюция деловой и хозяйственной жизни, процесс первоначального накопления капитала, предпринимательская культура, деловая этика, традиции делового мира и т.д. В конечном счете, все это способствует более глубокому пониманию проблем экономического и созидательного потенциала страны. Историю становления и развития российского предпринимательства нельзя изучать в отрыве от тех процессов, которые происходили в российской экономике. А это предполагает "выход" на целый ряд экономических категорий (банк, кредит, акция и т.п.). Таким образом, курс "История российского предпринимательства" является своеобразным синтезом исторического, гуманитарного и экономического знания.