В учебном пособии рассматриваются исторические вопросы зарождения, становления и развития туризма в нашей стране с древних времен и до настоящих дней. Детально анализируются историко-географические, экономические и социально-психологические предпосылки зарождения туризма и экскурсионного дела, становление различных видов туризма и туристских организаций в дореволюционной России и в СССР. Рассматриваются вопросы состояния российского туризма в переходный период к иной социально-экономической формации, создания правовой базы и системы туристского образования, формирования индустрии туризма и туристского бизнеса в новой России. Анализируются особенности современного российского туризма с учетом процессов полицентризма, глобализации и информатизации, повышения роли туризма в экономической и общественной деятельности. Прогнозируются перспективные направления развития российского туризма.
Учебное пособие состоит из шести глав.
Первая глава посвящена предыстории российского туризма, в которой рассматриваются следующие темы:
- походы и путешествия в Древней и Средневековой Руси (IX-XV вв.);
- русские землепроходцы и первооткрыватели эпохи Великих географических открытий и их роль;
- экономические и социально-психологические предпосылки становления индустрии российского туризма.
Вторая глава учебного пособия освещает вопросы, касающиеся зарождения и развития туризма и экскурсионного дела в Российской империи:
- просветительский этап в становлении Российского туризма;
- предпринимательский этап в развитии российского туризма.
В третьей главе учебного пособия рассматривается развитие туризма и экскурсионного дела в СССР. Основные разделы данной главы:
- туристско-экскурсионная деятельность в первые годы советской власти (1918-1928 гг.);
- организация массового пролетарско-туристского движения и создание централизованной туристско-экскурсионной системы в СССР (1929-1935 гг.);
- формирование и развитие монопольно-институциональной структуры туристско-экскурсионной практики в СССР (1936-1945);
- восстановление и развитие туристско-экскурсионной сферы в послевоенный период (1945-1961 гг.); туристско-экскурсионное дело в 1962-1968 гг.;
- развитие туристской индустрии в СССР в 1969-1991 гг.
В Четвертой главе рассматривается российский туризм в постсоветский период (90-е годы XX века). Основные разделы данной главы:
- состояние и основные тенденции развития российского туризма в переходный период;
- формирование правовой базы российского туризма;
- реформирование индустрии туризма и становление туристского бизнеса;
- российский туризм как общественное движение.
Пятая глава учебного пособия посвящена развитию туризма в начале XXI века. Основные разделы:
- основные факторы и особенности развития российского туризма в начале XXI века;
- география туризма в современной России;
- Россия в системе международных туристских связей;
- информационные технологии в сфере туризма;
- совершенствование управления индустрией российского туризма.
Шестая глава посвящена основным направлениям развития туризма в современной России, среди которых наибольшее значение занимают культурно-познавательный, научный, спортивно-оздоровительный, экологический, социальный, лечебно-оздоровительный и другие виды туризма. Также уделено внимание перспективным видам туризма в XXI веке.
В конце каждой главы даются контрольные вопросы.
Учебное пособие содержит список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, список сокращений, а также приложение в виде хронологической таблицы основных событий в истории путешествий и туризма в России.
Учебное пособие выполнено под общей редакцией д.пед.н., профессора Власовой Т.И.
Авторский коллектив: Алексеев В.И., Байков Е.А., Баканова А.А., Барышников В.И., Вахмистрова С.И., Воронин А.Н., Гельман В.Я., Данилова М.М., Закорин Н.Д., Иванов А.В., Кулагин Р.А., Логинов Л.М., Нужнов И.Н.,
Панов Н.И., Пешкова Н.А., Попов Н.Г., Скобельцина А.С., Севастьянов Д.В., Тихомирова А.А., Федотов Ю.Н.
Данное пособие рекомендовано УМО вузов Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Туризм» по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Предназначается также для преподавателей, научных работников, соискателей и аспирантов профильных учебных заведений, а также практических работников сферы туризма.