Монография «Клавирные трио Йозефа Гайдна в контексте игрового пространства-времени» содержит разработку проблемы, связанной с воплощением игровой логики в творчестве Й. Гайдна на материале его клавирных трио. Ее появление вызвано стремлением приблизить преподавание практической дисциплины ансамблевого исполнительства к потребностям современной художественной и педагогической практики.
Исследование адресуется студентам исполнительских факультетов высших музыкальных учебных заведений, прежде всего - фортепианных, а также оркестровых, получающих дипломную квалификацию по специальности «Камерный ансамбль. Настоящее издание ориентирует студентов-исполнителей на активизацию познавательной деятельности с целью многогранного и глубокого постижения искусства камерного ансамбля, стимулирование интереса к научно-исследовательской работе, развитие творческого подхода к решению практических задач на пути к мастерству.
Оригинальность, емкость и продуктивность представленной монографии задается в ключевой мыслеформе: «универсальность игрового пространства-времени». Эта авторская установка придает игровой природе музыкальной образности надежный онтологический фундамент и вместе с тем позволяет понять музыкальное творчество как духовное творение.
В монографии впервые представлено исследование художественного содержания камерных произведений Й. Гайдна в ракурсе игрового пространства-времени; рассмотрение становления понятия игрового пространства-времени в процессе эволюции научной мысли; обнаружение общей эстетики импровизированного спектакля в оперных и инструментальных сочинениях композитора; нахождение критериев выявления персонажной образности в музыке на основе «кода узнавания»; обоснование персонажной системы музыкальных образов и включение ее в структуру театрального континуума как источника художественных идей композитора; адаптация понятий «экстерьерный» и «интерьерный» виды пространства, «фиксированный» и «мобильный» типы сюжетности, «театральный свет», «модальность - когерентность», «квипрокво» и «имбролио», «сценическая геометрия» и «кинетическая модель хронотопа»; изучение принципов гайдновского маскотворчества на различных уровнях музыкального целого.
Исследование состоит из раздела «от автора», введения, трех глав и заключения. В ходе изложения материалов приводятся музыкальные примеры из клавирных трио Й. Гайдна.
Глава первая «Историко-теоретический ракурс проблемы игрового пространства-времени» состоит из трех частей: «Становление понятия игрового пространства-времени в трудах зарубежных и отечественных исследователей», «Пространственно-временные отношения с точки зрения драмоцентризма культуры XVΙΙΙ века», «Категория игры в аспекте музыкального пространства-времени» и прослеживает динамику становления понятия игрового пространства-времени в философских, литературоведческих, театроведческих и музыковедческих трудах. Первостепенное внимание уделяется вопросам соотнесения категорий игры, пространства-времени и театральной парадигмы.
Отмечается выдающийся вклад в изучение проблемы игровой логики Й. Хейзинги,
М. Бахтина, М. Эпштейна. Пространственно-временные отношения рассматриваются в широком спектре мировоззренческих и профессиональных основ западноевропейского театра эпохи Просвещения, где принципы единства места (пространства), времени и действия становятся важнейшим порождением драматургических процессов. Подчеркивается, что игра в различном своем проявлении всегда обусловливает особый порядок и подразумевает особые правила.
При обращении к вопросам музыкального пространства-времени выделяется основополагающее значение музыковедческих трудов Е. Назайкинского, исследующего понятия игровой логики, музыкальной сюжетности и пространственно-временных отношений. Объединение достижений в различных областях научного знания позволяет осуществить в работе многоуровневый подход к категории игрового пространства-времени, что открывает новые перспективы в анализе музыкальных произведений, в понимании их строения, в изучении закономерностей композиции и типов художественного мышления.
Глава вторая «Особенности тематизма в клавирных трио Йозефа Гайдна» состоит из трех частей: «Формирование идей маскотворчества в музыке Й. Гайдна», «Традиции театрального маскотворчества», «Музыкальное маскотворчество в контексте организации игрового пространства-времени клавирных трио» и посвящена взаимосвязи художественной практики театра импровизированной комедии с ансамблевым наследием композитора. Данная глава предполагает несколько аспектов исследования, с позиций которых выявляется специфика музыкального тематизма клавирных трио, его пространственно-временные качества и театральная направленность музыкального мышления композитора. Отмечается, что музыкальные эксперименты в жанре трио исходят из передовых исканий в области драматургии, и, в частности, сценических принципов комедии dell´arte.
В связи с недостаточной информацией в музыкальной науке о героях театра итальянской комедии, обобщаются и классифицируются их характерные особенности и качества. Констатируется, что все они имеют статус «персонажа-типа» или постоянного актерского амплуа. В контексте театрального континуума инструментальная персонажная система композитора приобретает образную конкретность и наглядность, открывая панораму игрового пространства-времени. Исходя из анализа мелодических спектрограмм, тембровых характеристик, ритмоформул, жанровых моделей и интонационных лексем осуществляется идентификация тем-персонажей, выделяются их различные амплуа в музыкальном тексте клавирных трио. Обосновывается, что музыкальные персонажи подвержены динамичным изменениям и метаморфозам в игровом пространстве-времени, но всегда сохраняют свойства индивидности.
Глава третья «Особенности игрового пространства-времени в музыкальном содержании клавирных трио» состоит из двух частей: «Сюжет, фабула и интрига», «Проявление театральной парадигмы в музыкальных концепциях» и сфокусирована на исследовании игрового пространства-времени в музыкальных композициях и драматургии клавирных трио.
Категория игрового пространства-времени соотносится с театральностью творческого мышления композитора. Каждое трио представляется как некий спектакль, ограниченный во времени и обусловленный пространством иллюзорной театральной сцены, где действующими лицами являются ведущие маски итальянской комедии или их типы. Подчеркивается, что в основе композиции клавирных трио Й. Гайдна лежит некая фабула, разворачивающаяся в определенный сюжет. В ансамблевых сочинениях достигается особое единство художественного пространства и времени, соотносимое с канонами импровизированного спектакля. Музыкальные композиции трио скрепляются единым ритмом разворачивающегося представления, темы-маски действуют в универсуме, где они подчинены одним и тем же драматургическим законам. Нарушение этих законов в рамках определенного сочинения создает взрывной комический эффект разоблачения героя подобный «снятию маски».
Инструментальный театр Й. Гайдна служит эффективным средством занесения структур социального порядка в «жизненное пространство» масок. В трактовке однородного либо дискретного декорированного пространства выделяются два его типа: интерьерный (комната, зал) или экстерьерный (дворцовый двор, пленер). Рассматриваются различные варианты развязки сюжетных линий в клавирных трио, где в целом выстраивается кинетическая модель музыкального хронотопа.
В заключении подводятся общие итоги исследования, обобщаются имманентные качества гайдновских трио, фиксируется факт неисчерпаемости художественных идей композитора. Маскотворчество соотносится с карнавальностью музыкальных образов ансамблевых сочинений. Подчеркивается выдающееся значение камерного творчества Й. Гайдна для мировой музыкальной культуры. Полученные в результате исследования выводы призваны стимулировать художественно-ассоциативное мышление исполнителей и способствовать выстраиванию органичных музыкальных интерпретаций.