Физиология развивающегося организма - традиционное направление исследований, ведущее своё начало от основоположников отечественной физиологии А.А. Ухтомского,
Н.Е. Введенского, И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А. Орбели, которые придавали большое значение онтогенетическому аспекту исследований, как для понимания общих механизмов и закономерностей формирования физиологических систем, так и для выяснения особенностей формирования его на разных этапах индивидуального развития. В стандартах медицинского и биологического образования особое место занимает курс «Возрастной анатомии и физиологии». Оптимальная организация учебного процесса по этой дисциплине требует четкого структурирования пространстве и во времени различных видов учебной деятельности, в том числе и самостоятельной работы. Настоящее пособие отражает содержание и дидактическое обеспечение прохождения указанной учебной дисциплины.
Важнейшей частью «Возрастной анатомии и физиологии» является раздел о влиянии внешней среды, её макро - и микросоциальных факторов на рост и развитие детского и подросткового организма. В настоящее время существует ряд доступных, не требующих длительного времени и дорогостоящего оборудования методик, позволяющих получать информацию о психофизиологической готовности детей к обучению в школе и прогнозировать особенности их адаптации к учебной нагрузке с возможностью проведения скрининг-диагностики здоровья, внедрение их в режим жизнедеятельности. Весь курс строится так, чтобы лекции, по возможности, предшествовали лабораторный практикум, и являлись закреплением сведений, даваемых на лекциях. Большой объём постоянно возрастающей учебной информации, сжатые сроки освоения дисциплины, делают необходимым поиск различных наиболее оптимальных форм обучения, и контроля усвоения знаний студентов. Использование современного технического оснащения (компьютерного тестирования, аппаратно-программных комплексов, кино - и видео фильмов, слайдов, презентаций, наглядных пособий, атласов, таблиц, муляжей, слайдов, тематических стендов и др. способствует облегчению предложенного материала для изучения. Составленная «Комплексная программа» рассчитана на 72 учебных часа, из которых 16 часов отводится на лекции, 20 - на лабораторные занятия и 36 часов - на самостоятельную работу. Цель дисциплины: создание у студентов небиологических специальностей целостного представления о жизнедеятельности человеческого организма на различных этапах его развития и формирования. Организм - это сложная, динамическая, саморегулирующая система, которая постоянно взаимоствует с раздражителями внутренней и внешней среды организма с окружающей средой, происходящие в ней изменения и реагирует на них в строгом соответствии с потребностями организма (гомеостатические константы). Данный курс должен сформировать у студентов естественнонаучное мировоззрение, правильный взгляд на собственный организм, основанный на понимании законов его функционирования. Необходимо воспитать постоянное, компетентное внимание к анатомическим и физиологическим возможностям организма в зависимости от возраста, пола, условий жизнедеятельности, функциональных нагрузок. Студенты, прослушавшие курс дисциплины, должны иметь представление о нормальных показателях индивидуального здоровья (гомеорезис) и закономерностях физического и психофизиологического развития организма. Для развития инициативы и проявления более глубокого интереса к изучаемой дисциплине необходимо организация самостоятельной работы дома (написание рефератов, решение задач и т.д.). С этой целью вводиться отдельная тетрадь для домашних заданий и лабораторного практикума, которая по теме каждого занятия состоит из следующих разделов: указание к выполнению заданий; ответы студента к заданиям; заметки в ходе самоподготовки и на занятиях лабораторного практикума; протокол лабораторного занятия. В первую графу вносят указания для письменного ответа из ориентировочной карты соответствующей темы, во - вторую - письменные ответы во время самостоятельной работы. Третья графа служит для заметок во время самоподготовки и на лабораторном занятии. Четвертая - это протокол определенной лабораторной работы (одной или более), который состоит из цели, хода работы, полученных результатов и выводов с объяснением. Иногда к некоторым лабораторным работам добавляются специальные теоретические вопросы по теме, на которые необходимо ответить студенту после выполнения лабораторного практикума. Доступная современная литература значительно расширяет и дополняет тот объем информации, который имеется в учебнике и может быть использована не только для самоподготовки, но и для выполнения УИРС и НИРС с учетом профилизации факультетов. Структура дисциплины: курс состоит из трёх модулей: I. «Введение в возрастную физиологию»;II.«Частная возрастная физиология»; III «Интеграция физиологических функций организма в возрастном аспекте». Первый модуль курса - является основополагающим для формирования идеологии дисциплины и должен быть чётко проработан. В дальнейшем представление о целостности организма, взаимосвязи всех систем органов человека в условиях взаимодействия с окружающей средой, закономерностях роста и развития отражено во всех разделах. Особенно это касается модулей II и III. Модуль III «Интеграция физиологических функций организма в возрастном аспекте» - самый сложный во всей программе и должен быть изучен особенно тщательно. Для понимания работы любого органа и организма в целом нужно представлять себе его строение. В программе представлены основные необходимые схемы в рамках изучения курса «Возрастной анатомии и физиологии», облегчающие понимание основных закономерностей сравнительной физиологии. Помимо содержания учебного материала так же приведены формы текущего, этапного и первичного контроля усвоения знаний, примерные темы рефератов, программированный контроль, перечень практических навыков, глоссарий. В современных условиях развитие возрастной физиология в вузах переживает своеобразный этап развития новых подходов. К ним относится о - системный подход, характеризующейся рядом моментов, из них отметим некоторые:1.Изучением закономерностей организма с точки зрения биосистемы; 2. Наличием в системе двух и более связей, особое внимание уделяется системообразующим связям. В случаях изучения организма как целого (системогенез) возникает необходимость постановки проблемы целеполагания, истолковывая ее в плане современного кибернетического подхода. Во многих случаях возникает необходимость учитывать развитие систем в эволюционном плане. Подход к учебному материалу является адекватным методологическим подходом для изучения функционирования живых организмов. Современные системные исследования дали глубокую критику механистическому мировоззрению, показали необходимость изучения новых проблем возрастной анатомии и физиологии, направленных па разработку понятий «организация», «управление», «связь», «целеполагание», и др. Системный подход - одна из существенных форм оптимизации учебного процесса. Все темы программы заканчиваются краткими планами занятия, в которые добавлен необходимый объём материала, контрольными вопросами, основной и дополнительной литературой. Ответы на большинство вопросов заключаются в простом воспроизведении прочитанного. Вопросы второго уровня, требующие более глубокого осмысления материала, отмечены знаком *.
Материал программы следует изучать в той последовательности, в которой он представлен, иначе нарушится логика его восприятия. Учебный материал более высокого уровня сложности или дополнительный (для углубленного изучения предмета) выделен шрифтом, отличающимся от основного текста. Курсивом даны основные понятия и термины, а жирным шрифтом - некоторые моменты изложения, заслуживающие особого внимания. Дополнительные лабораторные работы выделены и оцениваются отдельно. Кроме содержания лекционного и учебного материала, так же приведены формы текущего, первичного, этапного контроля усвоения знаний, примерные темы рефератов, программированный контроль. Пособие может быть использовано студентами медицинских учебных заведений, аспирантами, а также учителям общеобразовательных учреждений.