Значительные демографические изменения, преимущественно регрессивного типа, являются характерной чертой развития современного общества. За последние 20 лет данные признаки отмечаются и в России. В целом они характеризуются высокой заболеваемостью, смертностью, низкой рождаемостью и уровнем продолжительности жизни населения. В России за последние 13 лет количество умерших превысило число родившихся на 11 млн. человек. При этом на сегодняшний день людей старше 65 лет более 14%. Правительство РФ и медицинская общественность озабочены фактом старения российского общества, когда 25% населения старше трудоспособного возраста (послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию, 2006, 2007 гг.), а сохранение здоровья нации - вопрос государственного значения и наш бесспорный приоритет.
В настоящее время Правительство Российской Федерации большое внимание уделяет инвестициям в человека. Подтверждением тому являются реализуемые в течение последних лет социально-ориентированные проекты в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства, а также программы по долгосрочной демографической политике. Каждый из национальных проектов напрямую или косвенно касается вопросов охраны и укрепления здоровья населения России. Правительство РФ в свою очередь призывает субъекты РФ поддерживать принятую в Российской Федерации социально-демографическую политику, активно развивать институт семьи, причем не только по интенсивному, но и по экстенсивному пути развития.
Для решения демографических вопросов необходимо не только увеличивать материальные инвестиции в социальную сферу, молодежную политику, но и продуктивно формировать правильные ориентиры и жиз-ненные ценности, направленные на укрепление здоровья молодежи. Регионам сегодня предлагается разрабатывать и внедрять новые стратегии и программы для решения демографических проблем. Однако демогра-фическую ситуацию невозможно изменить или улучшить без решения вопросов укрепления социального здоровья подрастающего поколения.
Показатели здоровья молодежи являются не только объективными индикаторами социальной успешности и качества жизни, но и критериями социального благополучия общества. В сложившейся экономической ситуа-ции подростки и молодые люди в возрасте до 25 лет, за счет которых и будет увеличиваться доля экономически активного населения страны, оказываются наиболее уязвимыми. Поэтому сохранение здоровья молодого поколения играет решающую роль в эффективном оздоровлении популяции в целом.
Следовательно, проблему сохранения и укрепления здоровья молодежи решать нужно комплексно, учитывая её изменения в динамике. Качественная реализация данной проблемы возможна только в организованных коллективах. Именно они должны сыграть решающую роль в осуществлении комплексного подхода в поддержании и укреплении здоровья молодежи.
Приоритетный национальный проект «Здоровье» предусматривает развитие профилактического направления в медицине, выход данных меро-приятий из стен медицинских учреждений и внедрение профилактики, здоро-вого образа жизни в образовательных учреждениях. Реализация национа-льного проекта решает задачу преемственности в деле укрепления здоровья молодежи на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Этим должны заниматься и руководители всех образовательных учреждений.
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья студентов, разработка методологии здоровьесохранения, принципов и методов организации здоровьесберегающего образовательного пространства, внедрение программно-технических средств по мониторингу показателей здоровья, оценка эффективности технологий в области охраны здоровья студентов - одно из приоритетных направлений учреждений образования.
Первостепенным механизмом решения вышеуказанных направлений является формирование и дальнейшее совершенствование нормативно-право-вой базы, касающейся сохранения и укрепления здоровья студентов. Многие образовательные учреждения в современных условиях вынуждены решать проблемы сохранения здоровья учащихся в отсутствие общепринятых мето-дик, что создает определенные трудности при оценке их результативности. Министерство образования РФ в письме ректорам вузов от 03.05.2001 (№291/15-30) рекомендует высшим учебным заведениям страны разработать комплексную программу «Образование и здоровье». Такие программы разра-батываются и внедряются повсеместно. В настоящее время необходимо под-вести итоги, оценить результаты работы программы. Но как это сделать?
Единой методологии в области здоровьесбережения и оценки здоровья субъектов образовательного процесса до настоящего времени не принято. Таким образом, проблема здоровья студентов имеет четко выраженную социально-экономическую сторону, поскольку здоровье - одно из обязательных условий социальной успешности будущих выпускников. Итак, забота о здоровье студентов - приоритетная задача вузовского образования. Сегодня вуз должен выступать гарантом сохранения здоровья студенчества. Это требует разработки и внедрения инновационных технологий наблюдения, коррекции, оздоровления, диагностики, лечения и реабилитации субъектов образовательного процесса (студент - преподаватель) и вспомогательного персонала.
Выход на автоматизированную систему мониторинга физического состояния субъектов образовательного процесса позволяет проводить наблюдение, оценку текущего состояния, осуществлять прогноз на перспективу и принимать управленческие решения по укреплению здоровья как студентов, так и их преподавателей.