Важнейшим направлением современной системы вузовского образования является гуманизация обучения, формирование культурных ориентаций и нравственно-эстетических установок высокоорганизованной личности. Отвечая современным требованиям, предмет «Психология художественного творчества» в системе вузовского образования решает актуальную проблему совершенствования системы подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, творческого освоения студентами специальных психолого-педагогических, художественно-эстетических знаний.
Данный Учебно-методический комплекс разработан с учетом региональных особенностей и, кроме реализации психолого-дидактических, художественно-педагогических задач, направлен на приобщение молодежи к духовно-нравственным ценностям отечественной и мировой культуры, активизацию нравственно-эстетического потенциала личности в процессе освоения основных разделов: «Природа художественного творчества»; «Природа творческих способностей»; «Художественное творчество как средство развития креативной личности». Процесс освоения содержания предмета, разработанного с использованием искусствоведческого материала, предусматривает выявление психолого-педагогического потенциала художественных произведений, проявляющегося в различных сферах творческой деятельности, способствует обучению и художественно-эстетическому воспитанию средствами различных видов искусства.
Раздел - «Природа художественного творчества» - предусматривает получение теоретических знаний о природе и функциях различных форм творчества, критериях креативности. В рамках данной темы рассматриваются основные задачи психологии творчества, психологии искусства, исследуются особенности восприятия произведений искусства во взаимосвязи с формой подачи художественного образа, являющегося выразителем идейно-эстетических представлений, мировоззренческих позиций автора.
«Природа творческих способностей» - изучает компоненты специальных и общих творческих способностей, концепции отечественных и зарубежных исследователей.
В разделе - «Художественное творчество как средство развития креативной личности» - рассматриваются особенности развития творческого начала личности в процессе приобщения к художественному наследию отечественной и мировой культуры.
Исходя из вышеизложенного, в программе дисциплины «Психология художественного творчества» определены следующие задачи: дать представление о закономерностях формирования психического облика творческой личности в зависимости от условий обучения и воспитания (общая психология); изучить психологические особенности художественно-творческой деятельности личности на основе учета возрастных возможностей, повысить эффективность преподавания учебных дисциплин художественно-эстетического цикла (возрастная психология); исследовать психологические особенности обучения и воспитания посредством освоения искусствоведческих знаний, выявить специфику развития мышления, воображения, памяти, чувств, способностей в процессе приобщения к художественно-творческой деятельности (педагогическая психология); изучить психологические закономерности формирования мировоззрения творческой личности, обусловленного традиционными нормами морали, религиозными установками, взаимоотношениями в социальных группах, коллективах, в обществе и др. (социальная психология); рассмотреть психологические закономерности создания произведений искусства, компоненты творческой деятельности, особенности художественного мышления и восприятия (психология искусства); проследить психологические закономерности основных этапов творческого процесса, особенности психологического состояния художника на различных этапах работы над произведением, анализировать компоненты творческого отношения конкретной личности к различным видам деятельности (психология творчества); рассмотреть особенности психологического восприятия ассоциативного созвучия произведений искусства различных видов художественного творчества и др.
УМК разработан с учетом богатого культурного наследия Дагестана: исследуются традиционные виды художественного творчества, органически связанные с пониманием прекрасного, мировосприятием народов республики; рассматривается неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение различных видов художественного творчества (народные промыслы и ремесла, орнаментальное искусство, хореография, фольклор и др.), определяющих в своем единстве этническое своеобразие традиционной культуры. Содержание дисциплины направлено на совершенствование художественно-педагогического, мастерства студентов, приобретение ими навыков научно-методической исследовательской работы в соответствии со спецификой аспирантуры, функционирующей при художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета.
Три основных компонента системно-комплексного обучения: теоретическая подготовка - формирование комплекса знаний по психологии художественного творчества, особенностях развития и преемственности традиций мировой художественной культуры, творчества России и Дагестана в современном обществе; художественно-практическая подготовка - освоение навыков художественно-практической разработки эскизов и авторской интерпретации художественного образа, аллегорических композиций на практических занятиях; методическая подготовка - умение использовать психолого-педагогический, искусствоведческий и художественно-практический опыт в профессиональной деятельности, владение методическим комплексом знаний, умений, навыков обучения художественному творчеству.
По завершению курса обучения студент должен: владеть профессиональным языком предметной области знания, уметь формулировать и аргументировать положения; владеть современными психолого-педагогическими методами развития художественно-творческих способностей средствами художественных произведений; владеть системой знаний по теории и истории художественного творчества в контексте отечественной этносоциальной культуры и художественной культуры народов мира; знать психологические закономерности формирования мировоззрения творческой личности, понимать психологические особенности возникновения творческого замысла, художественного образа, а так же процесса его творческого воплощения и восприятия; иметь представление о закономерностях формирования психологического облика творческой личности в зависимости от биографического фактора - условий жизни, обучения и воспитания; на основе возрастных возможностей учащихся находить оптимальные психологические приемы обучения и воспитания; иметь представление о закономерностях психологического воздействия художественных произведений на возникновение убеждений, формирование ценностных ориентаций; в самостоятельной творческой работе выражать мировоззренческую концепцию, выдерживая стилистическую направленность произведения и др.
Содержание лекций и практических занятий разработано с учетом педагогической направленности специализации, плодотворного использования психолого-педагогического художественного опыта в воспитательно-образовательном процессе. Педагогу предоставляется свобода выбора художественных произведений в качестве объектов психологического исследования, а так же предоставляется право вносить целесообразные с его точки зрения корректировки, не нарушающие общей направленности предмета.