Учебное пособие «Обучение письменной речи на английском языке» предназначено для студентов 3-5 курсов направления подготовки дипломированного специалиста 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Адресовано студентам языковых факультетов, преподавателям и учителям иностранного языка, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами культуры письменной речи на английском языке.
Данное учебное пособие посвящено обучению письменной речи на английском языке, которая является неотъемлемой составляющей коммуникативной компетентности специалиста-лингвиста.
Актуальность предлагаемого учебного пособия очевидна, поскольку до сих пор письменному аспекту речевого обучения не уделяется достаточного внимания в вузовской практике. Между тем усилившаяся потребность в письменном общении на иностранном языке (устройство на работу, обучение за рубежом, сдача международных экзаменов) определяет спрос на издание различного рода обучающих материалов. Следовательно, учебное пособие А.А. Егурновой, Г.Т. Шарлаимовой является вкладом в разработку данного направления в практике обучения специалистов по английскому языку.
Практическая ценность настоящего учебного пособия обусловлена также разумным соотношением теории и практики.
Пособие состоит из трех глав, логически связанных между собой. В первой главе «Виды письменных сообщений. Теоретический обзор» содержится необходимая теоретическая информация об особенностях письменной речи, о жанровых разновидностях письменных сообщений, о структурно-композиционных и стилистических особенностях, о типичных ошибках при написании письменных работ.
В двух последующих главах «Письменные сообщения объемом свыше 250 слов. Эссе» и «Письменные сообщения объемом от 100 до 200 слов. Письмо» подробно рассматриваются письменные сообщения различного объема, анализируются их виды, частные особенности оформления каждого вида. Все разделы снабжены богатым иллюстративным материалом, в том числе образцами эссе (нарративного, дескриптивного, экспозитивного и аргументативного) и писем (деловых и личных), взятых из реальной языковой и учебной практики. Приводятся примеры общепринятых фраз и выражений, а также разнообразные задания для самопроверки.
В конце каждой главы содержатся практические задания, направленные на формирование лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций, которые подразумевают знание лексики, грамматики, регистров письменного общения, правил построения высказывания и объединения их в текст, умение использовать высказывание для выполнения различных коммуникативных функций (выражения собственного мнения, убеждения, аргументации, объяснения и др.). Подобные упражнения способствуют развитию логического, аналитического и критического мышления, креативности и более глубокому ознакомлению с культурой иноязычного письма.
Таким образом, представленный в данном учебном пособии теоретический и практический материал является вкладом авторов в процесс повышения профессиональной направленности обучения специалистов-лингвистов.
Настоящее пособие может быть рекомендовано преподавателям и студентам в качестве материала к курсам «Практикум по культуре речевого общения», «Практика устной и письменной речи», «Деловой английский язык», при подготовке курсовых и дипломных работ по культуре англоязычной письменной речи, а также при подготовке к сдаче государственных и международных экзаменов (раздел «Письмо»). Пособие четко структурировано, соответствует принципам доступности и наглядности. Его практическая ценность не вызывает сомнений.
В 2009 г. «Обучение письменной речи на английском языке» было рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов специальностей 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202 «Перевод и переводоведение», 031203 «Теория и практика межкультурной коммуникации».