Обращение к проблеме межпредметных связей (МПС), одного из важнейших направлений современной дидактики, вызвано отражением в содержании дисциплин естественнонаучного цикла современных тенденций развития науки, характеризующихся появлением в учебном познании общенаучных идей, методов и проблем, возникающих на стыке смежных областей познания и требующих совместного рассмотрения природных явлений.
Необходимость осуществления МПС в обучении учащихся обусловлена существующей предметной системой преподавания естественнонаучных дисциплин в школе. Каждый учебный предмет, рассматривая присущий ему определенный круг объектов и явлений окружающего мира, отражает лишь одну из сторон объективной действительности и тем самым нарушает диалектическую связь различных сторон целого.
В то же время современное состояние развития естественных наук и школьного естественнонаучного образования выдвигает на первое место необходимость формирования единой естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, диалектического мышления. Все это требует от учителей естественнонаучных дисциплин отказа от традиционного узко предметного изучения физики и биологии, усиления ориентации обучения учащихся на осуществление МПС, формирования у них обобщенных межпредметных знаний и умений. Последовательная, систематическая реализация МПС в образовательном процессе значительно усиливает его общую эффективность, а вместе с тем весьма положительно влияет на обучение, разностороннее развитие учащихся. В организации образовательного процесса в школе МПС являются важным дидактическим условием формирования прочных и глубоких знаний и умений у учащихся по предметам естественнонаучного цикла, развития у них познавательного интереса к естественным наукам.
Следует отметить, что в современных условиях школьного естественнонаучного образования успешное осуществление педагогической деятельности по реализации МПС в изучении физики и биологии усложняется следующими объективными и субъективными причинами:
- большое количество разнообразных учебных программ, их несогласованность с содержанием программ смежных предметов;
- в существующей структуре дисциплин естественнонаучного цикла физика и биология как учебные предметы не представляют единой системы, продолжают оставаться разобщенными, разрозненными по годам обучения;
- существующая на практике разобщенность учителей предметов естественнонаучного цикла;
- слабая ориентированность учителей в теории и практике реализации МПС;
- недостаточное знание содержания смежных предметов;
- недостаточное количество методических и дидактических материалов по реализации МПС в процессе изучения физики и биологии;
- отсутствие у многих учителей естественнонаучных дисциплин опыта реализации МПС;
- отсутствие со стороны методистов, администрации школ должного руководства и методической помощи;
- отсутствие планомерной и систематической подготовки учителей естественнонаучных дисциплин как в педагогических вузах, так и в период последипломного обучения учителей на курсах повышения квалификации в ИПК;
- более высокие требования, предъявляемые к уровню профессионально-педагогической компетентности учителей, в том числе и в рамках проблемы межпредметных связей.
Все это существенно затрудняет обучение учащихся на основе межпредметных связей.
Широкое использование МПС позволяет формировать у учащихся не только обобщенные знания по предметам естественнонаучного цикла, но и умения осуществлять синтез и перенос знаний смежных предметов, устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы, систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении физики и биологии, решать задачи, требующие комплексного применения знаний.
Использование МПС в процессе изучения биологии направлено на отбор и конструирование содержания учебного предмета - биологии с включением в него межпредметной информации из физики, а также формирование специального представления у учащихся о принципе, механизме межпредметного переноса знаний и умений, чтобы школьники могли усвоить не только результаты интеграции знаний, но и деятельность по установлению МПС.
В представленной вниманию читателя монографии предпринята попытка теоретического обоснования необходимости реализации МПС в обучении учащихся основной школы. В ней раскрываются дидактические основы МПС, анализируются программы и учебники по физике и биологии, рассматриваются межпредметные связи физики и биологии в конкретных темах по биологии, приводятся примеры познавательных задач, требующих комплексного применения знаний смежных предметов
Авторы монографии ставили перед собой задачу раскрыть перед студентами и учителями физики и биологии систему основных теоретических и методических вопросов проблемы межпредметных связей, создав тем самым целостное представление об этом важном направлении современной дидактики.
В теоретической части монографии представлен анализ проблемы межпредметных связей, рассмотрены различные подходы к определению сущности понятия «межпредметные связи», сформулированы основные цели их реализации в учебном процессе биологии во взаимосвязи с физикой, определены их функции и виды, описана методика формирования межпредметных умений.
В практико ориентированной части монографии для учителей биологии представлен межпредметный материал по физике и биологии, который отобран так, что учитель может его использовать на учебных занятиях по своему усмотрению в зависимости от целей занятия, актуальности и востребованности учебного материала, необходимого для более осознанного усвоения биофизических знаний на уроках биологии, уровня подготовленности учащихся к восприятию этой информации. Учебный материал, содержащий межпредметную информацию, может включаться учителем в различные этапы учебного занятия: повторение знаний, изучение нового материала, закрепление знаний и проверка умений учащихся решать качественные и количественные задачи, требующие применения знаний смежного предмета. Таким образом, учитель, имея необходимую межпредметную информацию, самостоятельно конструирует занятие, реализуя свой творческий потенциал.
Анализ программ и учебных пособий по биологии и физики позволил скорректировать действующие учебные программы по биологии и рассмотреть содержание основных тем курса биологии «Человек».
Рассмотренный в монографии вариант реализации межпредметных связей физики с биологией, на наш взгляд, раскрывает большие возможности для дальнейшего совершенствования школьного естественнонаучного образования.
Монография окажет определенную помощь студентам, будущим учителям биологии, методистам и преподавателям педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образования, а также учителям биологии и физики в организации обучения учащихся основной школы биологии во взаимосвязи с физикой.